Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.04.2016 ПО ДЕЛУ N А60-4202/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. по делу N А60-4202/2016


Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 20 апреля 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Ю. Якушевич, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа Дегтярск (ИНН 6627003996, ОГРН 1026601643419)
к Управлению федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Жилищные услуги населению" (ИНН 6684002149, ОГРН 1126684002576), Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Прокуратура г. Ревды, общество с ограниченной ответственностью "Ремстройкомплекс" (ОГРН 1116672022169), общество с ограниченной ответственностью "МУК" (ОГРН 1146670018318), общество с ограниченной ответственностью "Антек" (ОГРН 1056601690298), общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (ОГРН 1106627000743).
о признании недействительными ненормативных актов
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Д.А. Теплоухова, представитель по доверенности от 13.01.2016 N 01-01-13/34, паспорт; Д.Л. Бусыгин, представитель по доверенности от 15.03.2016 N 01-01-13/857, паспорт;
- от заинтересованного лица: Э.М. Боброва, представитель по доверенности N 40 от 15.09.2015, удостоверение; А.А. Бокша, представитель по доверенности N 49 от 12.04.2016, удостоверение.
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.

Администрация городского округа Дегтярск обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании незаконными решения и предписания по объединенным в одно производство делам N 30/2015 и N 32/2015 от 21.12.2015.
Заинтересованное лицо представило отзыв, дополнение к отзыву, в удовлетворении заявленных требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву.
От заявителя поступило дополнение к заявлению.
ООО "Ремстройкомплекс" представило отзыв, поддерживает требования заявителя.
ООО "МУК" представило отзыв, в удовлетворении заявленных требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по объединенным в одно производство делам N 30/2015 и N 32/2015 от 21.12.2015 признан факт нарушения Администрацией городского округа Дегтярск ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от созыва внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах города Дегтярска в предусмотренных ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 04.07.2014 N 255-ФЗ случаях (в частности, дома: NN 1а, 3, 4, 5а, 6, 7, 11 по ул. Токарей и NN 16, 34 по ул. Озерная) и в установленном ч. ч. 4. 5 ст. 45 Жилищного кодекса РФ порядке, а также, в последующем принятии Постановления от 30.06.2015 N 569-ПА, что привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городском округе Дегтярск.
На основании вышеназванного решения Администрации городского округа Дегтярск выдано предписание по объединенным в одно производство делам N 30/2015 и N 32/2015 от 21.12.2015, которым предписано прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем совершения в пятнадцатидневный срок с момента получения предписания всех зависящих от органа местного самоуправления действий по созыву внеочередных общих собраний собственников помещений во всех многоквартирных домах, применительно к которым выполняются предусмотренные частью 4 статьи 7 Федерального закона от 04.07.2014 N 255-ФЗ условия. Пунктом 2 предписания предписано информировать Свердловское УФАС России об исполнении предписания не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Полагая, что решение и предписание по объединенным в одно производство делам N 30/2015 и N 32/2015 от 21.12.2015 являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, Администрация городского округа Дегтярск обратилась с заявлением в арбитражный суд. При этом считает, что нарушений требований действующего законодательства при проведении конкурсов по выбору управляющих компаний для управления многоквартирными домами, ею допущено не было. Также в дополнении к заявлению администрация ссылается на неисполнимость предписания.
Как следует из материалов дела, предметом оспаривания по настоящему спору является решение и предписание антимонопольного органа, которыми в действиях администрации установлено нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в уклонении от созыва внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах города Дегтярска, что привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городском округе Дегтярск.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания оспариваемых ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия недействительными является наличие в совокупности двух условий: не соответствие акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ лежит на органе или лице, принявшем данный акт.
Основанием для принятия оспариваемых решения и предписания послужили выводы антимонопольного органа от нарушении положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 4 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Как установлено антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите конкуренции, по состоянию на 01.05.2015 в городском округе Дегтярск деятельность по управлению МКД осуществляли хозяйствующие субъекты: ООО "Жилищные услуги населению", ООО "Жилкомсервис", ООО "Антек" и ООО "МУК".
12.05.2015 в администрацию поступило письмо из Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (исх. N 29-01-81/8239), в котором сообщалось о принятом лицензионной комиссией решении об отказе в выдаче лицензии ООО "Жилищные услуги населению" и необходимости организовать конкурсные процедуры в отношении 93 многоквартирных домов (МКД), находившихся под его управлением.
