Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2017 N 17АП-19758/2016-АК ПО ДЕЛУ N А50-28510/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2017 г. N 17АП-19758/2016-АК

Дело N А50-28510/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Манакиной З.К.
при участии:
- от заявителя общество с ограниченной ответственностью "КД-ГАРАНТ" (ОГРН 1085905002424, ИНН 5905260195): Норваткина Н.И. по доверенности от 20.03.2017;
- от заинтересованного лица Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): Макарова О.А. по доверенности от 09.01.2017;
- от третьего лица ТСЖ "Чернышевского 15Б": Фоминых О.В. по доверенности от 25.05.2017;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "КД-ГАРАНТ"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 февраля 2017 года по делу N А50-28510/2016,
принятое судьей Вавиловой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КД-гарант"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
третье лицо: ТСЖ "Чернышевского 15Б",
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "КД-ГАРАНТ" (далее - заявитель, ООО "КД-ГАРАНТ") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - административный орган) от 10.11.2016 N 4488л.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "КД-ГАРАНТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе указывает, что на основании актов приема-передачи от 28.06.2016, от 04.07.2016 вся имеющаяся у ООО "КД-ГАРАНТ" документация в отношении спорного многоквартирного дома передана ТСЖ "Чернышевского 15Б"; полагает, что предписание является неисполнимым ввиду отсутствия перечня конкретной документации, не переданной по акту приема-передачи. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал данные доводы.
Заинтересованное лицо Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края и третье лицо ТСЖ "Чернышевского 15Б" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласны по основаниям, указанным в отзывах на апелляционную жалобу, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица и представитель третьего лица поддержали позицию, содержащуюся в отзывах на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в целях рассмотрения поступившего обращения (вх. от 15.09.2016 N СЭД-45-14.2-08-3925) на основании распоряжения от 14.10.2016 N 4488л Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что ООО "КД-ГАРАНТ" не передало техническую документацию на многоквартирный дом N 15б по ул. Чернышевского г. Перми в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (акт проверки от 10.11.2016 N 4488л).
По результатам проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края в адрес ООО "КД-ГАРАНТ" вынесено предписание от 10.11.2016 N 4488л, которым предписано в срок до 26.12.2016 передать техническую документацию на многоквартирный дом N 15б по ул. Чернышевского г. Перми и иные документы, связанные с управлением этим домом, ТСЖ "Чернышевского 15Б" в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, ООО "КД-ГАРАНТ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор. В рамках своей компетенции заинтересованное лицо осуществляет на территории Пермского края контроль (надзор), в том числе, за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг; имеет право в пределах своей компетенции выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 4.4. Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края).
Согласно ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное п. 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном п. 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подп. "б" п. 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).
В соответствии с п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства (на многоквартирные дома, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 1 июля 2007 года). Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В соответствии с п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
д(1)) списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Из материалов дела следует, что ООО "КД-ГАРАНТ" осуществляло управление многоквартирным домом N 15б по ул. Чернышевского г. Перми на основании договора управления многоквартирным домом от 15.01.2014.
Согласно протоколу от 22.05.2016 N 1 общего собрания собственников многоквартирного дома N 15б по ул. Чернышевского г. Перми (в форме очно-заочного голосования) собственниками помещений было принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом и создания ТСЖ "Чернышевского 15Б", которое зарегистрировано в качестве юридического лица 31.05.2016.
ТСЖ "Чернышевского 15Б" письмом исх. N 01-06/16-н от 06.06.2016 направило в адрес ООО "КД-ГАРАНТ" копию протокола N 1 общего собрания собственников многоквартирного дома N 15б по ул. Чернышевского г. Перми от 22.05.2016, протокол правления ТСЖ "Чернышевского 15Б" от 22.05.2016, свидетельство о государственной регистрации юридического лиц от 31.05.2016, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав ТСЖ "Чернышевского 15Б", утвержденного протоколом от 22.05.2016 N 1, лист записи регистрации ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ "Чернышевского 15Б", а также просило передать на данный многоквартирный дом всю техническую документацию и иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, включая документы по регистрационному учету граждан по месту пребывания и по месту жительства в срок не позднее 01.07.2016.
Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что ООО "КД-ГАРАНТ" передало ТСЖ "Чернышевского 15Б" по актам приема-передачи от 28.06.2016, от 04.07.2016 документацию, связанную с управлением многоквартирным домом, не в полном объеме.
Доводы заявителя о том, что на основании актов приема-передачи от 28.06.2016, от 04.07.2016 ТСЖ "Чернышевского 15Б" передана вся имеющаяся у ООО "КД-ГАРАНТ" документация в отношении многоквартирного дома, при этом у управляющей организации отсутствует обязанность по восстановлению какой-либо документации, связанной с управлением многоквартирным домом, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку ООО "КД-ГАРАНТ" ни в ходе проверки, ни при рассмотрении дела в арбитражном суде не представлено документов, свидетельствующих о том, что необходимая документация на спорный многоквартирный дом отсутствует у ООО "КД-ГАРАНТ" именно в связи с непередачей данной документации от застройщика или предыдущей управляющей организации (соответствующие акты о приеме-передачи документации не представлены).
Кроме того, из материалов дела следует, что не переданы документы, которые должны быть оформлены в период управления многоквартирным домом ООО "КД-ГАРАНТ" (в частности, оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций и иного оборудования; акты проверок готовности к отопительному периоду; документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, договоры об использовании общедомового имущества). Так, например, согласно представленных в материалы дела отчетов управляющей организации ООО "КД-ГАРАНТ" за 2013-2014 года доходы от аренды-Лифт Борт - 1974,15 руб.; расходы на содержание общего имущества по обслуживанию лифтов (с ООО Специализированное монтажно-наладочное предприятие "Краны и лифты") - 52489,48 руб., текущее содержание МОП и ТО инженерных сетей, уборка придомовой (с ООО "УК "Служба эксплуатации зданий" - 31 370,45 руб.; по отчету за 2014 год расходы по статьям "текущий ремонт общего имущества" составили 600 474,51 руб., при использовании общедомового имущества (размещение рекламы, оборудования ООО "РекламаМАМА", ООО "Телеком Менеджмент" и пр.) имеется задолженность в размере 105 450 руб.
Доводы ООО "КД-ГАРАНТ" о том, что предписание является неисполнимым ввиду отсутствия указания конкретной документации, не переданной по акту приема-передачи, обоснованно отклонены судом первой инстанции, при этом суд правильно указал, что обязанность передачи документации на многоквартирный дом и перечень этой документации установлен вышеназванными нормативными актами. Заявитель, ООО "КД-ГАРАНТ", являясь профессиональным участником на рынке обслуживания жилищного фонда, может и должен проанализировать перечень передаваемой документации на соответствие установленному законодательством перечню, и передать документацию, которая должна быть оформлена при управлении конкретным многоквартирным домом.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о том, что при смене способа управления многоквартирным домом ООО "КД-ГАРАНТ" не передало документацию на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением этим домом, в составе, предусмотренном Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
В связи с чем суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что основания для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого предписания недействительным, отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 февраля 2017 года по делу N А50-28510/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "КД-ГАРАНТ" (ОГРН 1085905002424, ИНН 5905260195) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 06.04.2017 N 526.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)