Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2017 N 17АП-10939/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-12880/2017

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2017 г. N 17АП-10939/2017-АК

Дело N А60-12880/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 июня 2017 года по делу N А60-12880/2017,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (ИНН 6670214400, ОГРН 1086670018093)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Эталон-Трейд" (ИНН 6623055175, ОГРН 1086623009990)
о признании недействительным решения,
установил:

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) от 17.01.2017.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на отсутствие оснований для включения общества с ограниченной ответственностью "Эталон-Трейд" (далее - ООО "Эталон-Трейд") в реестр квалифицированных подрядных организаций ввиду непредставления последним надлежащих документов, подтверждающих наличие необходимого опыта выполнения работ; представленный акт от 11.11.2016 N 181, составленного не по форме КС-2, в отношении многоквартирного дома (далее - МКД) (г. Нижний Тагил, ул. Правды, 12), не подтверждает приемку работ по договору N 120 в полном объеме; решение антимонопольного органа нарушает права заявителя в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах путем формирования и ведения реестра квалифицированных подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД на территории Свердловской области.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, указанным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области проведены процедуры отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД на территории Свердловской области, на электронной торговой площадки РТ (www.rts-tender.ru) (извещение N 25951).
16.12.2016 опубликован Протокол комиссии от 15.12.2016 N 1-16-СМР/ПО по проведению предварительного отбора, согласно которому заявка ООО "Эталон-Трейд" была отклонена, по следующим основаниям:
- 1. подп. 2 п. 4 Документации, подп. "б" п. 53 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным абз. 3 подп. 2 п. 24 Документации, а именно, в составе заявки отсутствует справка налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей бюджеты бюджетной системы РФ (КНД 1120101), приложена иная справка: справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (КНД 116008);
- 2. подп. 2 п. 44 Документации, подп. "б" п. 53 Положения N 615 заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным абз. 8 подп. 2 п. 24 Документации, а именно, в составе заявки приложены документы (копия контракта, копии актов приемки выполненных работ), не подтверждающие приемку работ по указанному контракту в полном объеме.
09.01.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Эталон-Трейд" на действия организатора торгов Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области при организации и проведении процедуры отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД на территории Свердловской области.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Эталон-Трейд" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесено оспариваемое решение от 17.07.2017, которым жалоба ООО "Эталон-Трейд" признана обоснованной в части нарушения п. 28. пп. "б" п. 26 и абз. 7 пп. "б" п. 38 Положения N 615.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган уполномочен рассматривать жалобы заявителей на нарушение процедуры торгов обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) функциями регионального оператора являются, в том числе, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Пунктом 22 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено понятие технического заказчика - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
Согласно п. 3 ч. 2 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Функциями регионального оператора согласно ч. 1.1 ст. 180 ЖК РФ являются, в том числе, закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения (функции регионального оператора, установленных ч. 1 настоящей статьи, осуществляются порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обязанностями регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определены, в том числе ч. 5 ст. 182 ЖК РФ, согласно которой привлечение региональным оператором, в частности предусмотренном ч. 3 настоящей статьи, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего им многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Положения N 615 закупки товаров, работ целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор) осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные п. 8 Положения, а также случаев, предусмотренных п. 193 Положения.
В п. 2 Положения N 615 под предварительным отбором понимается совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор; заинтересованное лицо - физическое лицо, заинтересованное в результатах привлечения подрядных организаций (в том числе являющееся индивидуальным предпринимателем), подавшее заявку через оператора электронной площадки на участие в предварительном отборе, заявку на участие в электронном аукционе, либо юридическое лицо, подавшее заявку на участие в предварительном отборе, заявку на участие в электронном аукционе; участник предварительного отбора - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности или индивидуальный предприниматель, претендующие на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций; реестр квалифицированных подрядных организаций - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестра квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных п. 193 настоящего Положения.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 602-ПП Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области наделено полномочиями по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций.
Во исполнение требований Положения N 615 Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области создана комиссия по проведению предварительного отбора подрядных организаций, а также разработана документация о проведении предварительного отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области, которая утверждена приказом Министерства от 25.10.2016 N 269 "Об утверждении документации о ведении предварительного отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" (далее - Документация).
Судом установлено и из материалов дела следует, период подачи заявок на участие в предварительном отборе был установлен с 27.10.2016 9:00 по 16.11.2016 9:00 (местного времени), дата окончания срока рассмотрения заявок на участие отборе - 15.12.2016. В указанный период подачи заявок, было подано 48 заявок, из которых 11 были включены в реестр квалифицированных подрядных организаций, а 37 заявок было отклонено, в том числе заявка заявителя.
