Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от муниципального унитарного предприятия города Коряжмы Архангельской области "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" Скачковой О.А. по доверенности от 01.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Коряжмы Архангельской области "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 июня 2016 года по делу N А05-1067/2016 (судья Болотов Б.В.),
муниципальное унитарное предприятие города Коряжмы Архангельской области "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1022901141702, ИНН 2905001195; место нахождения: 165650, Архангельская область, город Коряжма, улица им. М.Х. Сафьяна, дом 18; далее - МУП "ПУ ЖКХ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 21.01.2016 N ОК-02/07-06/02.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Паламодов Алексей Николаевич (место жительства: 165651, Архангельская область, город Коряжма), Фомина Нина Александровна (место жительства: 165651, Архангельская область, город Коряжма).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 июня 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе с учетом ее дополнения просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что оспариваемым предписанием ему вменено в обязанность произвести перерасчет платы за отопление, в то время как им правомерно начислялась плата за тепловую энергию в полотенцесушителях в ванных комнатах при отсутствии отопительного сезона, расчет платы сделан с учетом ранее данных инспекцией разъяснений, заявитель не может нести административную ответственность в связи с тем, что нарушения им не допущены, при административном расследовании не исследованы доказательства и доводы предприятия, в том числе по разграничению ответственности, ответчик не ознакомился с технической документацией и документами, касающимися обслуживания того или иного здания с учетом утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Коряжма" от 15.08.2005 N 840 норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению. Полагает, что в действиях предприятия отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель предприятия в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
Инспекция в отзыве доводы жалобы отклонила, считает решение суда законным и обоснованным.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Инспекция и третьи лица извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя предприятия, исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, предприятие является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению дома N 27 по улице Кирова в городе Коряжме Архангельской области.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.12.2014 N 71-т/50 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую МУП "ПУ ЖКХ" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Коряжма", с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения)" (далее - постановление об установлении тарифа N 71-т/50) установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, поставляемую предприятием потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Коряжма", с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Дом N 27 по улице Кирова в городе Коряжме Архангельской области оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, квартиры N 51 и N 78 указанного дома оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды.
В связи с обращениями третьих лиц, на основании распоряжения от 17.12.2015 N ОК-02/01-15/4318 в период с 17.12.2015 по 21.01.2016 инспекция провела внеплановую документарную проверку правомерности определения предприятием размера платы за горячее водоснабжение по квартирам N 51 и 78 дома N 27 по улице Кирова в городе Коряжме Архангельской области.
В ходе указанной проверки инспекция установила и зафиксировала в акте проверки от 21.01.2016 N ОК-02/07-01/25, что в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), по квартире N 51 за август 2015 года за услугу горячее водоснабжение предприятие должно было выставить плату в размере 24 руб. 34 коп. (за компонент на холодную воду) и 233 руб. 63 коп. (за компонент на тепловую энергию), однако фактически выставило 24 руб. 34 коп. (за компонент на холодную воду) и 625 руб. 87 коп. (за компонент на тепловую энергию), а также в квитанции за сентябрь 2015 года предъявило к оплате 05 руб. 69 коп. в качестве перерасчета, не указав ни период, ни его основания.
Также в акте отражено, что аналогичным образом по квартире N 78 предприятие за август 2015 года за услугу горячее водоснабжение должно было выставить плату в размере 31 руб. 11 коп. (за компонент на холодную воду) и 298 руб. 68 коп. (за компонент на тепловую энергию), однако фактически выставило 31 руб. 11 коп. (за компонент на холодную воду) и 800 руб. 13 коп. (за компонент на тепловую энергию), а также в квитанции за сентябрь 2015 года предъявило к оплате 04 руб. 27 коп. в качестве перерасчета, не указав ни период, ни его основания.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для направления инспекцией в адрес предприятия предписания об устранении выявленных нарушений от 21.01.2016 N ОК-02/07-06/02, в котором заявителю предписано в срок до 20.05.2016 произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за август и сентябрь 2015 года потребителям, проживающим в доме N 27 по улице Кирова в городе Коряжме Архангельской области, в следующем размере:
- - потребителю, проживающему в квартире N 51, на сумму 397 руб. 93 коп.;
- - потребителю, проживающему в квартире N 78, на сумму 505 руб. 72 коп.
Не согласившись с вынесенным предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований предприятия, посчитав оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения 2 к данным Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Согласно вышеназванной формуле, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется следующим образом:
Pi = Vпi x Тхв + Qпi x Тт/э, где:
Vпi - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
- в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
- в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
- Тхв - компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
- Qпi - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- Тт/э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Норматив потребления коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, оказываемых населению муниципального образования "Город Коряжма", утвержден постановлением администрации муниципального образования "Город Коряжма" от 15.08.2005 N 840 (с учетом полномочий органов местного самоуправления, определенных в части 1 статьи 157 ЖК РФ в редакции, действовавшей по состоянию на 15.08.2005) и составляет 0,071 Гкал на 1 куб. м воды.
