Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 07 июня 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Ильченко Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия о признании недействительным предписания N 030/052/13-12 ГЖИи от 20.10.2015 года
при участии представителей:
- заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта", - Бердникова Владислава Геннадьевича, по доверенности от 26.10.2015 года;
- ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - Ивановой Светланы Андреевны, по доверенности N 10 от 19.01.2016 года (до перерыва); Краузе Екатерины Анатольевны, по доверенности N 12 от 19.01.2016 (после перерыва);
- В судебном заседании 31 мая 2016 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11 час. 30 мин. 07 июня 2016 года.
общество с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным предписания N 030/052/13-12 ГЖИи об устранении нарушений действующего законодательства от 20 октября 2015 года.
В обоснование требований Общество указывает, что размер платы за горячее водоснабжение определяется исходя из объема коммунального ресурса и тарифа на этот ресурс. По мнению заявителя, Инспекцией не принято во внимание, что в спорный период возрос объем тепловой энергии, затраченной на производство горячей воды, в связи с чем изменился размер платы за горячее водоснабжение для собственников и пользователей помещений многоквартирных домов, в том числе спорных многоквартирных домов.
В отзыве на заявление Инспекция не признала заявленных требований, считала оспариваемое предписание законным и обоснованным, в удовлетворении заявления просит отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях по делу.
Представитель ответчика в судебном заседании требования Общества не признала по доводам, указанным в отзыве на заявление и оспариваемом предписании.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
На основании распоряжения первого заместителя руководителя - первого заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Е.В. Ишуковой от 18.09.2015 года N 025/052/13-12ГЖИи Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка Общества.
По результатам проверки составлен акт от 20 октября 2015 года N 029/052/13-12 ГЖИи, в котором зафиксировано, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Титова, д. 5, осуществляет управляющая организация - общество с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.12.2014 года N МКД/Т-5.
Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Победы, д. 11, осуществляет управляющая организация - общество с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.03.2013 года N МКД/Пб-11.
В связи с тем, что в спорных многоквартирных домах действует закрытая система водоразбора, то производство коммунальной услуги "горячее водоснабжение" осуществляется непосредственно в многоквартирных домах с участием холодной воды и тепловой энергии, а договор горячего водоснабжения отсутствует.
01.09.2012 года между ООО "Петербургтеплоэнерго" (теплоснабжающая организация) и Обществом заключен договор теплоснабжения в горячей воде (ЖСК, ТСЖ) N 2864-4-12/1005.
Следовательно, исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в спорных домах является заявитель.
Многоквартирный дом N 5 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, срок проверки - 2017 год. В период с января по июнь 2015 года прибор учета тепловой энергии не был допущен в эксплуатацию. Общедомовой прибор учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию с июля 2015 года, что подтверждается актом ежегодного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии от 02.07.2015 года.
Многоквартирный дом N 11 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который допущен в эксплуатацию с ноября 2014 года по октябрь 2015 года, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии от 07.11.2014 года. Однако данным актом также подтверждается, что дата окончания проверки приборов узла учета Т1.1 КТС-Б и Т2.1 КТС-Б - 04.02.2015 года. Доказательства, что данные приборы прошли поверку в установленный срок, не представлены. Таким образом, после 04.02.2015 года использовать показания данного прибора учета для расчета платы неправомерно.
Вместе с тем, в пояснениях к расчету размера платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме 11 заявитель указывает на то, что начисление платы за ГВС с июля 2015 года потребителям коммунальной услуги по отоплению в многоквартирный дом производилось исходя из показаний приборов узла учета тепловой энергии.
Тариф на тепловую энергию установлен Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 10.12.2014 года N 182 и составляет: с 01.01.2015 года по 30.06.2015 года - 1 890 руб. 90 коп. /Гкал, а с 01.07.2015 года по 31.12.2015 года - 2 021 руб. 37 коп. /Гкал. Тариф на холодное водоснабжение установлен Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 11.12.2014 года N 194 и составляет с 01.01.2015 года по 30.06.2015 года 22, 54 руб. за 1 куб. м, с 01.07.2015 года по 31.12.2015 года - 25 руб. за 1 куб. м.
Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 27.05.2013 года N 21-2, 9 куб. м/чел. в месяц.
Общество указывает, что удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды рассчитывается по формуле 20.1 Приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Однако в соответствии с пунктом 22 q{\sub v{\super kp - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:
q{\sub v{\super kp = ((V{\super kp) / Q{\sub гв + Q{\sub от) х N{\sub тэ{\super гвс,
То есть, использовать формулу 20.1 для расчета возможно при одновременном производстве тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В спорных многоквартирных жилых домах производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению не осуществляется.
ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" в пояснениях к расчету размера платы за горячее водоснабжение в МКД 5 разъясняет, что в г. Питкяранта для домов, оборудованных циркулярными линиями, q{\sub v{\super kp = 0,0592 Гкал/м3.
В период с января 2015 года по июнь 2015 года при расчете платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме N 5 Общество использует данный удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, а с июля 2015 года по август 2015 года использует удельный расход v-го коммунального ресурса - расчетный.
В период с января 2015 года по май 2015 года при расчете платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме N 11 Общество использует данный удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, а с июня 2015 года по август 2015 года использует удельный расход v-го коммунального ресурса - расчетный.
Общество в платежных документах, выставляемых потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению многоквартирного дома N 5, указывает размер платы за горячее водоснабжение с января 2015 года по июнь 2015 года - 134, 48 руб. /куб. м; в июле 2015 года - 127, 55 руб. /куб. м, в августе - 411, 86 руб. /куб. м; многоквартирного дома N 11 - с января 2015 года по май 2015 года - 125, 88 руб. /куб. м; в июне 2015 года - 385, 08 руб. /куб. м; в июле 2015 года - 220, 76 руб. /куб. м, в августе - 522, 90 руб. /куб. м.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги, установленный Приложением N 2 к Правилам N 354, изложен исходя из применения одноставочных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы. В случае установления и применения в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов (цен), отличных от одноставочных тарифов (цен) (двухставочные тарифы (цены), тарифы (цены), дифференцированные по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов), расчет подлежит применению с учетом правил применения таких тарифов (цен), установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
При расчете платы Общество должно применять положения пунктов 58, 59 Приказа Министерства Регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Приказ N 47).
Таким образом, по мнению ответчика, Общество осуществляет расчет платы за горячее водоснабжение в спорных многоквартирных домах с нарушением пунктов 42, 54 Правил N 354, пункта 22 приложения N 2 к Правилам N 354, пункта 2 Примечаний к приложению N 2 Правил N 354, пунктов 58, 59 Приказа от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
По результатам проверки Обществу выдано предписание 030/052/13-12 ГЖИи от 20 октября 2015 года об устранении нарушений действующего законодательства. В соответствии с названным предписанием заявителю надлежит в срок до 23 декабря 2015 года привести в соответствии с пунктами 42, 54 Правил N 354, пунктом 22 Приложения N 2 к Правилам N 354, пунктом 2 Примечаний к Приложению N 2 Правил N 354, пунктами 58, 59 Приказа N 47 начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям в многоквартирном доме N 5 по ул. Титова в г. Питкяранта, в многоквартирном доме N 11 по ул. Победы в г. Питкяранта; произвести корректировку платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям в многоквартирном доме N 5 по ул. Титова в г. Питкяранта, в многоквартирном доме N 11 по ул. Победы в г. Питкяранта в соответствии с пунктами 42, 54 Правил N 54, пунктом 22 Приложения N 2 к Правилам N 354, пунктом 2 Примечаний к Приложению N 2 Правил N 354, пунктами 58, 59 Приказа N 47.
