Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Миришова Э.С., Закутской С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Занарье-ЖКХ" на решение Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2015 года, принятое судьей Семеновой А.Б., по делу N А41-72613/15 по исковому заявлению ПАО "Мосэнергосбыт" к ООО "Занарье-ЖКХ" о внесении изменений в договор энергоснабжения, третье лицо - МУП "Серпуховская городская электрическая сеть",
при участии в заседании:
- от истца - Каракаев К.Н. по доверенности N 91-09-181 от 07.07.2015;
- от ответчика - Балахчи А.Л. по доверенности от 03.11.2015;
- от третьего лица - Непряхин А.П., доверенность от 05.10.2015 г.;
- установил:
ПАО "Мосэнергосбыт" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Занарье-ЖКХ" (далее также - ответчик) о внесении изменений в договор энергоснабжения N 83914242 от 30.07.2007 в отношении объектов, расположенных по адресам: Московская область, г. Серпухов, ул. Западная, д. 35; ул. Дальняя, д. 38; ул. Цеховая, д. 37"А", на условиях дополнительного соглашения от 29.04.2015, направленного ПАО "Мосэнергосбыт" в адрес ООО "Занарье-ЖКХ" офертой N ИП/807-902/15 от 28.05.2015.
В обоснование заявленных требований истец указал, что между сторонами заключен договор энергоснабжения N 83914242 от 30.07.2007. В отношении вышеперечисленных домов были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета, что является основанием для внесения изменений в договор энергоснабжения.
Иск заявлен на основании статей 450, 451, 452 ГК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Серпуховская городская электрическая сеть".
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2015 года по делу N А41-72613/15 требования ПАО "Мосэнергосбыт" удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "Занарье-ЖКХ", в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Занарье-ЖКХ" является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Московская область, г. Серпухов, ул. Западная, д. 35; Московская область, г. Серпухов, ул. Дальняя, д. 8; Московская область, г. Серпухов, ул. Цеховая, д. 37"А".
Между ОАО "Мосэнергосбыт" (МЭС) и ООО "Занарье-ЖКХ" (абонент) 30.07.2007 заключен договор энергоснабжения N 83914242, предметом которого является продажа (поставка) МЭС и покупка абонентом электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством.
Точки поставки электрической энергии (мощности) абоненту находятся на границе балансовой принадлежности, определенной в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений", между МУП "Серпуховская городская электрическая сеть" и ООО "Занарье-ЖКХ", согласованных МЭС (приложение N 9, являющееся неотъемлемой частью договора) (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 3.1 договора технические характеристики электроустановок абонента (с учетом его субабонентов) и сведения о средствах измерений электрической энергии (мощности) приведены в "Реестре источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств коммерческого учета электроэнергии и мощности" (приложение N 2 к договору).
ПАО "Мосэнергосбыт" и МУП "Серпуховская городская электрическая сеть" 29.04.2015 установили приборы учета с целью приведения организации учета поставляемой электрической энергии в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ООО "Занарье-ЖКХ" было уведомлено о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, что подтверждается письмом N 787 от 14.05.2015.
Письмом N ИП/807-902/15 от 28.05.2015 ПАО "Мосэнергосбыт" направило в адрес ООО "Занарье-ЖКХ" дополнительное соглашение, в соответствии с условиями которого в связи с установкой и вводом в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии по многоквартирным домам, стороны пришли к согласию ввести в действие приложение N 2 к договору "Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств коммерческого учета электроэнергии и мощности" с указанными в нем коллективными (общедомовыми) приборами учета абонента.
Однако предложение энергоснабжающей организации об изменении договора энергоснабжения оставлено ответчиком без ответа.
Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В силу пункта 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент заключения.
В пункте 8.8 договора сторонами согласовано, что при исполнении договора в случае возникновения вопросов, не предусмотренных договором, стороны руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об электроэнергетике", правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения на розничных рынках электрической энергии.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 2 указанной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 5 упомянутой выше статьи до 01.01.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
В силу подпункта "а" пункта 21 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период.
Федеральным законом N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен порядок применения приборов учета энергетических ресурсов, в том числе и электрической энергии, отличный от закрепленного в договоре энергоснабжения, где указаны приборы учета, учитывающие объемы энергии только на внутридомовые нужды.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией).
Пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет содержание обязанностей управляющей компании как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Управляющая организация по смыслу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, является исполнителем коммунальных услуг.
