Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.02.2016 ПО ДЕЛУ N 44А-147/2016

Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2016 г. по делу N 44а-147/2016


Мировой судья Томилина И.А.
Судья Бауэр О.Г.

Заместитель председателя Пермского краевого суда Гилева М.Б., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Мой Дом" (далее - ООО "УК Мой Дом"), поданную представителем по доверенности С., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 Свердловского судебного района г. Перми от 01 октября 2015 года, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 17 ноября 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО "УК Мой Дом",

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Свердловского судебного района г. Перми от 01.10.2015 ООО "УК Мой Дом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований (л.д. 81-82).
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 17.11.2015 вышеназванное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба представителя ООО "УК Мой Дом" - без удовлетворения (л.д. 94-97).
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 19.01.2016, заявитель просит вынесенные по делу судебные акты отменить как незаконные, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении N <...> истребовано 22.01.2016, поступило в Пермский краевой суд 27.01.2016.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения) осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 3 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ);
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как усматривается из материалов дела, ООО "УК Мой Дом" является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, предоставленной 21.04.2015 (л.д. 4).
ООО "УК Мой Дом" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> на основании договора управления многоквартирным домом от 01.08.2011, по условиям которого на управляющую компанию возложены обязанности по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, сохранности, надлежащему управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории (л.д. 33-34).
На основании заявления жильца вышеуказанного многоквартирного дома от 26.03.2015 распоряжением начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 18.05.2015 назначена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "УК Мой Дом" на предмет соблюдения обществом лицензионных требований, определенных подп. "а", "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> (л.д. 22-23, 24).
В ходе внеплановой выездной проверки, согласованной с органом прокуратуры и проведенной 01.06.2015, выявлены нарушения ООО "УК Мой Дом" п.п. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 5.8.1, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, подп. "б, г, д" п. 10, подп. "а, в, з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, п.п. 7, 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, требований подп. "а, б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, а именно:
- в многоквартирном доме N <...> по ул. <...> на чердаке на канализационном стояке наличие коррозии, подтеков; на крыше наличие трещин, сквозных отверстий в покрытии из волнообразного шифера (л.д. 15-17, 21).
По результатам проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края ООО "УК Мой Дом" 01.06.2015 выдано предписание по устранению вышеуказанных нарушений в срок до 01.07.2015 (л.д. 11-12), а также 30.06.2015 в отношении ООО "УК Мой Дом" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, предусмотренных подп. "а, б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 3).
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 21.04.2015 (л.д. 4), договором управления многоквартирным домом от 01.08.2011 (л.д. 33-34), обращением жильца многоквартирного дома по адресу: <...> (л.д. 24), распоряжением начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края N <...> от 18.05.2015 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (л.д. 22-23), решением прокуратуры Пермского края от 19.05.2015 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки (л.д. 21), актом проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края юридического лица от 01.06.2015 (л.д. 15-17), предписанием Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 01.06.2015 (л.д. 11-12), протоколом об административном правонарушении от 30.06.2015 (л.д. 3).
Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Действия ООО "УК Мой Дом", выразившиеся в допущении при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом нарушений вышеуказанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, то есть требований ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, а также в неисполнении обязательств по договору управления многоквартирным домом по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, то есть требования ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, соблюдение которых относится к лицензионным требованиям, установленным подп. "а", "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, выводы судебных инстанций о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и виновности ООО "УК Мой Дом" в совершении данного правонарушения являются правильными и обоснованными. Принцип презумпции невиновности при привлечения ООО "УК Мой Дом" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ судебными инстанциями не нарушен.
Доводы жалобы о наличии оснований для переквалификации действий ООО "УК Мой Дом" с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ на ст. 7.22 КоАП РФ; о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не состоятельны, основаны на ошибочном толковании норм права.
Административное наказание для лиц, ответственных за содержание жилых домов, за нарушение правил содержания жилых домов предусмотрено ст. 7.22 КоАП РФ.
Организации, управляющие многоквартирными домами, привлекаются к ответственности на основании вышеназванной статьи за ненадлежащее содержание общего имущества (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Начиная с 01.05.2015, деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии. Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах является лицензионным требованием (п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами). Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в ст. 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирных домах).
Учитывая, что ООО "УК Мой Дом" является лицензиатом и при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами допустило нарушение лицензионных требований, предусмотренных подп. "а, б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении и переквалификации его действий с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ на ст. 7.22 КоАП РФ не имеется.
Доводы жалобы относительного того, что вмененные ООО "УК Мой Дом" нарушения не являются нарушением лицензионных требований, также не состоятельны ввиду следующего.
Из анализа вышеназванных норм следует, что управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана содержать общее имущество и предоставлять коммунальные услуги, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, своевременно принимать меры для устранения выявленных нарушений по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что ООО "УК Мой Дом" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N <...> по ул. <...> в г. Перми на основании договора управления многоквартирным домом от 01.08.2011 и имеет лицензию от 21.04.2015. В соответствии с договором управления многоквартирным домом ООО "УК Мой Дом" обязано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме, выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Однако ООО "УК Мой Дом" не исполнялись обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома N <...> по ул. <...> в г. Перми, что является нарушением организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, именно лицензионных требований, поскольку обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества в управляемом доме является содержанием лицензируемого вида деятельности управляющей организации в силу прямого указания закона и подзаконных актов (ч. 1 ст. 8 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Утверждение заявителя о том, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, и находящийся в управлении ООО "УК Мой Дом", не относится к местам осуществления лицензируемого вида деятельности, не состоятельно, основано на неверном толковании норм права.
Доводы жалобы о том, что при составлении протокола об административном правонарушении вопрос о наличии вины ООО "УК Мой Дом" в совершении вмененного правонарушения надлежащим образом не исследовался, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов, учитывая, что составленный в отношении ООО "УК Мой Дом" протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, виновность лица в совершении административного правонарушения выясняется при рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ).
Доводы жалобы о назначении ООО "УК Мой Дом" наказания ниже низшего предела, установленного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного ООО "УК Мой Дом" административного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, учитывая финансовое и имущественное положение общества, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, - признание вины, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, мировой судья назначил обществу наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленной санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Учитывая, что материалами дела не установлены предусмотренные п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности ООО "УК Мой Дом", оснований для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не имеется.
Ссылка заявителя на то, что у ООО "УК Мой Дом" отсутствовали денежные средства для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N <...> по ул. <...> в г. Перми в связи с задолженностью собственников помещения многоквартирного дома перед управляющей компанией; выявленные в ходе проверки нарушения были устранены управляющей компанией за свой счет, не является основанием для безусловного снижения размера административного штрафа.
Постановление о привлечении ООО "УК Мой Дом" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Поскольку каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о совершении ООО "УК Мой Дом" инкриминируемого правонарушения, в настоящей жалобе не приведено, судебными инстанциями нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения жалобы ООО "УК Мой Дом" не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 6 Свердловского судебного района г. Перми от 01 октября 2015 года, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 17 ноября 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Управляющей компании Мой Дом" оставить без изменения, жалобу представителя ООО "УК Мой Дом" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)