Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Инспекцией сделан вывод о нарушении обществом, в управлении которого находятся многоквартирные дома с внутридомовым газовым оборудованием, лицензионных требований в части содержания и ремонта указанного оборудования, предписано заключить договоры на проверку вентиляционных каналов с организацией, допущенной на основании лицензии к выполнению соответствующих работ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЗАПАД" на решение от 03.04.2017 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бадрызлова М.М.) и постановление от 22.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-591/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЗАПАД" (625001, г. Тюмень, ул. Ямская, 33А, ИНН 7204089867, ОГРН 1057200658635) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, 34/1) о признании недействительным предписания.
В заседании приняла участие представитель Государственной жилищной инспекции Тюменской области Аксенова Ю.И. (доверенность от 09.01.2017).
Суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЗАПАД" (далее - ООО "Управляющая компания "ЗАПАД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 05.12.2016 N ТО-15-15.
Решением от 03.04.2017 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе ООО "Управляющая компания "ЗАПАД", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
По мнению общества, суд апелляционной инстанции не разобрался в технических характеристиках, в предмете и основании заявления, ошибочно приравнял два различных технических понятия: "дымоотводные" (дыма удаление) и "вентиляция", ошибочно объединил два разных вида лицензионной деятельности "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем дым удаления и против дымной вентиляции, включая диспетчеризацию" и "эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, П, ПI классов опасности" и не руководствовался нормами Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с целью осуществления лицензионного контроля и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 5ДК-П9-6905 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО "Управляющая компания "ЗАПАД", в управлении которой находятся многоквартирные дома с внутридомовым газовым оборудованием, расположенные по адресам: г. Тюмень, ул. Белинского, д. 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 18; ул. Восстания, д. 13; ул. Грибоедова, д. 6, 8; ул. Декабристов, д. 143, 145, 147, 154; ул. Карла Маркса, д. 129; ул. Куйбышева, д. 89; ул. Луначарского, д. 27, 36, 38, 57, 59; ул. Орджоникидзе, д. 62, ул. Тимирязева, д. 141; ул. Червишевский тракт, д. 66, 72; ул. Ялуторовская, д. 14; ул. Ямская, д. 50, 59, 87, 98, 99, 100, 102, 104, 106, 108, 110, 112, 114 (далее - многоквартирные дома с внутридомовым газовым оборудованием).
По результатам проверки инспекцией сделан вывод о нарушении ООО "Управляющая компания "ЗАПАД" лицензионных требований в части содержания и ремонта внутридомового газового оборудования, составлен акт от 05.12.2016 N ТО-15-32 и выдано оспариваемое заявителем предписание от 05.12.2016N ТО-15-15, которым на общество возложена обязанность в срок до 02.02.2017 заключить договоры на проверку вентиляционных каналов с организацией, допущенной на основании лицензии к выполнению соответствующих работ.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным указанного предписания, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается организацией путем оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключением договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Абзацем вторым пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы.
Из содержания пункта 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, следует, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, отнесены организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов и организация проведения работ по устранению нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях.
Согласно пункту 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
Пунктом 5 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), установлено, что обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Пунктом 6 Правил N 410 установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии у них лицензии, предусмотренной пунктом 14 названных Правил), либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в пункте 14 данных Правил.
Исходя из смысла и содержания названных нормативных правовых актов, обе судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что общество, в управлении которого находятся многоквартирные дома с внутридомовым газовым оборудованием, обязано обеспечить такое содержание общего имущества в многоквартирном доме, при котором были бы обеспечены безопасность использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного ООО "Управляющая компания "ЗАПАД" требования.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.04.2017 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 22.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-591/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2017 N Ф04-3895/2017 ПО ДЕЛУ N А70-591/2017
Требование: О признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по субъекту РФ.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Инспекцией сделан вывод о нарушении обществом, в управлении которого находятся многоквартирные дома с внутридомовым газовым оборудованием, лицензионных требований в части содержания и ремонта указанного оборудования, предписано заключить договоры на проверку вентиляционных каналов с организацией, допущенной на основании лицензии к выполнению соответствующих работ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2017 г. по делу N А70-591/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЗАПАД" на решение от 03.04.2017 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бадрызлова М.М.) и постановление от 22.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-591/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЗАПАД" (625001, г. Тюмень, ул. Ямская, 33А, ИНН 7204089867, ОГРН 1057200658635) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, 34/1) о признании недействительным предписания.
В заседании приняла участие представитель Государственной жилищной инспекции Тюменской области Аксенова Ю.И. (доверенность от 09.01.2017).
Суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЗАПАД" (далее - ООО "Управляющая компания "ЗАПАД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 05.12.2016 N ТО-15-15.
Решением от 03.04.2017 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе ООО "Управляющая компания "ЗАПАД", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
По мнению общества, суд апелляционной инстанции не разобрался в технических характеристиках, в предмете и основании заявления, ошибочно приравнял два различных технических понятия: "дымоотводные" (дыма удаление) и "вентиляция", ошибочно объединил два разных вида лицензионной деятельности "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем дым удаления и против дымной вентиляции, включая диспетчеризацию" и "эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, П, ПI классов опасности" и не руководствовался нормами Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с целью осуществления лицензионного контроля и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 5ДК-П9-6905 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО "Управляющая компания "ЗАПАД", в управлении которой находятся многоквартирные дома с внутридомовым газовым оборудованием, расположенные по адресам: г. Тюмень, ул. Белинского, д. 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 18; ул. Восстания, д. 13; ул. Грибоедова, д. 6, 8; ул. Декабристов, д. 143, 145, 147, 154; ул. Карла Маркса, д. 129; ул. Куйбышева, д. 89; ул. Луначарского, д. 27, 36, 38, 57, 59; ул. Орджоникидзе, д. 62, ул. Тимирязева, д. 141; ул. Червишевский тракт, д. 66, 72; ул. Ялуторовская, д. 14; ул. Ямская, д. 50, 59, 87, 98, 99, 100, 102, 104, 106, 108, 110, 112, 114 (далее - многоквартирные дома с внутридомовым газовым оборудованием).
По результатам проверки инспекцией сделан вывод о нарушении ООО "Управляющая компания "ЗАПАД" лицензионных требований в части содержания и ремонта внутридомового газового оборудования, составлен акт от 05.12.2016 N ТО-15-32 и выдано оспариваемое заявителем предписание от 05.12.2016N ТО-15-15, которым на общество возложена обязанность в срок до 02.02.2017 заключить договоры на проверку вентиляционных каналов с организацией, допущенной на основании лицензии к выполнению соответствующих работ.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным указанного предписания, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается организацией путем оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключением договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Абзацем вторым пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы.
Из содержания пункта 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, следует, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, отнесены организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов и организация проведения работ по устранению нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях.
Согласно пункту 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
Пунктом 5 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), установлено, что обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Пунктом 6 Правил N 410 установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии у них лицензии, предусмотренной пунктом 14 названных Правил), либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в пункте 14 данных Правил.
Исходя из смысла и содержания названных нормативных правовых актов, обе судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что общество, в управлении которого находятся многоквартирные дома с внутридомовым газовым оборудованием, обязано обеспечить такое содержание общего имущества в многоквартирном доме, при котором были бы обеспечены безопасность использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного ООО "Управляющая компания "ЗАПАД" требования.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.04.2017 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 22.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-591/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
В.И.ИЛЬИН
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)