Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой Н.Ю.,
при участии:
- от заявителя: Левкина А.В., паспорт, доверенность от 13.04.2017;
- от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области,
на решение Арбитражный суд Свердловской области
от 01 августа 2017 года по делу N А60-28206/2017,
вынесенное судьей П.Н.Киреевым,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Территория-Север" (ИНН 6658213898, ОГРН 1056602815642)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
об оспаривании предписания,
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Территория-Север" (далее - общество, ООО УЖК "Территория-Север") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) N 29-05-11-102 от 28.04.2017.
Решением Арбитражный суд Свердловской области от 01 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание департамента признано недействительным, на заинтересованное лицо судом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новое решение о признании оспариваемого предписания законным.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что условия договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, д. 97, согласованы между его сторонами, ставка платы за содержание жилого помещения утверждена в размере 18,26 руб. за кв. м; на момент проверки изменений в условия договора управления данным многоквартирным домом в установленном гражданским и жилищным законодательством порядке не внесено, что не допускает применения ООО УЖК "Территория-Север" платы за содержание жилого помещения в размере 24,68 руб.
ООО УЖК "Территория-Север" по мотивам, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании обращения жителя многоквартирного дома N 97 по ул. Бакинских Комиссаров в г. Екатеринбурге и приказа от 29.03.2017 N 29-05-09-102 проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения ООО УЖК "Территория-Север" требований, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, в части соблюдения требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, д. 97.
В ходе проверки выявлено следующее нарушение требований ч. 7 ст. 156, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, выразившееся в необоснованном применение обществом с 01.12.2015 размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, д. 97, в размере 24,68 руб. за кв. м при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, оформленного протоколом от 30.08.2011, об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в данном многоквартирном доме в размере 18,26 руб. за кв. м.
По результатам проверки составлен акт N 29-05-10-102 от 28.04.2017 и вынесено предписание N 29-05-11-102 от 28.04.2017, в соответствии с которым обществу предписано применять плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, оформленным протоколом от 30.08.2011, а также осуществить перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения с 01.12.2015 в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, оформленным протоколом от 30.08.2011.
Не согласившись с предписанием департамента, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при разрешении спора установил предусмотренную ч. 2 ст. 201 АПК РФ совокупность оснований для признания оспариваемого предписания недействительными и удовлетворил заявленные требования.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
С учетом положений ч. 2, п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, подп. 5 п. 9, подп. 13 п. 11 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.
Из материалов дела следует, что основанием для вынесения оспариваемого предписания послужили выводы департамента о несоблюдении заявителем требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, д. 97.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме, выбравшим способ управления домом и заключившим договор с управляющей организацией, предоставлено право утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 названных Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Принимая во внимание, что собственникам помещений в спорном многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 18,26 руб. за кв. м установлен на основании решения оформленного протоколом от 30.08.11 на 2011 и 2012 годы, иного решения, позволявшего управляющей организации начислять плату в размере 18,26 руб. за кв. м в период с 01.12.15 не имеется, признав протоколы от 21.07.2013 г. и протокол N 1 от 25.08.2014 ненадлежащими доказательствами, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности применения управляющей компанией при начислении платы за содержание и ремонт жилого помещения ставки, установленной органом местного самоуправления, и, как следствие, о несоответствии оспариваемого предписания закону и нарушении им прав и законных интересов общества.
Между тем, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные ООО УЖК "Территория - Север" требования, не учел следующее.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения возможно только по результатам проведенного в указанном порядке общего собрания либо внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников законодательством определен способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании, а в случае непринятия такого решения собственниками, размер платы устанавливается органом местного самоуправления.
Установление платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме в ином порядке действующим законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, ООО УЖК "Территория-Север" осуществляет управление многоквартирным домом N 97 по ул. Бакинских Комиссаров г. Екатеринбурга на основании решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от 30.08.2011 г.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома оформленного протоколом от 30.08.2011, собственниками помещений жилого дома утвержден годовой план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме на 2011 г. и на 2012 г. с установлением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 18,26 руб. за кв. м.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственники помещений в многоквартирном доме воспользовались предоставленным им правом принятия на общем собрании соответствующего решения об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества на 2011-2012 года.
