Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 10.10.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Ленинского района" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2016 по делу N А43-7644/2016, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Ленинского района" (ОГРН 1055233099283, ИНН 5258059047) к Государственной жилищной инспекции Нижегородской области о признании недействительным предписания от 10.03.2016 N 515-13-993-16.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая Компания Ленинского района" в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-7026/16 (1) от 06.10.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-7026/16 от 27.09.2016) также просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ее представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
05.02.2016 по результатам проведенной по обращению граждан внеплановой выездной проверки Государственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее - Инспекция, контролирующий орган) выдала открытому акционерному обществу "Домоуправляющая Компания Ленинского района" (далее - ОАО "ДУК Ленинского района", Общество, заявитель) предписание N 515-13-386-16 об устранении выявленных нарушений пунктов 5.3.1, 5.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) и пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.3496-09).
Указанным предписанием Инспекция возложила на Общество обязанность в срок до 11.02.2016 восстановить надлежащее горячее водоснабжение и в срок до 29.02.2016 выполнить перерасчет.
10.03.2016 на основании приказа N 515-13-993-16 от 09.03.2016 проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 05.02.2016 N 515-13386-16 по адресу: г. Нижний Новгород, пер. Мотальный, д. 6.
В результате проведенной проверки установлено, что горячее водоснабжение жилого дома организовано ненадлежащим образом, в точке водоразбора на кухне квартиры N 6 температура горячей воды составила +43°C, что не соответствует пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, перерасчет не произведен.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 10.03.2016 N 515-13-993-16, Обществу выдано предписание от 10.03.2016 N 515-13-993-16 об устранении выявленных нарушений в срок до 30.03.2016, выполнении перерасчета в срок до 30.04.2016.
Не согласившись с данным предписанием, ОАО "ДУК Ленинского района" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Заявитель указывает, что услугу по горячему водоснабжению предоставляет ресурсоснабжающая организация - открытое акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - ОАО "Теплоэнерго", ресурсоснабжающая организация). По договору с ОАО "Теплоэнерго" общество с ограниченной ответственностью "Маяк" (далее - ООО "Маяк") обслуживает теплосеть, проходящую от источника теплоносителя до стены дома.
Общество обращает внимание на то, что в ходе проверки было установлено, что ресурс на вводе в дом подается уже с нарушением качества, температура горячей воды на границе эксплуатационной ответственности ОАО "Теплоэнерго" и ООО "Маяк" составляет + 59,6°C, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
Кроме того, заявитель считает, что получателем денежных средств за услугу горячего водоснабжения является ресурсоснабжающая организация, а Общество получает плату только за содержание жилого помещения. Следовательно, по мнению Общества, оно не является надлежащим субъектом оспариваемого предписания.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Инспекция является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений в силу части 1, 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что договор управления многоквартирным домом N 6 по пер. Мотальный г. Нижнего Новгорода не заключен. Однако распечаткой с сайта "Реформа ЖКХ" подтверждается, что ранее (с 01.01.2011 по 01.01.2015) указанный многоквартирный дом находился в управлении Общества, объявленные 04.12.2015 торги на право заключения указанным домом признаны несостоявшимися.
Поэтому в силу части 3 статьи 20 ЖК РФ Общество обязано исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частями 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги вносится в управляющую организацию. При этом выполнением обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией признается в том числе и внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Принятие собственниками помещений многоквартирных жилых домов в порядке, установленном части 7.1 статьи 155 ЖК РФ решения о внесении платы напрямую ресурсоснабжающим организациям означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Между тем заявителем не представлено в материалы дела доказательств того, что собственниками помещений в спорном многоквартирном жилом доме было принято решение о внесении платы напрямую ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ОАО "ДУК Ленинского района" является поставщиком услуги по горячему водоснабжению жителям указанного многоквартирного жилого дома, и соответственно надлежащим субъектом в отношении которого контролирующим органом установлено нарушение.
Кроме того, имеющимся в материалах дела платежным документом за январь 2016 года (л. д. 41) подтверждается, что на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания плату за оказанные услуги по содержанию жилых помещений многоквартирного дома N 6 по пер. Мотальный г. Нижнего Новгорода и коммунальные услуги начисляло Общество, что свидетельствует о том, что именно заявитель фактически оказывал эти услуги.
Следовательно, являясь фактически исполнителем коммунальных услуг жителям данного многоквартирного дома, Общество обязано предоставлять жителям дома горячую воду, соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям.
