Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Прокошкина М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Венедиктовой Е.А.
судей Литвиновой И.А., Сопраньковой Т.Г.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 ноября 2014 года гражданское дело N 2-1142/2014 по апелляционной жалобе ТСЖ <...> на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2014 года по иску ТСЖ <...> к З. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, расходов на содержание жилого помещения, пени.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., объяснения представителей истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Истец ТСЖ <...> обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга к ответчику З. с иском, требования которого уточнил в порядке ст. 39 ГПК РФ в связи с добровольным погашением ответчиком задолженности <...> в размере <...>, и в окончательном варианте иска просил взыскать с ответчика задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с <...> по <...> - <...>, пени за период с <...> по <...> - <...>, расходы по оплате государственной пошлины - <...> рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик нарушает обязанности собственника квартиры по оплате эксплуатационных расходов, коммунальных и прочих расходов по содержанию жилого помещения.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2014 года исковые требования удовлетворены. Судом первой инстанции постановлено взыскать с З. в пользу ТСЖ <...> задолженность по оплате за содержание квартиры и коммунальные услуги за период с <...> по <...> - <...>, пени за период с <...> по <...> - <...>, расходы по оплате государственной пошлины - <...>, всего - <...>.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда от 27 июня 2014 года изменить в части снижения размера взысканных платежей, считая его неправильным, постановленным с нарушением норм материального права; в остальной части решение суда сторонами не обжалуется.
Дело рассмотрено судебной коллегией в соответствии со статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, при наличии представителя.
Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного жилого помещения и, если данное жилое помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 ЖК РФ. Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1. плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2. плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ органами государственной власти города федерального значения Москва размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается только для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Согласно п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Размер обязательных платежей и взносов членов ТСЖ, ЖСК, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления этих объединений (правлением, общим собранием членов объединений). Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту жилого фонда, их стоимость ежегодно утверждаются на общем собрании членов ТСЖ или ЖСК. Поэтому ту сумму расходов на содержание и ремонт помещений, которую приняли и утвердили на общих собраниях, надо платить. Отказ от оплаты этих расходов считается необоснованным, и эта сумма также подлежит взысканию в судебном порядке.
Согласно материалам дела З. является собственником квартиры N <...>.
ТСЖ <...> является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N <...>., которая осуществляет управление данным домом, его техническое обслуживание и коммунальное обеспечение.
Ответчик не является членом ТСЖ <...>.
При рассмотрении дела судом установлено, что в период с <...> до <...> ответчиком не в полном объеме производилась оплата коммунальных и прочих услуг, предоставленных по адресу: <...>. В результате ненадлежащего выполнения обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг у ответчиков образовалась задолженность в размере <...>, часть из которой была погашена ответчиком в ходе разрешения дела по существу, оставшаяся часть составляет <...>.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, исключив взыскание на представительские расходы, в т.ч. расходы на проведение собраний (раздел 4, п. 1.6), методическую литературу, периодические издания, справочно-правовую систему (раздел 4, п. 2.11), почтовые и транспортные расходы (раздел 4, п. 2.4), обслуживание офисного оборудования (раздел 4, п. 2.6), канцелярские и офисные принадлежности и оборудование (раздел 4, п. 2.7) - на <...>; на фонд технического развития и модернизации комплекса - на <...>; регистрационные, судебные расходы, госпошлина - на <...>, на фонд для непредвиденных расходов - на <...>.
В остальной части представленный истцом расчет, проверен судом первой инстанции и признан правильным; иного расчета суду первой инстанции ответчиком представлено не было, данный не оспаривается.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда о взыскании расходов на содержание квартиры и коммунальные услуги является законным и обоснованным; однако и доводы апелляционной жалобы в части необоснованности уменьшения размера взысканных сумм полагает состоятельными.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья: вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные ЖК РФ и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
В п. 3 ст. 39 ЖК РФ указано, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Частью 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ.
Оценивая возможность заключения с каждым из собственников помещения, не являющимся членом ТСЖ, договора на индивидуальных условиях, следует исходить из того, в соответствии с п. 2 ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ, в том случае, если собственниками помещений многоквартирного дома избран именно такой способ управления, обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Раздел VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 161 - 165) предусматривает, в частности, что условия управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно протоколам общих собраний, правомочность которых не оспорена, утверждены сметы на соответствующие финансовые годы 2011, 2012, 2013 (л.д. 82 - 101).
В указанных сметах содержатся соответствующие оспариваемые ответчиком сборы по агрегированной статье финансового плана "Административные расходы". Доказательств того, что указанное решение было признано судом недействительным или незаконным, либо оспорено ответчиками не представлено. Фактически оспариваемые расходы являются расходами на управление многоквартирным домом.
Ссылки суда на Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" представляются несостоятельными. Так как собственники многоквартирного дома вправе самостоятельно определять уровень качества содержания многоквартирного дома и повышать его.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Соответственно, сбор денежных средств по статье "Административные расходы" служит источником финансирования затрат, связанных с управлением многоквартирным домом и подлежит взысканию с ответчика.