При этом обязанность управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг населению, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктом "в" пункта 49 названных Правил.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию с нарушением границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности, отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции как необоснованный.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности.
В силу пункта 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
В соответствии с пунктом 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию.
Согласно пункту 154 Основных положений допуск прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
При этом в соответствии с пунктом 154 Основных положений исполнитель коммунальных услуг вправе отказаться от подписания акта допуска с указанием причин отказа, а также инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию, однако ответчик данным правом не воспользовался.
Поскольку приборы учета были установлены на границах балансовой принадлежности, определенных ответчиком и третьим лицом, оснований полагать, что данные приборы были установлены с нарушением норм действующего законодательства, не имеется.
При этом, ответчик в судебном заседании апелляционной инстанции подтвердил, что акты разграничения балансовой принадлежности в 2015 году сторонами не подписывались.
Довод ответчика относительно того, что ресурсоснабжающая организация истца не является исполнителем коммунальных услуг и не может вступать в непосредственные отношения с гражданами, также подлежит отклонению.
Действующий договор заключен в отношении объектов, указанных в приложении N 7 к договору, а именно лестничных клеток, и не учитывает объем электроэнергии, потребленной бытовыми потребителями.
В перечень объектов договора, заключение которого было инициировано ответчиком, изначально не входят жилые помещения в многоквартирных домах, в связи с чем в особых условиях приложений N 2 к договору (в новой редакции) указано, что из объемов потребленной электроэнергии, рассчитанных по показаниям введенных в эксплуатацию приборов учета, вычитаются показания бытовых потребителей и иных лиц.
Особые условия, указанные в приложениях N 2 к договору (в новой редакции), не нарушают законных прав и интересов ответчика, поскольку действующая редакция договора также не возлагает на ответчика обязанность оплачивать объем электроэнергии, потребленной бытовыми потребителями.
Таким образом, установленный действующим законодательством досудебный порядок для внесения изменений в договор истцом соблюден.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2015 по делу N А41-72613/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
Э.С.МИРИШОВ
С.А.ЗАКУТСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.03.2016 N 10АП-15991/2015 ПО ДЕЛУ N А41-72613/15
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2016 г. по делу N А41-72613/15
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Миришова Э.С., Закутской С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Занарье-ЖКХ" на решение Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2015 года, принятое судьей Семеновой А.Б., по делу N А41-72613/15 по исковому заявлению ПАО "Мосэнергосбыт" к ООО "Занарье-ЖКХ" о внесении изменений в договор энергоснабжения, третье лицо - МУП "Серпуховская городская электрическая сеть",
при участии в заседании:
- от истца - Каракаев К.Н. по доверенности N 91-09-181 от 07.07.2015;
- от ответчика - Балахчи А.Л. по доверенности от 03.11.2015;
- от третьего лица - Непряхин А.П., доверенность от 05.10.2015 г.;
- установил:
ПАО "Мосэнергосбыт" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Занарье-ЖКХ" (далее также - ответчик) о внесении изменений в договор энергоснабжения N 83914242 от 30.07.2007 в отношении объектов, расположенных по адресам: Московская область, г. Серпухов, ул. Западная, д. 35; ул. Дальняя, д. 38; ул. Цеховая, д. 37"А", на условиях дополнительного соглашения от 29.04.2015, направленного ПАО "Мосэнергосбыт" в адрес ООО "Занарье-ЖКХ" офертой N ИП/807-902/15 от 28.05.2015.
В обоснование заявленных требований истец указал, что между сторонами заключен договор энергоснабжения N 83914242 от 30.07.2007. В отношении вышеперечисленных домов были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета, что является основанием для внесения изменений в договор энергоснабжения.
Иск заявлен на основании статей 450, 451, 452 ГК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Серпуховская городская электрическая сеть".
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2015 года по делу N А41-72613/15 требования ПАО "Мосэнергосбыт" удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "Занарье-ЖКХ", в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Занарье-ЖКХ" является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Московская область, г. Серпухов, ул. Западная, д. 35; Московская область, г. Серпухов, ул. Дальняя, д. 8; Московская область, г. Серпухов, ул. Цеховая, д. 37"А".
Между ОАО "Мосэнергосбыт" (МЭС) и ООО "Занарье-ЖКХ" (абонент) 30.07.2007 заключен договор энергоснабжения N 83914242, предметом которого является продажа (поставка) МЭС и покупка абонентом электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством.