При этом наличие заключенного Обществом и ресурсоснабжающими организациями договора на информационно-расчетное обслуживание с ООО "Центр-СБК" не освобождает исполнителя коммунальных услуг - управляющую организацию от исполнения возложенных на нее в силу ЖК РФ обязанностей.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Правил N 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТ. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее +60°C в открытых системах горячего водоснабжения и не менее +50°C - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более +75°C.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
Названные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (пункт 1.1) и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Пунктом 98 Правил N 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований на момент проведения проверки горячая вода в точке водоразбора на кухне квартиры N 6 дома не соответствовала требованиям пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, а именно ее температура составила +43°C при установленном нормативе не ниже +60°C и не выше +75°C.
Нарушение требований СанПиН 2.1.4.2496-09 при оказании жителям спорного дома услуги горячего водоснабжения подтверждается актом проверки N 515-13-993-16 от 10.03.2016 и по существу не оспаривается заявителем.
Таким образом, Общество допустило предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества и в силу пункта 98 Правил N 354, являясь лицом, осуществляющим начисление платы, обязано произвести перерасчет платы за оказанные коммунальные услуги ненадлежащего качества.
Довод заявителя об отсутствии его вины в несоответствии температуры горячей воды установленным нормативам вследствие несоответствия температуры уже на границе эксплуатационной ответственности (уже на вводе в дом) отклонен судом, как необоснованный. Фактически являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме N 6 по пер. Мотальный г. Нижнего Новгорода и осуществляя функции по содержанию многоквартирного дома, в целях предоставления жителям дома коммунальных услуг надлежащего качества Общество обязано осуществлять контроль за исполнением обязательств ресурсоснабжающими организациями.
Кроме того, в рассматриваемом случае данный довод не свидетельствует об отсутствии вины Общества в выявленном нарушении, поскольку несоответствие температуры горячей воды установлено в точке водоразбора на кухне квартиры N 6 дома, то есть в зоне эксплуатационной ответственности Общества.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что, несмотря на допущенное нарушение при предоставлении собственникам помещений в доме услуги горячего водоснабжения, общество длительное время бездействует и не предпринимает никаких мер по восстановлению температуры горячей воды, соответствующей установленным нормативам.
С учетом изложенного совокупность двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания контролирующего органа недействительным, в данном случае, отсутствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба ОАО "ДУК Ленинского района" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2016 по делу N А43-7644/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Ленинского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2016 ПО ДЕЛУ N А43-7644/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2016 г. по делу N А43-7644/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 10.10.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Ленинского района" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2016 по делу N А43-7644/2016, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Ленинского района" (ОГРН 1055233099283, ИНН 5258059047) к Государственной жилищной инспекции Нижегородской области о признании недействительным предписания от 10.03.2016 N 515-13-993-16.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая Компания Ленинского района" в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-7026/16 (1) от 06.10.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-7026/16 от 27.09.2016) также просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ее представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
05.02.2016 по результатам проведенной по обращению граждан внеплановой выездной проверки Государственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее - Инспекция, контролирующий орган) выдала открытому акционерному обществу "Домоуправляющая Компания Ленинского района" (далее - ОАО "ДУК Ленинского района", Общество, заявитель) предписание N 515-13-386-16 об устранении выявленных нарушений пунктов 5.3.1, 5.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) и пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.3496-09).
Указанным предписанием Инспекция возложила на Общество обязанность в срок до 11.02.2016 восстановить надлежащее горячее водоснабжение и в срок до 29.02.2016 выполнить перерасчет.
10.03.2016 на основании приказа N 515-13-993-16 от 09.03.2016 проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 05.02.2016 N 515-13386-16 по адресу: г. Нижний Новгород, пер. Мотальный, д. 6.
В результате проведенной проверки установлено, что горячее водоснабжение жилого дома организовано ненадлежащим образом, в точке водоразбора на кухне квартиры N 6 температура горячей воды составила +43°C, что не соответствует пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, перерасчет не произведен.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 10.03.2016 N 515-13-993-16, Обществу выдано предписание от 10.03.2016 N 515-13-993-16 об устранении выявленных нарушений в срок до 30.03.2016, выполнении перерасчета в срок до 30.04.2016.
Не согласившись с данным предписанием, ОАО "ДУК Ленинского района" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Заявитель указывает, что услугу по горячему водоснабжению предоставляет ресурсоснабжающая организация - открытое акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - ОАО "Теплоэнерго", ресурсоснабжающая организация). По договору с ОАО "Теплоэнерго" общество с ограниченной ответственностью "Маяк" (далее - ООО "Маяк") обслуживает теплосеть, проходящую от источника теплоносителя до стены дома.
