Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 21.04.2017 N Ф01-964/2017 ПО ДЕЛУ N А28-3436/2016

Требование: О взыскании долга по оплате тепловой энергии в горячей воде.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ресурсоснабжающая организация поставляла тепловую энергию в жилые дома, находящиеся в управлении компании. Управляющая компания поставленный ресурс не оплатила. У сторон возникли разногласия по вопросу о порядке расчета объема потребленного коммунального ресурса.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2017 г. по делу N А28-3436/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2017.
Полный текст постановления изготовлен 21.04.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Каширской Н.А.,
судей Жегловой О.Н., Чиха А.Н.,
при участии представителей
от истца: Вологжаниной А.Г. (доверенность от 09.01.2017),
от ответчика: Авакяна Э.А. (доверенность от 07.04.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2016,
принятое судьей Шилоносовой В.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016,
принятое судьями Барминым Д.Ю., Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.,
по делу N А28-3436/2016
по иску открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" (ИНН: 4345230958, ОГРН: 1084345012465)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства"

о взыскании задолженности
и
установил:

открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - ОАО "КТК", Теплоснабжающая компания) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" (далее - ООО "УЖХ", Управляющая компания) о взыскании 4 938 904 рублей 38 копеек задолженности по оплате поставленной в январе и феврале 2016 года тепловой энергии в горячей воде.
В качестве правового обоснования иска приведены ссылки на статьи 155 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 309, 310, 314, 395 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации; мотивом предъявления требования указано неисполнение ответчиком обязательства по оплате поданной в спорный период тепловой энергии в горячей воде.
Суд первой инстанции решением от 31.10.2016 частично удовлетворил иск: взыскал с ответчика 4 932 731 рубль 88 копеек задолженности по оплате поданной тепловой энергии, отказал в удовлетворении остальной части иска и принял отказ истца от иска в части взыскания неустойки, прекратив производство по делу в этой части.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.12.2016 оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Теплоснабжающая компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 31.10.2016 и постановление от 19.12.2016 и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Доводы заявителя жалобы сводятся к оспариванию выводов судов об определении размера платы за тепловую энергию, используемую на подогрев воды, исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, а не из фактического расхода тепловой энергии по показаниям общедомовых приборов учета.
В судебном заседании окружного суда представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, ответчик просил оставить судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 13 часов 15 минут 17.04.2017.
Законность оспоренных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, в спорный период Теплоснабжающая компания являлась ресурсоснабжающей организацией, которая поставляла в жилые дома, находящиеся под управлением Управляющей компании, тепловую энергию (горячую воду). Управляющая компания являлась исполнителем коммунальных услуг в отношении находящихся в ее управлении многоквартирных жилых домов и использовала названные ресурсы с целью предоставления собственникам помещений многоквартирных жилых домов соответствующих коммунальных услуг.
Неполная оплата Управляющей компанией поставленной в спорный период тепловой энергии в горячей воде послужила основанием для обращения Теплоснабжающей компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Объем (количество) поставленной в спорный период воды, используемой для нужд коммунальной услуги - горячее водоснабжение в домах, оборудованных приборами учета и запитанных от центральных тепловых пунктов, принадлежащих истцу, не оспаривается сторонами.
Разногласия сторон возникли относительно порядка расчета объема коммунального ресурса (горячей воды), потребленного многоквартирными домами, находящимися в управлении ответчика. Истец рассчитал объем горячей воды, постановленной в многоквартирные дома, на основании показаний общедомового прибора учета и двухкомпонентного тарифа. Ответчик при расчете стоимости приобретенной горячей воды использует расчетный объем коммунального ресурса, исходя из норматива расчета тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Суды двух инстанций пришли к выводу о том, что в рассмотренном споре размер платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, должен определяться на основании пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения, в частности осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Законом N 416-ФЗ.
В силу части 9 статьи 32 Закон N 416-ФЗ (в редакции, действующей с 30.06.2014) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов, исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду") размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При этом из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Суды установили, что во исполнение данного постановления распоряжением департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 15.07.2015 N 101-р утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу об определении размера платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, на основании пункта 42 Правил N 354, с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Вопреки возражениям заявителя выводы судов, с учетом установленных обстоятельств настоящего дела, не противоречат действующему законодательству.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку и не опровергают выводов судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для отмены обжалованных судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного Кировской области от 31.10.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 по делу N А28-3436/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.А.КАШИРСКАЯ
Судьи
О.Н.ЖЕГЛОВА
А.Н.ЧИХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)