Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2016 N 19АП-1918/2016 ПО ДЕЛУ N А48-5302/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2016 г. по делу N А48-5302/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей Андреещевой Н.Л.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ширяевой О.В.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт": Новосельцева Е.И., представитель по доверенности N 198 от 01.10.2015 (до перерыва);
- от закрытого акционерного общества "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2": Брунелевский А.Е., представитель по доверенности N 350/2 от 09.11.2015;
- от Управления государственной жилищной инспекции Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" на решение Арбитражного суда Орловской области от 18.02.2016 года, с определением об исправлении опечатки от 24.02.2016 года, по делу N А48-5302/2015 (судья Аксенова Т.В.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (ИНН 5754020600, ОГРН 1115742001682) к закрытому акционерному обществу "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2" (ИНН 5752044571, ОГРН 1075752003832), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления государственной жилищной инспекции Орловской области (ИНН 5751201687, ОГРН 1145749004565), о взыскании основного долга за потребленную электроэнергию в сумме 4759 руб. 21 коп.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (далее - истец, ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт") обратилось с иском к закрытому акционерному обществу "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2" (далее - ответчик, ЗАО "ЖРЭУ N 2"), в котором просило взыскать задолженность за потребленную в сентябре 2013 года, ноябре 2013 года, декабре 2013 года, марте 2014 года, апреле 2014 года, июне 2014 года, июле 2014 года, августе 2014 года, сентябре 2014 года, октябре 2014 года, январе 2015 года, феврале 2015 года, марте 2015 года электрическую энергию в сумме 8615 руб. 84 коп.
Определением суда от 19.08.2015 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Истец, ответчик и третье лицо о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений 21.08.2015 года истцу, 26.08.2015 года ответчику и 21.08.2015 года третьему лицу.
Определением от 18.09.2015 суд в соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
23.12.2015 от истца поступило заявление об уменьшении размера исковых требований, согласно которому ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" произведен перерасчет стоимости электроэнергии с учетом площади помещений, входящих в состав общего имущества дома 363,29 кв. м. С учетом уточнения истец просит взыскать с ответчика задолженность за потребленную в сентябре 2013 года, ноябре 2013 года, декабре 2013 года, марте 2014 года, апреле 2014 года, июне 2014 года, июле 2014 года, августе 2014 года, сентябре 2014 года, октябре 2014 года, январе 2015 года, феврале 2015 года, марте 2015 года электрическую энергию в сумме 7258 руб. 96 коп. (том 3, л.д. 128, том 4, л.д. 10-13).
15.01.2016 ответчик представил контррасчет сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды в доме N 13 по пер. Пищевому г. Орла за спорный период. Ответчик полагает, что представленный истцом расчет является недостоверным, поскольку индивидуальное потребление по квартире N 8, потребляющей электроэнергию от общедомовой сети, не вычитается из общего показателя потребленной в доме за расчетный период электроэнергии, ввиду чего значение потребленной на общедомовые нужды электроэнергии является завышенным. Ответчик также указывает, что объем потребленной электроэнергии по квартирам N 08 за январь 2015, N 11 за сентябрь 2013 и N 12 за апрель 2014 не может иметь отрицательное значение, в виду чего, числящиеся в расчете отрицательные значения должны быть заменены на нулевые. Расчетные периоды "ноябрь 2013" и "декабрь 2013" ответчик считает необходимым исключить из спорного периода за недоказанностью превышения норматива ОДН. Согласно расчету ЗАО "ЖРЭУ N 2" стоимость сверхнормативно потребленной в доме N 13 по пер. Пищевому в г. Орле электроэнергии ОДН за спорный период составляет 2269 руб. 73 коп. (том 4, л.д. 56-58).