ООО УЖК "Территория-Север" уведомило собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, д. 97 об изменении с 01.08.2013 размера платы за услуги и работы по содержанию жилья, выполняемые по договору управления, и предложило вынести на общее собрание собственников вопрос об утверждении размера платы и представить протокол решения общего собрания в УЖК "Территория-Север" до 25.07.2013 (т. 1 л.д. 48).
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, д. 97, проведенного при наличии кворума в форме заочного голосования в период с 22.07.2013 по 23.07.2013, оформленного протоколом от 22.07.2013, собственниками помещений многоквартирного дома принято решение о несогласии с увеличением размера оплаты за услуги и работы по содержанию жилья с 01.08.2013, выполняемые по договору между ООО УЖК "Территория-Север" и собственниками помещений указанного многоквартирного дома (т. 1 л.д. 51-53).
Доказательств оспаривания в установленном порядке законности указанного решения общего собрания собственников помещений, признания его недействительным не представлено.
Таким образом, решения об увеличении размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственники помещений указанного многоквартирного дома не принято, то есть собственники помещений не выразили свою волю на изменение размера платы, принятого на общем собрании собственников помещений от 30.08.2011.
В последующем, собственниками помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Бакинских Комиссаров г. Екатеринбурга решения об установлении иного размера платы за содержание жилого помещения также не принимались.
В соответствии с принятым собственниками помещений решением от 30.08.2011 начисление платы за содержание и ремонт жилья до декабря 2015 производилось обществом с применением установленного собственниками размера платы.
В 2015 году ООО УЖК "Территория-Север" вновь выступило инициатором общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома, в повестку которого был включен вопрос об утверждении размера платы за услуги по управлению многоквартирным домом, работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, оформленного в виде Финансового плана по управлению, содержанию, текущему ремонту общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме на период действия с 01.12.2015 по 30.11.2016.
Общее собрание проводилось в очной форме 02.12.2015, при проведении общего собрания кворум для принятия решения об установлении размера платы отсутствовал.
В период с 24.11.2015 по 29.11.2015 было проведено общее собрание собственников в заочной форме, оформленное протоколом от 08.12.2015, при проведении общего собрания в заочной форме кворум для принятия решения об установлении размера платы также отсутствовал.
Однако, как установлено судом первой инстанции плата за содержание и ремонт жилого помещения в указанном многоквартирном доме с 01.12.2015 определялась управляющей компанией, исходя из размера, установленного постановления Администрации города Екатеринбурга от 05.08.2014 N 2206, в размере 24,68 руб. за кв. м.
Следовательно, в период с 1 декабря 2015 г. ООО УЖК "Территория-Север" применяется размер платы за содержание жилого помещения, установленный органом местного самоуправления.
Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, установленные по делу фактические обстоятельства и представленные доказательства в их совокупности, апелляционный суд полагает, что действия заявителя по применению в спорный период размера платы за содержание ремонт жилого помещения собственникам помещений в доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, отличного от того, который был утвержден решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, являются неправомерными. Основания для применения иного размера платы на содержание и ремонт помещений в многоквартирном доме, в том числе по муниципальному тарифу при наличии ранее утвержденного общим собранием собственников помещений от 30.08.2011 размера платы в сумме 18,26 руб., а также решения от 22.07.2013, которым собственники отказались изменить указанный размер платы, у общества отсутствовали.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции отмечается, что непринятие на общем собрании собственников, в том числе в связи с отсутствием кворума, решения по вопросу установления иного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений не влечет обязанности применения тарифа, установленного органом местного самоуправления, при наличии ранее утвержденного общим собранием собственников размера платы.
Выводы суда первой инстанции о том, что отсутствуют правовые основания для применения платы за содержание и ремонт в размере 18,26 руб. за 1 кв. м, поскольку указанный размер установлен на 2011-2012 годы, иного решения, позволяющего управляющей организации начислять плату в размере 18,26 руб. в период с 01.12.2015, не имеется, в связи с чем, использование обществом муниципального тарифа правомерно, а оспариваемое предписание незаконно, являются неверными как несоответствующие обстоятельствам дела и основанные на неправильном применении норм материального права.
