Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "25" января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
- от заявителя (муниципального унитарного предприятия Шушенского района "Тепловые и электрические сети"): Сергеева Ю.А., представителя по доверенности от 11.01.2016;
- от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Комаровой Ю.С., представителя по доверенности от 11.01.2016 N 7; Зимина А.В., представителя по доверенности от 12.01.2016 N 26 N 24-303,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" октября 2015 года по делу N А33-11083/2015, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие Шушенского района "Тепловые и электрические сети" (далее - заявитель, предприятие, МУП "ШТЭС") (ИНН 2442000890, ОГРН 1022401128683) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба, ответчик) (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, г. Красноярск) о признании предписания от 24.03.2015 N 1198-ж недействительным.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "27" октября 2015 года заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Служба обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- - предприятием неправомерно было произведено начисление корректировки за 2014 год предыдущему собственнику, поскольку в соответствии с нормами закона оплата энергии должна производится за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии с данными учета энергии;
- - равномерная оплата населением в течение года поставленной тепловой энергии не имеет правового значения и не может являться основанием для предъявления к оплате населению нераспределенного остатка потребленной тепловой энергии за летние месяцы;
- - поступление тепловой энергии через полотенцесушители в ванной комнаты и при подаче горячего водоснабжения нельзя оценивать как поставку тепловой энергии для целей отопления; тепловые потери в трубопроводах горячего водоснабжения на затраты отопления определяются в составе тарифов на горячую воду, а не отопление.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к нему, в которых с апелляционной жалобой не согласился, в ее удовлетворении просил отказать. Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Среди прочего заявитель указал на то, что снабжение жилых домов теплом осуществляется посредством открытой системы теплоснабжения, что предполагает технологическую связанность инженерных сооружений для теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 25.01.2016.
После перерыва заседание продолжено с участием тех же представителей лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Службой в отношении предприятия на основании приказа от 12.03.2015 N 1198-ж проведена внеплановая выездная проверка по месту фактического осуществления деятельности: Шушенский район, р.п. Шушенское, ул. 2 мкр, д. 55.
По результатам проверки государственным инспектором территориального подразделения по южной группе районов Службы заявителю выдано предписание от 24.03.2015 N 1198-ж.
В предписании N 1198-ж указано, что МУП Шушенского района "Тепловые и электрические сети" при осуществлении своей деятельности допустила нарушения подпункта б пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 N 307, статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 39, статьи 37, пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Полагая, что выданное предписание не соответствует закону и нарушает права предприятия в сфере предпринимательской деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в пределах представленной компетенции.
Проверка общества проведена Службой с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Апелляционный суд не установил нарушений процедуры проведения проверки.
В предписании N 1198-ж указано, что МУП Шушенского района "Тепловые и электрические сети" при осуществлении своей деятельности допустила нарушения подпункта б пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 N 307, статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 39, статьи 37, пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 указанного предписания обществу предписано в срок до 20.05.2015 устранить допущенные нарушения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что выводы службы противоречат действующему законодательству.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, ей передается весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг.
Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Суд первой инстанции установил, что поставщиком коммунальной услуги по отоплению в доме N 55 по ул. 2 мкр, р.п. Шушенское, Шушенский район является МУП Шушенского района "Тепловые и электрические сети". При рассмотрении апелляционной жалобы никем из сторон о неверности этого вывода не заявлено. Апелляционный суд исходит из доказанности названного обстоятельства.
Из материалов дела, в том числе акта проверки от 24.03.2015 N 1198-ж, следует, что в ходе внеплановой выездной проверки административным органом установлено, что в указанном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, введен в эксплуатацию 27.03.2013.
В пункте 1 оспариваемого предписания указано: "выборочно производим расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику помещения N 18, д. 55, 2 мкр, р.п. Шушенское, за период с августа 2014 по декабрь 2014, согласно п.п. б) п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307): 427381,290 рублей * 44,20 кв. м/860,22 кв. м, - 16872,41 = + 5087 рублей 38 копеек.
5087 рублей 38 копеек / 365 (дней в году) * 143 (дней нового собственника) = + 1993,13 рублей (сумма корректировки собственника данного помещения на сегодняшний момент Приходько В.В.).
