Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погореловой Д.М.,
при участии:
- от заявителя - закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839): не явились;
- от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2015 года
по делу N А60-35272/2015,
принятое судьей Мартемьяновым В.Б.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ныне - Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области) N 29-11-03-80 от 18.05.2015.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2015 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что для проведения корректировки платы за отопление необходимо бесперебойное функционирование прибора учета в течение 12 месяцев. В ходе проверки общество представило Департаменту документы, свидетельствующие о том, что прибор учета не все 12 месяцев работал бесперебойно и не был допущен к расчету ресурсоснабжающей организацией. У общества отсутствовала как возможность, так и обязанность проведения корректировки в связи с отсутствием необходимых данных для применения положений Постановления Правительства N 307. Общество вправе провести корректировку за 2014 год до конца 2015 года. Указание Департамента о проведении корректировки за 2014 год в определенный им срок не соответствует действующему законодательству.
Департамент жилищного и строительного надзора Свердловской области в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Департаментом (ранее - Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области) на основании приказа от 20.04.2015 N 29-11-01-102 и на основании поступившего обращения в период с 07.05.2015 по 18.05.2015 проведена внеплановая документарная проверка заявителя, осуществляющего управление, эксплуатацию, содержание, ремонт жилого дома и предоставление потребителям коммунальных услуг по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 67.
В ходе проверки установлено, что обществом начисление размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 г. производилось в порядке, предусмотренном подп. "а" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и формулой 1 (подп. 1 п. 1) приложения N 2 к данным Правилам, исходя из норматива потребления, утвержденного постановлением Главы г. Екатеринбурга от 23.12.2005 N 1276 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в городе Екатеринбурге"; за 2014 г. - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление (за январь - май 2014 г.), исходя из норматива потребления на отопление (за октябрь - декабрь 2014 г.).
При этом управлением сделан вывод о непроведении обществом корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2013 г. и 2014 г.
По результатам проверки составлен акт проверки от 18.05.2015 N 29-11-02-89.
Управлением обществу выдано предписание от 18.05.2015 N 29-11-03-80, согласно которому общество в срок до 20.07.2015 должно провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 г. собственникам (нанимателям) многоквартирного дома N 67 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге (п. 1 предписания); в срок до 01.01.2016 должно провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2014 г. собственникам (нанимателям) многоквартирного дома N 67 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге (п. 2 предписания); в срок с 01.11.2015 и постоянно должно обеспечить начисление платы за коммунальную услугу "отопление" в соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307 собственникам (нанимателям) многоквартирного дома N 67 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге (п. 3 предписания).
Не согласившись с выданным предписанием, ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области, которым выдано оспариваемое предписание (ныне - Департамент жилищного и строительного надзора Свердловской области) является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим в силу ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор на территории Свердловской области, в том числе за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг N 354.
В пределах предоставленной компетенции Управление (Департамент) осуществляет на территории Свердловской области контроль (надзор), в том числе за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг.
Управлению (Департаменту) для реализации имеющихся полномочий предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
P{\sub o.i = S{\sub i x V{\sub t x T{\sub T, (7)
- где: S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Вместе с тем п. 19 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п.п. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
P{\sub o.i = S{\sub i x N{\sub t x T{\sub T, (1)
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N{\sub t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);
- В соответствии с Правилами N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год исходя из нормативов потребления тепловой энергии и тарифов на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений.
При отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из тарифа на тепловую энергию, норматива потребления и общей площади жилого помещения, в соответствии с п.п. 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Согласно п. 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. Уральская 67 г. Екатеринбурга.
В указанном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. При таких обстоятельствах заявитель несет обязанность по расчету платы за коммунальную услугу в соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307, в том числе по проведению корректировки размера платы за отопление 1 раз в год.
Между тем, соответствующую корректировку общество за 2013 и 2014 г. не проводило.
В соответствии с п. 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (п. 6 Правил N 1034).
В силу п. 31 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Действующими в спорный период Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, определяющими допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, порядок его эксплуатации, предусматривалось, что узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях: несанкционированного вмешательства в его работу; нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; механического повреждения приборов и элементов узла учета; работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разделе 5; врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла у учета (п. 9.10 Правил).