В заявлении от 18.01.2016 исх. N ИР/33 истец повторно уменьшил размер исковых требований, исключил из спорного периода март 2014 года, просит суд взыскать с ответчика задолженность за потребленную в сентябре 2013 года, ноябре 2013 года, декабре 2013 года, апреле 2014 года, июне 2014 года, июле 2014 года, августе 2014 года, сентябре 2014 года, октябре 2014 года, январе 2015 года, феврале 2015 года, марте 2015 года электрическую энергию в сумме 4759 руб. 21 коп. (том 4, л.д. 67).
18.01.2016 от ЗАО "ЖРЭУ N 2" поступило заявление о фальсификации доказательств, в соответствии с которым ответчик просит исключить из числа доказательств по делу следующие документы (том 4, л.д. 80-81):
- расчет стоимости электрической энергии в размере превышения нормативного объема потребления электрической энергии на ОДН по пер. Пищевому 13 за подписью Минакова А.М. (том 3, л.д. 93),
- информацию об оплате граждан за март 2014 года за подписью Минакова А.М. (том 2, л.д. 53),
- информацию о перерасчете ОДН за март 2014 за подписью Минакова А.М. (том 2, л.д. 66),
- информацию об оплате граждан за март 2014 года за подписью Псарева Л.В. (том 3, л.д. 146),
- информацию о перерасчете ОДН за март 2014 за подписью Псарева Л.В. (том 3, л.д. 133),
- уточненный расчет стоимости электрической энергии в размере превышения нормативного объема потребления электрической энергии на ОДН по пер. Пищевому, д. 13 за подписью Псарева Л.В. (том 3. л.д. 129),
- расчет стоимости сверхнормативного потребления электрической энергии ОДН МКД N 13 по пер. Пищевому, рассчитанному по тарифу сверх социальной нормы, за подписью Новосельцевой Е.И. (том 4, л.д. 68).
Заявление мотивировано тем, что в указанных документах отражено заниженное значение суммарного индивидуального расхода электроэнергии за март 2014 года, не соответствующее данным представленных истцом карточек абонентов, что ведет к увеличению значения сверхнормативного потребления электроэнергии, предъявленного ко взысканию по настоящему делу.
По результатам рассмотрения заявления ЗАО "ЖРЭУ N 2" о фальсификации доказательств истец в соответствии со ст. 161 АПК РФ согласился исключить из числа доказательств по делу вышеуказанные документы, мотивируя тем, что в редакции заявления истца от 18.01.2016 исх. N 33 март 2014 года не входит в спорный период взыскания задолженности за электроэнергию. Результаты рассмотрения заявления ответчика о фальсификации доказательств отражены в протоколе судебного заседания от 14.01. - 18.01.2016 (том 4, л.д. 82).
В судебном заседании 01.02.2016 ответчик заявил о фальсификации доказательств, а именно: карточек абонентов за подписью начальника отдела по реализации электроэнергии физическим лицам Минакова А.М., численные данные которых применены в расчете заявленной ко взысканию суммы долга за электроэнергию. Указанные карточки абонентов, по мнению ответчика, подлежат исключению из числа доказательств по делу, поскольку содержат недостоверные сведения об индивидуальном расходе электроэнергии. В обоснование ходатайства ответчик представил в материалы дела квитанции на оплату электроэнергии по квартире N 6 в многоквартирном доме по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2014 года, февраль, март, апрель 2015 года, из которых следует, что в карточке абонента по квартире N 6 указаны отличные от предоставленных абонентом сведения об индивидуальном расходе электроэнергии в мае, июне, июле, августе, октябре 2014 и в феврале 2015 года.
В судебном заседании 01.02.2016 истец отказался исключить из числа доказательств карточки абонентов за подписью начальника отдела по реализации электроэнергии физическим лицам Минакова А.М. (том 2, л.д. 14-41).
В целях проверки заявления о фальсификации доказательств ЗАО "ЖРЭУ N 2" 01.02.2016 года заявило ходатайство об истребовании от собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13, платежных документов по оплате электроэнергии за весь спорный период.