5087 рублей 38 копеек - 1993 рублей 13 копеек = + 3094 рублей 25 копеек (сумма корректировки предыдущего собственника данного помещения - Васильева И.А.).
МУП "ШТЭС" в платежном документе нынешнего собственника помещения N 18 (за декабрь 2014) начислена корректировка в сумме + 7001 рублей 24 копеек.
МУП "ШТЭС" собственнику помещения N 18 начисляет корректировку за весь прошедший 2014 (с января 2014 по декабрь 2014). Собственник данной квартиры, Приходько В.В. приобрел данное жилое помещение 11.08.2014, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 15.08.2014".
Заявителю предписано в срок до 20.05.2015 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику помещения N 18, д. 55, 2 мкр, р.п. Шушенское, в письменном виде в платежном документе, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По мнению Службы, предприятию следовало разделить сумму корректировки и отнести их на предыдущего и на нынешнего собственника квартиры пропорционально времени владения ими данной квартирой.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в выводе о том, что для такого разделения корректировки у предприятия не было правового основания.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе и плату за коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Подпунктом "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 (формула N 7). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 (формула 8).
Таким образом, начисление платы за отопление за конкретный месяц всегда учитывает площадь жилого помещения и непосредственно не привязано к фактически отпущенному в этом месяце объему тепловой энергии. Это неизбежно вызывает расхождение между количеством отпущенной энергии и количеством энергии, исходя из которого начислена плата населению за коммунальные услуги, независимо от того рассчитана оплата по нормативу либо по средним данным за прошлые периоды.
Такое расхождение устраняется ежегодной корректировкой платы, цель которой - привести начисления населению в соответствие плате за ту тепловую энергию, которую потребил многоквартирный дом в целом (в зависимости от наличия общедомового прибора учета - определяется по его показаниям либо расчетным методом).
В соответствии с пунктом 27 Правил предоставления коммунальных услуг величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Денежные средства, полученные в результате применения порядка начисления за поставленные коммунальные услуги представляют собой разницу между суммой реальной стоимости коммунального ресурса и начисленными за отопление суммами.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Из системного толкования изложенных выше норм следует, что действующим законодательством не предусмотрена корректировка платы за отопление чаще одного раза в год, а также при смене собственника жилого помещения. Величина, полученная в результате корректировки платы за отопление учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления и подлежит внесению в платежный документ в следующем за корректировкой месяце.
Учитывая, что
- - корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению помещения N 18 за весь прошедший 2014 (с января 2014 по декабрь 2014) произведена по формуле, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг;
- - величина корректировки учтена при начислении платы за отопление помещения N 18 в следующем месяце после корректировки;
- - платежный документ, содержащий начисление корректировки, направлен собственнику жилого помещения N 18,
корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению помещения N 18 за весь прошедший 2014 (с января 2014 по декабрь 2014) произведена и начислена с соблюдением требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, в связи с чем пункт 1 оспариваемого предписания не соответствует действующему законодательству и незаконно возлагает на заявителя дополнительные обязанности.
Таким образом, правового механизма разделения суммы корректировки между двумя собственниками нет. Время корректировки определено императивно, как и объем энергии - за год. Апелляционный суд соглашается с заявителем в том, что у него нет ни возможностей, ни обязанности отслеживать дальнейшее перемещение бывшего собственника, искать его и предъявлять к нему какие либо требования. Апелляционный суд так же принимает во внимание то, что корректировка может носить как характер доначисления, так и характер уменьшения доначисленных сумм. По мнению апелляционного суда, вопросы, связанные с корректировкой, должны решаться между собственниками при купле-продаже квартиры.
В отношении пункта 2 предписания Службы апелляционный суд не соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В пункте 2 указанного предписания указано, что выборочно производим расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику указанного многоквартирного дома помещения N 1 за период с января 2014 по декабрь 2014, согласно подпункту "б" пункта 21 Правил N 307: 427381,290 рублей * 43,60 кв. м / 860,22 кв. м - 16643 рублей 40 копеек = + 5018 рублей 29 копеек МУП "ШТЭС" в платежном документе собственника помещения N 1 за декабрь 2014 начислена корректировка в сумме +6906 рублей 17 копеек, что не соответствует подпункту "б" пункта 21 Правил N 307.
