Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2017 N 07АП-6517/17 ПО ДЕЛУ N А27-5424/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2017 г. N 07АП-6517/17

Дело N А27-5424/2017

06.09.2017 г. текст постановления изготовлен в полном объеме
30.08.2017 г. объявлена резолютивная часть постановления суда
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: М.А. Фертикова,
судей: Е.Г. Шатохиной, Ю.И. Павловой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Г. Захаренко,
без использования средств аудиозаписи,
- без участия представителей лиц, участвующих в деле (надлежаще извещены);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Мысковский городской округ" в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа" (рег. N 07АП-6517/17) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июня 2017 г. по делу N А27-5424/2017 (судья Е.В. Исаенко)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб", г. Кемерово (ОГРН 1124205004197, ИНН 4205239830)
к муниципальному образованию "Мысковский городской округ" в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа", г. Мыски (ОГРН 1144214000589, ИНН 4214036481)
о взыскании 757 516,41 рублей
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Теблоснаб" (истец, общество, ООО "Теплоснаб") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к муниципальному образованию "Мысковский городской округ" в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа" (ответчик) о взыскании 757 516,41 рублей в возмещение потерь, вызванных межтарифной разницей за период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.06.2017 г. (резолютивная часть объявлена 06.06.2017 г.) исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своих доводов указывает на то, что в нарушение п. 2 ч. 4 ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части обжалуемого решении не указаны мотивы, по которым суд отклонил приведенные в дополнениях к отзыву доводы ответчика. Судом не выяснено кто и как (каким образом) установил общедомовые (коллективные) приборы в многоквартирных домах, по которым осуществлена корректировка. Каковы технические характеристики этих приборов и могли ли эти приборы быть настроены таким образом, чтобы не превышать нормативов потребления тепловой энергии, установленных для населения. Кто осуществлял в спорный период регулировку подачи тепловой энергии.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец в порядке ст. 262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в которых с доводами и требованиями ее подателя не согласился, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, стороны своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили. На основании п. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области от 09.06.2017 г. апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20.06.2012 N 144, ООО "Теплоснаб" является энергоснабжающей организацией, включено в реестр энергоснабжающих организаций Кемеровской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.
ООО "Теплоснаб" предоставляет услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам многоквартирных домов Центральной части города Мыски Кемеровской области.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.12.2013 N 537 с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей ООО "Теплоснаб", оплачивающих производство и передачу горячей воды - 126,21 руб./м3 (без НДС), с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. - 131.51 руб./м3 (без НДС).
Постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.12.2013 г. N 536 с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "Теплоснаб" - 2 262,38 руб./м3 (без НДС), с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 2 350,61 руб./м3 (без НДС).
Между ООО "Теплоснаб" и ООО "Управляющая компания "Центр" 25.04.2014 заключен договор теплоснабжения N 1 (далее - договор). Согласно которого, ООО "Теплоснаб" осуществило поставку тепловой энергии и теплоносителя, а также иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения тепловой энергии ООО "Управляющая компания "Центр" (исполнителя), а исполнитель принял тепловую энергию для населения на нужды отопления и горячего водоснабжения, поскольку является представителем интересов собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах Центральной части г. Мыски, которым оказываются услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 5.1. договора, расчет количества потребляемой исполнителем тепловой энергии определяется по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, установленным на тепловом вводе исполнителя, а также согласно п. 21 (б) Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за услугу отопления корректируется 1 раз в год.
Корректировка размера платы за услугу отопления за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 в количестве 1 333.565 Гкал произведена в сумме 3 447 373,90 руб. Поскольку ООО "УК "Центр" добровольно не уплатило указанную, ООО "Теплоснаб" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.11.2016 по делу N А27-13122/2016 исковые требования ООО "Теплоснаб" удовлетворены частично, с ООО "УК "Центр" в пользу ООО "Теплоснаб" взыскано 2 340 647, 65 руб. В остальной части исковых требований отказано, поскольку, объем обязательств управляющей компании за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы не может быть больше объема обязательств граждан по их оплате, как если бы между ресурсоснабжающей организацией и потребителями были бы заключены прямые договоры.
За период с 01.01.2014 по 31.12.2014 расчет стоимости тепловой энергии, потребленной многоквартирными домами для бытовых нужд населения в целях отопления и горячего водоснабжения, в рамках заключенного договора теплоснабжения N 1 от 25.04.2014 г., производился согласно размеру платы, установленному Решениями Совета народных депутатов Мысковского городского округа N 4-н от 26.09.2013 г.. N 33-н от 17.12.2013 г., N 8-н от 20.02.2014, N 28-н от 24.06.2014, N 38-н от 24.06.2014, N 58-н от 23.10.2014, N 75-н от 16.12.2014 "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги с установленным предельным индексом". Размер платы гражданам за коммунальные услуги (теплоснабжение) установлен в размере 26.10 руб./кв. м.
