Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2016 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции Алтайского края, г. Барнаул и Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-девелоперская компания", г. Рубцовск (N 07АП-9001/16 (1,2))
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 01 сентября 2016 года по делу N А03-1574/2016 (судья Мищенко А.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом", г. Рубцовск Алтайского края (ИНН 2209034968, ОГРН 1082209001137)
к Государственной инспекции Алтайского края, г. Барнаул (ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070)
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-девелоперская компания", г. Рубцовск (ИНН 7717538444, ОГРН 1057747858189)
о признании незаконным бездействия Государственной инспекции Алтайского края по заявлению ООО "УК "Наш дом" от 10.06.2015 года,
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "УК "Наш дом") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края государственный жилищный надзор (далее по тексту - заинтересованное лицо, Инспекция, административный орган) о признании незаконным бездействия Государственной инспекции Алтайского края по заявлению ООО "УК "Наш дом" от 10.06.2015 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-девелоперская компания" (далее по тексту - третье лицо, ООО "ИДК").
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 01 сентября 2016 года заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 сентября 2016 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "УК "Наш дом" требований, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; арбитражным судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на то обстоятельство, что заявитель, осуществляя управление рядом многоквартирных домов на основании договора управления, является исполнителем, то есть ресурсоснабжающая организация (ООО "ИДК") в данном случае не может являться субъектом проверки и административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, в связи с чем у Инспекции отсутствовали основания для проведения проверки; заявителем не представлено доказательств, что направленное разъяснение без проведения проверки не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создает препятствия для осуществления такой деятельности.
Подробно доводы Государственной инспекции изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Инвестиционно-девелоперская компания", полагая решение суда первой инстанции незаконным, обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 сентября 2016 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "УК "Наш дом" требований, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; Инспекция обоснованно отказала заявителю в проведении проверки, так как Инспекция вправе осуществлять надзор за качеством предоставления коммунальных услуг именно в отношении "исполнителя", кем и является ООО "УК "Наш дом".
Подробно доводы ООО "ИДК" изложены в апелляционной жалобе.
Определениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 года и 28 октября 2016 года апелляционные жалобы Государственной инспекции Алтайского края и ООО "Инвестиционно-девелоперская компания" приняты к совместному рассмотрению.
Заявитель отзывы на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
07 ноября 2016 года в Седьмой арбитражный апелляционный суд от ООО "УК "Наш дом" поступило заявление о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителя заявителя.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 сентября 2016 года не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Наш Дом" в целях исполнения своих обязательств по предоставлению коммунальных услуг гражданам (потребителям) заключило договор горячего водоснабжения с ООО "Инвестиционно-девелоперская компания".
В связи с недостаточной температурой горячей воды, подаваемой ресурсоснабжающей организацией в жилые многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "УК "Наш Дом", Общество обратилось в органы Роспотребнадзора с целью выяснения обстоятельств поставки некачественного коммунального ресурса "горячее водоснабжения" и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Данное заявление в дальнейшем направлено в Отдел жилищного надзора по г. Рубцовску, г. Славгороду Государственной инспекции Алтайского края.
ООО "ИДК" отвечает за качество горячего водоснабжения до границы эксплуатационной ответственности (на входе в многоквартирные дома) и в соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 СанПиН 2.1.4,2496-09 должно обеспечить качество горячего водоснабжения не ниже +60 гр., а также в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25, пунктом 6 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктами 4.2, 4.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 обязано обеспечить производственный контроль качества горячей воды, в том числе температуры горячей воды, путем отбора проб, в том числе на границе эксплуатационной ответственности ООО "ИДК" и абонентов.
В ответ на заявление Государственная инспекция Алтайского края указала, что полномочиями на проведение проверок в отношении ресурсоснабжающих организаций, не являющихся исполнителями коммунальных услуг, привлечению их к административной ответственности, Инспекция не наделена.
Со стороны Государственной инспекции Алтайского края каких-либо проверок, оценки действий третьего лица на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и наличия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не производилось.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ).
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).
Частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Государственный контроль за качеством, объемом и порядком предоставления коммунальных услуг в соответствии с пунктом 161 Правил осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре", государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Согласно части 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Государственной инспекции Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 25.07.2014 года N 107, государственная инспекция Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим, в том числе, региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством.
Региональный государственный жилищный надзор осуществляется должностными лицами - государственными жилищными инспекторами Государственной инспекции Алтайского края (пункты 1.1 - 1.2 Административного регламента исполнения Государственной инспекцией Алтайского края государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утв. приказом Государственной инспекции Алтайского края от 27.06.2013 года N 68/1; далее по тексту - Административный регламент).
Предметом регионального государственного жилищного надзора, является, в том числе, соответствие качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям (пункт 1.5 Административного регламента).
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в Инспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (пункт 3.12.2 Административного регламента).
Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными выше, является поступление в Инспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с пунктом 3.14 Административного регламента предметом внеплановой проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с учетом изменений, внесенных Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 года N 19-П), письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, - руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Соответственно Инспекция уполномочена на выявление нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований, в том числе, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК "Наш дом", обращалось в органы Роспотребнадзора с целью выяснения обстоятельств поставки некачественного коммунального ресурса "горячее водоснабжение" и привлечения виновных лиц к административной ответственности, при этом Обществом были предоставлены сведения с общедомовых приборов учета, фиксирующих температуру горячего водоснабжения на вводе в многоквартирные дом, договор горячего водоснабжения и иные необходимые документы.
Указанное обращение направлено в отдел жилищного надзора по г. Рубцовску, г. Славгороду Государственной инспекции Алтайского края для рассмотрения по существу и принятия решения.
В свою очередь, в своем ответе Инспекция указала Обществу на то обстоятельство, что полномочиями на проведение проверок в отношении ресурсоснабжающих организаций, не являющихся исполнителями коммунальных услуг и привлечению их к административной ответственности, Инспекция не наделена.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что у административного органа имелся безусловный повод для возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку факт наличия или отсутствия события административного правонарушения устанавливается исключительно в рамках производства по делу об административном правонарушении, предоставляющего Инспекции право запрашивать все необходимые документы, собирать доказательства и совершать иные процессуальные действия.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3). Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12). Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Понятия "исполнитель" и "ресурсоснабжающая организация" нормативно закреплены в пункте 2 Правил, согласно которому под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с пунктом 21 Правил, договоры горячего водоснабжения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Согласно положениям части 1 статьи 36, части 3 статьи 39 ЖК РФ, пунктов 5, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, при наличии заключенного собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией договора управления, ответственность за предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества несет управляющая организация. Организация, осуществляющая поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает в этом случае за качество указанных ресурсов до границ общего имущества в многоквартирном доме.
При этом управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги. Такое толкование Правил N 354 соответствует позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 13.01.2014 года N АКПИ13-1116.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 необходимо обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 года N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170 качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
В силу пункта 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °C.
Таким образом, поскольку заявителем при обращении в административный орган были предоставлены все необходимые документы, для определения лиц, ответственных за обеспечение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, Инспекция была не вправе отказать о проведении соответствующей проверки по обращению заявителя.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, возбуждение производства по делу об административном правонарушении является лишь стадией административного производства, на которой невозможно сделать однозначный вывод об отсутствии или наличии в действиях лица состава административного правонарушения; между тем, установление всех обстоятельств, имеющих значение по рассматриваемому делу, Инспекцией не производилось, представленные Обществом доказательства не исследовались; при этом независимо от основания проведения мероприятий, от состава доказательственной базы, получение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, является безусловным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие Государственной инспекции Алтайского края, выразившееся в непроведении проверки по заявлению ООО "УК "Наш Дом" от 10.06.2015 года о нарушении ООО "ИДК" нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами является незаконным, а заявление ООО "УК "Наш Дом" подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что апеллянтами в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 сентября 2016 года по делу N А03-1574/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.11.2016 N 07АП-9001/2016 ПО ДЕЛУ N А03-1574/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2016 г. по делу N А03-1574/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2016 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции Алтайского края, г. Барнаул и Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-девелоперская компания", г. Рубцовск (N 07АП-9001/16 (1,2))
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 01 сентября 2016 года по делу N А03-1574/2016 (судья Мищенко А.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом", г. Рубцовск Алтайского края (ИНН 2209034968, ОГРН 1082209001137)
к Государственной инспекции Алтайского края, г. Барнаул (ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070)
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-девелоперская компания", г. Рубцовск (ИНН 7717538444, ОГРН 1057747858189)
о признании незаконным бездействия Государственной инспекции Алтайского края по заявлению ООО "УК "Наш дом" от 10.06.2015 года,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "УК "Наш дом") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края государственный жилищный надзор (далее по тексту - заинтересованное лицо, Инспекция, административный орган) о признании незаконным бездействия Государственной инспекции Алтайского края по заявлению ООО "УК "Наш дом" от 10.06.2015 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-девелоперская компания" (далее по тексту - третье лицо, ООО "ИДК").
