Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 11.11.2015 по делу N А34-1975/2015 (судья Григорьев А.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Соловьева Ю.В. (паспорт, доверенность N 12 от 21.12.2015);
- Государственной жилищной инспекции Курганской области - Ткаченко А.А. (удостоверение, доверенность N 7 от 02.07.2015);
- Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора (общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Волна"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "Курганская генерирующая компания") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания от 16.01.2015 N 0000063 об устранении нарушений законодательства, выданного Государственной жилищной инспекцией Курганской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ, инспекция, административный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Волна" (далее - третье лицо, ООО "УО "Волна").
Решением Арбитражного суда Курганской области от 11.11.2015 (резолютивная часть объявлена 03.11.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с таким решением, обжаловало его в апелляционном порядке, в жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что при наличии управляющей организации в качестве формы управления многоквартирным домом именно она является исполнителем коммунальных услуг собственникам/пользователям помещений в таком доме, и, следовательно, лицом, ответственным за качество коммунальных услуг в жилом доме.
Таким образом, по мнению общества, третье лицо обязано предоставлять коммунальные услуги собственникам/пользователям помещений надлежащего качества.
По мнению общества, ООО "УО "Волна" является организацией, обслуживающей многоквартирный дом N 60 по ул. Кирова, в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Спорный многоквартирный дом не был готов к отопительному периоду, поскольку актом N 550 от 28.02.2014 (далее - акт) зафиксировано, что управляющей организацией не в полном объеме выполнены мероприятия по подготовке системы отопления к отопительному сезону 2014-2015 гг. Как следует из акта, ООО "УО "Волна" не произвело ремонт, ревизию и проверку на прочность и плотность запорной арматуры; не установило запорную и регулирующую арматуру на всех стояках системы отопления, не произвело чистку фильтров и грязевиков после запорной арматуры и на обратном трубопроводе; отсутствует тепловая изоляция трубопроводов в подвальном помещении; не установлены балансировочные клапана и дроссельные диафрагмы.
ОАО "Курганская генерирующая компания" неоднократно в адрес ООО "УО "Волна" выдавало акты-предписания (N 07/01 от 14.01.2015, N 28/01 от 29.01.2015, N 43/02 от 16.02.2015) об отсутствии равномерного распределения теплоносителя по отдельным стоякам и возложении обязанности произвести равномерное распределение теплоносителя по стоякам. Факт неравномерного распределения теплоносителя по стоякам напрямую влияет на снижение температуры воздуха в конкретном жилом помещении.
Качество коммунальной услуги по отоплению напрямую зависит от готовности дома к отопительному периоду и проведения своевременных мер по содержанию общего имущества.
В соответствие с п. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация несет ответственность за содержание общего имущества многоквартирного дома и за предоставление коммунальных услуг.
Административный орган при вынесении предписания не выяснил, имеется ли вина обслуживающей организации в предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества (подготовлен ли дом к отопительному периоду, надлежащим ли образом содержится общее имущество, проводится ли постоянная регулировка системы отопления, имеется ли нарушение качества предоставления коммунальной услуги другим собственникам помещений в спорном доме), а также вина самого собственника по ненадлежащему содержанию своего имущества (ветхое состояние, не утепление оконных рам).
Рассматривая акт N 282 от 16.01.2015, составленный административным органом, апеллянт делает вывод о том, что ненормативная температура воздуха выявлена не во всей квартире N 56, а в одной конкретной комнате (угловой). Соответственно, в других комнатах данной квартиры услуга по отоплению предоставляется надлежащего качества, что приводит к выводу об отсутствии вины заявителя в некачественном предоставлении коммунальной услуги по отоплению и о ненадлежащем содержании общего имущества обслуживающей организацией.
Обращает внимание суда на то, что ресурс для нужд отопления и горячего водоснабжения подается в указанный жилой дом на основании гарантийного письма, согласно которому ООО "УО "Волна" несет ответственность перед третьими лицами за риск снижения качества тепловой энергии, за нарушение температурного режима в связи с неисполнением мероприятий по подготовке дома к отопительному периоду.
Руководствуясь вышеуказанными нормами, ОАО "Курганская генерирующая компания" обязана обеспечить поставку тепловой энергии до внешней стены дома N 60 по ул. Кирова.
