Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2016 N Ф08-4118/2016 ПО ДЕЛУ N А32-27641/2015

Требование: О признании недействительным предписания административного органа.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым актом обществу предписано пересчитать плату в соответствии с действующим законодательством, исходя из продолжительности фактического предоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2016 г. по делу N А32-27641/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Туапсе" (ИНН 2365023346, ОГРН 1142365001096) и заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 15742 5, 15743 2, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2015 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-27641/2015, установил следующее.
ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 28.05.2015 N 1796.
Решением суда от 01.12.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2016, требование удовлетворено.
Судебные акты мотивированы тем, что уменьшение отопительного периода не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии. Перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению неправомерен. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден решением Совета Джубгского городского поселения от 16.10.2006 N 70 и составляет 0,0221 Гкал/м{\super 2 в отопительный период, равный 166 дням. Однако общество выставило плату за потребленную тепловую энергию а 181 день (с 01.11.2015 по 01.05.2015), а не за 166 дней, из которых рассчитан норматив.
Отзыв на жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что на основании обращения граждан о фактах нарушения прав потребителей (о нарушении порядка начисления платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах) и распоряжения от 21.05.2015 N 2232 инспекция провела внеплановую выездную проверку общества по обеспечению соблюдения требований к предоставлению надлежащего качества коммунальной услуги в домах N 51-59 по ул. Новостройка, а также в доме N 5 в пер. Северном в п. Джубга Туапсинского района Краснодарского края в части соблюдения нормативного уровня и режима обеспечения проживающих в домах граждан коммунальной услугой по отоплению, а также соблюдения обязательных требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки инспекция составила акт от 28.05.2015 N 2951, зафиксировав в нем в том числе нарушение обществом пунктов 5 и 100 Правил N 354 по жилому дому по ул. Новостройка, д. 58 в п. Джубга Туапсинского района Краснодарского края, выразившегося в начислении за отопление за апрель 2015 года в полном объеме при установленном конце отопительного сезона в 2014-2015 годах в Туапсинском районе 30.03.2015 (распоряжение администрации Джубгинского городского поселения от 30.03.2015 N 17-р).
Инспекция вынесла предписание от 28.05.2015 N 1796, предписав обществу до 07.08.2015 устранить выявленные нарушения, пересчитать плату за апрель 2015 года в соответствии с действующим законодательством, исходя из продолжительности фактического предоставления данной коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги.
Общество обжаловало предписание в суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суд установил, что многоквартирные дома N 51-59 по ул. Новостройка и N 5 по пер. Северному в поселке Джубга Туапсинского района Краснодарского края не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила N 354. Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2014-2015 годах, утвержденные данным документом, применяются со дня вступления в силу указанных Правил.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 сообщило, что Правила N 354 вступают в силу с 01.09.2012. Суть изменений, введенных названными Правилами в порядок расчетов за соответствующие коммунальные услуги, состоит в разделении платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.
Названными Правилами также предусмотрено, что оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, имеется ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
С целью применения Правил с 01.07.2012 изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в связи с вступлением в силу изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258. Данные изменения включают разделение норматива потребления коммунальных услуг, предусмотренного редакцией Правил установления и определения нормативов, действовавшей до 01.07.2012, на две составляющие: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды.
Правительством Российской Федерации 27.08.2012 принято постановление N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с названным постановлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагалось применять один из следующих вариантов порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению:
1) применять порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил, а именно производить оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период;
2) принять решение, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, оплата коммунальной услуги по отоплению производится равномерно - каждый месяц календарного года;
3) принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решения о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, в срок до 15.09.2012.
В случае если до 15.09.2012 органы государственной власти субъектов Российской Федерации не примут решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, то в таком субъекте Российской Федерации применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил.
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется на основании положений подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал)).
Таким образом, оплата за отопление производится исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, тарифа на тепловую энергию и распределяется пропорционально площади жилого помещения.
Согласно пункту 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Правила N 307 также предусматривают ежемесячное в течение года внесение равных платежей за тепловую энергию, рассчитанную на основании нормативов потребления.