С целью устранения указанного нарушения заявителю предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в многоквартирном доме N 55, 2 мкр, р. п. Шушенское, в письменном виде в платежном документе, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Стороны пояснили, что несмотря на то, что отопительный сезон в летние месяцы является оконченным, услуга по отоплению не оказывается, прибор учета тепловой энергии все равно фиксирует расход тепловой энергии.
Служба поясняет, что расход тепловой энергии происходит по причине того, что хотя в трубы центрального отопления в квартиры горячая вода не поступает - так как отопление отключено, но горячая вода поступает в полотенцесушители и используется на отопление ванных комнат и является частью услуги горячего водоснабжения. Поскольку полотенцесушиели должны работать в летние месяцы, тепловая энергия на их работу тратится, но оплачиваться она должна в составе оплаты за горячую воду и не может быть предъявлена гражданам в составе платы за отопление.
Предприятие согласно с тем, что тепловая энергия расходуется на работу полотенцесушителей, но полагает, что поскольку при корректировке используются показания прибора учета тепловой энергии за год, нет оснований исключать из этого периода летние месяцы.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение). Иных видов платы за коммунальные услуги Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 22 Правил N 307 определено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Суд первой инстанции исходил из того, что расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев. Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам N 306). Таким образом, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года, независимо о того, что ежемесячное потребление тепловой энергии не может быть равномерным (в зимние месяцы фактическое потребление тепловой энергии больше, нежели в весенние месяцы). Соответственно объем потребленной коммунальной услуги подтверждается показаниями общедомового прибора учета (показание общедомового прибора учета) и на Абоненте лежит обязанность оплатить фактически потребленную коммунальную услугу.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции не учел при этом то, что прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме, фиксирует тепловую энергию поставленную как на отопление, так и на горячее водоснабжение. И выбранный предприятием способ корректировки - исходя только из показания приборов учета приводит к удвоению оплаты за поставленное тепло в летние месяцы - как платы за полученное отопление и как часть оплаты за горячую воду. По мнению апелляционного суда, затраты тепловой энергии на обогрев полотенцесушителей определяются в составе тарифов на горячую воду, а не в плате за отопление.
Апелляционный суд делает свои выводы на основании следующего.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Часть 5 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения:
1) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);
2) тариф на транспортировку горячей воды;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
Согласно пунктам 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения устанавливаются в рублях за кубический метр и являются конечной ценой поставляемого коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 48 Основ, тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих:
- тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
- стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (в настоящее время - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения").
Таким образом, стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду, то есть количество, необходимое для подогрева 1 куб. м воды, учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Раздел Х "Особенности установления тарифов на горячую воду" Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" устанавливает, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:
а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);
г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Уровень потерь тепловой энергии, принятый в расчете стоимости потерь тепловой энергии, указанной в подпункте "в" пункта 92 настоящего документа, определяется исходя из уровня нормативных технологических потерь или уровня потерь тепловой энергии, установленного концессионным соглашением в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договором аренды указанных систем и объектов, но не выше уровня нормативных технологических потерь.
Данные правила должны учитываться при установлении тарифа на горячую воду в обязательном порядке.
Из вышеприведенных норм следует, что тариф определяется с учетом тепловых потерь трубопроводами систем горячего водоснабжения, в тарифе на горячую воду должны быть учтены все потери тепловой энергии, в том числе затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат. В летний период предприятия обязаны предъявлять потребителям плату за горячую воду исходя из потребленного объема горячей воды и установленного тарифа на горячую воду.
