Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 25 августа 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.Э. Криночкиной рассмотрел в судебном заседании дело N А60-28435/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ Октябрьского района" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430, далее - общество "УК ЖКХ Октябрьского района")
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131, далее - департамент ГЖИСН)
о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 14.03.2016 N 29-09-06-22.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
- В предварительном судебном заседании приняли участие представители: общества "УК ЖКХ Октябрьского района" - Филимонова Е.А. (доверенность от 04.05.2016 N 43);
- департамента ГЖИСН - Корольков Е.А. (доверенность от 08.02.2016 N 29-05-36-59).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "УК ЖКХ Октябрьского района" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания департамента ГЖИСН от 14.03.2016 N 29-09-06-22.
Определением суда от 19.07.2016 назначено предварительное судебное заседание на 18.08.2016.
В предварительном судебном заседании заинтересованным лицом приобщен к материалам дела отзыв с приложением материалов проведенной проверки.
В ходе судебного заседания заявителем к материалам дела приобщено постановление по делу об административном правонарушении от 14.04.2016 N 5-136/2016.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Поступившие в материалы дела ходатайство заинтересованного лица об отложении судебного заседания в связи с загруженностью специалистов организации, а также отзыв на заявленные требования, переданы судье после судебного заседания 18.08.2016. Вместе с тем, ознакомившись с указанными документами при изготовлении судебного акта в полном объеме, судом сделан вывод о том, что доводы департамента ГЖИСН выводы суда не опровергают, оснований для отложения судебного разбирательства у суда не имелось ввиду отсутствия подтвержденных документально уважительных причин неявки представителей в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
департаментом ГЖИСН на основании приказа от 16.09.2015 N 29-11-04/87 и обращений от 24.08.2015 N 29-01-01-5001/1, в том числе из прокуратуры Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 04.09.2015 N 29-01-01-5933/3 по вопросу несогласия с предъявлением двух платежных документов для оплаты за жилищно-коммунальные услуги, проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований обществом "УК ЖКХ Октябрьского района", осуществляющего управление, эксплуатацию, содержание, ремонт жилого дома и (или) предоставление потребителям коммунальных услуг по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29.
В ходе проведения проверки установлено, что обществом "УК ЖКХ Октябрьского района" не заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями по обслуживанию дома N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге, а также не предъявляются платежные документы за коммунальные услуги "отопление", "горячее водоснабжение", "холодное водоснабжение", "водоотведение", "газоснабжение", "электроснабжение" собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге.
По результатам проведения проверки составлен акт проверки от 27.10.2016 N 29-11-05-94 и вынесено предписание от 27.10.2015 N 29-11-06-76, которым предписано в срок до 27.01.2016:
- - обеспечить соблюдение обязательных требований ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. "д" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, подп. "б" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: обеспечить заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге, в том числе реализовать свое право заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями путем обращения в суд;
- - обеспечить соблюдение обязательных требований ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: предъявлять платежные документы за коммунальные услуги "отопление", "горячее водоснабжение", "холодное водоснабжение", "водоотведение", "газоснабжение", "электроснабжение" собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге.
Департаментом ГЖИСН на основании приказа от 28.01.2016 N 29-09-04-11 проведена проверка исполнения обществом "УК ЖКХ Октябрьского района" предписания от 27.10.2015 N 29-11-06-76.
По результатам проведения проверки составлен акт проверки от 14.03.2016 N 29-09-05-11 и выдано новое предписание от 14.03.2016 N 29-11-06-11, которым предписано в срок до 10.06.2016:
- - обеспечить соблюдение обязательных требований ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. "д" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, подп. "б" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: обеспечить заключение договоров о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге, в том числе реализовать свое право заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями путем обращения в суд;
- - обеспечить соблюдение обязательных требований ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: предъявлять платежные документы за коммунальные услуги "отопление", "горячее водоснабжение", "холодное водоснабжение", "водоотведение", "газоснабжение", "электроснабжение собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, общество "УК ЖКХ Октябрьского района" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-1111, Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Свердловской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений входят в полномочия департамента ГЖИСН.
Параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации урегулировано правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство в это правоотношение вводит дополнительного субъекта, исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирном доме гражданам коммунальные услуги, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы. По смыслу параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и тому подобное) подробно урегулирован в ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, входит, в том числе, предоставление коммунальных услуг.
В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), определено, что "исполнителем" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п. 14 Правил N 354).