Законодательно не установлена нормативная температура теплоносителя на вводе в дом, а закреплена лишь обязанность ресурсоснабжающей организации обеспечить температурный режим на выходе с источника тепловой энергии (ТЭЦ) в соответствии с температурным графиком. Данную обязанность общество исполняет надлежащим образом, что подтверждается выкопировкой из "Вахтенного журнала" за 14.01.2015.
Кроме того, судом не принято во внимание постановление мирового судьи судебного участка N 35 судебного района г. Кургана Курганской области от 08.05.2015 по делу N 5-300/2015, имеющееся в материалах дела, которым установлено отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения.
До начала судебного заседания от ГЖИ поступил отзыв на апелляционную жалобу заявителя, в котором инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. ГЖИ в отзыве указала, что оспариваемое предписание инспекции, в первую очередь, направлено на защиту прав и интересов потребителей коммунальных услуг - граждан, проживающих в спорном многоквартирном доме и оплачивающих коммунальные услуги на основании выставляемых обществом счетов на оплату услуг по отоплению. Соблюдение нормативного уровня и режима при обеспечении населения коммунальными ресурсами со стороны ресурсоснабжающей организации будет только способствовать формированию положительной деловой репутации ОАО "Курганская генерирующая компания", поскольку деловая репутация организации определяется деятельностью такой организации и сформировавшимся общественным мнением, в частности, потребителей коммунальных услуг.
Управляющая организация ООО "УО "Волна", в силу сложившихся договорных отношений с собственниками помещений в спорном доме и ресурсоснабжающей организацией, не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, в отношении нее не может быть выдано предписание, поскольку условиями договора управления многоквартирным домом предоставление коммунальных услуг не предусмотрено и договор управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией на приобретение коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг не заключался.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, отзыв на жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном Интернет-сайте; в судебное заседание представитель третьего лица не явился.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.12.2014 из Прокуратуры г. Кургана в инспекцию направлено обращение жителя многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Кирова в г. Кургане по вопросу нарушения прав в сфере теплоснабжения (т. 1 л.д. 87).
На основании названного поручения прокуратуры г. Кургана и обращения гражданина Государственной жилищной инспекцией по Курганской области установлено наличие факта совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и вынесено определение от 13.01.2015 N 34 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении заявителя (т. 1, л.д. 89).
На основании определения от 13.01.2015 N 34 о возбуждении дела об административном правонарушении в период с 13.01.2015 по 16.01.2015 проведена внеплановая проверка по жалобе гражданина в жилом доме, расположенном по адресу г. Курган, ул. Кирова, д. 60, по результатам которой составлен акт внепланового мероприятия по государственному контролю N 282 от 16.01.2015 (т. 1 л.д. 90).
В ходе проверки установлено, что в угловой комнате квартиры N 56 жилого дома температура воздуха составила от 18 град.С. при нормативной 22 град.С для углового помещения.
Заинтересованным лицом установлено, что параметры температуры сетевой воды (теплоносителя) на вводе в дом не соответствуют графику отпуска теплоносителя при усредненной температуре наружного воздуха -10 град.С. Так, на вводе в дом температура теплоносителя составила 64 град.С, в обратном трубопроводе 42 град.С. Согласно графику эти параметры должны быть 74,5 град. С и 50,8 град. С соответственно.
В связи с необеспечением заявителем надлежащей температуры теплоносителя на вводе в дом и в обратном трубопроводе температура воздуха в квартире N 56 не соответствует установленному нормативу.
По результатам контрольного мероприятия заявителю, как ресурсоснабжающей организации, выдано предписание N 0000063 от 16.01.2015 об устранении нарушений законодательства (л.д. 91), которым заявителю предписано в срок до 10.02.2015 обеспечить нормативную (не ниже 20 град.С, в угловых 22 град.С) температуру воздуха в угловой комнате квартиры N 56.
Заявитель, не согласившись с указанным предписанием инспекции от 16.01.2015 N 0000063, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным по указанным основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что требования предписания являются законными, обществом не доказано факта нарушения оспариваемым предписанием его прав и законных интересов.
Оценив в порядке ст. 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает данные выводы законными и обоснованными, не подлежащими переоценке, исходя из следующего:
Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, постановления и (или) действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу с п. 8.1 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Согласно п. 4 "Положения о государственном жилищном надзоре", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее - Положение N 493), государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
В силу п. 3 Положения N 493 государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Таким образом, при наличии заключенного собственниками жилья с управляющей организацией договора управления, соответствующего требованиям статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, между ООО "УО "Волна" и собственниками помещений в данном жилом доме заключен договор управления многоквартирным домом от 10.02.2010 (т. 1 л.д. 109-114), в соответствии с которым собственники поручают, а управляющая организация за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2.1 договора).
