Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430): представители не явились;
- от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131): представители не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 июня 2016 года по делу N А60-9423/2016,
принятое судьей Гаврюшиным О.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (далее - заявитель, ООО "УК ЖКХ Октябрьского района") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 04.12.2015 N 29-11-06-96.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на неверную методику, используемую Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, при проведении проверки порядка расчета корректировки платы за коммунальную услугу "отопление"; при этом отмечает, что в рассматриваемом случае корректировка платы за отопление не может быть проведена, поскольку показатель "среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год" отсутствует в связи с тем, что прибор учета не все 12 месяцев работал бесперебойно.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании Приказа от 23.10.2015 N 29-11-04-128 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" порядка начисления платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге.
По результатам проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области составлен акт проверки от 04.12.2015 N 29-11-05-134, а также в адрес ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" вынесено предписание от 04.12.2015 N 29-11-06-96, в котором указано следующее:
- 1. в сентябре 2015 года путем проведения перерасчета (в сторону увеличения) платы за услугу "отопление" за период с 01 января по 31 мая 2015 года ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" изменило порядок начисления платы за услугу "отопление" в 2015 году, а именно провело начисление платы за услугу "отопление" в 2015 году собственникам помещений исходя из нормативного объема потребления тепловой энергии (0,033 Гкал/кв. метр) при установке и допуске к работе общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге, в связи с чем предписано обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление" в соответствии с пп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а именно отменить проведенный в сентябре 2015 года перерасчет (в сторону увеличения) платы за период с 01 января по 31 мая 2015 года собственникам/нанимателям помещений в многоквартирном доме N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге (п. 1 предписания);
- 2. некорректное проведение корректировки платы за услугу "отопление" за период с 01.01.2014 по 31.05.2014 собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге (к расчету приняты объемы тепловой энергии за февраль, апрель 2014 года, период неисправности УКУТ) предписано обеспечить соблюдение обязательных требований ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. "б" п. 21, подп. 3 п. 2 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а именно провести корректировку платы за услугу "отопление" за период с 01.01.2014 по 31.05.2014 в сторону доначисления платы собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге в полном объеме (за исключением объемов тепловой энергии за февраль, апрель 2014 года, период неисправности УКУТ). Ранее проведенную корректировку отменить (п. 2 предписания);
- 3. некорректное проведение корректировки платы за услугу "отопление" за период с 01.10.2014 по 30.04.2015 собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге предписано обеспечить соблюдение обязательных требований ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. "б" п. 21, подп. 3 п. 2 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а именно провести корректировку платы за услугу "отопление" за период с 01.10.2014 по 30.04.2015 в сторону доначисления платы собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге в полном объеме. Ранее проведенную корректировку отменить (п. 3 предписания).
Полагая, что указанное предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В силу п. 1 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного и регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля на территории Свердловской области, обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловской области.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и /или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам.
В подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
S
i
P = P x --- - P
o2.i k.пр S fn.i, где:
D
- P{\sub k.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S{\sub D - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- P{\sub fn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
В п. 19 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке:
размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N{\sub t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Из материалов дела следует, что ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге, в котором установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии.
В ходе проверки ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" в сопроводительном письме от 09.11.2015 исх. N 10160 сообщило, что в феврале и апреле 2014 года общедомовой прибор учета тепловой энергии (УКУТ) работал некорректно, в результате чего его показания не были приняты к расчетам ресурсоснабжающей организацией. В связи с чем ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" считает, что рассчитать фактический среднемесячный объем потребления тепловой энергии не представляется возможным (при этом документов от ресурсоснабжающей организации, подтверждающих неисправность общедомового прибора учета в феврале, апреле 2014 года, не представлено).
ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" в сентябре 2015 года принято решение о перерасчете размера платы за услугу отопления за 2015 год, а именно: доначислена плата за услугу "отопление" собственникам/нанимателям помещений в многоквартирном доме N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге за период с января по май 2015 года исходя из установленного норматива потребления тепловой энергии на услугу "отопление" в размере - 0,033 Гкал/кв. метр.
Между тем суд первой инстанции обоснованно указал, что для расчета среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2014 год ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" располагала данными потребления тепловой энергии многоквартирным домом весь 2014 год; так, ресурсоснабжающая организация ПАО "Т Плюс" в письме от 17.11.2015 N 51300-05-02388 представило информацию об оборудовании МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Карла Маркса, д. 43 УКУТ и информацию о начислениях за период с января 2014 года по сентябрь 2015 года, а также сообщило, что за февраль, апрель 2014 года (в период неисправности УКУТ) ресурсоснабжающая организация предъявила в счетах за объемы тепловой энергии согласно действующему законодательству.
