Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2017 N 13АП-24568/2017, 13АП-24569/2017 ПО ДЕЛУ N А56-17061/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2017 г. N 13АП-24568/2017, 13АП-24569/2017

Дело N А56-17061/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Потаповой А.В.,
при участии:
- от истца: Малышева И.И. по доверенности от 05.12.2016;
- от ответчика: Слепченок В.О. по доверенности от 06.07.2017;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-24568/2017, 13АП-24569/2017) ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и ООО "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2017 по делу N А56-17061/2017 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района"
о взыскании 8 907 919 рублей 68 копеек,
установил:

Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района") 7 673 893 рублей 03 копеек задолженности по договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 21.07.2008 N 05-99435/00-ЖК за период с 04.09.2014 по 31.10.2016 по платежным документам, сформированным с 31.05.2016 по 31.10.2016, также 1 234 026 рублей 65 копеек неустойки за период с 30.06.2016 по 07.06.2017.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2017 присуждено к взысканию с ООО "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" в пользу ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" 6 882 408 рублей 16 копеек задолженности по оплате оказанных услуг за период с 04.08.2004 по 31.10.2016 по платежным документам, сформированным с 31.05.2016 по 31.10.2016 и 1 098 283 рублей 72 копеек пени. В остальной части иска суд отказал.
В апелляционной жалобе ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" настаивает на удовлетворении иска в полном объеме, поскольку разница в счетах-фактурах возникла с учетом повышающего коэффициента.
В апелляционной жалобе ООО "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" пояснило, что на стороне исполнителя имеется 930 952 рубля 04 копейки переплаты, взысканию подлежит только 44 195 рублей 21 копейка неустойки. По мнению ООО "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" к взысканию необоснованно предъявлено требование о взыскании стоимости водоотведения, приходящегося на общедомовые нужды. Предприятие в нарушение норм действующего законодательства применило в расчетах повышающий коэффициент к услуге водоотведения сточных вод.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2017 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (Предприятие) и ООО "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" (исполнитель) заключен договор на отпуск питьевой воды и на прием сточных вод и загрязняющих веществ от 21.07.2008 N 05-99435/00-ЖК, на основании которого предприятие по документам, сформированным в период с 31.05.2016 по 31.10.2016 оказало услуги коммунального водоотведения на общую сумму 35 397 436 рублей 17 копеек.
ООО "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" не оплатило выставленные предприятием счета-фактуры на общую сумму 7 673 893 рубля 03 копейки, что послужило основанием для обращения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в арбитражный суд с иском о взыскании указанной задолженности, а также 1 234 026 рублей 65 копеек законной неустойки, рассчитанной в соответствии с пунктом 6.4 статьи 13 Закона N 416-ФЗ за просрочку платежа за период с 30.06.2016 по 07.06.2017.
Суд первой инстанции иск удовлетворил в части, отказав во взыскании 791 458 рублей 14 копеек платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил жалобу ООО "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" и изменил решение суда от 25.08.2017 ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 04.09.2014 по 31.10.2016 истец осуществлял водоснабжение и водоотведение в отношении находящихся в управлении ответчика многоквартирных жилых домов, не оборудованных приборами учета объема водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Правила N 124 вступили в силу 07.03.2012.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Согласно подпункту "е" пункта 3 указанного Постановления до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (то есть до 01.09.2012), Положения Правил N 124 применяются с соблюдением особенностей, заключающихся в том, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (далее - индивидуальные приборы учета), а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
С 01.09.2012 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, установленной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса, применяемый арбитражными судами при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета с учетом сложившейся судебной практики (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 23.11.2010 N 6530/10).
В решении ВС РФ от 08.06.2012 N АКПИ12-604 разъяснено: размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления. А это означает, что у исполнителя коммунальных услуг не должно возникать разницы между платой за услуги водоотведения, перечисляемой водоканалу, и совокупной платой за данную услугу, выставляемой собственникам помещений в МКД.
Пунктами 1 и 36 Правил N 354 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги. При этом определение размера платы поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом, в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению (пункт 40 Правил N 354).
Пунктом 42 Правил N 354 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, установлено, что размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывался исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении.
Из материалов дела следует, что Предприятие, руководствуясь пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), рассчитало объем водоотведения по многоквартирным домам, оборудованным общедомовыми приборами учета водоснабжения, где объем водоотведения был принят равным объему водопотребления. Расчет не соответствует требованиям пунктов 42 и 43 Правил N 354. Действующее нормативное регулирование в сфере снабжения коммунальными ресурсами и предоставления коммунальных услуг допускает учет фактического потребления либо по показаниям счетчиков, либо расчетным путем исходя из количества граждан и утвержденных в установленном порядке нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг (далее - Постановление N 344), согласно которым из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 исключено понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением N 344 (вступили в силу с 27.04.2013).
Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей как жилищному законодательству, так и Закону N 416 (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
В то же время суд полагает обоснованными изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы об отсутствии в данном случае оснований для расчета задолженности по водоотведению с учетом повышающего коэффициента, поскольку, как разъяснило Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (полномочия которого на разъяснение по применению Правил N 354 предусмотрено пунктом 3 этих Правил) в пункте 3 письма от 02.09.2016 г. N 28483-АЧ/04, а равно как и в письме от 15.08.2016 г. N 26049-ОД/04, повышающие коэффициенты не применяются при определении в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размера платы за коммунальные услуги по водоотведению, таким образом, как у ответчика, так у истца (применительно к предъявляемым им требованиям к Товариществу) отсутствуют правовые основания для предъявления указанной части платежей к оплате лицам, использующим жилые помещения, что соответствует как смыслу законодательного регулирования, направленного на оборудование находящихся в многоквартирных домах помещений приборами учета водоснабжения, тепловой и электрической энергии, но не водоотведения (в частности в связи с тем, что в соответствующем Приказе Минэкономразвития РФ от 29.12.2011 г. N 627 относительно применения критериев, связанных с определением технической возможности установки соответствующих приборов учета, такие критерии предусмотрены применительно к приборам учета холодной и горячей воды, электрической энергии, природного газа и отопления, но не к приборам учета сточных вод (водоотведения)), так и аналогичной судебной практике, в т.ч. позиции, изложенной Верховным Судом РФ в решении от 12.10.2016 г. N АКПИ16-779, а также выводам иных судов (и - в частности - Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А56-45308/2016), при том, что соответствующее правовое регулирование на уровне субъекта РФ (и - в частности - соответствующие распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга) не должно противоречить императивным нормам федерального законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой ответчиком части подлежит отмене, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, и при несоответствии изложенных в нем выводов обстоятельствам дела, а также при неправильном применении норм материального права, с принятием нового судебного акта об отказе в силу вышеизложенного в иске в полном объеме с взысканием также с истца в пользу ответчика понесенных последним расходов по оплате государственной пошлины по его апелляционной жалобе.
Апелляционный суд принял расчет неустойки ответчика. За период с 30.06.2016 по 07.06.2017 неустойка составляет 44 195 рублей 21 копейку.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2017 по делу N А56-17061/2017 изменить, изложив в следующей редакции:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" (адрес: Россия, 199106, г. Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, ул. Шевченко 1, ОГРН: 1089847133485) в пользу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" (адрес: Россия, 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская 42, ОГРН: 1027809256254) 44 195 рублей 21 копейку неустойки, 335 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" в доход федерального бюджета 64 237 рублей 55 копеек государственной пошлины за подачу искового заявления.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Н.М.ПОПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)