03.02.2016 года от ответчика в электронном виде поступили сведения о лицах, на которых оформлены лицевые счета для оплаты электроэнергии, потребленной в многоквартирном доме по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13 (том 4, л.д. 124).
Определением от 04.02.2016 суд удовлетворил ходатайство ЗАО "ЖРЭУ N 2" об истребовании доказательств, истребовал платежные документы по оплате электроэнергии за сентябрь 2013 года, ноябрь 2013 года, декабрь 2013 года, апрель 2014 года, июнь 2014 года, июль 2014 года, август 2014 года, сентябрь 2014 года, октябрь 2014 года, январь 2015 года, февраль 2015 года, март 2015 года от следующих лиц:
1) от Калининой Галины Алексеевны - в отношении квартиры N 1 по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13,
2) от Жигуновой Татьяны Михайловны - в отношении квартиры N 2 по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13,
3) от Антоновой Татьяны Валентиновны - в отношении квартиры N 3 по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13,
4) от Ветрова Алексея Никоноровича - в отношении квартиры N 4 по адресу:
г. Орел, пер. Пищевой, д. 13,
5) от Колесовой Анны Григорьевны - в отношении квартиры N 5 по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13,
6) от Максакова Евгения Владимировича - в отношении квартиры N 6 по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13,
7) от Дыренкова Андрея Анатольевича - в отношении квартиры N 8 по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13,
8) от Казиевой Тамары Михайловны - в отношении квартиры N 9 по адресу:
г. Орел, пер. Пищевой, д. 13,
9) от Номеровского Леонида Михайловича - в отношении квартиры N 10 по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13,
10) от Червякова Бронислава Всеволодовича - в отношении квартиры N 11 по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13,
11) от Горелова Алексея Викторовича - в отношении квартиры N 12 по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13,
12) от Гореловой Маргариты Олеговны - в отношении квартиры N 13 по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13,
13) от Шелаковой Анны Егоровны - в отношении квартиры N 14 по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13,
14) от Чечковой Аллы Николаевны - в отношении квартиры N 15 по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13.
Во исполнение определения суда от 04.02.2016 собственниками квартир в МКД N 13 по пер. Пищевому г. Орла представлены квитанции на оплату электроэнергии за спорный период в отношении квартир N 1, N 3, N 4, N 5, N 6, N 9, N 11, N 12, N 13, N 14.
В результате сопоставления сведений о показаниях индивидуального прибора учета, переданных абонентами в квитанциях на оплату электроэнергии, и данных об индивидуальном потреблении, содержащихся в карточках абонента (том 2, л.д. 14-41), суд установил, что указанные сведения не тождественные.
По результатам рассмотрения заявления ЗАО "ЖРЭУ N 2" о фальсификации доказательств суд установил, что сведения об индивидуальном потреблении электроэнергии абонентами в МКД N 13 по пер.Пищевому г. Орла, указанные в карточках абонентов (том 2, л.д. 14-41), получены не на основании переданных абонентами показаний индивидуального прибора учета, но по показаниям, предоставленным инициативной группой жильцов многоквартирного дома, избранной на собрании жильцов 12.05.2014. Поскольку карточки абонентов составлены ресурсоснабжающей организацией в одностороннем порядке и содержат сведения, соответствующие ведомостям показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии, составленным инициативной группой МКД N 13 по пер. Пищевому г. Орла 23.05.2014, 23.06.2014, 24.07.2014, 24.08.2014, 24.10.2014, 23.01.2015, 24.02.2015, 24.03.2015, 23.04.2015 (том 4, л.д. 16-21, 87-), у суда отсутствуют основании для исключения карточек абонентов из числа доказательств по делу.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 18.02.2016 по делу N А48-5302/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением от 24.02.2016 судом области исправлены опечатки в решении от 18.02.2016, допущенные при изготовлении мотивировочной части судебного акта.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что управляющая компания ЗАО "ЖРЭУ N 2" является исполнителем коммунальной услуги электроснабжение в отношении многоквартирного дома N 13 по пер. Пищевому в г. Орел. Обязанность управляющей компании как исполнителя коммунальной услуги оплачивать электроэнергию в размере превышения нормативного объема потребления на общедомовые нужды предусмотрена пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011.