В договоре управления от 10.02.2010 перечень коммунальных услуг, оказываемых управляющей организацией, не определен. Судом установлено, что фактически коммунальные услуги по отоплению управляющей организацией жильцам дома не оказываются, плата за эти услуги управляющей организацией с жильцов дома не взимается.
В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу частей 15, 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесено отопление) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг в роли исполнителя может выступать как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги потребителям, подлежит определению в соответствии с пунктами 14 - 17 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Одновременно, на основании подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг в доме, в котором выбран способ управления, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 данных правил, например, не наступила дата начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, коммунальные услуги потребителям предоставляет ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения управляющая компания не может рассматриваться как исполнитель коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг (Правила N 354) предусматривают, что в отсутствие договора ресурсоснабжения коммунальные услуги предоставляет ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Правил N 354, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, в договоре ресурсоснабжения также предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно- технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно- технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Из указанных норм права следует, что при наличии договора на покупку коммунального ресурса (горячей воды, тепловой энергии, газа, электричества и т.п.), заключенного между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, последняя отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Управляющая организация несет ответственность за качество коммунального ресурса в пределах границ общего имущества в многоквартирном доме, путем обеспечения состояния общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества вне зависимости от указания перечня коммунальных услуг в договоре управления.
Как следует из материалов дела, 29.07.2008 заключен договор энергоснабжения N 4303 (т. 1 л.д. 19-24) между ОАО "Курганская генерирующая компания" и ООО "УО "Волна" (с учетом соглашения о замене стороны по договору от 01.10.2009), являющимся управляющей организацией в отношении общего имущества жилого дома N 60 по ул. Кирова, в г. Кургане.
По условиям указанного договора энергоснабжающая организация ОАО "Курганская генерирующая компания" подает абоненту - управляющей организации тепловую энергию в горячей воде на условиях, предусмотренных настоящим договором (п. 1.1, 1.3 договора N 4303).
При этом, данный договор предусматривает теплоснабжение жилого дома N 60 по ул. Кирова в г. Кургане.
Данный договор исполняется сторонами лишь в части поставок и оплаты услуг отопления и горячего водоснабжения нежилых помещений управляющей организации (счета на оплату в деле, т. 1 л.д. 115-120).
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о неурегулированности в установленном законом порядке договорных отношений между управляющей организацией ООО "УО "Волна" и жильцами дома в части оказания коммунальных услуг (перечень коммунальных услуг в договоре управления от 10.02.2010 отсутствует), а также о неурегулированности в установленном законом порядке договорных отношений между управляющей организацией ООО "УО "Волна" и ОАО "Курганская генерирующая компания" в части поставок коммунальных ресурсов для целей оказания управляющей организацией коммунальных услуг жильцам дома - собственникам квартир.
Исполнителем коммунальных услуг согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абз. 7 п. 2).
В соответствии с абз. 9 п. 2 раздела 1 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг, коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Коммунальные ресурсы, согласно Правилам N 354 предоставления коммунальных услуг, - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, а коммунальные услуги - деятельность по их подаче потребителям. Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с п. 4 Правил N 354 коммунальная услуга отопление представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с пунктом 15 Приложения N 1 к Правилам N 354 должна быть обеспечена нормативная температуры воздуха в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (в том числе, в Курганской области) (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
В силу подпункта "в" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются, в том числе, в договорах отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Из указанных норм права следует, что качество коммунальной услуги - отопление характеризуется температурой воздуха в жилых помещениях, которая в угловых комнатах должна быть не ниже +22 °C. При этом, подаваемая в дом тепловая энергия должна обеспечивать поддержание этой температуры воздуха в жилых помещениях (квартирах, комнатах).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, в случае, когда потребитель пользуется услугами, оказываемыми обязанной стороной (в том числе услугами отопления), однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Из материалов дела следует и заявителем по существу не оспаривается, что ОАО "Курганская генерирующая компания" является ресурсоснабжающей организацией, фактически поставляющей жильцам дома N 60 по ул. Кирова в г. Кургане коммунальный ресурс - тепловую энергию.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 18.12.2014 N 50-127 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей ОАО "Курганская генерирующая компания" в г. Кургане на 2015 г. с календарной разбивкой, в том числе по категории "население".
