Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2016 N 15АП-15459/2016 ПО ДЕЛУ N А32-14250/2016

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2016 г. N 15АП-15459/2016

Дело N А32-14250/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Авдониной О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Даниловым Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети" в лице филиала "Кропоткинэлектросеть"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12 августа 2016 года по делу N А32-14250/2016 (судья Куликов О.Б.)
по иску акционерного общества "НЭСК-электросети" (ИНН 2308139496,
ОГРН 1072308013821) в лице филиала "Кропоткинэлектросеть"
к ответчику товариществу собственников жилья "Лидер" (ИНН 2364001438,
ОГРН 1092364000211)
о взыскании расходов по установке коллективного (общедомового) прибора учета,

установил:

акционерное общество "НЭСК-электросети" в лице филиала "Кропоткинэлектросеть" (далее - истец, АО "НЭСК-электросети", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к товариществу собственников жилья "Лидер" (далее - ответчик, ТСЖ "Лидер", товарищество) о взыскании 17 488 руб. 61 коп. расходов по установке коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии.
Исковые требования мотивированы тем, что во исполнение обязанности, возложенной на АО "НЭСК-электросети" пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, истец направил в адрес ответчика договор на установку общедомового (коллективного) прибора учета электрической энергии в целях его подписания и последующего исполнения. Однако ответчик данный договор не подписал; к установленному законом сроку установку общедомового (коллективного) прибора учета не осуществил; представителей сетевой организации к месту, где должен быть установлен прибор учета, не допустил. В связи с этим, АО "НЭСК-электросети" в соответствии с частью 8 пункта 150 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 самостоятельно осуществило работы по установке общедомового (коллективного) прибора учета в распределительном устройстве (РУ-0,4 кВ) здания трансформаторной подстанции (ЗТП-48), через которое осуществляется питание многоквартирного дома. Услуги по установке прибора учета в размере 17 488 руб. 61 коп. товарищество до настоящего времени не оплатило.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд указал, что согласно пункту 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ граждане-собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом). Управляющая организация в данном вопросе выступает исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений, и не должна отвечать перед ресурсоснабжающей организацией в большем объеме, чем совокупный объем денежных средств, внесенных собственниками. Из материалов дела следует, что пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, не представлены. Следовательно, оснований для вывода о том, что срок исполнения обязательства по компенсации всей суммы затрат наступил, не имеется.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы АО "НЭСК-электросети" указало, что ответчик как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома по ул. Красной, 244 в г. Кропоткине Краснодарского края, обязано возместить истцу понесенные им расходы по установке общедомового прибора учета электрической энергии.
От ТСЖ "Лидер" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно пункту 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В исковом заявлении АО "НЭСК-электросети" указало, что является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии, непосредственное присоединение к сетям которой имеет многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Кропоткин, ул. Красная, 244. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ "Лидер".
13.01.2016 истец направил в адрес товарищества письмо с приложением договора на установку общедомового (коллективного) прибора учета электроэнергии и счета на оплату. В письме указывалось на необходимость допуска персонала общества к месту установки прибора учета электроэнергии.
Однако товарищество договор не подписало, персонал истца к месту установки прибора учета электроэнергии не допустило. Мотивированный отказ от допуска к месту установки прибора учета и от заключения договора в адрес сетевой организации ответчик не направил.
В связи с этим, обществом самостоятельно были проведены работы по установке общедомового (коллективного) прибора учета в распределительном устройстве (РУ-0,4 кВ) здания трансформаторной подстанции (ЗТП-48), что подтверждается актом от 10.02.2016 N 757 о проведении установки (замены) элементов узла учета электрической энергии и проверки схем их подключения в электроустановках до и выше 1000 В. Акт об установке подписан представителями сетевой организации, гарантирующего поставщика и представителем администрации города Кропоткина.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 02.03.2016 N 41.НС-01.07/308 с требованием об оплате расходов по установке прибора учета.
Неисполнение товариществом требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения АО "НЭСК-электросети" в суд с иском по настоящему делу.
Обращаясь за судебной защитой, истец правомерно исходил из следующего.
Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации (товарищества собственников жилья) оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета. Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. В случае невыполнения данных требований Закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 1, 2, 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса, пункт 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (пункт 6, подпункт "ж" пункта 10, подпункт "к" пункта 11, подпункт "а" пункта 28 Правил N 491).
Как следует из статей 161, 162 ЖК РФ, пунктов 16, 24, 26 Правил N 491, пункта 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут создать товарищество собственников жилья.
При этом товарищество собственников жилья в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделено полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.
ТСЖ "Лидер" создано в 2009 году.
Председатель товарищества получил копию определения суда от 30.05.2016 о принятии искового заявления к производству суда (л.д. 82), а также копию мотивированного решения суда от 12.08.2016 (л.д. 94) и копию определения от 21.09.2016 о принятии апелляционной жалобы к производству суда.
Будучи информированным о рассмотрении настоящего дела, ТСЖ "Лидер" не опровергло представленные истцом доказательства в подтверждение довода о том, что функции управления указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ "Лидер".
Таким образом, ТСЖ "Лидер" как организация, специально созданная собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Обстоятельств, подтверждающих совершение собственниками или товариществом активных действий, направленных на самостоятельное установление общедомовых приборов учета, суд первой инстанции не установил.
В соответствии с пунктом 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети "Интернет" наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации, а также их стоимость и стоимость работ по их установке.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
