Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2017 N 20АП-6530/2017 ПО ДЕЛУ N А23-5695/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2017 г. по делу N А23-5695/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620) - Баранникова В.А. (доверенность от 21.08.2017 N 18д), Минаева С.А. (доверенность от 28.09.2017 N 20д), Магера А.А. (доверенность от 09.01.2017 N 9д), в отсутствие представителей заявителя - муниципального унитарного предприятия "Людиновские тепловые сети" (Калужская область, г. Людиново, ОГРН 1034004100558, ИНН 4024007517), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 29.09.2017 по делу N А23-5695/2017, принятое в порядке упрощенного производства (судья Кретова И.А.),

установил:

следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Людиновские тепловые сети" (далее по тексту - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее по тексту - ответчик, Калужское УФАС России, антимонопольный орган) от 14.07.2017 N 04-37а/2017 о привлечении к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 29.09.2017 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован пропуском административным органом срока давности привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе Калужское УФАС России просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
МУП "Людиновские тепловые сети" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ТСЖ "Урицкого, 14" осуществляет управление жилым многоквартирным домом по адресу: Калужская область, г. Людиново, ул. Урицкого, д. 14; теплоснабжение осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Людиновские тепловые сети".
На основании заявления Герасимовой О.В. и распоряжения Государственной жилищной инспекции Калужской области от 02.05.2017 N 338 проведена внеплановая выездная проверка в отношении муниципального унитарного предприятия "Людиновские тепловые сети".
В ходе проверки с участием представителя МУП "Людиновские тепловые сети" установлено, что в указанном жилом многоквартирном доме отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии на узлах ввода в жилой дом, что является нарушением частей 9 и 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации", выраженного в неоснащении многоквартирного дома, теплоснабжение которого находится в ведении МУП "Людиновские тепловые сети", коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
По данному факту составлен акт проверки эксплуатационного состояния объекта от 03.05.2017 N 1606 и акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 03.05.2017 N 306.
Материалы проверки 10.05.2017 направлены в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Заместителем руководителя Калужского УФАС России 09.06.2017 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ответ на указанное определение 21.06.2017 МУП "Людиновские тепловые сети" сообщило, что договор теплоснабжения с управляющей компанией в отношении жилого дома по адресу: г. Людиново ул. Урицкого д. 14 не заключался. Предложения о заключении договоров теплоснабжения от управляющей компании по вышеуказанному адресу к МУП "Людиновотеплосеть" не поступали. Обязанность по направлению предложений об оснащении приборами учетов жилых домов в адрес потребителей в сроки, указанные в части 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, исполнило путем направления соответствующих предложений в адрес управляющей компании. Соответствующая переписка не сохранилась в связи с истечением сроков хранения. Должностное лицо, ответственное за направление предложений в адрес потребителя об оснащении приборами учетов жилых домов, в МУП "Людиновские тепловые сети" не назначалось. Все предложения об оснащении приборами учетов жилых домов в адрес потребителей отправлялись за подписью директора. На 01.07.2010 директором МУП "Людиновские тепловые сети" являлся Потапов Н.Н. Согласно распоряжению о прекращении (расторжении) трудового договора от 17.05.2011 N 54 л/с срочный договор с Потаповым Н.Н. прекращен с 17.05.2011.
Усмотрев в бездействии МУП "Людиновские тепловые сети" признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Калужского УФАС России составило 30.06.2017 протокол об административном правонарушении по делу N 04-37а/2017.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель руководителя Калужского УФАС России 14.07.2017 вынес постановление о привлечении МУП "Людиновские тепловые сети" к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 50 тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением управлением, МУП "Людиновские тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Объектом правонарушения является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые регламентируются статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Объективная сторона административного правонарушения заключается в несоблюдении организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, установленных для нее обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об энергосбережении).
Согласно части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что МУП "Людиновские тепловые сети", являясь ресурсоснабжающей организацией, несет обязанность надлежащей эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии в вышеуказанном доме и обязано был предпринять все необходимые меры по установке прибора учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений, однако этого совершено не было.
Факт неисполнения предприятием обязанности, предусмотренной частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, подтвержден материалами дела и обществом не оспаривался.
Указанное бездействие МУП "Людиновские тепловые сети" образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем мер, направленных на своевременное оснащение спорного многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Вина предприятия в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Совершенное МУП "Людиновские тепловые сети" правонарушение не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля предприятия, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для надлежащего исполнения требований законодательства.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в бездействии МУП "Людиновские тепловые сети" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 Кодекса.
Процедура привлечения предприятия к административной ответственности административным органом соблюдена.
Между тем согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
При этом абзацем третьим указано, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Срок, предоставленный для исполнения обязанности по совершению действий по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов МУП "Людиновские тепловые сети", установлен до 01.07.2013.
С учетом изложенного суд первой инстанции справедливо заключил, что срок привлечения МУП "Людиновские тепловые сети" к административной ответственности за вменяемое административное правонарушение истек 02.07.2014.
Поскольку, как следует из оспариваемого постановления N 04-37а/2017, оно было вынесено 14.07.2017, то есть по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 29.09.2017 по делу N А23-5695/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Калужской области в течение двух месяцев со дня его принятия, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)