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 01 сентября 2016 года заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 сентября 2016 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "УК "Наш дом" требований, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; арбитражным судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на то обстоятельство, что заявитель, осуществляя управление рядом многоквартирных домов на основании договора управления, является исполнителем, то есть ресурсоснабжающая организация (ООО "ИДК") в данном случае не может являться субъектом проверки и административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, в связи с чем у Инспекции отсутствовали основания для проведения проверки; заявителем не представлено доказательств, что направленное разъяснение без проведения проверки не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создает препятствия для осуществления такой деятельности.
Подробно доводы Государственной инспекции изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Инвестиционно-девелоперская компания", полагая решение суда первой инстанции незаконным, обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 сентября 2016 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "УК "Наш дом" требований, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; Инспекция обоснованно отказала заявителю в проведении проверки, так как Инспекция вправе осуществлять надзор за качеством предоставления коммунальных услуг именно в отношении "исполнителя", кем и является ООО "УК "Наш дом".
Подробно доводы ООО "ИДК" изложены в апелляционной жалобе.
Определениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 года и 28 октября 2016 года апелляционные жалобы Государственной инспекции Алтайского края и ООО "Инвестиционно-девелоперская компания" приняты к совместному рассмотрению.
Заявитель отзывы на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
07 ноября 2016 года в Седьмой арбитражный апелляционный суд от ООО "УК "Наш дом" поступило заявление о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителя заявителя.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 сентября 2016 года не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Наш Дом" в целях исполнения своих обязательств по предоставлению коммунальных услуг гражданам (потребителям) заключило договор горячего водоснабжения с ООО "Инвестиционно-девелоперская компания".
В связи с недостаточной температурой горячей воды, подаваемой ресурсоснабжающей организацией в жилые многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "УК "Наш Дом", Общество обратилось в органы Роспотребнадзора с целью выяснения обстоятельств поставки некачественного коммунального ресурса "горячее водоснабжения" и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Данное заявление в дальнейшем направлено в Отдел жилищного надзора по г. Рубцовску, г. Славгороду Государственной инспекции Алтайского края.
ООО "ИДК" отвечает за качество горячего водоснабжения до границы эксплуатационной ответственности (на входе в многоквартирные дома) и в соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 СанПиН 2.1.4,2496-09 должно обеспечить качество горячего водоснабжения не ниже +60 гр., а также в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25, пунктом 6 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктами 4.2, 4.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 обязано обеспечить производственный контроль качества горячей воды, в том числе температуры горячей воды, путем отбора проб, в том числе на границе эксплуатационной ответственности ООО "ИДК" и абонентов.
В ответ на заявление Государственная инспекция Алтайского края указала, что полномочиями на проведение проверок в отношении ресурсоснабжающих организаций, не являющихся исполнителями коммунальных услуг, привлечению их к административной ответственности, Инспекция не наделена.
Со стороны Государственной инспекции Алтайского края каких-либо проверок, оценки действий третьего лица на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и наличия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не производилось.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ).
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).
Частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Государственный контроль за качеством, объемом и порядком предоставления коммунальных услуг в соответствии с пунктом 161 Правил осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре", государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Согласно части 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Государственной инспекции Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 25.07.2014 года N 107, государственная инспекция Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим, в том числе, региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством.
Региональный государственный жилищный надзор осуществляется должностными лицами - государственными жилищными инспекторами Государственной инспекции Алтайского края (пункты 1.1 - 1.2 Административного регламента исполнения Государственной инспекцией Алтайского края государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утв. приказом Государственной инспекции Алтайского края от 27.06.2013 года N 68/1; далее по тексту - Административный регламент).
Предметом регионального государственного жилищного надзора, является, в том числе, соответствие качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям (пункт 1.5 Административного регламента).
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в Инспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (пункт 3.12.2 Административного регламента).
Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными выше, является поступление в Инспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с пунктом 3.14 Административного регламента предметом внеплановой проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с учетом изменений, внесенных Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 года N 19-П), письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, - руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Соответственно Инспекция уполномочена на выявление нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований, в том числе, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК "Наш дом", обращалось в органы Роспотребнадзора с целью выяснения обстоятельств поставки некачественного коммунального ресурса "горячее водоснабжение" и привлечения виновных лиц к административной ответственности, при этом Обществом были предоставлены сведения с общедомовых приборов учета, фиксирующих температуру горячего водоснабжения на вводе в многоквартирные дом, договор горячего водоснабжения и иные необходимые документы.
Указанное обращение направлено в отдел жилищного надзора по г. Рубцовску, г. Славгороду Государственной инспекции Алтайского края для рассмотрения по существу и принятия решения.
В свою очередь, в своем ответе Инспекция указала Обществу на то обстоятельство, что полномочиями на проведение проверок в отношении ресурсоснабжающих организаций, не являющихся исполнителями коммунальных услуг и привлечению их к административной ответственности, Инспекция не наделена.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что у административного органа имелся безусловный повод для возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку факт наличия или отсутствия события административного правонарушения устанавливается исключительно в рамках производства по делу об административном правонарушении, предоставляющего Инспекции право запрашивать все необходимые документы, собирать доказательства и совершать иные процессуальные действия.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3). Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12). Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Понятия "исполнитель" и "ресурсоснабжающая организация" нормативно закреплены в пункте 2 Правил, согласно которому под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с пунктом 21 Правил, договоры горячего водоснабжения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Согласно положениям части 1 статьи 36, части 3 статьи 39 ЖК РФ, пунктов 5, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, при наличии заключенного собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией договора управления, ответственность за предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества несет управляющая организация. Организация, осуществляющая поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает в этом случае за качество указанных ресурсов до границ общего имущества в многоквартирном доме.
При этом управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги. Такое толкование Правил N 354 соответствует позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 13.01.2014 года N АКПИ13-1116.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 необходимо обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 года N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170 качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
В силу пункта 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °C.
Таким образом, поскольку заявителем при обращении в административный орган были предоставлены все необходимые документы, для определения лиц, ответственных за обеспечение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, Инспекция была не вправе отказать о проведении соответствующей проверки по обращению заявителя.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, возбуждение производства по делу об административном правонарушении является лишь стадией административного производства, на которой невозможно сделать однозначный вывод об отсутствии или наличии в действиях лица состава административного правонарушения; между тем, установление всех обстоятельств, имеющих значение по рассматриваемому делу, Инспекцией не производилось, представленные Обществом доказательства не исследовались; при этом независимо от основания проведения мероприятий, от состава доказательственной базы, получение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, является безусловным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие Государственной инспекции Алтайского края, выразившееся в непроведении проверки по заявлению ООО "УК "Наш Дом" от 10.06.2015 года о нарушении ООО "ИДК" нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами является незаконным, а заявление ООО "УК "Наш Дом" подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что апеллянтами в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 сентября 2016 года по делу N А03-1574/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
Н.А.УСАНИНА
Н.В.МАРЧЕНКО
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)