В соответствии с п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан, в том числе, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить в установленном порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
Во исполнение указанной обязанности лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" обращаются в ресурсоснабжающую организацию в целях заключения договора ресурсоснабжения.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что при реализованном способе управления многоквартирным домом (управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом) исполнителем коммунальных услуг является лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом. С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Аналогичная позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197, определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. "д" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, одним из которых является заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" в случае обращения в ресурсоснабжающую организацию 2 и более лиц с заявками (офертами) в отношении одного и того же многоквартирного дома или жилого дома либо представления в ресурсоснабжающую организацию заявок (оферт) в период действия ранее заключенного договора ресурсоснабжения в отношении одного и того же многоквартирного дома или жилого дома ресурсоснабжающая организация приостанавливает рассмотрение таких заявок (оферт) до установления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, правомочий на заключение договора ресурсоснабжения лиц, обратившихся с заявками (офертами), в том числе путем проведения проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации к созданию и деятельности юридических лиц и деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, которые проводятся в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственный жилищный надзор, или до принятия судом решения (в случае рассмотрения судом вопроса о законности создания и деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами).
Судом установлено, что общество "УК ЖКХ Октябрьского района" действует на основании Устава, утвержденного решением участников общества от 13.11.2009 N 13.
Предметом деятельности общества "УК ЖКХ Октябрьского района" является управление эксплуатацией жилого дома, предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования, строительство зданий и сооружений; производство общестроительных работ, техническое обслуживание, ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; предоставление коммунальных услуг; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых, электрических сетей; техническое обслуживание систем внутреннего мусороудаления; установка, эксплуатация приборов учета, их техническое обслуживание и ремонт и др.
В соответствии с протоколом от 12.03.2014 б/н рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге, общество "УК "ЖКХ Октябрьского района" признана победителем конкурса.
Обществом "УК "ЖКХ Октябрьского района" направлялись заявки по включению многоквартирного дома N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге в договоры с ЕМУП "Водоканал", ОАО "Екатеринбурггаз", Филиал "Свердловский" ОАО "Волжская ТГК", однако заявки о заключении договоров приостановлены в соответствии с п. 9 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в связи с тем, что в настоящее время в отношении дома N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге действуют ранее заключенные договоры с ФГБУН Институт экономики УрО РАН.
Таким образом, административным органом установлено, что общество "УК "ЖКХ Октябрьского района" до настоящего времени не заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями, а также не реализовало свое право путем обращения в суд.
При этом общество "УК "ЖКХ Октябрьского района" предъявляет для оплаты собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге платежные документы исключительно по жилищной услуге "содержание жилья". Платежные документы на оплату коммунальных услуг "отопление", "горячее водоснабжение", "холодное водоснабжение", "водоотведение" собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге общество "УК "ЖКХ Октябрьского района" не предъявляются. Платежные документы на оплату указанных коммунальных услуг выставляет общество с ограниченной ответственностью "Наука Сервис". На поставку газа и электрической энергии в жилые помещения между собственниками (нанимателями) жилых помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге и ресурсоснабжающими организациями заключены прямые договоры.
Заявитель указывает на то, что управляющая компания неоднократно в 2014 - 2015 годах обращалась к поставщикам энергоресурсов с заявками на включение указанного многоквартирного дома в договоры поставки энергоресурсов. Заявитель также обращался в департамент ГЖИСН, с просьбой оказать содействие в разрешении данного вопроса и обязать прекратить нарушение прав собственников жилых помещений многоквартирного дома по ул. Московская, д. 29, ФГБУН Институтом экономики УрОРАН, путем внесения изменений в договоры поставки энергоресурсов: тепловая энергия (отопление), ГВС, ХВС, водоотведение, электроснабжение, оставив объем потребления энергоресурсов только непосредственно ФГБУН Институт экономики УрОРАН, для того, чтобы управляющая компания смогла заключить договоры поставки в части жилых помещений МКД по ул. Московская, 29, с поставщиками энергоресурсов. Общество "УК "ЖКХ Октябрьского района" вело переговоры с поставщиками энергоресурсов, при этом ФГБУН Институт экономики УрОРАН и общество с ограниченной ответственностью "Наука Сервис" не идут на контакты ни с представителями управляющей компании, ни с представителями собственников жилых помещений многоквартирного дома. ФГБУН Институт экономики УрОРАН владеет в указанном многоквартирном дома нежилыми помещениями более половины площади дома, что составляет более половины голосов от общего количества голосов в данном доме, поэтому без участия ФГБУН Институт экономики УрОРАН в общих собраниях собственников помещений невозможно принять ни одного решения.