Обоснованным является и довод апелляционной жалобы о неправомерности исключения из оплаты взносов в фонд непредвиденных расходов за январь 2011 года, поскольку <...> общим собранием членов ТСЖ был утвержден бюджет (финансовый план) на содержание общего имущества на 2011 год, который предусматривал отчисления в указанный фонд равными долями в течение 12 месяцев. Положением о фондах ТСЖ <...> общим собранием ТСЖ было принято решение об утверждении фонда непредвиденных расходов. Соответственно, при неоплате указанных разнесенных помесячно денежных средств за <...> года, у ответчика возникает неосновательное обогащение, ввиду того, что доля его затрат за <...> год покрыта взносами других собственников из образованных фондов ТСЖ; в указанной части решение суда также подлежит изменению.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции неправомерно исключены из оплаты взносы в фонд технического развития и модернизации комплекса.
Действующее законодательство строго не регламентирует процедуру утверждения порядка образования специализированных фондов ТСЖ. Суд ошибочно указывает в решении, что представитель истца пояснил, что решение общего собрания членов ТСЖ по вопросу формирования фонда не принималось.
Решение об образовании оспариваемого фонда принималось в контексте принятия бюджета (финансового плана) на 2013 год. Члены ТСЖ, утверждая бюджет и приложение к нему, согласовывали порядок формирования и использования фонда, а также его размер. Данный порядок утверждения фонда не противоречит действующему законодательству, а согласуется с положениями п. 3 ст. 39 пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, необходимым решение суда первой инстанции изменить в части размера взысканных сумм, удовлетворив исковые требования истца в полном объеме, в том числе взыскав исключенные судом первой инстанции представительские расходы, в т.ч. расходы на проведение собраний (раздел 4, п. 1.6), методическую литературу, периодические издания, справочно-правовую систему (раздел 4, п. 2.11), почтовые и транспортные расходы (раздел 4, п. 2.4), обслуживание офисного оборудования (раздел 4, п. 2.6), канцелярские и офисные принадлежности и оборудование (раздел 4, п. 2.7); взносы в фонд технического развития и модернизации комплекса - на <...>; регистрационные, судебные расходы, госпошлину, в фонд для непредвиденных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2014 года изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Взыскать с З. в пользу ТСЖ <...> задолженность по оплате за содержание квартиры и коммунальные услуги за период с <...> по <...> - <...>, пени за период с <...> по <...> - <...>, расходы по оплате государственной пошлины - <...> рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.11.2014 N 33-17592/2014 ПО ДЕЛУ N 2-1142/2014
Требование: О взыскании задолженности и пеней по оплате коммунальных услуг, расходов на содержание жилого помещения.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 ноября 2014 г. N 33-17592/2014
Судья Прокошкина М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Венедиктовой Е.А.
судей Литвиновой И.А., Сопраньковой Т.Г.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 ноября 2014 года гражданское дело N 2-1142/2014 по апелляционной жалобе ТСЖ <...> на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2014 года по иску ТСЖ <...> к З. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, расходов на содержание жилого помещения, пени.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., объяснения представителей истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Истец ТСЖ <...> обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга к ответчику З. с иском, требования которого уточнил в порядке ст. 39 ГПК РФ в связи с добровольным погашением ответчиком задолженности <...> в размере <...>, и в окончательном варианте иска просил взыскать с ответчика задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с <...> по <...> - <...>, пени за период с <...> по <...> - <...>, расходы по оплате государственной пошлины - <...> рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик нарушает обязанности собственника квартиры по оплате эксплуатационных расходов, коммунальных и прочих расходов по содержанию жилого помещения.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2014 года исковые требования удовлетворены. Судом первой инстанции постановлено взыскать с З. в пользу ТСЖ <...> задолженность по оплате за содержание квартиры и коммунальные услуги за период с <...> по <...> - <...>, пени за период с <...> по <...> - <...>, расходы по оплате государственной пошлины - <...>, всего - <...>.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда от 27 июня 2014 года изменить в части снижения размера взысканных платежей, считая его неправильным, постановленным с нарушением норм материального права; в остальной части решение суда сторонами не обжалуется.
Дело рассмотрено судебной коллегией в соответствии со статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, при наличии представителя.
Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного жилого помещения и, если данное жилое помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 ЖК РФ. Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1. плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2. плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ органами государственной власти города федерального значения Москва размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается только для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Согласно п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Размер обязательных платежей и взносов членов ТСЖ, ЖСК, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления этих объединений (правлением, общим собранием членов объединений). Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту жилого фонда, их стоимость ежегодно утверждаются на общем собрании членов ТСЖ или ЖСК. Поэтому ту сумму расходов на содержание и ремонт помещений, которую приняли и утвердили на общих собраниях, надо платить. Отказ от оплаты этих расходов считается необоснованным, и эта сумма также подлежит взысканию в судебном порядке.
Согласно материалам дела З. является собственником квартиры N <...>.
ТСЖ <...> является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N <...>., которая осуществляет управление данным домом, его техническое обслуживание и коммунальное обеспечение.
Ответчик не является членом ТСЖ <...>.