Точки поставки электрической энергии (мощности) абоненту находятся на границе балансовой принадлежности, определенной в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений", между МУП "Серпуховская городская электрическая сеть" и ООО "Занарье-ЖКХ", согласованных МЭС (приложение N 9, являющееся неотъемлемой частью договора) (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 3.1 договора технические характеристики электроустановок абонента (с учетом его субабонентов) и сведения о средствах измерений электрической энергии (мощности) приведены в "Реестре источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств коммерческого учета электроэнергии и мощности" (приложение N 2 к договору).
ПАО "Мосэнергосбыт" и МУП "Серпуховская городская электрическая сеть" 29.04.2015 установили приборы учета с целью приведения организации учета поставляемой электрической энергии в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ООО "Занарье-ЖКХ" было уведомлено о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, что подтверждается письмом N 787 от 14.05.2015.
Письмом N ИП/807-902/15 от 28.05.2015 ПАО "Мосэнергосбыт" направило в адрес ООО "Занарье-ЖКХ" дополнительное соглашение, в соответствии с условиями которого в связи с установкой и вводом в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии по многоквартирным домам, стороны пришли к согласию ввести в действие приложение N 2 к договору "Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств коммерческого учета электроэнергии и мощности" с указанными в нем коллективными (общедомовыми) приборами учета абонента.
Однако предложение энергоснабжающей организации об изменении договора энергоснабжения оставлено ответчиком без ответа.
Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В силу пункта 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент заключения.
В пункте 8.8 договора сторонами согласовано, что при исполнении договора в случае возникновения вопросов, не предусмотренных договором, стороны руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об электроэнергетике", правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения на розничных рынках электрической энергии.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 2 указанной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 5 упомянутой выше статьи до 01.01.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
В силу подпункта "а" пункта 21 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период.
Федеральным законом N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен порядок применения приборов учета энергетических ресурсов, в том числе и электрической энергии, отличный от закрепленного в договоре энергоснабжения, где указаны приборы учета, учитывающие объемы энергии только на внутридомовые нужды.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией).
Пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет содержание обязанностей управляющей компании как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Управляющая организация по смыслу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, является исполнителем коммунальных услуг.
При этом обязанность управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг населению, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктом "в" пункта 49 названных Правил.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию с нарушением границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности, отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции как необоснованный.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности.
В силу пункта 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
В соответствии с пунктом 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию.
Согласно пункту 154 Основных положений допуск прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
При этом в соответствии с пунктом 154 Основных положений исполнитель коммунальных услуг вправе отказаться от подписания акта допуска с указанием причин отказа, а также инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию, однако ответчик данным правом не воспользовался.
Поскольку приборы учета были установлены на границах балансовой принадлежности, определенных ответчиком и третьим лицом, оснований полагать, что данные приборы были установлены с нарушением норм действующего законодательства, не имеется.
При этом, ответчик в судебном заседании апелляционной инстанции подтвердил, что акты разграничения балансовой принадлежности в 2015 году сторонами не подписывались.
Довод ответчика относительно того, что ресурсоснабжающая организация истца не является исполнителем коммунальных услуг и не может вступать в непосредственные отношения с гражданами, также подлежит отклонению.
Действующий договор заключен в отношении объектов, указанных в приложении N 7 к договору, а именно лестничных клеток, и не учитывает объем электроэнергии, потребленной бытовыми потребителями.
В перечень объектов договора, заключение которого было инициировано ответчиком, изначально не входят жилые помещения в многоквартирных домах, в связи с чем в особых условиях приложений N 2 к договору (в новой редакции) указано, что из объемов потребленной электроэнергии, рассчитанных по показаниям введенных в эксплуатацию приборов учета, вычитаются показания бытовых потребителей и иных лиц.
Особые условия, указанные в приложениях N 2 к договору (в новой редакции), не нарушают законных прав и интересов ответчика, поскольку действующая редакция договора также не возлагает на ответчика обязанность оплачивать объем электроэнергии, потребленной бытовыми потребителями.
Таким образом, установленный действующим законодательством досудебный порядок для внесения изменений в договор истцом соблюден.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2015 по делу N А41-72613/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
Э.С.МИРИШОВ
С.А.ЗАКУТСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)