Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2016 N 18АП-1086/2016 ПО ДЕЛУ N А76-24260/2015

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2016 г. N 18АП-1086/2016

Дело N А76-24260/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышевой И.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ремжилзаказчик" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.12.2015 по делу N А76-24260/2015 (судья Костылев И.В.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ремжилзаказчик" - Ревина Е.В. (доверенность N 12/10 от 12.01.2016);
- Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Турарова Ю.Н. (доверенность N 1 от 11.01.2016).

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ремжилзаказчик" (далее - заявитель, ООО УО "Ремжилзаказчик", общество, Управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственной жилищной инспекции Челябинской области" (далее - ответчик, ГУ "ГЖИ Челябинской области", инспекция) о признании недействительным предписания N 188-ОПО-Т от 27.08.2015.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.12.2015 в удовлетворении требований отказано.
ООО УО "Ремжилзаказчик" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным предписание N 188-ОПО-Т от 27.08.2015.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО УО "Ремжилзаказчик" сослалось на то, решение общего собрания в части установленного тарифа на 2015-2016 гг. принималось без участия и без уведомления заявителя, без учета согласования данной стоимости с управляющей компанией. Размещение протокола собрания на сайте не свидетельствует о согласии Управляющей организации с решениями, принятыми на собрании.
Кроме того, Управляющая организация обращает внимание, что согласно условиям договора управления, размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества устанавливаются в размере, тарифов, утвержденных органами местного самоуправления г. Челябинска.
Заявитель считает, что вывод суда о невозможности установления тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома чаще чем раз в год, не может быть признан обоснованным.
Заявитель указывает, что изменение размера платы в июне 2015 года произошло на основании Решения Челябинской городской Думы от 29.04.2015 N 8/15 "О плате за жилое помещение в г. Челябинске". Таким образом, тариф на содержание и ремонт в размере 12 руб. 89 коп. применялся в период, превышающий один год и был изменен в порядке, предусмотренным законом и договором управления.
Отзыв в материалы дела представлен не был.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, озвучили возражения на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, от физического лица (жителя) многоквартирного жилого дома по ул. Сони Кривой, д. 37, г. Челябинска (далее по тексту - МКД) в адрес инспекции поступило письменное заявление, в котором, в частности, указано о том, что в нарушение утвержденного собственниками помещений МКД тарифа на содержание и ремонт жилья в размере 12,89 руб. /кв. м, в выставленных на оплату квитанциях проведены начисления исходя из расчета 14,18 руб. /кв. м (т. 1 л.д. 34).
На основании распоряжения ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 05.08.2015 N 188-ОПО-Т была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО УО "Ремжилзаказчик" (т. 1 л.д. 29-31).
В ходе данной проверки выявлено, что при эксплуатации жилого дома обществом нарушены обязательные требования - неисполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт проверки N 188-ОПО-Т от 27.08.2015 (т. 1 л.д. 52-54) и вынесено ООО УО "Ремжилзаказчик" предписание N 188-ОПО-Т от 27.08.2015 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 35-36).
Согласно предписанию ООО УО "Ремжилзаказчик" предписано устранить выявленные нарушения: 1.1. Обеспечить выполнение решения общего собрания собственником помещений многоквартирного дома (протокол от 16.04.2015), на основании которого утверждены условия договора управления многоквартирного дома N 37 по ул. С.Кривой от 30.04.2015 - произвести собственникам многоквартирного дома перерасчет платы за содержание и ремонт из тарифа 12 руб. 89 коп. /кв. м за период с 01.06.2015 по 31.08.2015, в срок до 15.09.2015; 1.2. Производить собственникам многоквартирного дома начисление платы за содержание и ремонт из тарифа 12 руб. 89 коп. /кв. м, на основании решения общего собрания собственником помещений МКД (протокол от 16.04.2015), в срок с 01.09.2015.
Не согласившись с предписанием N 188-ОПО-Т от 27.08.2015, ООО УО "Ремжилзаказчик" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просит признать данное предписание незаконным.
Отказывая в удовлетворении требований ООО УО "Ремжилзаказчик", суд первой инстанции пришел к выводу, что у заявителя отсутствуют правовые основания для применения платы за содержание и ремонт в размере, превышающем 12 руб. 89 коп. (до истечения года с момента проведения собрания многоквартирного дома), в связи с чем использование тарифа 14 руб. 18 коп. не является допустимым.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
На основании части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Также отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктами 16, 17 Правил N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
На основании пункта 35 Правил N 491 размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Из материалов дела следует, что между собственниками и ООО УО "Ремжилзаказчик" заключен договор управления многоквартирным домом 37 по улице Сони Кривой г. Челябинск (далее - договор управления)
В соответствии с пунктом 36 Правил N 491 в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании вышеуказанных норм действующего законодательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, который находится под управлением управляющей организации, определяется на общем собрании собственниками помещений.
Ссылка ООО УК "Ремжилзаказчик" на решение Челябинской городской Думы N 8/15 от 29.04.2015"О плате за жилое помещение в г. Челябинске" является несостоятельной и правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку из данного решения следует: "...установить плату за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения".
Действующим законодательством не предусмотрено право управляющей компании самостоятельно устанавливать тарифы при наличии решения собрания собственников.
Из материалов дела следует, что собственниками многоквартирного дома было проведено общее собрание, по результатам которого был составлен протокол от 16.04.2015 (т. 1 л.д. 16-18).
Одними из вопросов повестки дня были:
- выбор способа управления многоквартирного дома (вопрос N 9),
- выбор управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирного дома (вопрос N 10),
- утверждения условий договора управления многоквартирного дома (вопрос N 11),
- утверждение платы за содержание и текущий ремонт на 2015-2016 в размере 12 руб. 89 коп. (вопрос N 12).
По результатам рассмотрения вопросов повестки, собственники многоквартирного дома выбрали управляющую организацию - ООО УО "Ремжилзаказчик", утвердили условия договора с управляющей организацией, утвердили плату за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома на 2015-2016 годы в размере 12 руб. 89 коп., что отражено в вышеуказанном протоколе.
Кроме того, судом первой инстанции верно установлено, что на момент проведения собрания собственников многоквартирного дома, было действующим решение Челябинской городской Думы N 35/37 от 26.06.2012, согласно которому размер платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирных домов с газовой плитой составлял 12 руб. 89 коп.
Доводы апелляционной жалобы заявителя, что управляющая организация не была извещена о проведении собрания собственников, подлежит отклонению, так как порядок проведения собрания не является предметом рассматриваемого дела. Доказательств признания недействительным собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 16.04.2015, суду не представлено. Факт проведения общего собрания не оспаривается, о фальсификации протокола общего собрания не заявлено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.12.2015 по делу N А76-24260/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ремжилзаказчик" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА

Судьи
И.А.МАЛЫШЕВА
А.П.СКОБЕЛКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)