В соответствии с Положением N 615 заявки на участие в предварительном отборе подаются через оператора электронной площадки в виде электронного документа и должны быть подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью. Требования к участникам предварительного отбора, а также требования к составу заявки установлены п. 23 и п. 38 Положения N 615, а также п. 4 и п. 22 Документации.
16.12.2016 был опубликован Протокол комиссии от 15.12.2016 N 1-16-СМР/ПО по проведению предварительного отбора, согласно которому заявка ООО "Эталон-Трейд" была отклонена.
Спорным основанием отклонения заявки на участие в предварительном отборе является ее несоответствие требованиям, установленным абз. 8 подп. 2 п. 24 Документации, а именно, в составе заявки приложены документы (копия контракта, копии актов приемки выполненных работ), не подтверждающие приемку работ по указанному контракту в полном объеме.
Отклонение заявки Министерством мотивировано нарушением ООО "Эталон-Трейд" подп. 2 п. 44 Документации, подп. "б" п. 53 Положения N 615.
Согласно подп. "б" п. 53 Положения N 615 решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в случае, когда заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 данного Положения.
Указанное Положение воспроизведено в подп. 2 п. 44 Документации о проведении предварительного отбора подрядных организаций со ссылкой на главу 5 Документации (приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 25.10.2016 N 269).
Министерство в части отклонения заявки ООО "Эталон-Трейд" решением антимонопольного органа признано нарушившим п. 28, пп. "б" п. 26 и абз. 7 пп. "б" п. 38 Положения N 615, нарушение выразилось в непринятии представленных данным участником документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), аналогичных предмету предварительного отбора.
Согласно п. 15 Положения N 615 Комиссия по проведению предварительного отбора осуществляет рассмотрение заявок на участие в предварительном отборе на соответствие требованиям, установленным п. 30 настоящего Положения, ведет и оформляет необходимые протоколы по всем процедурам, проводимым в ходе осуществления предварительного отбора, рассматривает вопрос:
1) о допуске (об отказе) к участию в предварительном отборе;
2) о включении (об отказе во включении) в реестр квалифицированных подрядных организаций и другие действия в соответствии с настоящим Положением.
Пунктом 26 Положения N 615 установлено, что при рассмотрении заявок на участие в предварительном отборе участник предварительного отбора не включается в реестр квалифицированных подрядных организаций в случае:
а) несоответствия требованиям, установленным п. 23 настоящего Положения:
б) непредставления документов, установленных п. 38 настоящего Положения;
в) недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора.
Не включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по иным основаниям, кроме случаев, указанных в п. 26 настоящего Положения, не допускается (п. 28 Положения N 615).
В соответствии с подп. "п" п. 23 Положения N 615 и подп. 12 п. 4 Документации одним из требований, предъявляемых к участникам предварительного отбора, является наличие опыта выполнения работ не менее чем по трем контрактам за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по предмету предварительного отбора.
В подтверждение наличия опыта выполнения работ участнику необходимо представить не менее трех контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг), аналогичных предмету предварительного отбора, в которых указан установленный срок выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки выполненных работ по таким контрактам или иных документов, подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту в полном объеме (абз. 8 подп. "б" п. 38 Положения N 615, абз. 8 подп. 2 п. 24 Документации).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что указанная правовая норма содержит конкретный перечень документов, который участник должен представить, но данный перечень не является исчерпывающим, поскольку указано на возможность представления иных документов, подтверждающих приемку работ, и в составе уже иных документов должны обязательно содержаться сведения об окончательной их стоимости и подтверждение приемки заказчиком работ по контракту в полном объеме.
Из материалов дела следует, что ООО "Эталон-Трейд" в составе заявки представлено три договора подряда предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту.
Предметом одного из договоров (договор подряда от 01.07.2016 N 120) является выполнение работ по капитальному ремонту в двух многоквартирных домах по адресу: ул. Дзержинского, 33; ул. Правды, 12.
Первоначальная стоимость работ по указанному договору составляет 8317776,34 руб.
В целях подтверждения выполнения работ по указанному договору ООО "Эталон-Трейд" представлен акт от 11.11.2016 N 181, согласно которому сумма выполненных работ в домах по двум указанным адресам составляет 5272553,09 руб., а также акты выполненных работ по форме КС-2 на сумму 5806 507,42 руб.
Согласно п. 1 ст. 408 Гражданского кодекса РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
При этом в оспариваемом решении антимонопольного органа верно отмечено, что согласно акту от 11.11.2016 N 181 работы по договору от 01.07.2016 N 120 капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в г. Нижний Тагил: ул. Дзержинского, 33, ул. Правда, 12, выполнены на сумму 5 272 553,09 руб., ниже прямо указано, что вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и оказания услуг не имеет.
Поскольку у Заказчика не имелось претензий по выполненным по договору от 01.07.2016 N 120 работам и волеизъявление сторон было оформлено актом от 11.11.2016 N 181, организатор торгов неправомерно отказал в допуске к участию в предварительном отборе заявителю, по основанию подп. "п" п. 23 Положения N 615 и абз. 7 подп. 2 п. 24 Документации.
Следовательно, антимонопольный орган правильно признал министерство нарушившим подп. 2 п. 44 Документации, подп. "б" п. 53 Положения N 615.
Таким образом, оспариваемое решение антимонопольного органа, соответствующее требованиям законодательства, не может нарушать права заявителя в сфере иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае антимонопольным органом обоснованно установлено нарушение Комиссией организатора торгов п. 28, пп. "б" п. 26 и абз. 7 пп. "б" п. 38 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем оснований для признания недействительным оспариваемого решения антимонопольного органа не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя выводы суда не опровергают, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июня 2017 года по делу N А60-12880/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Х.РИБ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)