Общество обращает внимание на то, что в ходе проверки было установлено, что ресурс на вводе в дом подается уже с нарушением качества, температура горячей воды на границе эксплуатационной ответственности ОАО "Теплоэнерго" и ООО "Маяк" составляет + 59,6°C, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
Кроме того, заявитель считает, что получателем денежных средств за услугу горячего водоснабжения является ресурсоснабжающая организация, а Общество получает плату только за содержание жилого помещения. Следовательно, по мнению Общества, оно не является надлежащим субъектом оспариваемого предписания.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Инспекция является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений в силу части 1, 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что договор управления многоквартирным домом N 6 по пер. Мотальный г. Нижнего Новгорода не заключен. Однако распечаткой с сайта "Реформа ЖКХ" подтверждается, что ранее (с 01.01.2011 по 01.01.2015) указанный многоквартирный дом находился в управлении Общества, объявленные 04.12.2015 торги на право заключения указанным домом признаны несостоявшимися.
Поэтому в силу части 3 статьи 20 ЖК РФ Общество обязано исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частями 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги вносится в управляющую организацию. При этом выполнением обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией признается в том числе и внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Принятие собственниками помещений многоквартирных жилых домов в порядке, установленном части 7.1 статьи 155 ЖК РФ решения о внесении платы напрямую ресурсоснабжающим организациям означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Между тем заявителем не представлено в материалы дела доказательств того, что собственниками помещений в спорном многоквартирном жилом доме было принято решение о внесении платы напрямую ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ОАО "ДУК Ленинского района" является поставщиком услуги по горячему водоснабжению жителям указанного многоквартирного жилого дома, и соответственно надлежащим субъектом в отношении которого контролирующим органом установлено нарушение.
Кроме того, имеющимся в материалах дела платежным документом за январь 2016 года (л. д. 41) подтверждается, что на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания плату за оказанные услуги по содержанию жилых помещений многоквартирного дома N 6 по пер. Мотальный г. Нижнего Новгорода и коммунальные услуги начисляло Общество, что свидетельствует о том, что именно заявитель фактически оказывал эти услуги.
Следовательно, являясь фактически исполнителем коммунальных услуг жителям данного многоквартирного дома, Общество обязано предоставлять жителям дома горячую воду, соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям.
При этом наличие заключенного Обществом и ресурсоснабжающими организациями договора на информационно-расчетное обслуживание с ООО "Центр-СБК" не освобождает исполнителя коммунальных услуг - управляющую организацию от исполнения возложенных на нее в силу ЖК РФ обязанностей.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Правил N 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТ. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее +60°C в открытых системах горячего водоснабжения и не менее +50°C - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более +75°C.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
Названные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (пункт 1.1) и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Пунктом 98 Правил N 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований на момент проведения проверки горячая вода в точке водоразбора на кухне квартиры N 6 дома не соответствовала требованиям пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, а именно ее температура составила +43°C при установленном нормативе не ниже +60°C и не выше +75°C.
Нарушение требований СанПиН 2.1.4.2496-09 при оказании жителям спорного дома услуги горячего водоснабжения подтверждается актом проверки N 515-13-993-16 от 10.03.2016 и по существу не оспаривается заявителем.
Таким образом, Общество допустило предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества и в силу пункта 98 Правил N 354, являясь лицом, осуществляющим начисление платы, обязано произвести перерасчет платы за оказанные коммунальные услуги ненадлежащего качества.
Довод заявителя об отсутствии его вины в несоответствии температуры горячей воды установленным нормативам вследствие несоответствия температуры уже на границе эксплуатационной ответственности (уже на вводе в дом) отклонен судом, как необоснованный. Фактически являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме N 6 по пер. Мотальный г. Нижнего Новгорода и осуществляя функции по содержанию многоквартирного дома, в целях предоставления жителям дома коммунальных услуг надлежащего качества Общество обязано осуществлять контроль за исполнением обязательств ресурсоснабжающими организациями.
Кроме того, в рассматриваемом случае данный довод не свидетельствует об отсутствии вины Общества в выявленном нарушении, поскольку несоответствие температуры горячей воды установлено в точке водоразбора на кухне квартиры N 6 дома, то есть в зоне эксплуатационной ответственности Общества.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что, несмотря на допущенное нарушение при предоставлении собственникам помещений в доме услуги горячего водоснабжения, общество длительное время бездействует и не предпринимает никаких мер по восстановлению температуры горячей воды, соответствующей установленным нормативам.
С учетом изложенного совокупность двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания контролирующего органа недействительным, в данном случае, отсутствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба ОАО "ДУК Ленинского района" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2016 по делу N А43-7644/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Ленинского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.Б.БЕЛЫШКОВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Судьи
А.М.ГУЩИНА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
А.М.ГУЩИНА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)