Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 10.04.2017 ПО ДЕЛУ N А71-1408/2017

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2017 г. по делу N А71-1408/2017


Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С. Коковихиной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению товарищества собственников жилья "Автозаводская, 11", г. Ижевск о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Устиновского района города Ижевска о назначении административного наказания N 14 от 19.01.2017, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
установил:

Товарищество собственников жилья "Автозаводская, 11" (далее ТСЖ "Автозаводская, 11", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при администрации Устиновского района города Ижевска (далее административная комиссия, ответчик) о назначении административного наказания N 14 от 19.01.2017.
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Судом приобщены к материалам дела отзыв и дополнительные документы, представленные ответчиком 06.03.2017. Возражений на отзыв ответчика и представленные доказательства от заявителя в суд не поступило.
В соответствии со ст.ст. 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Из представленных по делу доказательств следует, что 13.12.2016, а также 14.12.2016 при осмотре придомовой территории многоквартирного дома N 11 по ул. Автозаводская г. Ижевска, выявлено, что ТСЖ "Автозаводская, 11" не обеспечивает содержание территории, прилегающей к жилому дому, находящейся в границах для содержания, определяемых в соответствии с планом границ земельного участка, имеющего асфальтовое покрытие, а именно: не осуществляет уборку проезжей части придомовой территории жилого дома от зимней скользкости и снега, в результате чего образовалась колея, которая создает неудобства продвижению пешеходов и движению автотранспорта, тем самым не обеспечено право граждан на благоприятную среду обитания. Выявленные нарушения отражены в актах осмотра территории (объекта) от 13.12.2016 и от 14.12.2016, к которым приложены фототаблицы, схемы места осмотра территории.
23.12.2016 ТСЖ "Автозаводская, 11" получено извещение-вызов на составление протокола об административном правонарушении (почтовое уведомление N 42607006105263).
10.01.2017 административной комиссией в присутствии представителя заявителя по доверенности от 21.09.2016 Соловьевой Н.В. составлен протокол N 18УР1601001 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее Закон N 57-РЗ).
Копия протокола, содержащего уведомление о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, вручена ТСЖ "Автозаводская, 11", о чем имеется соответствующая отметка.
19.01.2017 административной комиссией в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя ТСЖ "Автозаводская, 11" вынесено постановление N 14, согласно которому ТСЖ "Автозаводская, 11" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Считая привлечение к ответственности незаконным, Товарищество обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования Товарищество указало, что вмененное правонарушение не подпадает под ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ. Из фотографий не следует о наличии зимней скользкости, наледи, колеи на проезжей части. Административным органом не доказана как объективная, так субъективная сторона деяния. Доказательств того, что ТСЖ "Автозаводская, 11" умышленно нарушены правила благоустройства материалы дела не содержат, как и не содержат доказательств того, что наледь, скользкость образовались в течение длительного времени. Задолго до составления протокола проезжая часть, с учетом погодных условий очищена от снега, наледи, скользкости силами дворника и техники, о чем свидетельствует акт от 23.12.2016, фотографии от 23.12.2016. Совершенное правонарушение является малозначительным.
Административный орган требования заявителя не признал, указал, что на момент осмотра работы по очистке территории от снега, зимней скользкости не велись. Наличия интенсивных осадков, препятствующих проведению работ по очистке территории, из представленных доказательств не усматривается. Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности. Административным органом назначено наказание соразмерно характеру совершенного деяния. Каких-либо процессуальных нарушений в ходе привлечения заявителя к ответственности административным органом допущено не было. Оснований для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что требования заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (ст. 2 Закона N 131-ФЗ).
Правилами благоустройства г. Ижевска, утвержденными решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 (далее Правила N 308) установлены обязательные для исполнения требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Пунктом 3.1.3 Правил благоустройства N 308 установлено, что в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица обязаны обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений.
В силу подпункта 3.2.1 Правил благоустройства N 308 запрещается загрязнять и засорять территорию, здания, строения города, объекты благоустройства.
Физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание (в том числе очистку и уборку), а также обеспечивать благоустройство объектов благоустройства самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств (пункт 4.1 Правил благоустройства N 308).
В силу пункта 4.2 Правил благоустройства N 308 ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
Согласно пункту 4.3 Правил благоустройства N 308 содержание объектов благоустройства (в том числе территорий) в городе Ижевске осуществляются, в т.ч. в осенне-зимний период - с 1 ноября по 14 апреля.
На основании п. 4.5.1 Правил благоустройства N 308 мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе включаю себя очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров, бульваров и площадей от снега; погрузку и вывоз снега; в случае скользкости - посыпку песком, обработку противогололедными материалами; удаление снежно-ледяных образований и уплотненного снега; рыхление снега и организацию отвода талых вод (в весенние месяцы); работы по уборке территории от мусора, грязи, опавших листьев; подметание территорий.
Пунктом 4.5.12 Правил благоустройства N 308 установлено, что в осенне-зимний период все тротуары, дворы с асфальтовым покрытием, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и участки с асфальтовым покрытием очищаются от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаются песком, песко-соляной смесью, ПГМ до 10 часов утра.
В силу п. 4.5.8 Правил благоустройства N 308 в период снегопадов, образования зимней скользкости, гололеда, обледенений объекты улично-дорожной сети должны обрабатываться ПГМ, песком с примесью хлоридов. Посыпка должна производиться немедленно с начала снегопада или появления зимней скользкости, гололеда, обледенений. Тротуары посыпаются песком, песко-соляной смесью, ПГМ. Общее время на обработку тротуаров не должно превышать 12 часов с начала снегопада.