В судебное заседание 11.05.2016 Управление государственной жилищной инспекции Орловской области явку полномочного представителя не обеспечило, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лица, участвующего в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в его отсутствие. Представитель ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ЗАО "ЖРЭУ N 2" с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По делу объявлялся перерыв до 18.05.2016 после перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей истца и ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Судом установлено, что согласно протоколу от 18.08.2008 общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом по адресу: пер. Пищевой д. 13 (т. 1, л.д. 102), собственниками единогласно принято решение о передаче полномочий по управлению многоквартирным домом управляющей организации.
По договору управления многоквартирным домом от 18.08.2008 ЗАО "ЖРЭУ N 2" приняло на себя обязанности управляющей организации многоквартирного дома по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13 (том 1, л.д. 105-112), в том числе обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме (п. 3.1 договора управления многоквартирным домом).
Согласно п. 4.1.7 договора управления многоквартирным домом от 18.08.2008 управляющая организация обязалась организовывать обеспечение потребителей коммунальными услугами установленного уровня, качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления, при этом управляющая организация выступает агентом собственников при заключении договоров по теплоснабжению, электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению с ресурсоснабжающими организациями.
01.01.2011 между ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (гарантирующий поставщик) и ЗАО "ЖРЭУ N 2" (абонент) заключен договор энергоснабжения N 2312, по условиям которого поставщик обязался обеспечивать поставку электрической энергии (мощности) в объемах, установленных приложениями N 1/1 и N 1/2 к договору, а абонент обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) на условиях, установленных договором.
В пункте 7.1 стороны согласовали срок действия договора с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Договор считается ежегодно продленным на следующий календарный год на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора, а также при наличии согласованного сторонами объема поставки электрической энергии (мощности) на следующий год.
В приложении к договору энергоснабжения N 2312 от 01.01.2011 стороны согласовали объемы поставки электрической энергии и мощности в том числе в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, 13.
В приложении N 4/1 к договору энергоснабжения N 2312 от 01.01.2011 содержатся сведения о приборе коммерческого учета электроэнергии в многоквартирном доме по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, 13: тип ЦЭ 6803 В, номер 64825353, максимальная мощность 4,7 кВт.
Письмом от 23.08.2012 N ИР/2258оэс ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" уведомило ЗАО "Первая городская управляющая компания" и ЗАО "ЖРЭУ N 2" об отказе от исполнения договора энергоснабжения N 2312 от 01.01.2011 с 01 сентября 2012 года в связи с нарушением абонентов сроков оплаты потребленной электроэнергии. В письме содержатся также сведения о наличии у ЗАО "ЖРЭУ N 2" задолженности по оплате электроэнергии по состоянию на 01.07.2012 в сумме 10718508,18 руб. и требование об оплате потребленной электроэнергии (том 1, л.д. 97-98).
Дополнительным соглашением от 13.08.2012 стороны расторгли договор энергоснабжения N 2312 от 01.01.2011 с 01 сентября 2012 года. В целях своевременного принятия на обслуживание гарантирующего поставщика потребителей электроэнергии абонента, ЗАО "ЖРЭУ N 2" обязалось в срок до 01.09.2012 предоставить гарантирующему поставщику информацию в соответствии с приложениями N 1 "Акт снятия показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии и передачи конфиденциальной информации потребителей-граждан" и N 2 "Информация о размерах нежилых помещений" (том 1, л.д. 92).
14.08.2012 ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" уведомило об отказе от исполнения договора энергоснабжения N 2312 от 01.01.2011 Управление по тарифам Орловской области (том 1, л.д. 99).