Полагая, что ненормативный правовой акт Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, принятый по результатам внеплановой документарной проверки, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом решения и действия (бездействие) могут быть признаны недействительными (незаконными) только при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания соответствия акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса (за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (части 1, 2).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила) во исполнение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 22 приложения N 2 к Правилам установлено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20 как сумма двух составляющих: произведения объема (количества) горячей воды, определенного за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил, и тарифа на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведения объема v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованного за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - Формула 20).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии и определяют исполнителя как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги (пункты 1, 2).
Пункт 54 Правил предусматривает порядок расчета платы за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), произведенные исполнителем самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Данный пункт закрепляет в качестве общего правила, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Конкретизируя данное правило, пункт 54 Правил предписывает определять размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в соответствии с Формулой 20 как сумму двух составляющих:
- произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимости коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенной на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с абзацем вторым пункта 54 Правил объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.
Таким образом, согласно формуле 20 в составе платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребитель оплачивает объем потребленной горячей воды по тарифу на холодную воду (объем определяется по общим правилам: исходя из показаний индивидуального прибора учета либо в его отсутствие по нормативам потребления горячей воды) и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды (газ, электроэнергия), отнесенную на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в таком помещении, и определенную исходя из тарифа на этот ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок расчета и показатели, приведенные в названной формуле (объем потребляемых коммунальных услуг, тариф) для определения размера платы за коммунальную услугу основаны на положениях частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Утверждения ответчика о том, что расчет платы производится заявителем иначе, не соответствуют представленным доказательствам.
Законных оснований для использования какого-либо иного расчетного метода, в том числе перевода тепловой энергии, исчисляемой в Гкал, в расчетные единицы коммунальной услуги по горячему водоснабжению (м куб.) для определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению согласно пункту 54 Правил, не имеется.
В силу пункта 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (абзацы первый, седьмой).
Таким образом, в конечном итоге Общество определило общую плату за коммунальную услугу, что соответствует Правилам N 354. Данные действия Общества нельзя признать необоснованными, а потому вывод Инспекции о том, что расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении не соответствует требованиям Правил N 354, является ошибочным.
Инспекцией не приведен расчет платы за коммунальную услугу, который, по мнению контролирующего органа, соответствовал бы требованиям Правил N 354.
Суд также принимает во внимание следующее.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
В случае если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих:
- тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
- стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
Финансовые потребности, указанные в абзацах четвертом и седьмом настоящего пункта, определяются органами регулирования на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.
Формула для расчета тарифа на горячую воду в расчете на 1 куб. м в закрытых системах теплоснабжения установлена пунктом 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47.
В соответствии с пунктом 49 Основ ценообразования тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 части 2 указанного закона регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. При этом согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - это ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
С учетом изложенного, суд находит необоснованным довод инспекции о том, что при расчете платы за горячее водоснабжение заявитель должен использовать правила, применяемые при расчете тарифа.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного, предписание N 030/052/13-12 ГЖИи об устранении нарушений действующего законодательства от 20 октября 2015 года, выданное Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия, не соответствует действующему законодательству, нарушает права заявителя на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, заявленное требование подлежит удовлетворению.
При распределении судебных расходов, понесенных заявителем в связи с уплатой государственной пошлины, суд руководствуется правилами части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзаца 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", и относит их на ответчика.
Поскольку в силу абзаца 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 3000 руб., излишне уплаченная пошлина подлежит возврату заявителю согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" удовлетворить.
Признать недействительным как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации выданное Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия предписание N 030/052/13-12 ГЖИи об устранении нарушений действующего законодательства от 20 октября 2015 года.
2. Обязать Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта".
3. Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" (ОГРН 1121035000899, ИНН 1005012234) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
4. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" (ОГРН 1121035000899, ИНН 1005012234) из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, излишне перечисленной платежным поручением N 1 от 11.01.2016.
5. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 07.06.2016 ПО ДЕЛУ N А26-312/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2016 г. по делу N А26-312/2016
Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 07 июня 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Ильченко Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия о признании недействительным предписания N 030/052/13-12 ГЖИи от 20.10.2015 года
при участии представителей:
- заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта", - Бердникова Владислава Геннадьевича, по доверенности от 26.10.2015 года;
- ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - Ивановой Светланы Андреевны, по доверенности N 10 от 19.01.2016 года (до перерыва); Краузе Екатерины Анатольевны, по доверенности N 12 от 19.01.2016 (после перерыва);
- В судебном заседании 31 мая 2016 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11 час. 30 мин. 07 июня 2016 года.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным предписания N 030/052/13-12 ГЖИи об устранении нарушений действующего законодательства от 20 октября 2015 года.
В обоснование требований Общество указывает, что размер платы за горячее водоснабжение определяется исходя из объема коммунального ресурса и тарифа на этот ресурс. По мнению заявителя, Инспекцией не принято во внимание, что в спорный период возрос объем тепловой энергии, затраченной на производство горячей воды, в связи с чем изменился размер платы за горячее водоснабжение для собственников и пользователей помещений многоквартирных домов, в том числе спорных многоквартирных домов.
В отзыве на заявление Инспекция не признала заявленных требований, считала оспариваемое предписание законным и обоснованным, в удовлетворении заявления просит отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях по делу.
Представитель ответчика в судебном заседании требования Общества не признала по доводам, указанным в отзыве на заявление и оспариваемом предписании.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
На основании распоряжения первого заместителя руководителя - первого заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Е.В. Ишуковой от 18.09.2015 года N 025/052/13-12ГЖИи Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка Общества.
По результатам проверки составлен акт от 20 октября 2015 года N 029/052/13-12 ГЖИи, в котором зафиксировано, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Титова, д. 5, осуществляет управляющая организация - общество с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.12.2014 года N МКД/Т-5.
Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Победы, д. 11, осуществляет управляющая организация - общество с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.03.2013 года N МКД/Пб-11.
В связи с тем, что в спорных многоквартирных домах действует закрытая система водоразбора, то производство коммунальной услуги "горячее водоснабжение" осуществляется непосредственно в многоквартирных домах с участием холодной воды и тепловой энергии, а договор горячего водоснабжения отсутствует.
01.09.2012 года между ООО "Петербургтеплоэнерго" (теплоснабжающая организация) и Обществом заключен договор теплоснабжения в горячей воде (ЖСК, ТСЖ) N 2864-4-12/1005.
Следовательно, исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в спорных домах является заявитель.
Многоквартирный дом N 5 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, срок проверки - 2017 год. В период с января по июнь 2015 года прибор учета тепловой энергии не был допущен в эксплуатацию. Общедомовой прибор учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию с июля 2015 года, что подтверждается актом ежегодного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии от 02.07.2015 года.
Многоквартирный дом N 11 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который допущен в эксплуатацию с ноября 2014 года по октябрь 2015 года, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии от 07.11.2014 года. Однако данным актом также подтверждается, что дата окончания проверки приборов узла учета Т1.1 КТС-Б и Т2.1 КТС-Б - 04.02.2015 года. Доказательства, что данные приборы прошли поверку в установленный срок, не представлены. Таким образом, после 04.02.2015 года использовать показания данного прибора учета для расчета платы неправомерно.
Вместе с тем, в пояснениях к расчету размера платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме 11 заявитель указывает на то, что начисление платы за ГВС с июля 2015 года потребителям коммунальной услуги по отоплению в многоквартирный дом производилось исходя из показаний приборов узла учета тепловой энергии.