На основании информационных листов для оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг на территории г. Кургана, форма которых утверждена постановлением Администрации г. Кургана от 29.04.2011 N 3110, установлено, что заявителем в спорный период предъявлялась к оплате жильцам дома N 60 по ул. Кирова г. Кургане стоимость коммунального ресурса - отопления, рассчитанная по тарифам, утвержденным Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области. Данная оплата производилась потребителями (жильцами дома) на счет ОАО "Курганская генерирующая компания". Таким образом, оплата за оказанные коммунальные услуги осуществляется гражданами потребителями (жильцами дома) непосредственно на счет ОАО "Курганская генерирующая компания".
В этой связи, с учетом приведенных выше нормативных положений, заявитель по отношению к собственникам помещений рассматриваемого многоквартирного дома является исполнителем коммунальной услуги, несущим ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса до внешней границы внутридомовых сетей электроснабжения. Изложенные в апелляционной жалобе возражения заявителя в этой части подлежат отклонению, как не основанные на законе и противоречащие установленным материалами дела фактическим обстоятельствам.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В соответствии с пунктом 15 Приложения N 1 к Правилам N 354 необходимо обеспечение соответствия температуры воздуха в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (в том числе, в Курганской области) (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C).
Так, в акте от 16.01.2015 по государственному контролю указано, что температура теплоносителя именно на подаче в дом составила 64 град., что ниже утвержденного температурного графика - 74,5 град. Таким образом, в данном случае подготовка (либо отсутствие таковой) дома к отопительному сезону не могла повлиять на температуру теплоносителя на вводе в дом.
При этом, в угловой комнате квартиры N 56 жилого дома температура воздуха составила от 18 град.С. при нормативной 22 град.С для углового помещения.
Таким образом, факт нарушения указанных требований при оказании коммунальной услуги отопления собственникам помещений жилого дома N 60 по ул. Кирова в г. Кургане ввиду необеспечения нормативного уровня температуры воздуха, подтверждается материалами проверки.
Согласно п. 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
В силу п. 6.2.1. Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (далее - Правила), который является обязательным для организаций, осуществляющих эксплуатацию тепловых энергоустановок., при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Кроме того, в соответствии с п. 9.2.1. Правил, отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения, должно быть в пределах +-3% от установленного температурного графика. Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%.
Соблюдение необходимых параметров теплоносителя, в том числе температуры и давления, в первую очередь, направлено на нужды отопления с целью обогрева помещений в многоквартирном и жилом домах, т. е. соблюдения надлежащего температурного режима.
Тепловая энергия, является коммунальным ресурсом, используемым для предоставления коммунальных услуг. Т.е. нормативный режим и уровень обеспечения населения коммунальной услугой, в первую очередь, должен быть обеспечен ОАО "Курганская генерирующая компания", осуществляющим деятельность по производству и поставке услуги по теплоснабжению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что именно ресурсоснабжающая организация в рассматриваемой ситуации несет ответственность за качество коммунального ресурса (отопления) в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, в связи с чем предписание обоснованно адресовано именно ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, на основании приведенных выше норм, а также п. 12, 15, подп. 5 п. 31 "Положения о государственной жилищной инспекции Курганской области", утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 N 219, в редакции постановления Правительства Курганской области от 26.08.2013 N 402, с учетом того обстоятельства, что контрольные мероприятия проводились в отношении порядка оказания коммунальных услуг гражданам жилого дома, суд пришел к верному выводу о том, что у ГЖИ имелись полномочия по выдаче оспариваемого предписания.
Довод апеллянта о том, что многоквартирный жилой дом N 60 по ул. Кирова не был готов к отопительному сезону, отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Ссылка подателя жалобы на приобщенные судебные акты не может быть принята во внимание, поскольку какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, фактические обстоятельства которых отличаются от фактических обстоятельств настоящего дела.
Соблюдение необходимых параметров теплоносителя, в том числе температуры и давления, в первую очередь, направлено на нужды отопления с целью обогрева помещений в многоквартирном и жилом домах, т. е. соблюдения надлежащего температурного режима.