Сообщением в газете "Орловская правда" от 21.08.2012 Управление по тарифам Орловской области известило потребителей об отказе гарантирующего поставщика ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" от исполнения договоров энергоснабжения от 01.01.2011, в том числе договора N 2312 от 01.01.2011. В сообщении содержится информация, что с 00 час. 00 мин. 01 сентября 2012 потребители приняты на обслуживание гарантирующим поставщиком ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (том 1, л.д. 100).
Сообщением в газете "Орловская правда" от 04.06.2013 опубликован типовой договор энергоснабжения граждан-потребителей, по условиям которого гарантирующий поставщик ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" обязуется подавать потребителю электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и обязательным требованиям государственных стандартов, а также оказывать потребителю услуги по передаче электрической энергии (п. п. 1, 2 договора).
Согласно п. 3 договора энергоснабжения граждан-потребителей, потребитель приобретает электрическую энергию для собственного бытового потребления и использования на общедомовые нужды многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, в Управление государственной жилищной инспекции Орловской области из Прокуратуры Заводского района г. Орла поступило обращение Шеллаковой Е.И., подписанное жильцами многоквартирного дома по пер. Пищевому, 13 г. Орла, с просьбой провести проверку законности начисления платы на ОДН и предъявления к оплате электроэнергии на ОДН непосредственно собственникам помещений при наличии управляющей организации (том 1, л.д. 114-115).
Приказом заместителя начальника Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 27.03.2015 N 482 в отношении ЗАО "ЖРЭУ N 2" назначена проверка, по результатам проверки составлен акт от 02.04.2015 N 592 (том 2, л.д. 121-124).
Согласно акту проверки от 02.04.2015 N 592, в ходе проверки выявлены нарушения статей 44, 155, 161 ЖК РФ, пункты 8, 9, 13, 14, 31 Правил N 354, пункты 7, 27 Правил N 124, статья 544 ГК РФ, а именно: ЗАО "ЖРЭУ N 2" не заключен обязательный договор с ресурсоснабжающей организацией ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" на поставку электроэнергии.
Из акта проверки от 02.04.2015 N 592, составленного главным специалистом отдела надзора за начислением платежей Ивановой Н.В., следует, что на основании протокола собрания собственников многоквартирного дома N 13 по пер. Пищевому в г. Орле от 18.08.2008 собственниками данного дома определен способ управления - управляющая организация. Договор управления заключен с ЗАО "ЖРЭУ N 2". На момент проверки ЗАО "ЖРЭУ N 2" является управляющей организацией для дома N 13 по пер. Пищевому в г. Орле и в силу закона является исполнителем коммунальных услуг.
ЗАО "ЖРЭУ N 2" не представило документы, подтверждающие волеизъявление собственников помещений в МКД N 13 по пер. Пищевому в г. Орле оплачивать коммунальную услугу электроснабжение напрямую ресурсоснабжающей организации ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт". При этом ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" предъявляет собственникам помещений многоквартирного дома N 13 по пер. Пищевому в г. Орле счета на оплату за электроэнергию, в том числе на ОДН.
Управление государственной жилищной инспекции Орловской области пришло к выводу, что электроэнергия на ОДН должна начисляться и предъявляться к оплате ЗАО "ЖРЭУ N 2". По результатам проверки в адрес ответчика выдано предписание N 237 об устранении выявленных нарушений от 02.04.2015.
В предписании N 237 от 02.04.2015 указаны следующие виды мероприятий и работ, подлежащих выполнению в срок до 15.05.2015:
- 1. заключить обязательный договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку электроэнергии;
- 2. производить начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды и предъявлять ее к оплате собственникам и нанимателям помещений в МКД N 13 по пер. Пищевому в г. Орле с расчетного периода, в котором произойдет заключение договора ресурсоснабжения, с учетом требований пункта 44 Правил N 354;
- 3. в соответствии с требованиями пп. "е" п. 31 Правил N 354 вести журнал учета показаний общедомового прибора учета электрической энергии.