Таким образом, стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду, то есть количество, необходимое для подогрева 1 куб. м воды, учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение. Поскольку через полотенцесушители в ванной комнате и стояки оказывается услуга по горячему водоснабжению и циркуляции в них тепловой энергии, ее нельзя расценивать как дополнительный прибор отопления. Установленные на трубопроводах горячего водоснабжения приборы учета определяют объем теплоносителя, израсходованного на водозаборах в системах горячего водоснабжения, количество полученной тепловой энергии, включая затраты на нагрев воды и количество тепловой энергии, использованной для циркуляции в трубопроводах горячего водоснабжения, в том числе в стояках и полотенцесушителях.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что затраты тепловой энергии на обогрев полотенцесушителей определяются в составе тарифов на горячую воду, а не в плате за отопление. То есть доводы Службы являются верными, а вынесенное ею предписание в части пункта 2 - законным и обоснованным.
Апелляционный суд считает не применим к данным отношениям тот же подход, который используется для расчетов между хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку и прием тепловой энергии. Для взаимоотношении данных субъектов не имеет значения на что была израсходована тепловая энергия, в силу этого расчет должен производиться по показаниям приборов учета. Для взаимоотношений же с гражданами, как следует из вышеприведенных норм, назначение тепловой энергии имеет значение, поскольку влечет изменение порядка ее оплаты.
Таким образом, Служба правомерно выдала заявителю предписание, указав в пункте 2 на необходимость привести в соответствие с Жилищного кодекса Российской Федерации расчет объема корректировки по отоплению, исключив из него количество тепловой энергии, использованной для подогрева воды в летний период.
Следовательно, решение суда первой инстанции на основании пункта 4 части 1 и части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене частично, с принятием в отмененной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований. Следовательно, поскольку заявление предприятия удовлетворено частично, судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению со Службы.
Суд первой инстанции взыскал со Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в пользу муниципального унитарного предприятия Шушенского района "Тепловые и электрические сети" 3000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В данной части решение является верным. Оснований для перераспределения судебных расходов у апелляционного суда нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" октября 2015 года по делу N А33-11083/2015 отменить в части признания незаконным пункта 2 предписания Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 24.03.2015 N 1198-ж.
В отмененной части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В остальной части решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" октября 2015 года по делу N А33-11083/2015 оставить без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2016 ПО ДЕЛУ N А33-11083/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. по делу N А33-11083/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "25" января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
- от заявителя (муниципального унитарного предприятия Шушенского района "Тепловые и электрические сети"): Сергеева Ю.А., представителя по доверенности от 11.01.2016;
- от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Комаровой Ю.С., представителя по доверенности от 11.01.2016 N 7; Зимина А.В., представителя по доверенности от 12.01.2016 N 26 N 24-303,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" октября 2015 года по делу N А33-11083/2015, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие Шушенского района "Тепловые и электрические сети" (далее - заявитель, предприятие, МУП "ШТЭС") (ИНН 2442000890, ОГРН 1022401128683) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба, ответчик) (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, г. Красноярск) о признании предписания от 24.03.2015 N 1198-ж недействительным.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "27" октября 2015 года заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Служба обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- - предприятием неправомерно было произведено начисление корректировки за 2014 год предыдущему собственнику, поскольку в соответствии с нормами закона оплата энергии должна производится за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии с данными учета энергии;
- - равномерная оплата населением в течение года поставленной тепловой энергии не имеет правового значения и не может являться основанием для предъявления к оплате населению нераспределенного остатка потребленной тепловой энергии за летние месяцы;
- - поступление тепловой энергии через полотенцесушители в ванной комнаты и при подаче горячего водоснабжения нельзя оценивать как поставку тепловой энергии для целей отопления; тепловые потери в трубопроводах горячего водоснабжения на затраты отопления определяются в составе тарифов на горячую воду, а не отопление.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к нему, в которых с апелляционной жалобой не согласился, в ее удовлетворении просил отказать. Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Среди прочего заявитель указал на то, что снабжение жилых домов теплом осуществляется посредством открытой системы теплоснабжения, что предполагает технологическую связанность инженерных сооружений для теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 25.01.2016.
После перерыва заседание продолжено с участием тех же представителей лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Службой в отношении предприятия на основании приказа от 12.03.2015 N 1198-ж проведена внеплановая выездная проверка по месту фактического осуществления деятельности: Шушенский район, р.п. Шушенское, ул. 2 мкр, д. 55.