Суд первой инстанции правомерно указал, что положения п. 21 и п. 23 Правил N 307 не освобождают исполнителя услуг от проведения перерасчета (корректировки) платы за коммунальную услугу "отопление" в случае неисправности прибора учета в отдельные месяцы. Проведение корректировки возможно даже в случае, если в отдельные месяцы отопительного периода прибор учета тепловой энергии работал некорректно. Суть корректировки заключается в том, чтобы потребитель оплачивал услугу в том объеме и в той сумме, в которых она предоставлена, и в соответствии с которыми производился расчет между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.
В связи с чем судом первой инстанции заявителю ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" было предложено представить доказательства осуществления расчетов с ресурсоснабжающей организацией в суммах, выставленных потребителям по квитанциям. Между тем таких доказательств суду представлено не было.
Таким образом, с учетом представленных документов, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" при начислении платы за коммунальную услугу "отопление" за 2014, 2015 год жителям многоквартирного N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге, нарушены требования ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядка начисления платы, предусмотренного п.п. "б" п. 21 Правил N 307, п.п. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 (в части неправильного начисления платы за услугу отопление за 2015 год исходя из нормативного объема потребления тепловой энергии (0,033 Гкал/кв. метр) при установке и допуске к работе общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, неправильного проведения корректировки платы за услугу отопление за период с 01.01.2014 по 31.05.2014, с 01.10.2014 по 30.04.2015).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела в суде первой инстанции; данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" представлено платежное поручение от 22.07.2016 N 1241, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 6 000 руб. Вместе с тем согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей. В связи с чем, заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 4500 рублей.
Руководствуясь ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2016 года по делу N А60-9423/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 4500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 22.07.2016 N 1241.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2016 N 17АП-13099/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-9423/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. N 17АП-13099/2016-АК
Дело N А60-9423/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430): представители не явились;
- от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131): представители не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 июня 2016 года по делу N А60-9423/2016,
принятое судьей Гаврюшиным О.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (далее - заявитель, ООО "УК ЖКХ Октябрьского района") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 04.12.2015 N 29-11-06-96.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на неверную методику, используемую Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, при проведении проверки порядка расчета корректировки платы за коммунальную услугу "отопление"; при этом отмечает, что в рассматриваемом случае корректировка платы за отопление не может быть проведена, поскольку показатель "среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год" отсутствует в связи с тем, что прибор учета не все 12 месяцев работал бесперебойно.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании Приказа от 23.10.2015 N 29-11-04-128 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" порядка начисления платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге.
По результатам проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области составлен акт проверки от 04.12.2015 N 29-11-05-134, а также в адрес ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" вынесено предписание от 04.12.2015 N 29-11-06-96, в котором указано следующее:
- 1. в сентябре 2015 года путем проведения перерасчета (в сторону увеличения) платы за услугу "отопление" за период с 01 января по 31 мая 2015 года ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" изменило порядок начисления платы за услугу "отопление" в 2015 году, а именно провело начисление платы за услугу "отопление" в 2015 году собственникам помещений исходя из нормативного объема потребления тепловой энергии (0,033 Гкал/кв. метр) при установке и допуске к работе общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге, в связи с чем предписано обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление" в соответствии с пп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а именно отменить проведенный в сентябре 2015 года перерасчет (в сторону увеличения) платы за период с 01 января по 31 мая 2015 года собственникам/нанимателям помещений в многоквартирном доме N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге (п. 1 предписания);
- 2. некорректное проведение корректировки платы за услугу "отопление" за период с 01.01.2014 по 31.05.2014 собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге (к расчету приняты объемы тепловой энергии за февраль, апрель 2014 года, период неисправности УКУТ) предписано обеспечить соблюдение обязательных требований ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. "б" п. 21, подп. 3 п. 2 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а именно провести корректировку платы за услугу "отопление" за период с 01.01.2014 по 31.05.2014 в сторону доначисления платы собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге в полном объеме (за исключением объемов тепловой энергии за февраль, апрель 2014 года, период неисправности УКУТ). Ранее проведенную корректировку отменить (п. 2 предписания);
- 3. некорректное проведение корректировки платы за услугу "отопление" за период с 01.10.2014 по 30.04.2015 собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге предписано обеспечить соблюдение обязательных требований ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. "б" п. 21, подп. 3 п. 2 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а именно провести корректировку платы за услугу "отопление" за период с 01.10.2014 по 30.04.2015 в сторону доначисления платы собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге в полном объеме. Ранее проведенную корректировку отменить (п. 3 предписания).