Надлежащих доказательств, подтверждающих некорректное определение общедомовым прибором учета потребленного объема тепловой энергии, заявитель не представил.
Отсутствие акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии не входит в перечень случаев, на основании которых узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя.
Пункты 21 и 23 Правил N 307 не освобождают исполнителя услуг от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в случае:
- - неисправности прибора УКУТ в отдельные месяцы;
- - несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию;
- - непроведения работ по энергосбережению и т.д.
Следовательно, у ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" имеется возможность получить необходимые показания УКУТ.
В связи с тем, что заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что общедомовой прибор учета тепловой энергии работал некорректно, при этом управляющая организация обладала сведениями об объемах потребления тепловой энергии за указанные периоды, зафиксированных прибором учета, то и начисление платы за услугу отопление должно было производиться исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год, как это предусмотрено подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Доводы общества о неисправности общедомового прибора учета в проверяемый период рассмотрены и отклонены судом, так как общество не представило достаточных доказательств неисправности прибора. Кроме того, неисправность общедомового прибора учета не освобождает управляющую компанию от обязанности проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Должностным лицом, вынесшим оспариваемое предписание, установлен реальный срок для исполнения возложенной обязанности, предписание является исполнимым. Кроме того, письмом от 03.12.2015 срок исполнения предписания продлен до 14.03.2016. Ссылка апеллятора на то, что указание Департамента о проведении корректировки за 2014 год в определенный им срок не соответствует действующему законодательству, является несостоятельной.
Исходя из положения требования Правил о корректировке следует, что по окончании календарного года у управляющей компании имеются все необходимые данные (итоговые показания) для производства корректировки и правовые основания для проведения указанной корректировки по итогам года для целей расчета с потребителем (и с ресурсоснабжающей организацией в том числе) исходя из показаний общедомового прибора учета. При наличии совокупности данных условий исполнителем коммунальных услуг подлежит исполнению обязанность по корректировке платы за отопление.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого ЗАО "УЖК "Урал-СТ" предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции оставляет судебный акт без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы общества.
Поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 1500 руб., с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2015 года по делу N А60-35272/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2016 N 17АП-17848/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-35272/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2016 г. N 17АП-17848/2015-АК
Дело N А60-35272/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погореловой Д.М.,
при участии:
- от заявителя - закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839): не явились;
- от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2015 года
по делу N А60-35272/2015,
принятое судьей Мартемьяновым В.Б.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ныне - Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области) N 29-11-03-80 от 18.05.2015.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2015 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что для проведения корректировки платы за отопление необходимо бесперебойное функционирование прибора учета в течение 12 месяцев. В ходе проверки общество представило Департаменту документы, свидетельствующие о том, что прибор учета не все 12 месяцев работал бесперебойно и не был допущен к расчету ресурсоснабжающей организацией. У общества отсутствовала как возможность, так и обязанность проведения корректировки в связи с отсутствием необходимых данных для применения положений Постановления Правительства N 307. Общество вправе провести корректировку за 2014 год до конца 2015 года. Указание Департамента о проведении корректировки за 2014 год в определенный им срок не соответствует действующему законодательству.
Департамент жилищного и строительного надзора Свердловской области в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Департаментом (ранее - Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области) на основании приказа от 20.04.2015 N 29-11-01-102 и на основании поступившего обращения в период с 07.05.2015 по 18.05.2015 проведена внеплановая документарная проверка заявителя, осуществляющего управление, эксплуатацию, содержание, ремонт жилого дома и предоставление потребителям коммунальных услуг по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 67.
В ходе проверки установлено, что обществом начисление размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 г. производилось в порядке, предусмотренном подп. "а" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и формулой 1 (подп. 1 п. 1) приложения N 2 к данным Правилам, исходя из норматива потребления, утвержденного постановлением Главы г. Екатеринбурга от 23.12.2005 N 1276 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в городе Екатеринбурге"; за 2014 г. - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление (за январь - май 2014 г.), исходя из норматива потребления на отопление (за октябрь - декабрь 2014 г.).
При этом управлением сделан вывод о непроведении обществом корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2013 г. и 2014 г.
По результатам проверки составлен акт проверки от 18.05.2015 N 29-11-02-89.
