Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2017 N 09АП-10919/2017 ПО ДЕЛУ N А40-8953/17

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. N 09АП-10919/2017

Дело N А40-8953/17

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей Захарова С.Л., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Триносом И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ТЭКЭнерго"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2017 по делу N А40-8953/17,
принятое судьей Вигдорчиком Д.Г. (145-81)
по заявлению ООО "ТЭКЭнерго"
к Департаменту экономической политики и развития города Москвы
о признании незаконным и изменении постановления
при участии:
- от заявителя: Дрыжов Г.В. по дов. от 17.11.2016;
- от ответчика: Кузьмина С.А. по дов. от 27.12.2016;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТЭКэнерго" (далее - ООО "ТЭКэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Департамента экономической политики и развития г. Москвы (далее - Департамент, административный орган) от 28.12.2016 г. по делу N 100/2016 о назначении административного наказания на основании ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.02.2017 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы доказанностью ответчиком наличия в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, а также соблюдением процедуры и срока давности привлечения к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права и удовлетворить требования заявителя. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что событие и состав административного правонарушения по ст. 14.6 КоАП РФ отсутствует, так как заявителем для ГБУ и ТСЖ был применен тариф, установленный для населения. Оснований для применения экономически обоснованного тарифа для иных потребителей у заявителя не имелось. По мнению заявителя, отсутствует вина Общества, так как экономически обоснованный тариф был установлен ниже, чем тариф, установленный для населения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить требование заявителя в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ТЭКЭнерго" заключены следующие договоры теплоснабжения: - от 08 июня 2015 года N Т-121095 с товариществом собственников жилья "Мясницкая, 24" (далее - ТСЖ "Мясницкая, 24"); - от 01 декабря 2014 года N Т-0803105, Т-0803093 с государственным бюджетным учреждением "Жилищник района Кунцево" (далее - ГБУ "Жилищник района Кунцево"); - от 02 апреля 2015 года N Т-102021 с товариществом собственников жилья "Хлыновский" (далее - ТСЖ "Хлыновский"); - от 01 мая 2014 года N 0516045 с товариществом собственников жилья "Большие Каменщики" (далее - ТСЖ "Большие Каменщики").
Предметом указанных договоров является поставка тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение многоквартирных домов.
Управлением контроля и надзора за регулируемой деятельностью Департамента экономической политики и развития г. Москвы проведена проверка ООО "ТЭКэнерго".
Для анализа применения цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Департаментом письмом от 10 ноября 2016 года N ДПР-20-7/5-232/16 были запрошены копии счетов, счетов-фактур, актов и платежных поручений к перечисленным выше договорам.
Запрошенные сведения были представлены ООО "ТЭКЭнерго" письмом от 21 ноября 2016 года N 945 (рег. от 22 ноября 2016 года N ДПР-20-7/5-232/16).
В ходе анализа представленных сведений Департаментом установлено, что стоимость тепловой энергии определялась ООО "ТЭКЭнерго" по льготному тарифу на тепловую энергию, установленному для населения города Москвы постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 г. N 280-ПП (далее - Постановление N 280-ПП), Приложение 9, в размере 1944,62 руб./Гкал с НДС (1647,98 руб./Гкал x 1,18) вместо экономически обоснованных тарифов, установленных РЭК Москвы для потребителей ООО "ТЭКЭнерго" постановлениями от 19 декабря 2014 года N 535-тэ и от 18 декабря 2015 года N 412-тэ в размере 1481,98 руб./Гкал без НДС (или 1748,74 руб./Гкал с НДС), которые ниже льготных.
Применение ООО "ТЭКЭнерго" в период с декабря 2015 года по май 2016 года льготных тарифов для населения, установленных Постановлением N 280-ПП, признано Департаментом неправомерным и содержащим признаки события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
21.12.2016 г. Департамента экономической политики и развития г. Москвы при участии представителя ООО "ТЭКЭнерго" от 17.11.2016 г. составлен протокол об административном правонарушении N 100 по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
28.12.2016 г. заместителем руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы вынесено Постановление о назначении административного наказания по делу N 100/2016 об административном правонарушении о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 157 683 руб. 60 коп.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о законности привлечения Общества к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке) - влечет наложение административного штрафа на...юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям подлежат регулированию в силу п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
Согласно пункту 1 части 3 статья 7 Федерального закона N 190-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 Федерального закона N 190-ФЗ.
Экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "ТЭКЭнерго" на 2015 - 2016 годы были установлены постановлениями РЭК Москвы от 19 декабря 2014 года N 535-тэ, от 18 декабря 2015 года N 412-тэ соответственно.
ООО "ТЭКЭнерго" заключены следующие договоры теплоснабжения: - от 08 июня 2015 года N Т-121095 с товариществом собственников жилья "Мясницкая, 24" (далее - ТСЖ "Мясницкая, 24"); - от 01 декабря 2014 года N Т-0803105, Т-0803093 с государственным бюджетным учреждением "Жилищник района Кунцево" (далее - ГБУ "Жилищник района Кунцево"); - от 02 апреля 2015 года N Т-102021 с товариществом собственников жилья "Хлыновский" (далее - ТСЖ "Хлыновский"); - от 01 мая 2014 года N 0516045 с товариществом собственников жилья "Большие Каменщики" (далее - ТСЖ "Большие Каменщики").
