Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2017 N 10АП-7156/2017 ПО ДЕЛУ N А41-59142/16

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2017 г. по делу N А41-59142/16


Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Мизяк В.П., Муриной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания Мосэнерго": Гришина О.А. по доверенности от 22.06.17,
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Подмосковье Сервис": Власенко М.А. по доверенности N 1 от 16.01.17, Косенко В.В. по доверенности N 2 от 16.01.17,
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области: Размыслович М.М. по доверенности N 6 от 01.03.17,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" на решение Арбитражного суда Московской области от 03 апреля 2017 года по делу N А41-59142/16, принятое судьей Новиковой Е.М.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Подмосковье Сервис" о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Подмосковье Сервис" к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" об обязании исполнить договор теплоснабжения,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация городского округа Химки Московской области, Комитет по ценам и тарифам Московской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания (ООО "ТСК) Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания (ООО "УК) "Подмосковье Сервис" о взыскании 1 794 619 рублей 40 копеек задолженности по оплате потребленной тепловой энергии за период с 01.03.15 по 30.04.16, 274 060 рублей 58 копеек пени, а также пени по день фактической уплаты суммы долга в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ на день уплаты задолженности от суммы долга за каждый день просрочки платежа, начиная с 19.08.16 (т. 1, л.д. 3-4).
Иск заявлен на основании статей 8, 11, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ООО "УК "Подмосковье Сервис" в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подало встречный иск к ООО "ТСК Мосэнерго" об обязании ООО "ТСК Мосэнерго" исполнить договор теплоснабжения N 391 от 01.01.14 в части пункта 5.1 договора о расчете (определении) стоимости поставленной тепловой энергии в порядке используемом для расчета размера платы населения за тепловую энергию на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения по многоквартирным домам: N 6-Б по ул. Строителей г. Химки и N 2-А по ул. Молодежной г. Химки Московской области за период с 01.03.15 по 30.04.16, обязании ООО "ТСК Мосэнерго" произвести перерасчет объема поставленной тепловой энергии на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов: N 6-Б по ул. Строителей г. Химки и N 2-А по ул. Молодежной г. Химки Московской области за период с 01.03.15 по 30.04.16, до 1 010,4268 ГКалл, в соответствии с условиями пункта 5.1 договора теплоснабжения N 391 от 01.01.14 с учетом установленного норматива потребления, согласно "Расчету N 2 потребления тепловой энергии для целей горячего водоснабжения ООО "УК "Подмосковье Сервис" (т. 2, л.д. 115-117).
Определением Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация городского округа Химки Московской области, Комитет по ценам и тарифам Московской области (т. 2, л.д. 186).
Определением Арбитражного суда Московской области от 17 января 2017 года года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (т. 3, л.д. 33).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 апреля 2017 года в удовлетворении первоначального и встречного исков было отказано (т. 3, л.д. 115-118).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "ТСК Мосэнерго" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении первоначального иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 3, л.д. 126-128).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "ТСК Мосэнерго" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, удовлетворить первоначальный иск.
Представители ООО "УК "Подмосковье Сервис" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации городского округа Химки Московской области, Комитета по ценам и тарифам Московской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле не заявлены возражения в пересмотре судебного акта в обжалуемой части, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в части отказа в удовлетворении иска ООО "ТСК Мосэнерго" о взыскании с ООО "УК "Подмосковье Сервис" 1 794 619 рублей 40 копеек задолженности по оплате потребленной тепловой энергии за период с 01.03.15 по 30.04.16, и соответствующих сумм пени.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 01.01.14 между ООО "ТСК Мосэнерго" (Ресурсоснабжающая организация) и ООО "УК Подмосковье Сервис" (Потребитель) был заключен договор теплоснабжения N 391, по условиям которого Ресурсоснабжающая организация обязалась в течение срока действия договора через присоединенные системы теплоснабжения подавать в многоквартирные дома, указанные в приложении N 10 к настоящему договору, согласованное количество тепловой энергии в соответствии с установленным температурным графиком в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению, а Потребитель обязался оплачивать принятую тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным настоящим договором, соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации внутридомовых инженерных сетей и исправность инженерных коммуникаций, оборудования и приборов. входящих в состав внутридомовых инженерных сетей (т. 1, л.д. 8-14).
Пунктом 5.1. договора закреплено, что стоимость поставленной тепловой энергии рассчитывается Ресурсоснабжающей организацией в установленном порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и используемым для расчета размера платы населения за коммунальные услуги.
Согласно пункту 6.2. договора оплата осуществляется до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом.