По результатам проверки государственным инспектором территориального подразделения по южной группе районов Службы заявителю выдано предписание от 24.03.2015 N 1198-ж.
В предписании N 1198-ж указано, что МУП Шушенского района "Тепловые и электрические сети" при осуществлении своей деятельности допустила нарушения подпункта б пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 N 307, статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 39, статьи 37, пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Полагая, что выданное предписание не соответствует закону и нарушает права предприятия в сфере предпринимательской деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в пределах представленной компетенции.
Проверка общества проведена Службой с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Апелляционный суд не установил нарушений процедуры проведения проверки.
В предписании N 1198-ж указано, что МУП Шушенского района "Тепловые и электрические сети" при осуществлении своей деятельности допустила нарушения подпункта б пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 N 307, статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 39, статьи 37, пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 указанного предписания обществу предписано в срок до 20.05.2015 устранить допущенные нарушения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что выводы службы противоречат действующему законодательству.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, ей передается весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг.
Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Суд первой инстанции установил, что поставщиком коммунальной услуги по отоплению в доме N 55 по ул. 2 мкр, р.п. Шушенское, Шушенский район является МУП Шушенского района "Тепловые и электрические сети". При рассмотрении апелляционной жалобы никем из сторон о неверности этого вывода не заявлено. Апелляционный суд исходит из доказанности названного обстоятельства.
Из материалов дела, в том числе акта проверки от 24.03.2015 N 1198-ж, следует, что в ходе внеплановой выездной проверки административным органом установлено, что в указанном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, введен в эксплуатацию 27.03.2013.
В пункте 1 оспариваемого предписания указано: "выборочно производим расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику помещения N 18, д. 55, 2 мкр, р.п. Шушенское, за период с августа 2014 по декабрь 2014, согласно п.п. б) п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307): 427381,290 рублей * 44,20 кв. м/860,22 кв. м, - 16872,41 = + 5087 рублей 38 копеек.
5087 рублей 38 копеек / 365 (дней в году) * 143 (дней нового собственника) = + 1993,13 рублей (сумма корректировки собственника данного помещения на сегодняшний момент Приходько В.В.).
5087 рублей 38 копеек - 1993 рублей 13 копеек = + 3094 рублей 25 копеек (сумма корректировки предыдущего собственника данного помещения - Васильева И.А.).
МУП "ШТЭС" в платежном документе нынешнего собственника помещения N 18 (за декабрь 2014) начислена корректировка в сумме + 7001 рублей 24 копеек.
МУП "ШТЭС" собственнику помещения N 18 начисляет корректировку за весь прошедший 2014 (с января 2014 по декабрь 2014). Собственник данной квартиры, Приходько В.В. приобрел данное жилое помещение 11.08.2014, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 15.08.2014".
Заявителю предписано в срок до 20.05.2015 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику помещения N 18, д. 55, 2 мкр, р.п. Шушенское, в письменном виде в платежном документе, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По мнению Службы, предприятию следовало разделить сумму корректировки и отнести их на предыдущего и на нынешнего собственника квартиры пропорционально времени владения ими данной квартирой.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в выводе о том, что для такого разделения корректировки у предприятия не было правового основания.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе и плату за коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Подпунктом "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 (формула N 7). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 (формула 8).
Таким образом, начисление платы за отопление за конкретный месяц всегда учитывает площадь жилого помещения и непосредственно не привязано к фактически отпущенному в этом месяце объему тепловой энергии. Это неизбежно вызывает расхождение между количеством отпущенной энергии и количеством энергии, исходя из которого начислена плата населению за коммунальные услуги, независимо от того рассчитана оплата по нормативу либо по средним данным за прошлые периоды.
Такое расхождение устраняется ежегодной корректировкой платы, цель которой - привести начисления населению в соответствие плате за ту тепловую энергию, которую потребил многоквартирный дом в целом (в зависимости от наличия общедомового прибора учета - определяется по его показаниям либо расчетным методом).