Предметом указанных договоров является поставка тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение многоквартирных домов.
Проверкой установлено, что ООО "ТЭКЭнерго" в период с декабря 2015 года по май 2016 года применены льготные тарифы.
Льгота - это преимущество, предоставляемое определенным категориям (в настоящем случае населению), выражающееся, как правило, в полном или частичном освобождении от уплаты тарифов, налогов, сборов, иных платежей. Цель введения и применения льгот в сфере теплоснабжения - частичное освобождение населения от уплаты полной стоимости тарифов.
Основанием для установления льготных тарифов является положение части 14 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также в пункте 52 Правил регулирования цен (тарифов).
В силу ч. 14 ст. 10 Закона N 190-ФЗ о теплоснабжении, наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Положение реализовано в соответствии с пунктом 2.3 постановления Правительства Москвы от 29 сентября 2009 года N 1030-ПП путем издания Постановления Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 280-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения".
Согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2012 года N 602-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при поставке товаров (оказании услуг) населению" утвержден порядок предоставления субсидий, согласно которому ее получение возможно только при условии, что экономически обоснованный тариф выше тарифа для населения (пункт 3.7 Приложения 2 указанного постановления).
Из смысла вышеуказанных положений следует, что льготный тариф применяется в случаях, когда экономически обоснованный тариф выше тарифа для населения. В ситуации, когда экономически обоснованный тариф ниже, оснований применять тариф для населения не имеется, так как последний теряет значение в качестве льготы - преимущества и является завышенным для потребителей по отношению к первому.
При условии установления ООО "ТЭКЭнерго" экономически обоснованного тарифа, который включает в себя необходимый объем финансовых средств для обеспечения экономически обоснованной прибыли, применение в настоящем случае тарифа для населения направлено на безосновательное извлечение излишней выручки, что не отвечает принципам разумности, а также принципам тарифного регулирования (пункт 5 части 1 статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное, а также пункт 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, в настоящем случае обоснованно расценено судом как применение завышенного тарифа.
Факт завышения установленных постановлениями РЭК Москвы от 19 декабря 2014 года N 535-тэ и от 18 декабря 2015 года N 412-тэ тарифов в период с декабря 2015 года по май 2016 года подтверждается счетами и платежными поручениями.
Расчет суммы завышения и излишне полученной выручки приведен в Постановлении 100/2016 и не оспаривается заявителем.
Сумма излишне полученной выручки от реализации услуги по теплоснабжению вследствие неправомерного завышения регулируемых государством тарифов за период с декабря 2015 года по май 2016 года составляет 578 841,80 руб. без НДС.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя со ссылкой на Постановление N 280-ПП.
Так, в силу п. 2.2 Постановления N 280-ПП тарифы на тепловую энергию для населения города Москвы, установленные указанным Постановлением, применяемые для расчетов с населением, являются льготными.
В соответствии с п. 2.3 Постановления N 280-ПП установлено, что разница в тарифах на тепловую энергию, установленных для ресурсоснабжающих организаций соответствующими постановлениями РЭК Москвы, и льготных тарифах, утвержденных Постановлением N 280-ПП для расчетов с населением города Москвы, возмещается организациям за счет средств бюджета города Москвы.
Экономически обоснованные тарифы, установленные постановлениями РЭК Москвы от 19 декабря 2014 года N 535-тэ, от 18 декабря 2015 года N 412-тэ, ниже льготных тарифов, установленных Постановлением N 280-ПП, в связи с чем, применения льготных тарифов ООО "ТЭКЭнерго" не требовалось.
Применяя льготные тарифы, установленные Постановлением N 280-ПП, при расчетах с ТСЖ "Мясницкая, 24", ГБУ "Жилищник района Кунцево", ТСЖ "Хлыновский" и ТСЖ "Большие Каменщики", ООО "ТЭКЭнерго" неправомерно извлекало дополнительную выручку сверх установленных постановлениями РЭК Москвы от 19 декабря 2014 г. N 535-тэ, от 18 декабря 2015 г. N 412-тэ экономически обоснованных тарифов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от нею меры по их соблюдению.
В настоящем случае Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм в области ценообразования в сфере теплоснабжения, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм и применения экономически обоснованного и установленного для заявителя тарифа.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом, так как в силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В силу пункта 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов (подпункт "б" пункта 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
Учитывая, что Обществом при расчетах с ГБУ и ТСЖ в проверяемый период применялся тариф, который превышал установленный для заявителя, как ресурсоснабжающей организации, экономически обоснованный тариф, заявителем завышена цена на оказываемые услуги; в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иной оценкой доказательств и толкованием норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2017 по делу N А40-8953/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.А.ЧЕБОТАРЕВА

Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
Л.А.МОСКВИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)