Механизированное подметание и ручная зачистка на тротуарах, лестничных сходах и пешеходных дорожках начинаются с момента начала снегопада. Время для выполнения снегоуборочных работ на тротуарах не должно превышать 24 часов после окончания снегопада.
Согласно п. 4.5.17 Правил благоустройства N 308 при осуществлении мероприятий по содержанию территорий зданий и сооружений, тротуаров, пешеходных дорожек, проездов, дорог должна быть обеспечена посыпка противогололедным материалом, обеспечивающая безопасное передвижение пешеходов и транспортных средств. В любом случае должна быть ликвидирована зимняя скользкость, гололед, обледенения территории в течение одного рабочего дня с момента обращения граждан, государственных органов, органов местного самоуправления или заинтересованных лиц.
Все работы по уборке и содержанию территории многоквартирного дома должны быть закончены к 10 часам утра. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями, уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (п. 4.6.3.8 Правил благоустройства).
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" не проведение предусмотренных муниципальными правовыми актами работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе работ по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятнадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Автозаводская, 11, находится в управлении ТСЖ "Автозаводская, 11", которое является лицом, ответственным за организацию и надлежащее содержание общего имущества собственников указанного многоквартирного жилого дома и на него распространяется действие Правил благоустройства N 308.
Актами осмотра территории (объекта) от 13.12.2016, 14.12.2016, фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от 10.01.2017 N 18УР1601001, подтверждается, что ТСЖ "Автозаводская, 11" нарушены предусмотренные муниципальными правовыми актами установленные сроки и порядок проведения работы по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, а именно: на придомовой территории многоквартирного жилого дома N 11 по ул. Автозаводская г. Ижевска не осуществляется уборка проезжей части придомовой территории жилого дома от зимней скользкости и снега, в результате чего образовалась колея, которая создает неудобства продвижению пешеходов и движению автотранспорта, тем самым не обеспечено право граждан на благоприятную среду обитания. На момент осмотра работы по уборке снега и обработке противогололедными материалами не проводились.
Доводы заявителя о том, что фотографии не свидетельствуют о наличии зимней скользкости, наледи, колеи на проезжей части судом отклоняются, как не подтвержденные материалами дела.
Довод заявителя о том, что задолго до составления протокола проезжая часть, с учетом погодных условий очищена от снега, наледи, скользкости силами дворника и техники, о чем свидетельствуют акт от 23.12.2016, фотографии от 23.12.2016, судом отклоняется, поскольку представленными заявителем в материалы дела доказательствами не опровергнуто наличие вменяемого заявителю правонарушения, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено. Событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в несвоевременном проведении необходимых работ по содержанию придомовой территории в зимний период, по проведению уборки проезжей части придомовой территории жилого дома от зимней скользкости и снега, в соответствии с установленными требованиями установлена административной комиссией и подтверждена материалами административного дела. Заявителем не представлено доказательств объективной невозможности проведения необходимых работ по содержанию придомовой территории в зимний период, по удалению зимней скользкости и обледенелого наката в соответствии с установленными требованиями, а также принятия всех зависящих от него мер по недопущению нарушений. В деле отсутствуют доказательства того, что заявителем предпринимались действия, которые препятствовали бы совершению административного правонарушения.
С учетом изложенного, суд считает, что в действиях ТСЖ "Автозаводская, 11" содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ, следовательно, привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ является правомерным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, обществу была обеспечена возможность реализовать предоставленные законом права и гарантии. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя заявителя, постановление о назначении административного наказания вынесено в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.
При выявлении, квалификации правонарушения и привлечении ТСЖ "Автозаводская, 11" к ответственности административная комиссия действовала в рамках полномочий и компетенции, установленных Законом Удмуртской Республики от 17.09.2007 N 53-РЗ "Об административных комиссиях в Удмуртской Республике".
ТСЖ "Автозаводская, 11" правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ за нарушение требований муниципальных нормативно-правовых актов, касающихся порядка содержания объектов благоустройства.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное наказание соответствует размеру санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 11.2 Закона УР N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений". Санкция применена в пределах установленных законодательством с учетом степени общественной опасности правонарушения в минимальном размере.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено. Характер совершенного правонарушения и степень его опасности, угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с наличием зимней скользкости на пешеходных дорожках, пренебрежительное отношение правонарушителя к выполнению требований Правил благоустройства N 308, не позволяет суду применить в данном случае положения ст. 2.9 КоАП РФ. Добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Согласно статье 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.
Указанных в названной норме обстоятельств, при рассмотрении дела судом не установлено, следовательно, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административной комиссии не имеется.
При изложенных обстоятельствах, правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска о назначении административного наказания от 19.01.2017 N 14, вынесенного в отношении Товарищества собственников жилья "Автозаводская, 11", г. Ижевск отсутствуют, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:

В удовлетворении заявления товарищества собственников жилья "Автозаводская, 11", г. Ижевск о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Устиновского района города Ижевска о назначении административного наказания N 14 от 19.01.2017, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Т.С.КОКОВИХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)