Доводы жалобы подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 11.11.2015 по делу N А34-1975/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.А.МАЛЫШЕВА
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
А.П.СКОБЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2016 N 18АП-16005/2015 ПО ДЕЛУ N А34-1975/2015
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2016 г. N 18АП-16005/2015
Дело N А34-1975/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 11.11.2015 по делу N А34-1975/2015 (судья Григорьев А.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Соловьева Ю.В. (паспорт, доверенность N 12 от 21.12.2015);
- Государственной жилищной инспекции Курганской области - Ткаченко А.А. (удостоверение, доверенность N 7 от 02.07.2015);
- Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора (общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Волна"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "Курганская генерирующая компания") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания от 16.01.2015 N 0000063 об устранении нарушений законодательства, выданного Государственной жилищной инспекцией Курганской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ, инспекция, административный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Волна" (далее - третье лицо, ООО "УО "Волна").
Решением Арбитражного суда Курганской области от 11.11.2015 (резолютивная часть объявлена 03.11.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с таким решением, обжаловало его в апелляционном порядке, в жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что при наличии управляющей организации в качестве формы управления многоквартирным домом именно она является исполнителем коммунальных услуг собственникам/пользователям помещений в таком доме, и, следовательно, лицом, ответственным за качество коммунальных услуг в жилом доме.
Таким образом, по мнению общества, третье лицо обязано предоставлять коммунальные услуги собственникам/пользователям помещений надлежащего качества.
По мнению общества, ООО "УО "Волна" является организацией, обслуживающей многоквартирный дом N 60 по ул. Кирова, в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Спорный многоквартирный дом не был готов к отопительному периоду, поскольку актом N 550 от 28.02.2014 (далее - акт) зафиксировано, что управляющей организацией не в полном объеме выполнены мероприятия по подготовке системы отопления к отопительному сезону 2014-2015 гг. Как следует из акта, ООО "УО "Волна" не произвело ремонт, ревизию и проверку на прочность и плотность запорной арматуры; не установило запорную и регулирующую арматуру на всех стояках системы отопления, не произвело чистку фильтров и грязевиков после запорной арматуры и на обратном трубопроводе; отсутствует тепловая изоляция трубопроводов в подвальном помещении; не установлены балансировочные клапана и дроссельные диафрагмы.
ОАО "Курганская генерирующая компания" неоднократно в адрес ООО "УО "Волна" выдавало акты-предписания (N 07/01 от 14.01.2015, N 28/01 от 29.01.2015, N 43/02 от 16.02.2015) об отсутствии равномерного распределения теплоносителя по отдельным стоякам и возложении обязанности произвести равномерное распределение теплоносителя по стоякам. Факт неравномерного распределения теплоносителя по стоякам напрямую влияет на снижение температуры воздуха в конкретном жилом помещении.
Качество коммунальной услуги по отоплению напрямую зависит от готовности дома к отопительному периоду и проведения своевременных мер по содержанию общего имущества.
В соответствие с п. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация несет ответственность за содержание общего имущества многоквартирного дома и за предоставление коммунальных услуг.
Административный орган при вынесении предписания не выяснил, имеется ли вина обслуживающей организации в предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества (подготовлен ли дом к отопительному периоду, надлежащим ли образом содержится общее имущество, проводится ли постоянная регулировка системы отопления, имеется ли нарушение качества предоставления коммунальной услуги другим собственникам помещений в спорном доме), а также вина самого собственника по ненадлежащему содержанию своего имущества (ветхое состояние, не утепление оконных рам).
Рассматривая акт N 282 от 16.01.2015, составленный административным органом, апеллянт делает вывод о том, что ненормативная температура воздуха выявлена не во всей квартире N 56, а в одной конкретной комнате (угловой). Соответственно, в других комнатах данной квартиры услуга по отоплению предоставляется надлежащего качества, что приводит к выводу об отсутствии вины заявителя в некачественном предоставлении коммунальной услуги по отоплению и о ненадлежащем содержании общего имущества обслуживающей организацией.
Обращает внимание суда на то, что ресурс для нужд отопления и горячего водоснабжения подается в указанный жилой дом на основании гарантийного письма, согласно которому ООО "УО "Волна" несет ответственность перед третьими лицами за риск снижения качества тепловой энергии, за нарушение температурного режима в связи с неисполнением мероприятий по подготовке дома к отопительному периоду.
Руководствуясь вышеуказанными нормами, ОАО "Курганская генерирующая компания" обязана обеспечить поставку тепловой энергии до внешней стены дома N 60 по ул. Кирова.