В августе 2015 года расход воды по квартире N 51 составил 3,7849 куб. м (расчет заявителя в соответствии с пунктами 46 и 47 Правил N 354, представленный в инспекцию и последней не оспариваемый).
В августе 2015 года расход воды по квартире N 78 составил 4,8387 куб. м (расчет заявителя в соответствии с пунктами 46 и 47 Правил N 354, представленный в инспекцию и последней не оспариваемый).
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области об установлении тарифа N 71-т/50 тариф на горячую воду для населения установлен в размере 06 руб. 43 коп. (компонент на теплоноситель за один куб. м) и 869 руб. 40 коп. (компонент на тепловую энергию за 1 Гкал).
- Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в квартире N 51 за август 2015 года составил 24 руб. 34 коп. (компонент на теплоноситель: 3,7849 x 6,43) и 233 руб. 63 коп. (компонент на тепловую энергию: 3,7849 x 0,071 x 869,40); размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в квартире N 78 за август 2015 года составил 31 руб. 11 коп. (компонент на теплоноситель: 4,8387 x 6,43) и 298 руб. 68 коп. (компонент на тепловую энергию: 4,8387 x 0,071 x 869,40);
- В квитанции за август 2015 года предприятие исчислило потребителю квартиры N 51 к оплате 24 руб. 34 коп. (компонент на теплоноситель) и 625 руб. 87 коп. (компонент на тепловую энергию); потребителю квартиры N 78 - 31 руб. 11 коп. (компонент на теплоноситель) и 800 руб. 13 коп. (компонент на тепловую энергию).
Таким образом, предписание инспекции в части, обязывающей предприятие произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за август 2015 года потребителю квартиры N 51 на сумму 392 руб. 24 коп. (625 руб. 87 коп. - 233 руб. 63 коп.), потребителю квартиры N 78 на сумму 501 руб. 45 коп. (800 руб. 13 коп. - 298 руб. 68 коп.) является правомерным.
В квитанции за сентябрь 2015 года предприятие потребителю квартиры N 51 отразило перерасчет в сумме 05 руб. 69 коп. (к оплате за компонент теплоноситель - 21 коп., к оплате за компонент тепловая энергия - 05 руб. 48 коп.).
В квитанции за сентябрь 2015 года предприятие потребителю квартиры N 78 отразило перерасчет в сумме 4 руб. 27 коп. (к оплате за компонент теплоноситель - 16 коп., к оплате за компонент тепловая энергия - 04 руб. 11 коп.).
В силу подпунктов "в", "г", "д", "е", "ж" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе отражаются:
- - указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
- - объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами N 354;
- - объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами N 354;
- - общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- - сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- иными основаниями, установленными в Правилах N 354.
В нарушение вышеназванных норм в квитанциях за сентябрь 2015 года не указано ни оснований перерасчета, ни периода, за который он осуществлен.
Каких-либо пояснений в данной части не представлено ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, предписание инспекции в части, обязывающей предприятие произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за сентябрь 2015 года потребителю квартиры N 51 на сумму 05 руб. 69 коп., потребителю квартиры N 78 на сумму 04 руб. 27 коп. также является правомерным, поскольку платежный документ в указанной части не соответствует требованиям пункта 69 Правил N 354.
При этом, как верно отмечено судом, инспекция не оспаривает право предприятия на проведение перерасчетов при наличии к тому оснований с соответствующем отражением в платежном документе информации, предусмотренной Правилами N 354.
Доводы предприятия о том, что оспариваемым предписанием ему вменена обязанность произвести перерасчет платы за отопление, в то время как им правомерно начислялась плата за тепловую энергию в полотенцесушителях в ванных комнатах при отсутствии отопительного сезона, обоснованно отклонены судом первой инстанции, так как оспариваемым ненормативным правовым актом в обязанность заявителю вменено произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение.
Поскольку оспариваемым предписанием к какому-либо виду ответственности предприятие не привлекалось, доводы предприятия об отсутствии оснований для привлечения его к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно отклонены судом первой инстанции как не имеющие отношения к предмету спора.