Кроме того, судом апелляционной инстанции указывается на то, что в качестве доказательств сохранения с 01.08.2013, а также с 01.09.2014 размера платы за услуги и работы по содержанию жилья, выполняемые по договору с ООО УЖК "Территория-Север", в размере 18,26 руб. за 1 кв. м в материалы дела представлены протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, от 21.07.2013 и 25.08.2014 соответственно.
Суд первой инстанции указал на свое критические отношение к представленным протоколам и не принял их в качестве доказательств по причине того, что указанные протоколы управляющей организации не представлялись, с чем судебная коллегия апелляционного суда согласиться не может.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 3 пункта 15, в пункте 18 Постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок обжалования в суд решения, принятого общим собранием собственников помещений в таком доме, установлены статьями 45 и 46 Жилищного кодекса, а также главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении существенного условия договора управления многоквартирным домом о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, признанное недействительным решением суда, не подлежит применению.
В свою очередь, вопрос о законности общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и принятых им решений относится к подведомственности суда общей юрисдикции.
Поскольку доказательства проверки в судебном порядке законности проведения общих собраний собственников жилых помещений, указанных в протоколах от 21.07.2013 и N 1 от 25.08.2014, и принятых по результатам данных собраний решений, а также признания их (протоколов) незаконными отсутствуют, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания их ненадлежащими доказательствами по настоящему делу.
При этом, сам факт отсутствия указанных протоколов у общества не может свидетельствовать как о непринятии собственниками многоквартирного дома соответствующих решений, так и о соответствии закону применяемого управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Доводы общества, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, о том, что утвержденный собственниками помещений на содержание и ремонт жилого помещения тариф в размере 18,26 руб. действовал до 31.12.2012, иных решений об утверждении размера платы за содержание и ремонт имущества в многоквартирном доме N 97 по ул. Бакинских Комиссаров в г. Екатеринбурге собственниками помещений не принималось, следовательно, должен применяться размер платы, установленный органом местного самоуправления, основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и отсутствии предусмотренных ст. 198, 200, 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица в данной части являются обоснованными.
Таким образом, апелляционная жалоба Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене на основании ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражный суд Свердловской области от 01 августа 2017 года по делу N А60-28206/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2017 N 17АП-14148/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-28206/2017
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2017 г. N 17АП-14148/2017-АК
Дело N А60-28206/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой Н.Ю.,
при участии:
- от заявителя: Левкина А.В., паспорт, доверенность от 13.04.2017;
- от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области,
на решение Арбитражный суд Свердловской области
от 01 августа 2017 года по делу N А60-28206/2017,
вынесенное судьей П.Н.Киреевым,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Территория-Север" (ИНН 6658213898, ОГРН 1056602815642)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
об оспаривании предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Территория-Север" (далее - общество, ООО УЖК "Территория-Север") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) N 29-05-11-102 от 28.04.2017.
Решением Арбитражный суд Свердловской области от 01 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание департамента признано недействительным, на заинтересованное лицо судом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новое решение о признании оспариваемого предписания законным.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что условия договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, д. 97, согласованы между его сторонами, ставка платы за содержание жилого помещения утверждена в размере 18,26 руб. за кв. м; на момент проверки изменений в условия договора управления данным многоквартирным домом в установленном гражданским и жилищным законодательством порядке не внесено, что не допускает применения ООО УЖК "Территория-Север" платы за содержание жилого помещения в размере 24,68 руб.
ООО УЖК "Территория-Север" по мотивам, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании обращения жителя многоквартирного дома N 97 по ул. Бакинских Комиссаров в г. Екатеринбурге и приказа от 29.03.2017 N 29-05-09-102 проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения ООО УЖК "Территория-Север" требований, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, в части соблюдения требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, д. 97.
В ходе проверки выявлено следующее нарушение требований ч. 7 ст. 156, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, выразившееся в необоснованном применение обществом с 01.12.2015 размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, д. 97, в размере 24,68 руб. за кв. м при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, оформленного протоколом от 30.08.2011, об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в данном многоквартирном доме в размере 18,26 руб. за кв. м.
По результатам проверки составлен акт N 29-05-10-102 от 28.04.2017 и вынесено предписание N 29-05-11-102 от 28.04.2017, в соответствии с которым обществу предписано применять плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, оформленным протоколом от 30.08.2011, а также осуществить перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения с 01.12.2015 в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, оформленным протоколом от 30.08.2011.