Доводы заявителя об объективном отсутствии возможности устранить выявленные нарушения к моменту проведения проверки судом не приняты, поскольку не имеют правового значения в рамках спора о признании недействительным предписания. Вопрос о привлечении заявителя к ответственности и наличии в его действиях (бездействии) вины в рамках настоящего дела не рассматривается.
Обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями возложена на общество "УК ЖКХ Октябрьского района" в силу положений законодательства и общество обязано принять все зависящие от него законные меры по соблюдению обязательных требований, в том числе путем обращения в суд. Заявителем не представлено доказательств того, что воспрепятствование в заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями обжаловалось им в судебном порядке.
Представитель департамента ГЖИСН пояснил, что в отношении ФГБУН Институт экономики УрОРАН проведена проверка соблюдения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников в многоквартирном доме по адресу ул. Московская д. 29 решения о выборе данной организации в качестве управляющей организации.
По результатам проверки установлен факт осуществления ФГБУН Институт экономики УрОРАН фактического управления многоквартирным домом N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге в отсутствие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и соответствующего решения общего собрания собственников многоквартирного дома, что послужило основанием для вынесения в отношении него предписания от 15.06.2016 N 29-05-18-108 с требованием прекратить управление многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29, прекратить начисление платы за коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29.
По факту управления многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29 без лицензии ФГБУН Институт экономики УрОРАН привлечено к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление.
Таким образом, не имеется оснований для утверждения, что требования департамента ГЖИСН, изложенные в предписании, не соответствуют положениям законодательства. Данные требования, наоборот, направлены на восстановление прав собственников помещений многоквартирного дома на получение услуги по обеспечению коммунальными ресурсами в соответствии с установленным порядком, с привлечением к реализации правоотношений лицензированной управляющей организации, уполномоченной в силу закона на выполнение функций исполнителя коммунальной услуги и несущей в связи с этим предусмотренную законодательством ответственность.
Оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Содержащиеся в оспариваемых пунктах предписания формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, а предписание исполнимым. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок не доказана.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам, нарушения его прав и законных интересов, суд пришел к выводу, что оснований для признания предписания недействительным в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 14.03.2016 N 29-09-06-22 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.08.2016 ПО ДЕЛУ N А60-28435/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2016 г. по делу N А60-28435/2016
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 25 августа 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.Э. Криночкиной рассмотрел в судебном заседании дело N А60-28435/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ Октябрьского района" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430, далее - общество "УК ЖКХ Октябрьского района")
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131, далее - департамент ГЖИСН)
о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 14.03.2016 N 29-09-06-22.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
- В предварительном судебном заседании приняли участие представители: общества "УК ЖКХ Октябрьского района" - Филимонова Е.А. (доверенность от 04.05.2016 N 43);
- департамента ГЖИСН - Корольков Е.А. (доверенность от 08.02.2016 N 29-05-36-59).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "УК ЖКХ Октябрьского района" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания департамента ГЖИСН от 14.03.2016 N 29-09-06-22.
Определением суда от 19.07.2016 назначено предварительное судебное заседание на 18.08.2016.
В предварительном судебном заседании заинтересованным лицом приобщен к материалам дела отзыв с приложением материалов проведенной проверки.
В ходе судебного заседания заявителем к материалам дела приобщено постановление по делу об административном правонарушении от 14.04.2016 N 5-136/2016.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Поступившие в материалы дела ходатайство заинтересованного лица об отложении судебного заседания в связи с загруженностью специалистов организации, а также отзыв на заявленные требования, переданы судье после судебного заседания 18.08.2016. Вместе с тем, ознакомившись с указанными документами при изготовлении судебного акта в полном объеме, судом сделан вывод о том, что доводы департамента ГЖИСН выводы суда не опровергают, оснований для отложения судебного разбирательства у суда не имелось ввиду отсутствия подтвержденных документально уважительных причин неявки представителей в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
департаментом ГЖИСН на основании приказа от 16.09.2015 N 29-11-04/87 и обращений от 24.08.2015 N 29-01-01-5001/1, в том числе из прокуратуры Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 04.09.2015 N 29-01-01-5933/3 по вопросу несогласия с предъявлением двух платежных документов для оплаты за жилищно-коммунальные услуги, проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований обществом "УК ЖКХ Октябрьского района", осуществляющего управление, эксплуатацию, содержание, ремонт жилого дома и (или) предоставление потребителям коммунальных услуг по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29.