При этом данные ранее инспекцией разъяснения не являются основанием для удовлетворения требований предприятия, поскольку оспариваемое предписание соответствует положениям пунктов 42, 69 Правил N 354, формуле 23 приложения 2 к данным Правилам.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 июня 2016 года по делу N А05-1067/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Коряжмы Архангельской области "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2016 ПО ДЕЛУ N А05-1067/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2016 г. по делу N А05-1067/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от муниципального унитарного предприятия города Коряжмы Архангельской области "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" Скачковой О.А. по доверенности от 01.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Коряжмы Архангельской области "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 июня 2016 года по делу N А05-1067/2016 (судья Болотов Б.В.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие города Коряжмы Архангельской области "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1022901141702, ИНН 2905001195; место нахождения: 165650, Архангельская область, город Коряжма, улица им. М.Х. Сафьяна, дом 18; далее - МУП "ПУ ЖКХ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 21.01.2016 N ОК-02/07-06/02.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Паламодов Алексей Николаевич (место жительства: 165651, Архангельская область, город Коряжма), Фомина Нина Александровна (место жительства: 165651, Архангельская область, город Коряжма).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 июня 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе с учетом ее дополнения просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что оспариваемым предписанием ему вменено в обязанность произвести перерасчет платы за отопление, в то время как им правомерно начислялась плата за тепловую энергию в полотенцесушителях в ванных комнатах при отсутствии отопительного сезона, расчет платы сделан с учетом ранее данных инспекцией разъяснений, заявитель не может нести административную ответственность в связи с тем, что нарушения им не допущены, при административном расследовании не исследованы доказательства и доводы предприятия, в том числе по разграничению ответственности, ответчик не ознакомился с технической документацией и документами, касающимися обслуживания того или иного здания с учетом утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Коряжма" от 15.08.2005 N 840 норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению. Полагает, что в действиях предприятия отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель предприятия в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
Инспекция в отзыве доводы жалобы отклонила, считает решение суда законным и обоснованным.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Инспекция и третьи лица извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя предприятия, исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, предприятие является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению дома N 27 по улице Кирова в городе Коряжме Архангельской области.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.12.2014 N 71-т/50 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую МУП "ПУ ЖКХ" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Коряжма", с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения)" (далее - постановление об установлении тарифа N 71-т/50) установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, поставляемую предприятием потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Коряжма", с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Дом N 27 по улице Кирова в городе Коряжме Архангельской области оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, квартиры N 51 и N 78 указанного дома оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды.
В связи с обращениями третьих лиц, на основании распоряжения от 17.12.2015 N ОК-02/01-15/4318 в период с 17.12.2015 по 21.01.2016 инспекция провела внеплановую документарную проверку правомерности определения предприятием размера платы за горячее водоснабжение по квартирам N 51 и 78 дома N 27 по улице Кирова в городе Коряжме Архангельской области.
В ходе указанной проверки инспекция установила и зафиксировала в акте проверки от 21.01.2016 N ОК-02/07-01/25, что в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), по квартире N 51 за август 2015 года за услугу горячее водоснабжение предприятие должно было выставить плату в размере 24 руб. 34 коп. (за компонент на холодную воду) и 233 руб. 63 коп. (за компонент на тепловую энергию), однако фактически выставило 24 руб. 34 коп. (за компонент на холодную воду) и 625 руб. 87 коп. (за компонент на тепловую энергию), а также в квитанции за сентябрь 2015 года предъявило к оплате 05 руб. 69 коп. в качестве перерасчета, не указав ни период, ни его основания.
Также в акте отражено, что аналогичным образом по квартире N 78 предприятие за август 2015 года за услугу горячее водоснабжение должно было выставить плату в размере 31 руб. 11 коп. (за компонент на холодную воду) и 298 руб. 68 коп. (за компонент на тепловую энергию), однако фактически выставило 31 руб. 11 коп. (за компонент на холодную воду) и 800 руб. 13 коп. (за компонент на тепловую энергию), а также в квитанции за сентябрь 2015 года предъявило к оплате 04 руб. 27 коп. в качестве перерасчета, не указав ни период, ни его основания.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для направления инспекцией в адрес предприятия предписания об устранении выявленных нарушений от 21.01.2016 N ОК-02/07-06/02, в котором заявителю предписано в срок до 20.05.2016 произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за август и сентябрь 2015 года потребителям, проживающим в доме N 27 по улице Кирова в городе Коряжме Архангельской области, в следующем размере:
- - потребителю, проживающему в квартире N 51, на сумму 397 руб. 93 коп.;
- - потребителю, проживающему в квартире N 78, на сумму 505 руб. 72 коп.
Не согласившись с вынесенным предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований предприятия, посчитав оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения 2 к данным Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Согласно вышеназванной формуле, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется следующим образом:
Pi = Vпi x Тхв + Qпi x Тт/э, где:
Vпi - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
- в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
- в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
- Тхв - компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
- Qпi - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- Тт/э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Норматив потребления коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, оказываемых населению муниципального образования "Город Коряжма", утвержден постановлением администрации муниципального образования "Город Коряжма" от 15.08.2005 N 840 (с учетом полномочий органов местного самоуправления, определенных в части 1 статьи 157 ЖК РФ в редакции, действовавшей по состоянию на 15.08.2005) и составляет 0,071 Гкал на 1 куб. м воды.