Не согласившись с предписанием департамента, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при разрешении спора установил предусмотренную ч. 2 ст. 201 АПК РФ совокупность оснований для признания оспариваемого предписания недействительными и удовлетворил заявленные требования.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
С учетом положений ч. 2, п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, подп. 5 п. 9, подп. 13 п. 11 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.
Из материалов дела следует, что основанием для вынесения оспариваемого предписания послужили выводы департамента о несоблюдении заявителем требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, д. 97.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме, выбравшим способ управления домом и заключившим договор с управляющей организацией, предоставлено право утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 названных Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Принимая во внимание, что собственникам помещений в спорном многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 18,26 руб. за кв. м установлен на основании решения оформленного протоколом от 30.08.11 на 2011 и 2012 годы, иного решения, позволявшего управляющей организации начислять плату в размере 18,26 руб. за кв. м в период с 01.12.15 не имеется, признав протоколы от 21.07.2013 г. и протокол N 1 от 25.08.2014 ненадлежащими доказательствами, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности применения управляющей компанией при начислении платы за содержание и ремонт жилого помещения ставки, установленной органом местного самоуправления, и, как следствие, о несоответствии оспариваемого предписания закону и нарушении им прав и законных интересов общества.
Между тем, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные ООО УЖК "Территория - Север" требования, не учел следующее.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения возможно только по результатам проведенного в указанном порядке общего собрания либо внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников законодательством определен способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании, а в случае непринятия такого решения собственниками, размер платы устанавливается органом местного самоуправления.
Установление платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме в ином порядке действующим законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, ООО УЖК "Территория-Север" осуществляет управление многоквартирным домом N 97 по ул. Бакинских Комиссаров г. Екатеринбурга на основании решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от 30.08.2011 г.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома оформленного протоколом от 30.08.2011, собственниками помещений жилого дома утвержден годовой план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме на 2011 г. и на 2012 г. с установлением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 18,26 руб. за кв. м.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственники помещений в многоквартирном доме воспользовались предоставленным им правом принятия на общем собрании соответствующего решения об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества на 2011-2012 года.
ООО УЖК "Территория-Север" уведомило собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, д. 97 об изменении с 01.08.2013 размера платы за услуги и работы по содержанию жилья, выполняемые по договору управления, и предложило вынести на общее собрание собственников вопрос об утверждении размера платы и представить протокол решения общего собрания в УЖК "Территория-Север" до 25.07.2013 (т. 1 л.д. 48).
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, д. 97, проведенного при наличии кворума в форме заочного голосования в период с 22.07.2013 по 23.07.2013, оформленного протоколом от 22.07.2013, собственниками помещений многоквартирного дома принято решение о несогласии с увеличением размера оплаты за услуги и работы по содержанию жилья с 01.08.2013, выполняемые по договору между ООО УЖК "Территория-Север" и собственниками помещений указанного многоквартирного дома (т. 1 л.д. 51-53).
Доказательств оспаривания в установленном порядке законности указанного решения общего собрания собственников помещений, признания его недействительным не представлено.
Таким образом, решения об увеличении размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственники помещений указанного многоквартирного дома не принято, то есть собственники помещений не выразили свою волю на изменение размера платы, принятого на общем собрании собственников помещений от 30.08.2011.
В последующем, собственниками помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Бакинских Комиссаров г. Екатеринбурга решения об установлении иного размера платы за содержание жилого помещения также не принимались.
В соответствии с принятым собственниками помещений решением от 30.08.2011 начисление платы за содержание и ремонт жилья до декабря 2015 производилось обществом с применением установленного собственниками размера платы.
В 2015 году ООО УЖК "Территория-Север" вновь выступило инициатором общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома, в повестку которого был включен вопрос об утверждении размера платы за услуги по управлению многоквартирным домом, работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, оформленного в виде Финансового плана по управлению, содержанию, текущему ремонту общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме на период действия с 01.12.2015 по 30.11.2016.
Общее собрание проводилось в очной форме 02.12.2015, при проведении общего собрания кворум для принятия решения об установлении размера платы отсутствовал.
В период с 24.11.2015 по 29.11.2015 было проведено общее собрание собственников в заочной форме, оформленное протоколом от 08.12.2015, при проведении общего собрания в заочной форме кворум для принятия решения об установлении размера платы также отсутствовал.