В ходе проведения проверки установлено, что обществом "УК ЖКХ Октябрьского района" не заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями по обслуживанию дома N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге, а также не предъявляются платежные документы за коммунальные услуги "отопление", "горячее водоснабжение", "холодное водоснабжение", "водоотведение", "газоснабжение", "электроснабжение" собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге.
По результатам проведения проверки составлен акт проверки от 27.10.2016 N 29-11-05-94 и вынесено предписание от 27.10.2015 N 29-11-06-76, которым предписано в срок до 27.01.2016:
- - обеспечить соблюдение обязательных требований ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. "д" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, подп. "б" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: обеспечить заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге, в том числе реализовать свое право заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями путем обращения в суд;
- - обеспечить соблюдение обязательных требований ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: предъявлять платежные документы за коммунальные услуги "отопление", "горячее водоснабжение", "холодное водоснабжение", "водоотведение", "газоснабжение", "электроснабжение" собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге.
Департаментом ГЖИСН на основании приказа от 28.01.2016 N 29-09-04-11 проведена проверка исполнения обществом "УК ЖКХ Октябрьского района" предписания от 27.10.2015 N 29-11-06-76.
По результатам проведения проверки составлен акт проверки от 14.03.2016 N 29-09-05-11 и выдано новое предписание от 14.03.2016 N 29-11-06-11, которым предписано в срок до 10.06.2016:
- - обеспечить соблюдение обязательных требований ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. "д" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, подп. "б" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: обеспечить заключение договоров о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге, в том числе реализовать свое право заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями путем обращения в суд;
- - обеспечить соблюдение обязательных требований ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: предъявлять платежные документы за коммунальные услуги "отопление", "горячее водоснабжение", "холодное водоснабжение", "водоотведение", "газоснабжение", "электроснабжение собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, общество "УК ЖКХ Октябрьского района" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-1111, Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Свердловской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений входят в полномочия департамента ГЖИСН.
Параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации урегулировано правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство в это правоотношение вводит дополнительного субъекта, исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирном доме гражданам коммунальные услуги, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы. По смыслу параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и тому подобное) подробно урегулирован в ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, входит, в том числе, предоставление коммунальных услуг.
В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), определено, что "исполнителем" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п. 14 Правил N 354).
В соответствии с п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан, в том числе, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить в установленном порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
Во исполнение указанной обязанности лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" обращаются в ресурсоснабжающую организацию в целях заключения договора ресурсоснабжения.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что при реализованном способе управления многоквартирным домом (управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом) исполнителем коммунальных услуг является лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом. С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Аналогичная позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197, определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. "д" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, одним из которых является заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" в случае обращения в ресурсоснабжающую организацию 2 и более лиц с заявками (офертами) в отношении одного и того же многоквартирного дома или жилого дома либо представления в ресурсоснабжающую организацию заявок (оферт) в период действия ранее заключенного договора ресурсоснабжения в отношении одного и того же многоквартирного дома или жилого дома ресурсоснабжающая организация приостанавливает рассмотрение таких заявок (оферт) до установления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, правомочий на заключение договора ресурсоснабжения лиц, обратившихся с заявками (офертами), в том числе путем проведения проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации к созданию и деятельности юридических лиц и деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, которые проводятся в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственный жилищный надзор, или до принятия судом решения (в случае рассмотрения судом вопроса о законности создания и деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами).
Судом установлено, что общество "УК ЖКХ Октябрьского района" действует на основании Устава, утвержденного решением участников общества от 13.11.2009 N 13.
Предметом деятельности общества "УК ЖКХ Октябрьского района" является управление эксплуатацией жилого дома, предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования, строительство зданий и сооружений; производство общестроительных работ, техническое обслуживание, ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; предоставление коммунальных услуг; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых, электрических сетей; техническое обслуживание систем внутреннего мусороудаления; установка, эксплуатация приборов учета, их техническое обслуживание и ремонт и др.
В соответствии с протоколом от 12.03.2014 б/н рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге, общество "УК "ЖКХ Октябрьского района" признана победителем конкурса.
Обществом "УК "ЖКХ Октябрьского района" направлялись заявки по включению многоквартирного дома N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге в договоры с ЕМУП "Водоканал", ОАО "Екатеринбурггаз", Филиал "Свердловский" ОАО "Волжская ТГК", однако заявки о заключении договоров приостановлены в соответствии с п. 9 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в связи с тем, что в настоящее время в отношении дома N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге действуют ранее заключенные договоры с ФГБУН Институт экономики УрО РАН.