Полагая, что указанное предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В силу п. 1 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного и регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля на территории Свердловской области, обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловской области.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и /или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам.
В подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
P{\sub o.i = S{\sub i x V{\sub t x T{\sub T, где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
S
i
P = P x --- - P
o2.i k.пр S fn.i, где:
D
- P{\sub k.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S{\sub D - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- P{\sub fn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
В п. 19 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке:
размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
P{\sub o.i = S{\sub i x N{\sub t x T{\sub T, (1) где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N{\sub t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Из материалов дела следует, что ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге, в котором установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии.
В ходе проверки ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" в сопроводительном письме от 09.11.2015 исх. N 10160 сообщило, что в феврале и апреле 2014 года общедомовой прибор учета тепловой энергии (УКУТ) работал некорректно, в результате чего его показания не были приняты к расчетам ресурсоснабжающей организацией. В связи с чем ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" считает, что рассчитать фактический среднемесячный объем потребления тепловой энергии не представляется возможным (при этом документов от ресурсоснабжающей организации, подтверждающих неисправность общедомового прибора учета в феврале, апреле 2014 года, не представлено).
ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" в сентябре 2015 года принято решение о перерасчете размера платы за услугу отопления за 2015 год, а именно: доначислена плата за услугу "отопление" собственникам/нанимателям помещений в многоквартирном доме N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге за период с января по май 2015 года исходя из установленного норматива потребления тепловой энергии на услугу "отопление" в размере - 0,033 Гкал/кв. метр.
Между тем суд первой инстанции обоснованно указал, что для расчета среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2014 год ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" располагала данными потребления тепловой энергии многоквартирным домом весь 2014 год; так, ресурсоснабжающая организация ПАО "Т Плюс" в письме от 17.11.2015 N 51300-05-02388 представило информацию об оборудовании МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Карла Маркса, д. 43 УКУТ и информацию о начислениях за период с января 2014 года по сентябрь 2015 года, а также сообщило, что за февраль, апрель 2014 года (в период неисправности УКУТ) ресурсоснабжающая организация предъявила в счетах за объемы тепловой энергии согласно действующему законодательству.
Суд первой инстанции правомерно указал, что положения п. 21 и п. 23 Правил N 307 не освобождают исполнителя услуг от проведения перерасчета (корректировки) платы за коммунальную услугу "отопление" в случае неисправности прибора учета в отдельные месяцы. Проведение корректировки возможно даже в случае, если в отдельные месяцы отопительного периода прибор учета тепловой энергии работал некорректно. Суть корректировки заключается в том, чтобы потребитель оплачивал услугу в том объеме и в той сумме, в которых она предоставлена, и в соответствии с которыми производился расчет между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.
В связи с чем судом первой инстанции заявителю ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" было предложено представить доказательства осуществления расчетов с ресурсоснабжающей организацией в суммах, выставленных потребителям по квитанциям. Между тем таких доказательств суду представлено не было.
Таким образом, с учетом представленных документов, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" при начислении платы за коммунальную услугу "отопление" за 2014, 2015 год жителям многоквартирного N 43 по ул. Карла Маркса в г. Екатеринбурге, нарушены требования ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядка начисления платы, предусмотренного п.п. "б" п. 21 Правил N 307, п.п. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 (в части неправильного начисления платы за услугу отопление за 2015 год исходя из нормативного объема потребления тепловой энергии (0,033 Гкал/кв. метр) при установке и допуске к работе общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, неправильного проведения корректировки платы за услугу отопление за период с 01.01.2014 по 31.05.2014, с 01.10.2014 по 30.04.2015).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела в суде первой инстанции; данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" представлено платежное поручение от 22.07.2016 N 1241, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 6 000 руб. Вместе с тем согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей. В связи с чем, заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 4500 рублей.
Руководствуясь ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2016 года по делу N А60-9423/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 4500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 22.07.2016 N 1241.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Е.Е.ВАСЕВА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)