В августе 2015 года расход воды по квартире N 51 составил 3,7849 куб. м (расчет заявителя в соответствии с пунктами 46 и 47 Правил N 354, представленный в инспекцию и последней не оспариваемый).
В августе 2015 года расход воды по квартире N 78 составил 4,8387 куб. м (расчет заявителя в соответствии с пунктами 46 и 47 Правил N 354, представленный в инспекцию и последней не оспариваемый).
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области об установлении тарифа N 71-т/50 тариф на горячую воду для населения установлен в размере 06 руб. 43 коп. (компонент на теплоноситель за один куб. м) и 869 руб. 40 коп. (компонент на тепловую энергию за 1 Гкал).
- Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в квартире N 51 за август 2015 года составил 24 руб. 34 коп. (компонент на теплоноситель: 3,7849 x 6,43) и 233 руб. 63 коп. (компонент на тепловую энергию: 3,7849 x 0,071 x 869,40); размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в квартире N 78 за август 2015 года составил 31 руб. 11 коп. (компонент на теплоноситель: 4,8387 x 6,43) и 298 руб. 68 коп. (компонент на тепловую энергию: 4,8387 x 0,071 x 869,40);
- В квитанции за август 2015 года предприятие исчислило потребителю квартиры N 51 к оплате 24 руб. 34 коп. (компонент на теплоноситель) и 625 руб. 87 коп. (компонент на тепловую энергию); потребителю квартиры N 78 - 31 руб. 11 коп. (компонент на теплоноситель) и 800 руб. 13 коп. (компонент на тепловую энергию).
Таким образом, предписание инспекции в части, обязывающей предприятие произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за август 2015 года потребителю квартиры N 51 на сумму 392 руб. 24 коп. (625 руб. 87 коп. - 233 руб. 63 коп.), потребителю квартиры N 78 на сумму 501 руб. 45 коп. (800 руб. 13 коп. - 298 руб. 68 коп.) является правомерным.
В квитанции за сентябрь 2015 года предприятие потребителю квартиры N 51 отразило перерасчет в сумме 05 руб. 69 коп. (к оплате за компонент теплоноситель - 21 коп., к оплате за компонент тепловая энергия - 05 руб. 48 коп.).
В квитанции за сентябрь 2015 года предприятие потребителю квартиры N 78 отразило перерасчет в сумме 4 руб. 27 коп. (к оплате за компонент теплоноситель - 16 коп., к оплате за компонент тепловая энергия - 04 руб. 11 коп.).
В силу подпунктов "в", "г", "д", "е", "ж" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе отражаются:
- - указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
- - объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами N 354;
- - объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами N 354;
- - общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- - сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- иными основаниями, установленными в Правилах N 354.
В нарушение вышеназванных норм в квитанциях за сентябрь 2015 года не указано ни оснований перерасчета, ни периода, за который он осуществлен.
Каких-либо пояснений в данной части не представлено ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, предписание инспекции в части, обязывающей предприятие произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за сентябрь 2015 года потребителю квартиры N 51 на сумму 05 руб. 69 коп., потребителю квартиры N 78 на сумму 04 руб. 27 коп. также является правомерным, поскольку платежный документ в указанной части не соответствует требованиям пункта 69 Правил N 354.
При этом, как верно отмечено судом, инспекция не оспаривает право предприятия на проведение перерасчетов при наличии к тому оснований с соответствующем отражением в платежном документе информации, предусмотренной Правилами N 354.
Доводы предприятия о том, что оспариваемым предписанием ему вменена обязанность произвести перерасчет платы за отопление, в то время как им правомерно начислялась плата за тепловую энергию в полотенцесушителях в ванных комнатах при отсутствии отопительного сезона, обоснованно отклонены судом первой инстанции, так как оспариваемым ненормативным правовым актом в обязанность заявителю вменено произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение.
Поскольку оспариваемым предписанием к какому-либо виду ответственности предприятие не привлекалось, доводы предприятия об отсутствии оснований для привлечения его к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно отклонены судом первой инстанции как не имеющие отношения к предмету спора.
При этом данные ранее инспекцией разъяснения не являются основанием для удовлетворения требований предприятия, поскольку оспариваемое предписание соответствует положениям пунктов 42, 69 Правил N 354, формуле 23 приложения 2 к данным Правилам.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 июня 2016 года по делу N А05-1067/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Коряжмы Архангельской области "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)