Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 05.10.2017 N Ф01-4406/2017 ПО ДЕЛУ N А43-5685/2017

Требование: О признании недействительным предписания Управления Роспотребнадзора.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Выявив, что ресурсоснабжающая организация неправомерно включила в выставленные собственнику помещения в доме счета на оплату электроэнергии условие о взыскании пеней за просрочку оплаты ресурса, Управление выдало ей предписание с требованием устранить нарушение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2017 г. по делу N А43-5685/2017


05 октября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03.10.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Юмжаковой П.Е. (доверенность от 20.12.2016 N 215),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.04.2017,
принятое судьей Соколовой Л.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017,
принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
по делу N А43-5685/2017
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород"

о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Беляева Татьяна Михайловна,
и
установил:

публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление) от 06.12.2017 N 117.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Беляева Татьяна Михайловна.
Решением суда от 19.04.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражный апелляционный суд от 17.07.2017 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), просит отменить судебные акты. По мнению Общества, Правила N 354 не содержат запрета на включение в платежный документ сведений о размере пеней. Эти сведения носят информационный характер, не включены в сумму начислений, предъявленных потребителю к оплате. Сам по себе факт отражения пеней в квитанции по оплате за электроэнергию не нарушает права третьего лица. Управление в нарушение статьи 200 Кодекса не доказало невозможность оплаты квитанции без уплаты пеней.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела, Управление на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя от 09.11.2016 N 16101232 провело внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом обязательных требований действующего законодательства в области защиты прав потребителей с целью проверки заявления гражданки Беляевой Т.М. от 01.11.2016 вх. N 8802з.
Управление в ходе проверки установило, что квитанции об оплате коммунальной услуги "электроэнергия", которые выставлялись собственнику многоквартирного дома 23 по улице Заливной в городе Нижнем Новгороде (Беляевой Т.М.) в период с апреля по сентябрь 2016 года, не соответствовали требованиям действующего законодательства (в платежных документах на оплату электрической энергии указаны пени). Результаты проверки зафиксированы в акте от 06.12.2016 N 16101232.
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 06.12.2016 N 117, которым на Общество возложена обязанность привести в соответствие с требованиями пункта 70 Правил N 354 платежные документы, выставляемые потребителю Беляевой Т.М., путем указания пеней в отдельном документе.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правилами N 354, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о соответствии предписания требованиям законодательства.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили и стороны не оспаривают, что предписание принято Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
В силу части 1 статьи 153, пункта 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение, коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Правила N 354 определяют, какая информация должна содержаться в платежных документах.
На основании пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с данными Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с данными Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в данных Правилах; з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 данных правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с данными правил, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Таким образом, как верно указали суды, в пункте 69 Правил N 354 предусмотрен ограниченный перечень информации, подлежащей включению в платежные документы.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 354 в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого предписания, в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками.
Размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что квитанции об оплате коммунальной услуги "электроэнергия", которые выставлялись собственнику многоквартирного дома 23 по улице Заливной в городе Нижнем Новгороде Беляевой Т.М. в период с апреля по сентябрь 2016 года, не соответствовали установленным требованиям.
Ссылка заявителя на то, что сумма пеней в платежном документе указана отдельной строкой, не включена в основную сумму начислений, и что данная информация носит исключительно информационный характер, поэтому не нарушает права третьего лица, обоснованно отклонена судами.
Оценив материалы дела, суды установили, что потребитель не был согласен с суммой пеней, однако не смог отдельно оплатить коммунальную услугу "электроэнергия" без начисленных пеней.
Данные фактические обстоятельства не противоречат материалам дела и переоценке судом округа в силу статьи 286 Кодекса.
Довод заявителя о неприменении судом пункта 70 Правил N 354 в редакции, действовавшей на момент исполнения предписания и рассмотрения дела, был предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о законности выданного Управления предписания и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.04.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 по делу N А43-5685/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)