В апреле - мае 2015 г. проводились (не по инициативе администрации) общие собрания собственников помещений в МКД г. Дегтярска по ул. Токарей (дома NN 1а, 3, 4, 5а, 6, 7, 11) и ул. Озерная (дома NN 16, 34) по выбору ООО "МУК" в качестве управляющей организации.
При этом ООО "Жилкомсервис" и ООО "Антек" отказались от деятельности по управлению МКД, ООО "МУК" до 01.04.2015 не обратилось за получением лицензии, а ООО "Жилищные услуги населению" было отказано в выдаче лицензии.
30.06.2015 Администрация приняла Постановление от 30.06.2015 N 569-ПА, в котором определила ООО "Ремстройкомплекс" управляющей организацией для 232 многоквартирных домов на период проведения конкурса по отбору управляющих организаций и до вступления в силу договоров управления, заключенных по результатам такого конкурса.
Также Администрацией в период с 25.06.2015 по 10.08.2015 объявлены конкурсы по отбору управляющей организации для управления "оставшимися без управления" МКД. Информация о проведении конкурсов опубликовалась в газете "За большую Дегтярку", а также на официальном сайте www.torgi.gov.ru и на сайте городского округа Дегтярск.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2015 по делу N А60-33720/2015 признано недействительным Постановление Администрации от 30.06.2015 N 569-ПА в части передачи ООО "Ремстройкомплекс" права управления МКД до определения новой управляющей организации или иного способа управления МКД.
В результате проведения администрацией в июле - августе 2015 г. конкурсов по отбору управляющей организации без предварительного созыва внеочередных общих собраний собственников помещений в МКД соответствующую деятельность на рынке услуг по управлению МКД в городском округе Дегтярск осуществляет один хозяйствующий субъект - ООО "Ремстройкомплекс". При этом ООО "Жилищные услуги населению" признано Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.10.2015 по делу N А60-41112/2015 несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.
При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии с частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В силу п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также устанавливать для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 21.07.2014 N 225-ФЗ в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
В соответствии с п. 5 Правил информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 N 289, орган местного самоуправления в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения информации об исключении сведений о многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, извещает путем размещения указанной информации в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в МКД (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом), а также на официальном сайте органа местного самоуправления:
а) собственников помещений в МКД, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, о возникновении основания для исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ и (или) принятии лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ;
б) собственников помещений во всех МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, о принятии лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии и (или) вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта РФ.
Помимо указанного в ч. 4 ст. 7 Закона N 255-ФЗ, ст. 197 Жилищного кодекса РФ и п. 5 Правил N 289 уведомления (извещения) орган местного самоуправления обязан в течение 15 дней созвать собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа управления.
Согласно ч. 4 ст. 200 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления также обязан в течение 15 дней со дня получения от органа государственного жилищного надзора уведомления об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании, созвать общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
Таким образом, в соответствии с положениями ч. 4 ст. 7 Закона N 255-ФЗ администрация обязана была принять меры, направленные на организацию проведения общих собрания собственников вышеуказанных домов. Доказательств принятия всех мер по информированию собственников помещений в многоквартирных домах, находившихся под управлением ООО "Жилищные услуги населению" администрацией не представлено.
Вывод антимонопольного органа о том, что в силу положений ч. 4 ст. 7 Закона N 255-ФЗ, ст. 197 Жилищного кодекса РФ и п. 5 Правил N 289 орган местного самоуправления обязан был созвать общие собрания собственников помещений МКД для установления факта выбора способа управления таким домом и его реализации во всех тех МКД, в которых доля публичного образования в общем имуществе составляет менее 50% и предпринимательскую деятельность по управлению которыми осуществляет лицо, не обратившееся в срок до 01.04.2015 с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо которому отказано в ее выдаче, суд признает правильным.
Таким образом, имело место нарушение Администрацией ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от созыва внеочередных общих собраний собственников помещений в МКД города Дегтярска, что привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по управлению МКД в городском округе Дегтярск.
Учитывая изложенное, оснований для признания недействительным решения Свердловского УФАС по Свердловской области по объединенным в одно производство делам N 30/2015 и N 32/2015 от 21.12.2015 не имеется.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушает прав и законных интересов заявителя, не создает препятствий для реализации заявителем его прав. Оснований считать вынесенное предписание неисполнимым суд не усматривает. Следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требования о признании предписания по объединенным в одно производство делам N 30/2015 и N 32/2015 от 21.12.2015 недействительным.
Учитывая изложенное, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
В.В.ОКУЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)