Таким образом, административным органом установлено, что общество "УК "ЖКХ Октябрьского района" до настоящего времени не заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями, а также не реализовало свое право путем обращения в суд.
При этом общество "УК "ЖКХ Октябрьского района" предъявляет для оплаты собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге платежные документы исключительно по жилищной услуге "содержание жилья". Платежные документы на оплату коммунальных услуг "отопление", "горячее водоснабжение", "холодное водоснабжение", "водоотведение" собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге общество "УК "ЖКХ Октябрьского района" не предъявляются. Платежные документы на оплату указанных коммунальных услуг выставляет общество с ограниченной ответственностью "Наука Сервис". На поставку газа и электрической энергии в жилые помещения между собственниками (нанимателями) жилых помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге и ресурсоснабжающими организациями заключены прямые договоры.
Заявитель указывает на то, что управляющая компания неоднократно в 2014 - 2015 годах обращалась к поставщикам энергоресурсов с заявками на включение указанного многоквартирного дома в договоры поставки энергоресурсов. Заявитель также обращался в департамент ГЖИСН, с просьбой оказать содействие в разрешении данного вопроса и обязать прекратить нарушение прав собственников жилых помещений многоквартирного дома по ул. Московская, д. 29, ФГБУН Институтом экономики УрОРАН, путем внесения изменений в договоры поставки энергоресурсов: тепловая энергия (отопление), ГВС, ХВС, водоотведение, электроснабжение, оставив объем потребления энергоресурсов только непосредственно ФГБУН Институт экономики УрОРАН, для того, чтобы управляющая компания смогла заключить договоры поставки в части жилых помещений МКД по ул. Московская, 29, с поставщиками энергоресурсов. Общество "УК "ЖКХ Октябрьского района" вело переговоры с поставщиками энергоресурсов, при этом ФГБУН Институт экономики УрОРАН и общество с ограниченной ответственностью "Наука Сервис" не идут на контакты ни с представителями управляющей компании, ни с представителями собственников жилых помещений многоквартирного дома. ФГБУН Институт экономики УрОРАН владеет в указанном многоквартирном дома нежилыми помещениями более половины площади дома, что составляет более половины голосов от общего количества голосов в данном доме, поэтому без участия ФГБУН Институт экономики УрОРАН в общих собраниях собственников помещений невозможно принять ни одного решения.
Доводы заявителя об объективном отсутствии возможности устранить выявленные нарушения к моменту проведения проверки судом не приняты, поскольку не имеют правового значения в рамках спора о признании недействительным предписания. Вопрос о привлечении заявителя к ответственности и наличии в его действиях (бездействии) вины в рамках настоящего дела не рассматривается.
Обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями возложена на общество "УК ЖКХ Октябрьского района" в силу положений законодательства и общество обязано принять все зависящие от него законные меры по соблюдению обязательных требований, в том числе путем обращения в суд. Заявителем не представлено доказательств того, что воспрепятствование в заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями обжаловалось им в судебном порядке.
Представитель департамента ГЖИСН пояснил, что в отношении ФГБУН Институт экономики УрОРАН проведена проверка соблюдения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников в многоквартирном доме по адресу ул. Московская д. 29 решения о выборе данной организации в качестве управляющей организации.
По результатам проверки установлен факт осуществления ФГБУН Институт экономики УрОРАН фактического управления многоквартирным домом N 29 по ул. Московская в г. Екатеринбурге в отсутствие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и соответствующего решения общего собрания собственников многоквартирного дома, что послужило основанием для вынесения в отношении него предписания от 15.06.2016 N 29-05-18-108 с требованием прекратить управление многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29, прекратить начисление платы за коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29.
По факту управления многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29 без лицензии ФГБУН Институт экономики УрОРАН привлечено к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление.
Таким образом, не имеется оснований для утверждения, что требования департамента ГЖИСН, изложенные в предписании, не соответствуют положениям законодательства. Данные требования, наоборот, направлены на восстановление прав собственников помещений многоквартирного дома на получение услуги по обеспечению коммунальными ресурсами в соответствии с установленным порядком, с привлечением к реализации правоотношений лицензированной управляющей организации, уполномоченной в силу закона на выполнение функций исполнителя коммунальной услуги и несущей в связи с этим предусмотренную законодательством ответственность.
Оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Содержащиеся в оспариваемых пунктах предписания формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, а предписание исполнимым. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок не доказана.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам, нарушения его прав и законных интересов, суд пришел к выводу, что оснований для признания предписания недействительным в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 14.03.2016 N 29-09-06-22 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК
С.Е.КАЛАШНИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)