Управлением обществу выдано предписание от 18.05.2015 N 29-11-03-80, согласно которому общество в срок до 20.07.2015 должно провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 г. собственникам (нанимателям) многоквартирного дома N 67 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге (п. 1 предписания); в срок до 01.01.2016 должно провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2014 г. собственникам (нанимателям) многоквартирного дома N 67 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге (п. 2 предписания); в срок с 01.11.2015 и постоянно должно обеспечить начисление платы за коммунальную услугу "отопление" в соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307 собственникам (нанимателям) многоквартирного дома N 67 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге (п. 3 предписания).
Не согласившись с выданным предписанием, ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области, которым выдано оспариваемое предписание (ныне - Департамент жилищного и строительного надзора Свердловской области) является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим в силу ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор на территории Свердловской области, в том числе за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг N 354.
В пределах предоставленной компетенции Управление (Департамент) осуществляет на территории Свердловской области контроль (надзор), в том числе за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг.
Управлению (Департаменту) для реализации имеющихся полномочий предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
P{\sub o.i = S{\sub i x V{\sub t x T{\sub T, (7)
- где: S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Вместе с тем п. 19 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п.п. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
P{\sub o.i = S{\sub i x N{\sub t x T{\sub T, (1)
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N{\sub t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);
- В соответствии с Правилами N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год исходя из нормативов потребления тепловой энергии и тарифов на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений.
При отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из тарифа на тепловую энергию, норматива потребления и общей площади жилого помещения, в соответствии с п.п. 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Согласно п. 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. Уральская 67 г. Екатеринбурга.
В указанном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. При таких обстоятельствах заявитель несет обязанность по расчету платы за коммунальную услугу в соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307, в том числе по проведению корректировки размера платы за отопление 1 раз в год.
Между тем, соответствующую корректировку общество за 2013 и 2014 г. не проводило.
В соответствии с п. 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (п. 6 Правил N 1034).
В силу п. 31 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Действующими в спорный период Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, определяющими допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, порядок его эксплуатации, предусматривалось, что узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях: несанкционированного вмешательства в его работу; нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; механического повреждения приборов и элементов узла учета; работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разделе 5; врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла у учета (п. 9.10 Правил).
Надлежащих доказательств, подтверждающих некорректное определение общедомовым прибором учета потребленного объема тепловой энергии, заявитель не представил.
Отсутствие акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии не входит в перечень случаев, на основании которых узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя.
Пункты 21 и 23 Правил N 307 не освобождают исполнителя услуг от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в случае:
- - неисправности прибора УКУТ в отдельные месяцы;
- - несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию;
- - непроведения работ по энергосбережению и т.д.
Следовательно, у ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" имеется возможность получить необходимые показания УКУТ.
В связи с тем, что заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что общедомовой прибор учета тепловой энергии работал некорректно, при этом управляющая организация обладала сведениями об объемах потребления тепловой энергии за указанные периоды, зафиксированных прибором учета, то и начисление платы за услугу отопление должно было производиться исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год, как это предусмотрено подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Доводы общества о неисправности общедомового прибора учета в проверяемый период рассмотрены и отклонены судом, так как общество не представило достаточных доказательств неисправности прибора. Кроме того, неисправность общедомового прибора учета не освобождает управляющую компанию от обязанности проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Должностным лицом, вынесшим оспариваемое предписание, установлен реальный срок для исполнения возложенной обязанности, предписание является исполнимым. Кроме того, письмом от 03.12.2015 срок исполнения предписания продлен до 14.03.2016. Ссылка апеллятора на то, что указание Департамента о проведении корректировки за 2014 год в определенный им срок не соответствует действующему законодательству, является несостоятельной.
Исходя из положения требования Правил о корректировке следует, что по окончании календарного года у управляющей компании имеются все необходимые данные (итоговые показания) для производства корректировки и правовые основания для проведения указанной корректировки по итогам года для целей расчета с потребителем (и с ресурсоснабжающей организацией в том числе) исходя из показаний общедомового прибора учета. При наличии совокупности данных условий исполнителем коммунальных услуг подлежит исполнению обязанность по корректировке платы за отопление.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого ЗАО "УЖК "Урал-СТ" предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции оставляет судебный акт без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы общества.
Поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 1500 руб., с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2015 года по делу N А60-35272/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)