Суд установил, что на указанной территории норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден решением Совета Джубгинского городского поселения от 16.10.2006 N 70 и составляет 0,0221 Гкал/м{\super 2 в отопительный период, равный 166 дням (Приложение N 3).
Тариф на тепловую энергию установлен приказом Региональной энергетической комиссией - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 19.12.2014 N 56/2014-т и составляет 2592,74 руб. /Гкал.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 10.11.2011 N 8413/11, определение продолжительности периода, в течение которого должен применяться норматив для оплаты общегодового нормативного количества тепловой энергии, невозможно без выяснения вопроса о способе расчета этого норматива.
От того, каким из двух способов вычислена величина норматива, зависит в течение какого количества месяцев такой норматив подлежит применению. При первом способе исчисления норматива (величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период) плата должна взиматься только в месяцы, относящиеся к отопительному периоду, при втором способе - в течение всех 12 месяцев.
Таким образом, от того, каким из двух названных способов вычислена величина норматива, зависит, в течение какого количества месяцев такой норматив подлежит применению.
При этом продолжительность отопительного периода сама по себе влияет только на определение общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение этого периода, и без выяснения вопроса о способе расчета норматива не может определять продолжительность периода, в течение которого должен применяться этот норматив для полной оплаты общегодового нормативного количества тепловой энергии.
Согласно пункту 18 приложения к Правилам установления и определения нормативов, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади жилого дома в месяц) определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными общедомовыми приорами учета тепловой энергии, а также отопительного периода.
Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края принят приказ от 31.08.2012 N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)", которым утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях.
Администрация Краснодарского края приняла решение о применении в 2012-2014 годах при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка, установленного Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие по состоянию на 30.06.2012.
Суд установил, что согласно распоряжению администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района от 30.10.2014 N 50-р отопительный сезон 2014-2015 годов начат с 01.11.2014. Распоряжением администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района от 30.03.2015 N 17-р отопительный сезон 2014-2015 годов окончен 30.03.2015.
Согласно приказу от 03.04.2015 N 66 общество прекратило отопление жилых домов с 06.04.2015.
Суд обоснованно указал, что при расчете норматива потребления для Джубгинского городского поселения Туапсинского района применяется 166 суток отопительного периода, что соответствует 5,5 месяцам (166/30.2), то есть с 01.11.2014 по 15.04.2015. Норматив расчета учитывает количество дней отопительного периода, который составляет 166 календарных дней, но с оплачиваемым периодом 5,5 месяцев (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, 1/2 апреля).
Суд обоснованно счел, что уменьшение отопительного периода распоряжением администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района от 30.03.2015 N 17-р не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии, поскольку пунктами 21, 23 Правил N 307 предусмотрена корректировка размера платы за отопление при наличии общедомового прибора учета, а при его отсутствии она не производится.
Сходный подход сформирован и в разъяснениях Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 09.11.2015 N 57-9526/15-13, исходя из которых перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению не является правомерным.
При этом суд правильно указал, что изменение продолжительности отопительного периода повлечет изменение самого норматива потребления, установленного решением Совета Джубгинского городского поселения от 16.10.2006 N 70. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Суд также отметил, что разъяснения Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края соответствуют выводам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенным в письме от 10.06.2015 N 17948-ОД/04.
Ссылка инспекции на пункт 100 Правил N 354 подлежит отклонению, поскольку он подлежит применению в случаях изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов (раздел IX Правил N 354). Такие обстоятельства по делу не установлены.
С учетом изложенных норм права судебные инстанции обоснованно отклонили довод инспекции о необходимости перерасчета потребления тепловой энергии в зависимости от количества дней отопительного периода, признав предписание инспекции незаконным, а расчет обществом платы за отопление в отсутствие прибора учета за период с 01.11.2014 по 15.04.2015 - соответствующим приведенным правилам расчета и оплаты потребленной тепловой энергии в отсутствие общедомового прибора учета.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 по делу N А32-27641/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.Н.ДОРОГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)