13.01.2016 АО "НЭСК-электросети" направило в адрес ответчика договор на установку общедомового (коллективного) прибора учета и просило допустить персонал филиала "Кропоткинэлектросеть" в целях осуществления работ по установке прибора учета. В случае недопуска сотрудников истца, последний предложил ответчику самостоятельно осуществить установку прибора учета в срок до 01.02.2016 и вызвать представителей АО "НЭСК-электросети" для осуществления его допуска в эксплуатацию.
В связи с тем, что товарищество не уведомило о подписании договора на установку общедомового (коллективного) прибора учета, а также не осуществило действия по установке данного прибора учета, АО "НЭСК-электросети" самостоятельно выполнило работы по установке прибора учета в РУ-0,4 кВ ЗТП-48 на линии, питающей многоквартирный дом.
Обстоятельство установки прибора учета подтверждается актом N 757 от 10.02.2016 (л.д. 12).
Письмом от 02.02.2016 истец сообщил ответчику об установке общедомового (коллективного) прибора учета и предложил ему осуществить совместный допуск данного прибора учета в эксплуатацию.
С сопроводительным письмом от 12.02.2016 истец направил в адрес ответчик копию акта приемки прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 150 Основных положений N 442 гражданин - собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений части 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
Рассмотрев требования АО "НЭСК-электросети", суд первой инстанции отказал в их удовлетворении, указав, что пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета не истек; доказательства принятия собственниками помещений решения произвести оплату данных расходов единовременно или с меньшим периодом рассрочки не имеется; следовательно, оснований для вывода о том, что срок исполнения обязательства по компенсации всей суммы затрат наступил, не имеется.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Товарищество собственников жилья, действующее в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, лишено возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе, чем от указанных собственников. Следовательно, товарищество не должно отвечать перед ресурсоснабжающей организацией в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС15-2333 от 02.07.2015 по делу N А04-488/2014 и N 310-ЭС15-7676 от 26.10.2015 по делу N А14-14434/2013.
В определении от 21.09.2016 суд апелляционной инстанции предложил ответчику представить пояснения о том, принималось ли собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Кропоткин, ул. Красная, 244, решение об оплате расходов по установке общедомового прибора учета электроэнергии единовременно либо с периодом просрочки, составляющим меньше пяти лет.
Копия указанного определения была получена председателем товарищества 29.09.2016, однако данное определение ответчиком исполнено не было.
Истец также не представил доказательства принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об оплате расходов по установке общедомового прибора учета электроэнергии единовременно либо с периодом просрочки, составляющим меньше пяти лет.
Ввиду отсутствия в материалах дела обратного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что собственниками помещений в многоквартирном доме не был изменен порядок внесения оплаты за установку общедомового (коллективного) прибора учета, установленный пунктом 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Учитывая, что согласно акту N 757 общедомовой прибор учета был установлен сетевой компанией в начале февраля 2016 года, на момент подачи искового заявления по настоящему делу и рассмотрения данного дела по существу собственники помещений в многоквартирном доме должны были внести товариществу часть платежей за установку общедомового (коллективного) прибора учета. Следовательно, на момент обращения с иском по настоящему делу и разрешения его по существу у АО "НЭСК-электросети" возникло право требования к товариществу об оплате указанной части расходов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении исковых требований сетевой организации в полном объеме.
Согласно выставленному АО "НЭСК-электросети" счету стоимость монтажа общедомового прибора учета и отключения (подключения) проводов ЛЭП 0,4 кВ составила 17 488 руб. 61 коп.
Стоимость услуг определена истцом согласно прейскуранту цен, утвержденному генеральным директором АО "НЭСК-электросети" (л.д. 61-63).
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных исковых требований за шесть календарных месяцев (с февраля по июль 2016 года, то есть до вынесения решения суда) в размере 1 748 руб. 88 коп. (исходя из платы в размере 291 руб. 48 коп. в месяц с учетом рассрочки оплаты на 60 месяцев (5 лет) согласно пункту 12 статьи 13 Закона об энергосбережении). Право требования оплаты остальной суммы у истца на момент разрешения спора по существу не возникло. АО "НЭСК-электросети" не лишено права обратиться за судебной защитой в случае неоплаты ответчиком расходов по установке общедомового прибора учета электрической энергии за последующие периоды (в пределах установленного законом пятилетнего срока).
В связи с этим, решение суда в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с ответчика 1 748 руб. 88 коп. расходов подлежит отмене с принятием нового судебного акта о взыскании указанной суммы.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе подлежат отнесению на сторон пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
В рамках настоящего дела истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 17 488 руб. 61 коп. Таким образом, в федеральный бюджет подлежала уплате государственная пошлина в размере 2 000 руб.
При подаче иска АО "НЭСК-электросети" перечислило в бюджет денежную сумму в размере 2 000 руб. по платежному поручению N 119 от 20.04.2016 (л.д. 35).
Поскольку исковые требования удовлетворены на 10,01% и в удовлетворении исковых требований отказано на 89,99%, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 200 руб.
При подаче апелляционной жалобы АО "НЭСК-электросети" перечислило в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 3 000 руб. по платежному поручению N 370 от 19.08.2016.
С учетом этого, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 300 руб.
30 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 августа 2016 года по делу N А32-14250/2016 в части отказа в удовлетворении требования о взыскании 1 748 руб. 88 коп. отменить, в данной части принять новый судебный акт.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Лидер" (ИНН 2364001438, ОГРН 1092364000211) в пользу акционерного общества "НЭСК-электросети" (ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821) 1 748 руб. 88 коп. расходов по установке коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, 200 руб.
судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Решение в остальной части оставить без изменения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Лидер" (ИНН 2364001438, ОГРН 1092364000211) в пользу акционерного общества "НЭСК-электросети" (ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821) 300 руб. 30 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
О.Г.АВДОНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)