Как установлено определением Арбитражного суда Орловской области от 20.07.2014 о прекращении производства по делу N А48-2280/2015 и подтверждается отзывом третьего лица от 10.09.2015, по результатам проверки Управление государственной жилищной инспекции Орловской области выдало ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" предписание от 02.04.2015 N 238 (том 1, л.д. 102). Истцу предписано в срок до 15.05.2015 прекратить производить начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома N 13 по пер. Пищевому в г. Орле с расчетного периода "апрель 2015", а также выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды собственникам (нанимателя) помещений в указанном многоквартирном доме, за расчетные периоды "ноябрь 2012" - "март 2015", путем исключения его из начисления размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Вынесение указанного предписания обусловлено тем, что по мнению третьего лица, обязанность по расчету платы за услугу по электроснабжению на общедомовые нужды должна осуществляться управляющей организацией - ЗАО "ЖРЭУ N 2", в том числе с учетом нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" оспорило предписание от 02.04.2015 N 238 в Арбитражном суде Орловской области.
Определением от 20.07.2014 по делу N А48-2280/2015 суд утвердил мировое соглашение, заключенное между ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" и Управлением государственной жилищной инспекции Орловской области на следующих условиях:
1. ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" обязуется:
- 1.1 прекратить предъявление к оплате собственникам и нанимателям МКД N 13 по пер.Пищевому в г. Орле с расчетного периода "апрель 2015 г." платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды. Срок 01.05.2015;
- 1.2 выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу электроснабжение, предоставленную на общедомовые нужды, собственникам (нанимателям) жилых помещений МКД N 13 по пер.Пищевому в г. Орел за расчетный период с июля 2013 года по март 2015 года (включительно) путем исключения объемов превышения коммунальной услуги, рассчитанных исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и приказом Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 02.04.2015 N 238, в срок до 30.09.2015.
2. Управление государственной жилищной инспекции Орловской области признает, что предписание Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 02.04.2015 N 238 считается исполненным с момента исполнения заявителем обязательств, указанных в пункте 1 настоящего Соглашения.
3. ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" отказывается от заявленных в рамках дела N А48-2280/2015 требований о признании незаконным предписания Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 02.04.2015 N 238.
В письменных пояснениях от 15.01.2016 ответчик сообщил суду, что договор энергоснабжения в отношении МКД N 13 по пер. Пищевому г. Орла был заключен между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией 21.04.2015 (соответствующее дополнительное соглашение к договору энергоснабжения N 57010251004000 от 01.02.2014) (том 4, л.д. 56-58).
В доказательство фактического начисления и предъявления к оплате потребителям платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды после заключения договора энергоснабжения 21.04.2015 в материалы дела представлены счет на оплату за содержание и ремонт общего имущества жилого дома за декабрь 2015, журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета за 2015 год, акты приема-передачи электроэнергии от ОАО "Орелоблэнерго" за апрель - ноябрь 2015 (том 3, л.д. 117-126, том 4, л.д. 45-50), выписка из отчетов по начислению и оплате коммунальной услуги "энергоснабжение" жилого дома N 13 по пер. Пищевой (том 4, л.д. 52-54).
Согласно пояснениям ответчика, с мая 2015 не зафиксировано ни одного случая превышения максимального допустимого значения электроэнергии ОДН (том 4, л.д. 43).
Во исполнение условий мирового соглашения по делу N А48-2280/2015 ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" произвело перерасчет гражданам платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды, рассчитав ее исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, путем исключения сверхнормативного потребления на ОДН из расчетов с гражданами. Стоимость электроэнергии в размере превышения нормативного объема потребления электрической энергии на ОДН за период сентябрь 2013 - декабрь 2013, март 2014 - апрель 2014, июнь 2014 - октябрь 2014, январь 2015 - март 2015 была рассчитана в сумме 8615 руб. 84 коп. и предъявлена к оплате управляющей компании ЗАО "ЖРЭУ N 2" на основании счета N 57010251004000-1 от 17.08.2015 (том 1, л.д. 156-157).