Тариф на тепловую энергию установлен Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 10.12.2014 года N 182 и составляет: с 01.01.2015 года по 30.06.2015 года - 1 890 руб. 90 коп. /Гкал, а с 01.07.2015 года по 31.12.2015 года - 2 021 руб. 37 коп. /Гкал. Тариф на холодное водоснабжение установлен Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 11.12.2014 года N 194 и составляет с 01.01.2015 года по 30.06.2015 года 22, 54 руб. за 1 куб. м, с 01.07.2015 года по 31.12.2015 года - 25 руб. за 1 куб. м.
Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 27.05.2013 года N 21-2, 9 куб. м/чел. в месяц.
Общество указывает, что удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды рассчитывается по формуле 20.1 Приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Однако в соответствии с пунктом 22 q{\sub v{\super kp - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:
q{\sub v{\super kp = ((V{\super kp) / Q{\sub гв + Q{\sub от) х N{\sub тэ{\super гвс,
То есть, использовать формулу 20.1 для расчета возможно при одновременном производстве тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В спорных многоквартирных жилых домах производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению не осуществляется.
ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" в пояснениях к расчету размера платы за горячее водоснабжение в МКД 5 разъясняет, что в г. Питкяранта для домов, оборудованных циркулярными линиями, q{\sub v{\super kp = 0,0592 Гкал/м3.
В период с января 2015 года по июнь 2015 года при расчете платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме N 5 Общество использует данный удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, а с июля 2015 года по август 2015 года использует удельный расход v-го коммунального ресурса - расчетный.
В период с января 2015 года по май 2015 года при расчете платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме N 11 Общество использует данный удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, а с июня 2015 года по август 2015 года использует удельный расход v-го коммунального ресурса - расчетный.
Общество в платежных документах, выставляемых потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению многоквартирного дома N 5, указывает размер платы за горячее водоснабжение с января 2015 года по июнь 2015 года - 134, 48 руб. /куб. м; в июле 2015 года - 127, 55 руб. /куб. м, в августе - 411, 86 руб. /куб. м; многоквартирного дома N 11 - с января 2015 года по май 2015 года - 125, 88 руб. /куб. м; в июне 2015 года - 385, 08 руб. /куб. м; в июле 2015 года - 220, 76 руб. /куб. м, в августе - 522, 90 руб. /куб. м.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги, установленный Приложением N 2 к Правилам N 354, изложен исходя из применения одноставочных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы. В случае установления и применения в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов (цен), отличных от одноставочных тарифов (цен) (двухставочные тарифы (цены), тарифы (цены), дифференцированные по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов), расчет подлежит применению с учетом правил применения таких тарифов (цен), установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
При расчете платы Общество должно применять положения пунктов 58, 59 Приказа Министерства Регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Приказ N 47).
Таким образом, по мнению ответчика, Общество осуществляет расчет платы за горячее водоснабжение в спорных многоквартирных домах с нарушением пунктов 42, 54 Правил N 354, пункта 22 приложения N 2 к Правилам N 354, пункта 2 Примечаний к приложению N 2 Правил N 354, пунктов 58, 59 Приказа от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
По результатам проверки Обществу выдано предписание 030/052/13-12 ГЖИи от 20 октября 2015 года об устранении нарушений действующего законодательства. В соответствии с названным предписанием заявителю надлежит в срок до 23 декабря 2015 года привести в соответствии с пунктами 42, 54 Правил N 354, пунктом 22 Приложения N 2 к Правилам N 354, пунктом 2 Примечаний к Приложению N 2 Правил N 354, пунктами 58, 59 Приказа N 47 начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям в многоквартирном доме N 5 по ул. Титова в г. Питкяранта, в многоквартирном доме N 11 по ул. Победы в г. Питкяранта; произвести корректировку платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям в многоквартирном доме N 5 по ул. Титова в г. Питкяранта, в многоквартирном доме N 11 по ул. Победы в г. Питкяранта в соответствии с пунктами 42, 54 Правил N 54, пунктом 22 Приложения N 2 к Правилам N 354, пунктом 2 Примечаний к Приложению N 2 Правил N 354, пунктами 58, 59 Приказа N 47.