Во исполнение принятых на себя по указанному договору обязательств ООО "ТСК Мосэнерго" в период с 01.03.15 по 30.04.16 поставило ООО "УК "Подмосковье Сервис" тепловой энергии на сумму 27 726 146 рублей 20 копеек, что подтверждается представленными в материалы дела счетами на оплату, счет-фактурами, отчетными ведомостями за потребленное тепло и теплоноситель, составленными ответчиком (т. 1, л.д. 46-143, т. 2, л.д. 1-54).
ООО "УК "Подмосковье Сервис" полученную тепловую энергию оплатило частично (т. 2, л.д. 57-95), в результате чего за ним образовалась задолженность в сумме 1 794 619 рублей 40 копеек, наличие которой послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 548 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как указывалось выше, в рамках договора теплоснабжения N 391 от 01.01.14 ООО "ТСК Мосэнерго" в период с 01.03.15 по 30.04.16 поставило ООО "УК "Подмосковье Сервис" тепловой энергии на сумму 27 726 146 рублей 20 копеек, что подтверждается представленными в материалы дела счетами на оплату, счет-фактурами, отчетными ведомостями за потребленное тепло и теплоноситель, составленными ответчиком (т. 1, л.д. 46-143, т. 2, л.д. 1-54).
В соответствии с пунктом 6.2 договора оплата за фактически потребленную в расчетном периоде тепловую энергию осуществляется в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 5.1 договора N 391 от 01.01.14 закреплено, что стоимость поставленной тепловой энергии рассчитывается Ресурсоснабжающей организацией в установленном порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и используемым для расчета размера платы населения за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 4.1 договора объем поданной Ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии в многоквартирные дома, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, определяется Потребителем на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период за вычетом объемов поданной тепловой энергии собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам теплоснабжения, заключенными ими непосредственно с Ресурсоснабжающей организацией (в случае, если объемы поставок тепловой энергии таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Из материалов дела следует, что система горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, куда истцом поставлялась тепловая энергия, является закрытой, указанные дома оборудованы общедомовыми приборами учета горячей воды, рассчитывающими как объем поданной воды, так и количество тепловой энергии, потребленной в составе горячей воды.
В силу пункта 4, подпункта 1 пункта 5 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.11 "О водоснабжении и водоотведении" тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) подлежит государственному регулированию.
Установление двухкомпонентного тарифа на горячую воду при закрытой системе горячего водоснабжения, включающего в себя компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию, прямо предусмотрено пунктом 9 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.11 "О водоснабжении и водоотведении" и пунктом 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.08 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 1149 от 08.11.12).
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.08, в редакции Постановления N 1149 от 08.11.12, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом. В случае если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность). Финансовые потребности определяются органами регулирования на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.
С 23.03.13 действуют Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 406 от 13.05.13 в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", регулирующие вопросы установления тарифов на горячую воду (пункты 88 - 93).
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения также предусматривают, что органами регулирования тарифов устанавливается двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. В случае если регулируемая организация самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, значение компонента на холодную воду определяется органом регулирования тарифов исходя из финансовых потребностей такой регулируемой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды. Финансовые потребности определяются органами регулирования тарифов на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.
Из материалов дела следует, что на объекте поставки энергоресурсов ответчика находится закрытая система теплоснабжения, а также приборы учета, позволяющие учитывать объем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в кубических метрах и в гигакалориях (тепловой энергии в составе горячей воды).
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости применения при расчете стоимости потребленной тепловой энергии двухкомпонентного тарифа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.11 (Правила N 354) и вступили в силу с 01.09.12.
В соответствии с пунктом 2 примечания к Правилам N 354 настоящий порядок расчета размера платы за коммунальные услуги изложен исходя из применения одноставочных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы.
В случае установления и применения в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов (цен), отличных от одноставочных тарифов (цен) (двухставочные тарифы (цены), тарифы (цены), дифференцированные по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов), настоящий расчет подлежит применению с учетом Правил применения таких тарифов (цен), установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
Согласно абзацу 1 пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов (абз. 6 п. 38 Правил N 354).
С учетом изложенного апелляционный суд считает правомерным применение истцом двухкомпонентного тарифа, поскольку такая возможность предусмотрена Правилами горячего водоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 642 от 29.07.13.
В силу пункта 21 Правил горячего водоснабжения оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 406 от 13.05.13. Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени. Оплата абонентами полученной горячей воды осуществляется в отношении фактически потребленных за расчетный период воды и тепловой энергии в составе горячей воды в установленные сроки на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение. При отсутствии средств измерений (приборов учета) объем потребленной горячей воды определяется расчетным методом исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды, определяемых в порядке, предусмотренном договором горячего водоснабжения (пункты 22 - 23 Правил горячего водоснабжения).