Таким образом, межтарифная разница между тарифом для населения, который установлен Решениями Совета народных депутатов Мысковского городского округа N 4-н от 26.09.2013 N 28-н от 24.06,2014 и тарифом, который установлен Постановлениями РЭК Кемеровской области N 536 (с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 2 262,38 руб./м3 (без НДС), с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 2 350,61 руб./м3 (без НДС) по фактическому потреблению тепловой энергии за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 составляет 757 516,41 руб.
В соответствии с Постановлением Администрации Мысковского Городского округа от 20.06.2014 N 1263-нп "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом" между Комитетом жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, строительства и благоустройства Мысковского городского округа (Комитет ЖКХ) и обществом с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" (получатель субсидии) 30.09.2014 заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Мысковского Городского округа за 2014 год.
Согласно п. 2.5. соглашения (в редакции протокола согласования разногласий от 16.10.2014) Администрация Мысковского городского округа является гарантом предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом по услугам теплоснабжения.
Согласно п. 8.7. соглашения (в редакции протокола согласования разногласий от 16.10.2014) главный распорядитель бюджетных средств (Комитет ЖКХ), предоставляющий субсидии, и орган муниципального финансового контроля осуществляют проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления. В случае смены в текущем финансовом году Главного распорядителя бюджетных средств (Комитета ЖКХ), предоставляющего субсидии, обязанность по предоставлению субсидии из бюджета Мысковского городского округа, а также задолженность по субсидии, сложившаяся на момент смены Главного распорядителя бюджетных средств, переходит к Администрации Мысковского городского округа.
Согласно п. 2.4.2. соглашения, получатель субсидий обязан производить начисления населению, а также производить корректировки начислений за коммунальные услуги в строгом соответствии с требованиями положений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах".
Согласно п. 2.4.3. соглашения, получатель субсидий обязан предоставлять МКУ "УЖКХ" всю необходимую для перечисления субсидий документацию и отчетную документацию в порядке и сроки, предусмотренные Порядком предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом по услугам теплоснабжения (приложение N 1 к Постановлению Администрации МГО от 20.06.2014 г. N 1263-н).
20.10.2014 Главой Мысковского городского округа (Постановление N 2456-П от 20 октября 2014) было принято решение о реорганизации "Комитета ЖКХ" в форме присоединения к Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа" (МКУ "УЖКХ"), таким образом главным распорядителем бюджетных средств является МКУ "УЖКХ".
В целях возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей из-за поставки тепловой энергии для населения по более низкому тарифу в адрес МКУ "УЖКХ" 13.12.2016 сопроводительным письмом N 03-1341 были направлены необходимые документы по фактическому потреблению тепловой энергии населением по МКД по общедомовым приборам учета (ОДПУ) за 2014 год.
30.12.2016 в адрес МКУ "УЖКХ" направлена претензия N 03-1434 о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей за 2014 год в размере 757 516,41 руб.
Возникновение у общества выпадающих доходов вследствие межтарифной разницы и отсутствие возмещения явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции принял по существу законное и обоснованное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 18 части 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 53 Закона N 131-ФЗ).
Из представленных материалов дела следует, что Решениями Совета народных депутатов Мысковского городского округа N 4-н от 26.09.2013 г.. N 33-н от 17.12.2013 г., N 8-н от 20.02.2014, N 28-н от 24.06.2014, N 38-н от 24.06.2014, N 58-н от 23.10.2014, N 75-н от 16.12.2014 "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги с установленным предельным индексом". Размер платы гражданам за коммунальные услуги (теплоснабжение) установлен в размере 26.10 руб./кв. м.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. (п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей").
Поскольку тариф реализации услуг населению был установлен ниже экономически обоснованного, суд первой инстанции, верно пришел к выводу, что у истца возникли потери в виде межтарифной разницы, которые должны быть возмещены соответствующим муниципальным образованием.
Руководствуясь положениями статей 15, 16.1, 125, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 78, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обоснованно исходил из того, что 757 516,41 рублей возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 подлежат взысканию за счет казны муниципального образования.
Аналогичная оценка правоотношений подтверждается судебной практикой, в частности, Постановлением АС ЗСО от 16.12.2016 г. по Делу N А27-1303/2016.
Доводы о неверной оценке обстоятельств отклоняются, как необоснованные и противоречащие представленным доказательствам.
Оценка доказательств по настоящему спору произведена арбитражным судом области в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ.
При принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июня 2017 г. по делу N А27-5424/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий
М.А.ФЕРТИКОВ
Судьи
Е.Г.ШАТОХИНА
Ю.И.ПАВЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)