При рассмотрении дела судом установлено, что в период с <...> до <...> ответчиком не в полном объеме производилась оплата коммунальных и прочих услуг, предоставленных по адресу: <...>. В результате ненадлежащего выполнения обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг у ответчиков образовалась задолженность в размере <...>, часть из которой была погашена ответчиком в ходе разрешения дела по существу, оставшаяся часть составляет <...>.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, исключив взыскание на представительские расходы, в т.ч. расходы на проведение собраний (раздел 4, п. 1.6), методическую литературу, периодические издания, справочно-правовую систему (раздел 4, п. 2.11), почтовые и транспортные расходы (раздел 4, п. 2.4), обслуживание офисного оборудования (раздел 4, п. 2.6), канцелярские и офисные принадлежности и оборудование (раздел 4, п. 2.7) - на <...>; на фонд технического развития и модернизации комплекса - на <...>; регистрационные, судебные расходы, госпошлина - на <...>, на фонд для непредвиденных расходов - на <...>.
В остальной части представленный истцом расчет, проверен судом первой инстанции и признан правильным; иного расчета суду первой инстанции ответчиком представлено не было, данный не оспаривается.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда о взыскании расходов на содержание квартиры и коммунальные услуги является законным и обоснованным; однако и доводы апелляционной жалобы в части необоснованности уменьшения размера взысканных сумм полагает состоятельными.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья: вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные ЖК РФ и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
В п. 3 ст. 39 ЖК РФ указано, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Частью 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ.
Оценивая возможность заключения с каждым из собственников помещения, не являющимся членом ТСЖ, договора на индивидуальных условиях, следует исходить из того, в соответствии с п. 2 ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ, в том случае, если собственниками помещений многоквартирного дома избран именно такой способ управления, обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Раздел VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 161 - 165) предусматривает, в частности, что условия управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно протоколам общих собраний, правомочность которых не оспорена, утверждены сметы на соответствующие финансовые годы 2011, 2012, 2013 (л.д. 82 - 101).
В указанных сметах содержатся соответствующие оспариваемые ответчиком сборы по агрегированной статье финансового плана "Административные расходы". Доказательств того, что указанное решение было признано судом недействительным или незаконным, либо оспорено ответчиками не представлено. Фактически оспариваемые расходы являются расходами на управление многоквартирным домом.
Ссылки суда на Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" представляются несостоятельными. Так как собственники многоквартирного дома вправе самостоятельно определять уровень качества содержания многоквартирного дома и повышать его.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Соответственно, сбор денежных средств по статье "Административные расходы" служит источником финансирования затрат, связанных с управлением многоквартирным домом и подлежит взысканию с ответчика.
Обоснованным является и довод апелляционной жалобы о неправомерности исключения из оплаты взносов в фонд непредвиденных расходов за январь 2011 года, поскольку <...> общим собранием членов ТСЖ был утвержден бюджет (финансовый план) на содержание общего имущества на 2011 год, который предусматривал отчисления в указанный фонд равными долями в течение 12 месяцев. Положением о фондах ТСЖ <...> общим собранием ТСЖ было принято решение об утверждении фонда непредвиденных расходов. Соответственно, при неоплате указанных разнесенных помесячно денежных средств за <...> года, у ответчика возникает неосновательное обогащение, ввиду того, что доля его затрат за <...> год покрыта взносами других собственников из образованных фондов ТСЖ; в указанной части решение суда также подлежит изменению.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции неправомерно исключены из оплаты взносы в фонд технического развития и модернизации комплекса.
Действующее законодательство строго не регламентирует процедуру утверждения порядка образования специализированных фондов ТСЖ. Суд ошибочно указывает в решении, что представитель истца пояснил, что решение общего собрания членов ТСЖ по вопросу формирования фонда не принималось.
Решение об образовании оспариваемого фонда принималось в контексте принятия бюджета (финансового плана) на 2013 год. Члены ТСЖ, утверждая бюджет и приложение к нему, согласовывали порядок формирования и использования фонда, а также его размер. Данный порядок утверждения фонда не противоречит действующему законодательству, а согласуется с положениями п. 3 ст. 39 пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, необходимым решение суда первой инстанции изменить в части размера взысканных сумм, удовлетворив исковые требования истца в полном объеме, в том числе взыскав исключенные судом первой инстанции представительские расходы, в т.ч. расходы на проведение собраний (раздел 4, п. 1.6), методическую литературу, периодические издания, справочно-правовую систему (раздел 4, п. 2.11), почтовые и транспортные расходы (раздел 4, п. 2.4), обслуживание офисного оборудования (раздел 4, п. 2.6), канцелярские и офисные принадлежности и оборудование (раздел 4, п. 2.7); взносы в фонд технического развития и модернизации комплекса - на <...>; регистрационные, судебные расходы, госпошлину, в фонд для непредвиденных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2014 года изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Взыскать с З. в пользу ТСЖ <...> задолженность по оплате за содержание квартиры и коммунальные услуги за период с <...> по <...> - <...>, пени за период с <...> по <...> - <...>, расходы по оплате государственной пошлины - <...> рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)