Согласно пояснениям истца, расчет произведен на основании показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии, предоставленных инициативной группой МКД N 13 по пер. Пищевому г. Орла и отраженных в карточках абонента (том 2, л.д. 14-41).
С сопроводительным письмом от 08.09.2015 N ИР/3250-оэс истцом в адрес ответчика были направлены для подписания расчетные документы за электроэнергию, потребленную в расчетном периоде август 2015 с включенными в расчет объемами электроэнергии на общедомовые нужды сверх норматива по жилому дому, расположенному по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, 13, за период с июля 2013 по март 2015, а именно: акт-счет N 57010251004000 от 31.08.2015 и счет-фактура N ОР310815-111645/01 от 31.08.2015 (том 2, л.д. 42-48).
Ответчик от подписания указанных расчетных документов отказался.
Истец в заявлении от 17.11.2015 N ИР/1695 пояснил, что норматив потребления электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, установлен приказом Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 06.12.2012 N 285 и для двухэтажных домов без лифтов составляет 0,967 кВт*ч на 1 кв. м общего имущества (приложение N 2 к приказу от 06.12.2012 N 285). Согласно представленной информации ЗАО "ЖКХ - Центр "ЕДИНОЕ ОКНО", площадь общего имущества МКД N 13 по пер. Пищевому г. Орла составляет 327,2 кв. м, что подтверждается письмом N Ц-467 от 03.06.2015 (том 3, л.д. 12).
Таким образом, норматив потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, составляет 316,402 кВт*ч (327,2 х 0,967). Стоимость сверхнормативного потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, составляет разницу между предъявленным объемом электроэнергии на ОДН потребителям и объемом электроэнергии, рассчитанным по нормативу (том 3, л.д. 8-9).
В подтверждение расхода электроэнергии по МКД N 13 по пер. Пищевому г. Орла за ноябрь 2013, декабрь 2013, март 2014, апрель 2014, июнь 2014, июль 2014, август 2014, сентябрь 2014, октябрь 2014, январь - март 2015 в материалы дела представлены акты приема-передачи электроэнергии, подписанные представителями ОАО "Орелоблэнерго" (том 3, л.д. 19-45, 63-92).
В ходе рассмотрения дела истец уточнил расчет задолженности за потребленную электрическую энергию исходя из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД N 13 по пер. Пищевому г. Орла 363,29 кв. м, согласно информации с сайта www/Reformagkh.ru, содержащейся в Анкете многоквартирного дома (том 3, л.д. 128, т. 4 л.д. 39-40).
В заявлении от 18.01.2016 исх. N ИР/33 истец повторно уменьшил размер исковых требований, исключил из спорного периода март 2014 года (том 4, л.д. 67).
Ответчик полагает расчет истца недостоверным, мотивируя тем, что ресурсоснабжающая организация вместо применения прямо предусмотренной пунктами 596 и 60 Правил N 354 замещающей информации - среднемесячного значения либо исходя из нормативов потребления, принимала к расчету нулевые и отрицательные значения расхода электроэнергии, в результате чего снижалось индивидуальное потребление и увеличивался расход на общедомовые нужды (том 4, л.д. 42-43).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в Арбитражный суд Орловской области.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно ч. ч. 2 - 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги в силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу ч.ч. 6.1, 6.2, 7 ст. 155 ЖК РФ в случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
В силу ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ).
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16 ст. 161 ЖК РФ).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Данными Правилами устанавливаются права и обязанности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно п. 10 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида регулируются Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее Правила N 124).
Пунктом 4 Правил N 124 установлено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен) (п. п. 5, 7 Правил N 124).