Таким образом, применение истцом двухкомпонентного тарифа на горячую воду, отпускаемую ответчику, соответствует действующему законодательству.
В силу пункта 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Расчет стоимости потребленного ресурса был проведен ООО "ТСК Мосэнерго" в соответствии с установленными Комитетом по ценам и тарифам Московской области двухкомпонентными тарифами.
Поскольку факт отпуска тепловой энергии и теплоносителя в спорный период подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается, расчет стоимости энергии был произведен истцом верно, ответчик не представил документы, опровергающие сведения истца об объеме, качестве поставляемой тепловой энергии, а также доказательства оплаты долга, заявленные требования в части основного долга подлежат удовлетворению.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС16/15548 от 29 ноября 2016 года, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27 июля 2016 года по делу N А41-64017/15.
Следует отметить, что вывод суда первой инстанции о необходимости применения для расчетов методики по формуле 23 Приложения N 2 к Правилам N 354 нельзя признать обоснованным, поскольку в таком случае имеет место освобождение ответчика от оплаты перерасхода тепловой энергии, потраченной на подогрев воды.
Применение данной формулы в расчетах с собственниками-потребителями коммунальных услуг не свидетельствует в данном случае о том, что ответчик не должен оплачивать истцу реально потребленную тепловую энергию.
В границе своей балансовой ответственности ответчик, как управляющая многоквартирными домами компания, обязан следить за надлежащим состоянием сетей в целях минимизации потерь тепловой энергии, ненадлежащее состояние внутридомовых сетей и иные причины дополнительного расходования тепловой энергии не могут являться основанием для освобождения ответчика от оплаты потребленной электроэнергии.
Данный вывод соответствует позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 13 февраля 2017 года по делу N А40-108983/16, и Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23 июня 2017 года N 305-ЭС17-6304 по делу N А40-108983/16.
Кроме того, по смыслу действующего законодательства определение количества принятого покупателем ресурса расчетным путем допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество тепловой энергии по данным приборов учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных приборов учета.
Только при отсутствии приборов учета допускается определение количества ресурса расчетным путем.
Формула 23 приложения N 2 Правил N 354 в расчетах за горячую воду не предусматривает использование коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в системе ГВС и определяющего объем тепловой энергии в горячей воде.
Учитывая наличие в спорный период у ответчика исправного прибора учета, расчет тепловой энергии расчетным способом по формуле 23 приложения N 2 Правил N 354 противоречит установленному действующим законодательством принципу определения количества энергии и ее оплате исходя из фактического потребления.
Аналогичной позиции придерживается Арбитражный суд Московского округа в постановлениях от 16 марта 2017 года по делу N А41-27683/2016 и от 04 июля 2017 года по делу N А41-89927/16.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "УК "Подмосковье Сервис" доказательств оплаты потребленной в спорный период энергии в полном объеме не представило, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении требований в данной части у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 10.5. договора N 391 от 01.01.14 закреплено, что в случае просрочки исполнения Потребителем обязательств по оплате он уплачивает Ресурсоснабжающей организации пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день оплаты.
Руководствуясь указанными положениями, ООО "ТСК Мосэнерго" начислило ООО "УК Подмосковье Сервис" пени за просрочку оплаты в размере 274 060 рублей 58 копеек за период с 15.04.15 по 18.08.16 (т. 1, л.д. 6-7).
Расчет пени, представленный истцом, проверен апелляционным судом и признан правильным, соответствующим условиям соглашения сторон и нормам действующего законодательства.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств подтвержден документально, исковые требования в данной части также подлежат удовлетворению с последующим взысканием пени за период с 19.08.16 до момента полной оплаты задолженности.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в арбитражный суд с настоящим иском ООО "ТСК Мосэнерго" в федеральный бюджет платежным поручением N 2284 от 18.08.16 было уплачено 33 337 рублей госпошлины, а при подаче апелляционной жалобы - 3 000 рублей платежным поручением N 459 от 22.02.17 (т. 1, л.д. 5, т. 3, л.д. 135).
Учитывая изложенное, расходы истца по госпошлине подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 03 апреля 2017 года по делу N А41-59142/16 отменить в части отказа в удовлетворении первоначального иска.
Взыскать с ООО "Управляющая компания "Подмосковье Сервис" в пользу ООО "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" задолженность в размере 1 794 619 рублей 40 копеек, пени в размере 274 060 рублей 58 копеек, пени по день фактической оплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ на день уплаты задолженности, начиная с 19.08.16.
Взыскать с ООО "Управляющая компания "Подмосковье Сервис" в пользу ООО "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" судебные расходы в размере 36 337 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
В.П.МИЗЯК
В.А.МУРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)