Законодательно не установлена нормативная температура теплоносителя на вводе в дом, а закреплена лишь обязанность ресурсоснабжающей организации обеспечить температурный режим на выходе с источника тепловой энергии (ТЭЦ) в соответствии с температурным графиком. Данную обязанность общество исполняет надлежащим образом, что подтверждается выкопировкой из "Вахтенного журнала" за 14.01.2015.
Кроме того, судом не принято во внимание постановление мирового судьи судебного участка N 35 судебного района г. Кургана Курганской области от 08.05.2015 по делу N 5-300/2015, имеющееся в материалах дела, которым установлено отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения.
До начала судебного заседания от ГЖИ поступил отзыв на апелляционную жалобу заявителя, в котором инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. ГЖИ в отзыве указала, что оспариваемое предписание инспекции, в первую очередь, направлено на защиту прав и интересов потребителей коммунальных услуг - граждан, проживающих в спорном многоквартирном доме и оплачивающих коммунальные услуги на основании выставляемых обществом счетов на оплату услуг по отоплению. Соблюдение нормативного уровня и режима при обеспечении населения коммунальными ресурсами со стороны ресурсоснабжающей организации будет только способствовать формированию положительной деловой репутации ОАО "Курганская генерирующая компания", поскольку деловая репутация организации определяется деятельностью такой организации и сформировавшимся общественным мнением, в частности, потребителей коммунальных услуг.
Управляющая организация ООО "УО "Волна", в силу сложившихся договорных отношений с собственниками помещений в спорном доме и ресурсоснабжающей организацией, не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, в отношении нее не может быть выдано предписание, поскольку условиями договора управления многоквартирным домом предоставление коммунальных услуг не предусмотрено и договор управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией на приобретение коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг не заключался.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, отзыв на жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном Интернет-сайте; в судебное заседание представитель третьего лица не явился.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.12.2014 из Прокуратуры г. Кургана в инспекцию направлено обращение жителя многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Кирова в г. Кургане по вопросу нарушения прав в сфере теплоснабжения (т. 1 л.д. 87).
На основании названного поручения прокуратуры г. Кургана и обращения гражданина Государственной жилищной инспекцией по Курганской области установлено наличие факта совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и вынесено определение от 13.01.2015 N 34 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении заявителя (т. 1, л.д. 89).
На основании определения от 13.01.2015 N 34 о возбуждении дела об административном правонарушении в период с 13.01.2015 по 16.01.2015 проведена внеплановая проверка по жалобе гражданина в жилом доме, расположенном по адресу г. Курган, ул. Кирова, д. 60, по результатам которой составлен акт внепланового мероприятия по государственному контролю N 282 от 16.01.2015 (т. 1 л.д. 90).
В ходе проверки установлено, что в угловой комнате квартиры N 56 жилого дома температура воздуха составила от 18 град.С. при нормативной 22 град.С для углового помещения.
Заинтересованным лицом установлено, что параметры температуры сетевой воды (теплоносителя) на вводе в дом не соответствуют графику отпуска теплоносителя при усредненной температуре наружного воздуха -10 град.С. Так, на вводе в дом температура теплоносителя составила 64 град.С, в обратном трубопроводе 42 град.С. Согласно графику эти параметры должны быть 74,5 град. С и 50,8 град. С соответственно.
В связи с необеспечением заявителем надлежащей температуры теплоносителя на вводе в дом и в обратном трубопроводе температура воздуха в квартире N 56 не соответствует установленному нормативу.
По результатам контрольного мероприятия заявителю, как ресурсоснабжающей организации, выдано предписание N 0000063 от 16.01.2015 об устранении нарушений законодательства (л.д. 91), которым заявителю предписано в срок до 10.02.2015 обеспечить нормативную (не ниже 20 град.С, в угловых 22 град.С) температуру воздуха в угловой комнате квартиры N 56.
Заявитель, не согласившись с указанным предписанием инспекции от 16.01.2015 N 0000063, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным по указанным основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что требования предписания являются законными, обществом не доказано факта нарушения оспариваемым предписанием его прав и законных интересов.
Оценив в порядке ст. 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает данные выводы законными и обоснованными, не подлежащими переоценке, исходя из следующего:
Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, постановления и (или) действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу с п. 8.1 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Согласно п. 4 "Положения о государственном жилищном надзоре", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее - Положение N 493), государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
В силу п. 3 Положения N 493 государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Таким образом, при наличии заключенного собственниками жилья с управляющей организацией договора управления, соответствующего требованиям статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, между ООО "УО "Волна" и собственниками помещений в данном жилом доме заключен договор управления многоквартирным домом от 10.02.2010 (т. 1 л.д. 109-114), в соответствии с которым собственники поручают, а управляющая организация за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2.1 договора).