Полагая, что ненормативный правовой акт Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, принятый по результатам внеплановой документарной проверки, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом решения и действия (бездействие) могут быть признаны недействительными (незаконными) только при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания соответствия акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса (за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (части 1, 2).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила) во исполнение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 22 приложения N 2 к Правилам установлено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20 как сумма двух составляющих: произведения объема (количества) горячей воды, определенного за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил, и тарифа на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведения объема v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованного за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - Формула 20).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии и определяют исполнителя как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги (пункты 1, 2).
Пункт 54 Правил предусматривает порядок расчета платы за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), произведенные исполнителем самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Данный пункт закрепляет в качестве общего правила, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Конкретизируя данное правило, пункт 54 Правил предписывает определять размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в соответствии с Формулой 20 как сумму двух составляющих:
- произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимости коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенной на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с абзацем вторым пункта 54 Правил объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.
Таким образом, согласно формуле 20 в составе платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребитель оплачивает объем потребленной горячей воды по тарифу на холодную воду (объем определяется по общим правилам: исходя из показаний индивидуального прибора учета либо в его отсутствие по нормативам потребления горячей воды) и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды (газ, электроэнергия), отнесенную на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в таком помещении, и определенную исходя из тарифа на этот ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок расчета и показатели, приведенные в названной формуле (объем потребляемых коммунальных услуг, тариф) для определения размера платы за коммунальную услугу основаны на положениях частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Утверждения ответчика о том, что расчет платы производится заявителем иначе, не соответствуют представленным доказательствам.
Законных оснований для использования какого-либо иного расчетного метода, в том числе перевода тепловой энергии, исчисляемой в Гкал, в расчетные единицы коммунальной услуги по горячему водоснабжению (м куб.) для определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению согласно пункту 54 Правил, не имеется.
В силу пункта 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (абзацы первый, седьмой).
Таким образом, в конечном итоге Общество определило общую плату за коммунальную услугу, что соответствует Правилам N 354. Данные действия Общества нельзя признать необоснованными, а потому вывод Инспекции о том, что расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении не соответствует требованиям Правил N 354, является ошибочным.
Инспекцией не приведен расчет платы за коммунальную услугу, который, по мнению контролирующего органа, соответствовал бы требованиям Правил N 354.
Суд также принимает во внимание следующее.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
В случае если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих:
- тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
- стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
Финансовые потребности, указанные в абзацах четвертом и седьмом настоящего пункта, определяются органами регулирования на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.
Формула для расчета тарифа на горячую воду в расчете на 1 куб. м в закрытых системах теплоснабжения установлена пунктом 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47.
В соответствии с пунктом 49 Основ ценообразования тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 части 2 указанного закона регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. При этом согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - это ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
С учетом изложенного, суд находит необоснованным довод инспекции о том, что при расчете платы за горячее водоснабжение заявитель должен использовать правила, применяемые при расчете тарифа.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного, предписание N 030/052/13-12 ГЖИи об устранении нарушений действующего законодательства от 20 октября 2015 года, выданное Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия, не соответствует действующему законодательству, нарушает права заявителя на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, заявленное требование подлежит удовлетворению.
При распределении судебных расходов, понесенных заявителем в связи с уплатой государственной пошлины, суд руководствуется правилами части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзаца 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", и относит их на ответчика.
Поскольку в силу абзаца 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 3000 руб., излишне уплаченная пошлина подлежит возврату заявителю согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" удовлетворить.
Признать недействительным как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации выданное Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия предписание N 030/052/13-12 ГЖИи об устранении нарушений действующего законодательства от 20 октября 2015 года.
2. Обязать Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта".
3. Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" (ОГРН 1121035000899, ИНН 1005012234) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
4. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" (ОГРН 1121035000899, ИНН 1005012234) из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, излишне перечисленной платежным поручением N 1 от 11.01.2016.
5. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)