Однако, как установлено судом первой инстанции плата за содержание и ремонт жилого помещения в указанном многоквартирном доме с 01.12.2015 определялась управляющей компанией, исходя из размера, установленного постановления Администрации города Екатеринбурга от 05.08.2014 N 2206, в размере 24,68 руб. за кв. м.
Следовательно, в период с 1 декабря 2015 г. ООО УЖК "Территория-Север" применяется размер платы за содержание жилого помещения, установленный органом местного самоуправления.
Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, установленные по делу фактические обстоятельства и представленные доказательства в их совокупности, апелляционный суд полагает, что действия заявителя по применению в спорный период размера платы за содержание ремонт жилого помещения собственникам помещений в доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, отличного от того, который был утвержден решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, являются неправомерными. Основания для применения иного размера платы на содержание и ремонт помещений в многоквартирном доме, в том числе по муниципальному тарифу при наличии ранее утвержденного общим собранием собственников помещений от 30.08.2011 размера платы в сумме 18,26 руб., а также решения от 22.07.2013, которым собственники отказались изменить указанный размер платы, у общества отсутствовали.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции отмечается, что непринятие на общем собрании собственников, в том числе в связи с отсутствием кворума, решения по вопросу установления иного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений не влечет обязанности применения тарифа, установленного органом местного самоуправления, при наличии ранее утвержденного общим собранием собственников размера платы.
Выводы суда первой инстанции о том, что отсутствуют правовые основания для применения платы за содержание и ремонт в размере 18,26 руб. за 1 кв. м, поскольку указанный размер установлен на 2011-2012 годы, иного решения, позволяющего управляющей организации начислять плату в размере 18,26 руб. в период с 01.12.2015, не имеется, в связи с чем, использование обществом муниципального тарифа правомерно, а оспариваемое предписание незаконно, являются неверными как несоответствующие обстоятельствам дела и основанные на неправильном применении норм материального права.
Кроме того, судом апелляционной инстанции указывается на то, что в качестве доказательств сохранения с 01.08.2013, а также с 01.09.2014 размера платы за услуги и работы по содержанию жилья, выполняемые по договору с ООО УЖК "Территория-Север", в размере 18,26 руб. за 1 кв. м в материалы дела представлены протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, от 21.07.2013 и 25.08.2014 соответственно.
Суд первой инстанции указал на свое критические отношение к представленным протоколам и не принял их в качестве доказательств по причине того, что указанные протоколы управляющей организации не представлялись, с чем судебная коллегия апелляционного суда согласиться не может.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 3 пункта 15, в пункте 18 Постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок обжалования в суд решения, принятого общим собранием собственников помещений в таком доме, установлены статьями 45 и 46 Жилищного кодекса, а также главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении существенного условия договора управления многоквартирным домом о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, признанное недействительным решением суда, не подлежит применению.
В свою очередь, вопрос о законности общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и принятых им решений относится к подведомственности суда общей юрисдикции.
Поскольку доказательства проверки в судебном порядке законности проведения общих собраний собственников жилых помещений, указанных в протоколах от 21.07.2013 и N 1 от 25.08.2014, и принятых по результатам данных собраний решений, а также признания их (протоколов) незаконными отсутствуют, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания их ненадлежащими доказательствами по настоящему делу.
При этом, сам факт отсутствия указанных протоколов у общества не может свидетельствовать как о непринятии собственниками многоквартирного дома соответствующих решений, так и о соответствии закону применяемого управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Доводы общества, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, о том, что утвержденный собственниками помещений на содержание и ремонт жилого помещения тариф в размере 18,26 руб. действовал до 31.12.2012, иных решений об утверждении размера платы за содержание и ремонт имущества в многоквартирном доме N 97 по ул. Бакинских Комиссаров в г. Екатеринбурге собственниками помещений не принималось, следовательно, должен применяться размер платы, установленный органом местного самоуправления, основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и отсутствии предусмотренных ст. 198, 200, 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица в данной части являются обоснованными.
Таким образом, апелляционная жалоба Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене на основании ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражный суд Свердловской области от 01 августа 2017 года по делу N А60-28206/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Н.В.ВАРАКСА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)