Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.06.2016 ПО ДЕЛУ N А60-11384/2016

Требование: О признании недействительными решения антимонопольного органа о необоснованном отказе органа местного самоуправления от проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предписания.

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июня 2016 г. по делу N А60-11384/2016


Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2016 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Ю. Якушевич рассмотрел в судебном заседании дело N А60-11384/2016 по первоначальному заявлению Администрации Ленинского района города Екатеринбурга
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Уральская жилищная компания", ООО "Уральский центр коммунального сервиса", ООО "Управляющая жилищная компания "Территория-Запад", Жилищно-строительный кооператив "Успешный", Жилищно-строительный кооператив "Юго-Западный"
о признании недействительными решения и предписания, а также по встречному заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
к Администрации Ленинского района города Екатеринбурга
о возложении обязанности по совершению действий по продолжению проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Михеева, д. 2
при участии в судебном заседании:
- от Администрации Ленинского района города Екатеринбурга - Григорьева Е.И., представитель по доверенности N 32/05/65/19-49 от 25.12.2015, удост. N 36;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - Боброва Э.М., представитель по доверенности N 40 от 15.09.2015, удост. N 14560;
- от третьих лиц:
- от ООО "Управляющая жилищная компания "Территория-Запад" - Гетало А.И., представитель по доверенности от 20.01.2016, паспорт;
- от остальных третьих лиц представители в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Администрация Ленинского района города Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по жалобе N 8/18.1-2016 от 29.01.2016 года и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по жалобе N 8/18.1-2016 от 29.01.2016 года.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
ООО "Управляющая жилищная компания "Территория-Запад" представило отзыв, поддерживает позицию заявителя.
От Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило встречное заявление о возложении на Администрацию Ленинского района города Екатеринбурга обязанности по совершению действий по продолжению проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Михеева, д. 2.
Встречное заявление принято судом к производству.
В судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление о фальсификации доказательства.
Указанное ходатайство судом отклонено как необоснованное.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:

29.01.2016 г. Управлением Федеральной антимонопольной службой по Свердловской области принято решение по жалобе N 8/18.1-2016 о признании организатора торгов в лице Администрации Ленинского района города Екатеринбурга нарушившей пункт 39 Порядка проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. N 75, что выразилось в необоснованном отказе от проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 2 по ул. Михеева в г. Екатеринбурге (извещение N 211215/10789194/01 на сайте http://www.torgi.gov.ru).
Администрации Ленинского района города Екатеринбурга выдано предписание по жалобе N 8/18.1-2016, согласно которому заявителю предписано в течение 3 дней с момента размещения на сайте Решения и Предписания по жалобе N 8/18.1-2016 отменить Распоряжение от 21.01.2016 N 19/46/65 "Об отказе в проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Михеева, д. 2".
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, Администрация Ленинского района города Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом N 2 по ул. Михеева в г. Екатеринбурге введен в эксплуатацию 30.11.2015 г. на основании Разрешения N RU66302000-5358-2015, выданного Администрацией г. Екатеринбурга.
Поскольку многоквартирный дом введен в эксплуатацию 30.11.2015 г., то подлежат применению положения части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс.
Согласно статье 44 и части 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- - управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- - управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным, для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ). Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
01.12.2015 г. состоялось общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме N 2 по ул. Михеева г. Екатеринбурга. Форма проведения собрания - очное голосование. В связи с тем, что собрание не имело кворума для принятия решений, в дальнейшем для принятия решений по повестке дня было проведено заочное голосование в соответствии с п. 1 ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации. Период проведения заочного собрания: с "01" декабря 2015 г. по "17" декабря 2015 г. Одним из вопросов повестки дня был вопрос по выбору способа управления, утверждение условий договора.
21.12.2015 г. Администрацией Ленинского района города Екатеринбурга объявлен конкурс по отбору управляющей организацией для управления вышеуказанным многоквартирным домом.
Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения торгов в форме конкурса по выбору управляющей организации установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75). В соответствии с пунктом 2 Правил N 75 под организатором конкурса понимается орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс.
Пунктом 39 Правил N 75 предусмотрено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
На дату проведения заочного голосования у физических лиц, которым были переданы по актам жилые помещения в многоквартирном доме, право собственности на квартиры в установленном порядке зарегистрировано не было.
Вместе с тем, 27.12.2015 г. оформлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 2 по ул. Михеева г. Екатеринбурга, согласно которому принято решение выбрать способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО "УЖК "Территория-Запад", а также утверждены условия договора управления между каждым собственником помещений в доме N 2 по ул. Михеева и управляющей организацией ООО "УЖК "Территория-Запад" (далее по тексту - Протокол). Общее количество голосов, принадлежащих владельцам помещений в доме N 2 по ул. Михеева г. Екатеринбурга, принявших участие в заочном голосовании составило 51,25% от числа всех владельцев помещений многоквартирного дома N 2 по ул. Михеева г. Екатеринбурга; ими принято решение выбрать способ управления многоквартирным домом N 2 по ул. Михеева г. Екатеринбурга - управление управляющей организацией ООО "УЖК "Территория-Запад".
Таким образом, владельцами помещений в многоквартирном доме N 2 по ул. Михеева г. Екатеринбурга до даты проведения конкурса, по выбору управляющей компанией были приняты решения о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, и о заключении договоров управления многоквартирным домом с ООО "УЖК "Территория-Запад".
20.01.2016 г. ООО "УЖК "Территория-Запад" предоставило в Администрацию Ленинского района города Екатеринбурга письмо с приложением Протокола о выборе способа управления.
Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (часть 1 статья 162 Жилищного кодекса РФ).
20.01.2016 г. ООО "УЖК "Территория-Запад" предоставило в Администрацию Ленинского района города Екатеринбурга копии договоров, заключенных между собственниками помещений многоквартирного дома N 2 по ул. Михеева г. Екатеринбурга и ООО "УЖК "Территория-Запад".
Поскольку на установленную дату проведения конкурса решение о выборе способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме N 2 по ул. Михеева г. Екатеринбурга было принято и реализовано, 21.01.2016 г. распоряжением N 610/46/64 Администрация Ленинского района города Екатеринбурга отказалась от проведения конкурса в связи с представлением указанных документов на основании п. 39 Правил N 75, согласно которому в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о том, что строительство многоквартирного дома N 2 по ул. Михеева г. Екатеринбурга осуществлялось в соответствии с ФЗ N 214-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Данный вывод является ошибочным, поскольку между ПЖСК "Успешный" и ФГБУ "Уральское отделение Российской академии наук" был заключен инвестиционный договор.
Собственники помещений многоквартирного дома являлись членами жилищно-строительных кооперативов "Успешный" и "Юго-Западный".
Согласно п. 2.5 Договора о внесении паевого взноса в ЖСК "Юго-Западный" (данный договор является типовым для всех пайщиков), п. 1.8 Договора паевого участия ПЖСК "Успешный" (данный договор является типовым для всех пайщиков), право собственности на квартиру у Члена ЖСК возникает с момента уплаты за нее денежных средств (паевых и иных взносов) в полном объеме и государственной регистрации прав в органах государственной власти.
На основании п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Пайщики, полностью выплатившие паевые взносы, принявшие участие на общем собрании, фактически осуществляли права собственника, поэтому вправе были выбрать способ управления домом. Указанное полномочие реализовано ими на собрании, проведенном в форме заочного голосования и оформленного протоколом от 27.12.2015, который на момент проведения конкурса не оспорен и недействительным не признан.