В соответствии с пунктом 27 Правил предоставления коммунальных услуг величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Денежные средства, полученные в результате применения порядка начисления за поставленные коммунальные услуги представляют собой разницу между суммой реальной стоимости коммунального ресурса и начисленными за отопление суммами.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Из системного толкования изложенных выше норм следует, что действующим законодательством не предусмотрена корректировка платы за отопление чаще одного раза в год, а также при смене собственника жилого помещения. Величина, полученная в результате корректировки платы за отопление учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления и подлежит внесению в платежный документ в следующем за корректировкой месяце.
Учитывая, что
- - корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению помещения N 18 за весь прошедший 2014 (с января 2014 по декабрь 2014) произведена по формуле, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг;
- - величина корректировки учтена при начислении платы за отопление помещения N 18 в следующем месяце после корректировки;
- - платежный документ, содержащий начисление корректировки, направлен собственнику жилого помещения N 18,
корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению помещения N 18 за весь прошедший 2014 (с января 2014 по декабрь 2014) произведена и начислена с соблюдением требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, в связи с чем пункт 1 оспариваемого предписания не соответствует действующему законодательству и незаконно возлагает на заявителя дополнительные обязанности.
Таким образом, правового механизма разделения суммы корректировки между двумя собственниками нет. Время корректировки определено императивно, как и объем энергии - за год. Апелляционный суд соглашается с заявителем в том, что у него нет ни возможностей, ни обязанности отслеживать дальнейшее перемещение бывшего собственника, искать его и предъявлять к нему какие либо требования. Апелляционный суд так же принимает во внимание то, что корректировка может носить как характер доначисления, так и характер уменьшения доначисленных сумм. По мнению апелляционного суда, вопросы, связанные с корректировкой, должны решаться между собственниками при купле-продаже квартиры.
В отношении пункта 2 предписания Службы апелляционный суд не соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В пункте 2 указанного предписания указано, что выборочно производим расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику указанного многоквартирного дома помещения N 1 за период с января 2014 по декабрь 2014, согласно подпункту "б" пункта 21 Правил N 307: 427381,290 рублей * 43,60 кв. м / 860,22 кв. м - 16643 рублей 40 копеек = + 5018 рублей 29 копеек МУП "ШТЭС" в платежном документе собственника помещения N 1 за декабрь 2014 начислена корректировка в сумме +6906 рублей 17 копеек, что не соответствует подпункту "б" пункта 21 Правил N 307.
С целью устранения указанного нарушения заявителю предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в многоквартирном доме N 55, 2 мкр, р. п. Шушенское, в письменном виде в платежном документе, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Стороны пояснили, что несмотря на то, что отопительный сезон в летние месяцы является оконченным, услуга по отоплению не оказывается, прибор учета тепловой энергии все равно фиксирует расход тепловой энергии.
Служба поясняет, что расход тепловой энергии происходит по причине того, что хотя в трубы центрального отопления в квартиры горячая вода не поступает - так как отопление отключено, но горячая вода поступает в полотенцесушители и используется на отопление ванных комнат и является частью услуги горячего водоснабжения. Поскольку полотенцесушиели должны работать в летние месяцы, тепловая энергия на их работу тратится, но оплачиваться она должна в составе оплаты за горячую воду и не может быть предъявлена гражданам в составе платы за отопление.
Предприятие согласно с тем, что тепловая энергия расходуется на работу полотенцесушителей, но полагает, что поскольку при корректировке используются показания прибора учета тепловой энергии за год, нет оснований исключать из этого периода летние месяцы.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение). Иных видов платы за коммунальные услуги Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 22 Правил N 307 определено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Суд первой инстанции исходил из того, что расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев. Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам N 306). Таким образом, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года, независимо о того, что ежемесячное потребление тепловой энергии не может быть равномерным (в зимние месяцы фактическое потребление тепловой энергии больше, нежели в весенние месяцы). Соответственно объем потребленной коммунальной услуги подтверждается показаниями общедомового прибора учета (показание общедомового прибора учета) и на Абоненте лежит обязанность оплатить фактически потребленную коммунальную услугу.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции не учел при этом то, что прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме, фиксирует тепловую энергию поставленную как на отопление, так и на горячее водоснабжение. И выбранный предприятием способ корректировки - исходя только из показания приборов учета приводит к удвоению оплаты за поставленное тепло в летние месяцы - как платы за полученное отопление и как часть оплаты за горячую воду. По мнению апелляционного суда, затраты тепловой энергии на обогрев полотенцесушителей определяются в составе тарифов на горячую воду, а не в плате за отопление.