В договоре управления от 10.02.2010 перечень коммунальных услуг, оказываемых управляющей организацией, не определен. Судом установлено, что фактически коммунальные услуги по отоплению управляющей организацией жильцам дома не оказываются, плата за эти услуги управляющей организацией с жильцов дома не взимается.
В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу частей 15, 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесено отопление) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг в роли исполнителя может выступать как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги потребителям, подлежит определению в соответствии с пунктами 14 - 17 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Одновременно, на основании подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг в доме, в котором выбран способ управления, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 данных правил, например, не наступила дата начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, коммунальные услуги потребителям предоставляет ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения управляющая компания не может рассматриваться как исполнитель коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг (Правила N 354) предусматривают, что в отсутствие договора ресурсоснабжения коммунальные услуги предоставляет ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Правил N 354, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, в договоре ресурсоснабжения также предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно- технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно- технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Из указанных норм права следует, что при наличии договора на покупку коммунального ресурса (горячей воды, тепловой энергии, газа, электричества и т.п.), заключенного между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, последняя отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Управляющая организация несет ответственность за качество коммунального ресурса в пределах границ общего имущества в многоквартирном доме, путем обеспечения состояния общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества вне зависимости от указания перечня коммунальных услуг в договоре управления.
Как следует из материалов дела, 29.07.2008 заключен договор энергоснабжения N 4303 (т. 1 л.д. 19-24) между ОАО "Курганская генерирующая компания" и ООО "УО "Волна" (с учетом соглашения о замене стороны по договору от 01.10.2009), являющимся управляющей организацией в отношении общего имущества жилого дома N 60 по ул. Кирова, в г. Кургане.
По условиям указанного договора энергоснабжающая организация ОАО "Курганская генерирующая компания" подает абоненту - управляющей организации тепловую энергию в горячей воде на условиях, предусмотренных настоящим договором (п. 1.1, 1.3 договора N 4303).
При этом, данный договор предусматривает теплоснабжение жилого дома N 60 по ул. Кирова в г. Кургане.
Данный договор исполняется сторонами лишь в части поставок и оплаты услуг отопления и горячего водоснабжения нежилых помещений управляющей организации (счета на оплату в деле, т. 1 л.д. 115-120).
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о неурегулированности в установленном законом порядке договорных отношений между управляющей организацией ООО "УО "Волна" и жильцами дома в части оказания коммунальных услуг (перечень коммунальных услуг в договоре управления от 10.02.2010 отсутствует), а также о неурегулированности в установленном законом порядке договорных отношений между управляющей организацией ООО "УО "Волна" и ОАО "Курганская генерирующая компания" в части поставок коммунальных ресурсов для целей оказания управляющей организацией коммунальных услуг жильцам дома - собственникам квартир.
Исполнителем коммунальных услуг согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абз. 7 п. 2).
В соответствии с абз. 9 п. 2 раздела 1 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг, коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Коммунальные ресурсы, согласно Правилам N 354 предоставления коммунальных услуг, - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, а коммунальные услуги - деятельность по их подаче потребителям. Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с п. 4 Правил N 354 коммунальная услуга отопление представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с пунктом 15 Приложения N 1 к Правилам N 354 должна быть обеспечена нормативная температуры воздуха в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (в том числе, в Курганской области) (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
В силу подпункта "в" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются, в том числе, в договорах отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Из указанных норм права следует, что качество коммунальной услуги - отопление характеризуется температурой воздуха в жилых помещениях, которая в угловых комнатах должна быть не ниже +22 °C. При этом, подаваемая в дом тепловая энергия должна обеспечивать поддержание этой температуры воздуха в жилых помещениях (квартирах, комнатах).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, в случае, когда потребитель пользуется услугами, оказываемыми обязанной стороной (в том числе услугами отопления), однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Из материалов дела следует и заявителем по существу не оспаривается, что ОАО "Курганская генерирующая компания" является ресурсоснабжающей организацией, фактически поставляющей жильцам дома N 60 по ул. Кирова в г. Кургане коммунальный ресурс - тепловую энергию.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 18.12.2014 N 50-127 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей ОАО "Курганская генерирующая компания" в г. Кургане на 2015 г. с календарной разбивкой, в том числе по категории "население".