Управляющая компания приступила к исполнению обязательств по управлению многоквартирным домом на основании названного протокола, договоров управления, заключенных с правообладателями, в связи с чем оснований для проведения конкурса по отбору управляющей организации у администрации не имелось.
Довод заинтересованного лица о том, что решения общего собрания, оформленные протоколом от 27.12.2015, не могут быть признаны решениями собственников помещений в многоквартирном доме, так как право собственности у пайщиков на момент проведения собрания не зарегистрировано в установленном законом порядке, судом отклоняется.
В статье 18 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права носит заявительный характер и производится не позднее чем в месячный срок со дня подачи правообладателем необходимых документов.
Следовательно, момент возникновения права собственности зависит непосредственно от действий пайщика.
На основании п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом. Права владения и пользования были предоставлены собственникам с момента передачи квартиры по акту приема-передачи. На основании п. п. 1, 2 ст. 224 Гражданского кодекса РФ передачей признается вручение вещи приобретателю. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя. Именно с даты фактического принятия квартиры покупатель вправе обратиться с заявлением о регистрации своего права собственности на жилое помещение.
Регистрации прав на недвижимое имущество носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер. Так, согласно ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество.
Необходимость проведения конкурса определяется наличием решения правообладателей помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом и реализации этого решения, а волеизъявление правообладателей помещений в спорном многоквартирном доме является преимущественным правом на определение судьбы своего имущества.
Поскольку в данном случае, лица, осуществляющие права собственников в отношении жилых помещений приняли решение о выборе способа управления и реализовали это решение, избрав управляющую компанию, оснований для проведения конкурса у администрации не и имелось.
Довод заинтересованного лица о том, что отказ в проведении конкурса в данном случае нарушает право организаций, желающих принять участие в конкурсе, судом не принимается, поскольку нормы действующего жилищного законодательства закрепляют приоритет волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме при решении вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом, а обязанность органов местного самоуправления по отбору управляющей организации играет компенсаторную роль в случае, когда правообладатели не имеют намерений самостоятельно определять порядок управления.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования Администрации городского округа Верхняя Пышма подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области подано встречное заявление о возложении на Администрацию Ленинского района города Екатеринбурга обязанности по совершению действий по продолжению проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Михеева, д. 2.
В обоснование заявленных требований Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ссылается на следующие обстоятельства.
Право территориального органа Федеральной антимонопольной службы обращаться в порядке ст. 53 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства предусмотрено п. 6 ч. 1 ст. 23 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и п. 7.14 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15.
В соответствии с ч. ч. 1. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.
Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По результатам рассмотрения жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления нарушений порядка организации и проведения торгов антимонопольный орган согласно ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции выдает предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Решением Свердловского УФАС России по жалобе N 8/18.1-2016-2015 от 29.01.2016 года признан факт нарушения организатором торгов в лице Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга п. 39 Порядка проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75).
Нарушение выразилось в необоснованном отказе от проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 2 по ул. Михеева. г. Екатеринбург (извещение N 211215/10789194/01).
Предписанием Свердловского УФАС России от 29.01.2016 на Администрацию Ленинского района г. Екатеринбурга возложена обязанность в течение трех дней с момента размещения на сайте Решения и Предписания по жалобе N 8/18.1-2016 отменить Распоряжение от 21.01.2016 N 19/46/65. "Об отказе в проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Михеева, д. 2".
Письмом от 08.02.2016 исх. N 65/19-17/002/154 Администрация Ленинского района г. Екатеринбурга уведомила Свердловское УФАС России о выполнении предписания от 29.01.2016 путем принятия Распоряжения от 08.02.2016 N 52/46/65 "Об отмене Распоряжения главы Администрации Ленинского района города Екатеринбурга от 21.01.2016 N 198/46/65 "Об отказе в проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Михеева. д. 2".
Отмена Распоряжения от 21.01.2016 N 198/46/65 "Об отказе в проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Михеева, д. 2" влечет за собой возникновение обязанности по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Михеева, п. 2.
Однако, поскольку решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по жалобе N 8/18.1-2016 от 29.01.2016 года и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по жалобе N 8/18.1-2016 от 29.01.2016 года признаны судом недействительными, оснований для удовлетворения встречного заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о возложении на Администрацию Ленинского района города Екатеринбурга обязанности по совершению действий по продолжению проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Михеева, д. 2 у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

Заявленные Администрацией Ленинского района города Екатеринбурга требования удовлетворить.
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по жалобе N 8/18.1-2016 от 29.01.2016 года и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по жалобе N 8/18.1-2016 от 29.01.2016 года.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Ленинского района города Екатеринбурга.
В удовлетворении встречного заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о возложении на Администрацию Ленинского района города Екатеринбурга обязанности по совершению действий по продолжению проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Михеева, д. 2 отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)