Апелляционный суд делает свои выводы на основании следующего.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Часть 5 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения:
1) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);
2) тариф на транспортировку горячей воды;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
Согласно пунктам 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения устанавливаются в рублях за кубический метр и являются конечной ценой поставляемого коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 48 Основ, тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих:
- тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
- стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (в настоящее время - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения").
Таким образом, стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду, то есть количество, необходимое для подогрева 1 куб. м воды, учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Раздел Х "Особенности установления тарифов на горячую воду" Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" устанавливает, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:
а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);
г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Уровень потерь тепловой энергии, принятый в расчете стоимости потерь тепловой энергии, указанной в подпункте "в" пункта 92 настоящего документа, определяется исходя из уровня нормативных технологических потерь или уровня потерь тепловой энергии, установленного концессионным соглашением в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договором аренды указанных систем и объектов, но не выше уровня нормативных технологических потерь.
Данные правила должны учитываться при установлении тарифа на горячую воду в обязательном порядке.
Из вышеприведенных норм следует, что тариф определяется с учетом тепловых потерь трубопроводами систем горячего водоснабжения, в тарифе на горячую воду должны быть учтены все потери тепловой энергии, в том числе затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат. В летний период предприятия обязаны предъявлять потребителям плату за горячую воду исходя из потребленного объема горячей воды и установленного тарифа на горячую воду.
Таким образом, стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду, то есть количество, необходимое для подогрева 1 куб. м воды, учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение. Поскольку через полотенцесушители в ванной комнате и стояки оказывается услуга по горячему водоснабжению и циркуляции в них тепловой энергии, ее нельзя расценивать как дополнительный прибор отопления. Установленные на трубопроводах горячего водоснабжения приборы учета определяют объем теплоносителя, израсходованного на водозаборах в системах горячего водоснабжения, количество полученной тепловой энергии, включая затраты на нагрев воды и количество тепловой энергии, использованной для циркуляции в трубопроводах горячего водоснабжения, в том числе в стояках и полотенцесушителях.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что затраты тепловой энергии на обогрев полотенцесушителей определяются в составе тарифов на горячую воду, а не в плате за отопление. То есть доводы Службы являются верными, а вынесенное ею предписание в части пункта 2 - законным и обоснованным.
Апелляционный суд считает не применим к данным отношениям тот же подход, который используется для расчетов между хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку и прием тепловой энергии. Для взаимоотношении данных субъектов не имеет значения на что была израсходована тепловая энергия, в силу этого расчет должен производиться по показаниям приборов учета. Для взаимоотношений же с гражданами, как следует из вышеприведенных норм, назначение тепловой энергии имеет значение, поскольку влечет изменение порядка ее оплаты.
Таким образом, Служба правомерно выдала заявителю предписание, указав в пункте 2 на необходимость привести в соответствие с Жилищного кодекса Российской Федерации расчет объема корректировки по отоплению, исключив из него количество тепловой энергии, использованной для подогрева воды в летний период.
Следовательно, решение суда первой инстанции на основании пункта 4 части 1 и части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене частично, с принятием в отмененной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований. Следовательно, поскольку заявление предприятия удовлетворено частично, судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению со Службы.
Суд первой инстанции взыскал со Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в пользу муниципального унитарного предприятия Шушенского района "Тепловые и электрические сети" 3000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В данной части решение является верным. Оснований для перераспределения судебных расходов у апелляционного суда нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" октября 2015 года по делу N А33-11083/2015 отменить в части признания незаконным пункта 2 предписания Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 24.03.2015 N 1198-ж.
В отмененной части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В остальной части решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" октября 2015 года по делу N А33-11083/2015 оставить без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)