На основании информационных листов для оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг на территории г. Кургана, форма которых утверждена постановлением Администрации г. Кургана от 29.04.2011 N 3110, установлено, что заявителем в спорный период предъявлялась к оплате жильцам дома N 60 по ул. Кирова г. Кургане стоимость коммунального ресурса - отопления, рассчитанная по тарифам, утвержденным Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области. Данная оплата производилась потребителями (жильцами дома) на счет ОАО "Курганская генерирующая компания". Таким образом, оплата за оказанные коммунальные услуги осуществляется гражданами потребителями (жильцами дома) непосредственно на счет ОАО "Курганская генерирующая компания".
В этой связи, с учетом приведенных выше нормативных положений, заявитель по отношению к собственникам помещений рассматриваемого многоквартирного дома является исполнителем коммунальной услуги, несущим ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса до внешней границы внутридомовых сетей электроснабжения. Изложенные в апелляционной жалобе возражения заявителя в этой части подлежат отклонению, как не основанные на законе и противоречащие установленным материалами дела фактическим обстоятельствам.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В соответствии с пунктом 15 Приложения N 1 к Правилам N 354 необходимо обеспечение соответствия температуры воздуха в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (в том числе, в Курганской области) (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C).
Так, в акте от 16.01.2015 по государственному контролю указано, что температура теплоносителя именно на подаче в дом составила 64 град., что ниже утвержденного температурного графика - 74,5 град. Таким образом, в данном случае подготовка (либо отсутствие таковой) дома к отопительному сезону не могла повлиять на температуру теплоносителя на вводе в дом.
При этом, в угловой комнате квартиры N 56 жилого дома температура воздуха составила от 18 град.С. при нормативной 22 град.С для углового помещения.
Таким образом, факт нарушения указанных требований при оказании коммунальной услуги отопления собственникам помещений жилого дома N 60 по ул. Кирова в г. Кургане ввиду необеспечения нормативного уровня температуры воздуха, подтверждается материалами проверки.
Согласно п. 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
В силу п. 6.2.1. Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (далее - Правила), который является обязательным для организаций, осуществляющих эксплуатацию тепловых энергоустановок., при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Кроме того, в соответствии с п. 9.2.1. Правил, отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения, должно быть в пределах +-3% от установленного температурного графика. Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%.
Соблюдение необходимых параметров теплоносителя, в том числе температуры и давления, в первую очередь, направлено на нужды отопления с целью обогрева помещений в многоквартирном и жилом домах, т. е. соблюдения надлежащего температурного режима.
Тепловая энергия, является коммунальным ресурсом, используемым для предоставления коммунальных услуг. Т.е. нормативный режим и уровень обеспечения населения коммунальной услугой, в первую очередь, должен быть обеспечен ОАО "Курганская генерирующая компания", осуществляющим деятельность по производству и поставке услуги по теплоснабжению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что именно ресурсоснабжающая организация в рассматриваемой ситуации несет ответственность за качество коммунального ресурса (отопления) в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, в связи с чем предписание обоснованно адресовано именно ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, на основании приведенных выше норм, а также п. 12, 15, подп. 5 п. 31 "Положения о государственной жилищной инспекции Курганской области", утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 N 219, в редакции постановления Правительства Курганской области от 26.08.2013 N 402, с учетом того обстоятельства, что контрольные мероприятия проводились в отношении порядка оказания коммунальных услуг гражданам жилого дома, суд пришел к верному выводу о том, что у ГЖИ имелись полномочия по выдаче оспариваемого предписания.
Довод апеллянта о том, что многоквартирный жилой дом N 60 по ул. Кирова не был готов к отопительному сезону, отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Ссылка подателя жалобы на приобщенные судебные акты не может быть принята во внимание, поскольку какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, фактические обстоятельства которых отличаются от фактических обстоятельств настоящего дела.
Соблюдение необходимых параметров теплоносителя, в том числе температуры и давления, в первую очередь, направлено на нужды отопления с целью обогрева помещений в многоквартирном и жилом домах, т. е. соблюдения надлежащего температурного режима.
Доводы жалобы подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 11.11.2015 по делу N А34-1975/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.А.МАЛЫШЕВА
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
А.П.СКОБЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)