Пунктом 10 Правил N 124 установлено, что ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно п. 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил (пп."б" п. 17 Правил N 354).
В соответствии с п. 21 Правил N 354, договоры, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Согласно положениям части 1 статьи 36, части 3 статьи 39 ЖК РФ, пунктов 5, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 ЖК РФ).
Таким образом, по смыслу указанных положений управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
Такое толкование Правил N 354 соответствует позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 13.01.2014 N АКПИ13-1116, определением Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 309-КГ15-14487.
Из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что управление многоквартирным домом N 13 по пер. Межевому в г. Орле осуществляется ЗАО "ЖРЭУ N 2". 01.01.2011 между ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (гарантирующий поставщик) и ЗАО "ЖРЭУ N 2" (абонент) заключен договор энергоснабжения N 2312. Исполнение этого договора прекращено истцом в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате поставленной электроэнергии (в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442), что подтверждается письмом ООО "ИНТЕР РАО "Орловский энергосбыт" от 23.08.2012 N ИР/2258-оэс.
В отсутствие заключенного с управляющей организацией договора энергоснабжения именно ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжения по многоквартирному дому N 13 по пер. Пищевому в г. Орле, поскольку с момента расторжения договор энергоснабжения N 2312 от 01.01.2011, то есть с 01.09.2012, управляющая организация ЗАО "ЖРЭУ N 2" утратила статус исполнителя коммунальной услуги электроснабжения. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 309-КГ15-14487, определении Верховного Суда РФ от 03.03.2015 N 301-КГ15-155 от 03.03.2015 и подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление АС Уральского округа от 26.08.2015 N Ф09-5299/15, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 N 18-АП-5153/2015, постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу N А35-6996/2015 и другими).
Исходя из совокупного толкования ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, п. п. 13, 19, 8, 30, 14, 15, 17 Правил предоставления услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, суд приходит к выводу, что в отсутствие договора энергоснабжения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить в предоставлению коммунальной услуги электроснабжение непосредственно собственникам помещений в многоквартирном доме и вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителя (жильцам многоквартирного дома), а также плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" подтвердила свой статус как исполнителя коммунальной услуги в письме от 06.12.2012, направленном по электронной почте в адрес Брунелевского А.И. (том 3, л.д. 6-7).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к этим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз. 2 пункта 44 Правил N 354). В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 Приложения 2 к этим Правилам.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 11.06.2013 N АКПИ13-205, абзацы второй и третий пункта 44 Правил N 354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По смыслу данного законоположения, применение этих расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Закрепленный абзацем 2 пункта 44 Правил N 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, что исключает распространение установленного абзацами вторым и третьим данного пункта порядка расчета на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является эта организация.
Поскольку именно истец, являющийся ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемой ситуации признается исполнителем коммунальной услуги электроснабжение, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, должен рассчитываться и распределяться между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 Приложения 2 к Правилам N 354.
Доводы ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" и ЗАО "ЖРЭУ N 2" относительно расчета сверхнормативного потребления электроэнергии на ОДН суд не проверяет и не оценивает, поскольку отсутствуют основания для понуждения ответчика к оплате электроэнергии в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в соответствии с абз. 2 и 3 п. 44 Правил N 354.
С учетом изложенного, суд области обоснованно пришел к выводу, что исковые требования ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы, изложенные ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" в апелляционной жалобе, являются аналогичными заявленным в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка. В этой связи, суд апелляционной инстанции отклоняет указанные в жалобе доводы, как неподтвержденные материалами дела, противоречащие фактическим обстоятельствам дела и основанные на неправильном толковании норм материального права.
Оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется. Нарушений норм материального права и процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не допущено.
Судебные расходы по государственной пошлине в сумме 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 18.02.2016 года, с определением об исправлении опечатки от 24.02.2016 года, по делу N А48-5302/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Судьи
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА
Л.М.МОКРОУСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)