Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7054/2017

Требование: О возложении обязанности произвести капитальный и текущий ремонт жилого фонда.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что неисполнение собственником имущества и обслуживающей организацией своих обязанностей по проведению капитального и текущего ремонта дома приводит к нарушению прав граждан, проживающих в этом доме, и создает угрозу для их жизни и здоровья.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2017 г. по делу N 33-7054


Судья: Нестерова Т.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.,
судей Наконечной Е.В., Бичуковой И.Б.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ООО "Главное управление жилищным фондом" о возложении обязанности произвести капитальный и текущий ремонт жилого фонда военного городка "Новосысоевка-9" Яковлевского района Приморского края
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ - Т.
на решение Яковлевского районного суда Приморского края от 14 марта 2017 года, которым исковые требования удовлетворены; на Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" возложена обязанность произвести капитальный ремонт здания многоквартирного жилого дома инв. N, расположенного по адресу: <...> военный городок "Новосысоевка-9", а именно: капитальный ремонт мягкой кровли, железобетонных панелей, стен, отмостков, межпанельных швов, блоков вентиляционных каналов, защитных зонтов, карнизов, парапетов, козырьков над входом в подъезд, подходы к подъездам и электрощитовой; на ООО "Главное управление жилищным фондом" возложена обязанность провести текущий ремонт здания многоквартирного жилого дома инв. N, расположенного по адресу: <...> военный городок "Новосысоевка-9", а именно: текущий ремонт - цоколей, лоджий, оконных блоков, дверных блоков, лестничных проемов, плит, ограждений, отделочный слой, штукатурка, системы центрального отопления, системы холодного водоснабжения, канализации, а также спроектировать и обустроить дренажную систему.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав мнение прокурора Ахмедова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

военный прокурор 32 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с названным иском, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки специализированного жилищного фонда МО РФ установлено, что здание многоквартирного дома инв. N (1973 года постройки), расположенное по <адрес>, военный городок "Новосысоевка-9", состоит на балансе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ (ФГКУ ДВ ТУИО МО РФ) и является собственностью Российской Федерации в лице Минобороны России. В соответствии с договором управления специализированным жилищным фондом военных городков МО РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством обороны РФ и ООО "Главное управление жилищным фондом", обслуживание, текущий ремонт данного здания осуществляет ООО "Главное управление жилищным фондом". Обязанность по проведению капитального ремонта дома лежит на собственнике.
Согласно актам весеннего и осеннего осмотров технического состояния дома от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом эксплуатируется по назначению и нуждается в проведении капитального ремонта: мягкой кровли, железобетонных панелей, стен, отмостков, межпанельных швов, блоков вентканалов, защитных зонтов, карнизов, парапетов, козырьков над входом в подъезд, подходы к подъездам и электрощитовой, а также в проведении текущего ремонта - цоколей, лоджий, оконных блоков, дверных блоков, лестничных проемов, плит, ограждений, отделочный слой, штукатурка, системы центрального отопления, системы холодного водоснабжения, канализации, в доме необходимо спроектировать и обустроить дренажную систему.
Ранее капитальный и текущий ремонт в данном доме не проводился. Неисполнение собственником имущества и обслуживающей организацией своих обязанностей по проведению капитального и текущего ремонта дома приводит к нарушению прав граждан, проживающих в этом доме, и создает угрозу для их жизни и здоровья.
В своих исковых требованиях прокурор просил суд обязать ООО "Главное управление жилищным фондом" произвести текущий ремонт указанного многоквартирного дома, а именно: цоколей, лоджий, оконных блоков, дверных блоков, лестничных проемов, плит, ограждений, отделочный слой, штукатурка, системы центрального отопления, системы холодного водоснабжения, канализации, а также спроектировать и обустроить дренажную систему. Обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ произвести капитальный ремонт указанного многоквартирного дома, а именно: мягкой кровли, железобетонных панелей, стен, отмостков, межпанельных швов, блоков вентканалов, защитных зонтов, карнизов, парапетов, козырьков над входом в подъезд, подходов к подъездам и электрощитовой.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представители Министерства обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ООО "Главное управление жилищным фондом", извещенные о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились. От представителя ООО "Главное управление жилищным фондом" поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Разбирательство по делу проведено без участия не явившихся сторон.
В письменном отзыве на иск представитель ФГКУ "ДВ ТУИО" МО РФ не согласился с заявленными требованиями и указал, что проведение текущего либо капитального ремонта объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, не относится к Уставной деятельности учреждения, оно не уполномочено выступать в роли государственного заказчика услуг по капитальному ремонту соответствующего имущества и не может самостоятельно производить работы по текущему и капитальному ремонту указанных объектов. Необходимость проведения капитального ремонта не подтверждена надлежащими доказательствами. Учитывая, что согласно акту проверки N от ДД.ММ.ГГГГ часть квартир в указанном жилом доме принадлежит на праве собственности физическим лицам, проведение капитального ремонта общего имущества возможно только при наличии решения собственников жилых помещений о проведении такого ремонта.
В письменном возражении на иск представитель ООО "Главное управление жилищным фондом" просил отказать в удовлетворении исковых требований. Указал, что прокурор не вправе обращаться в суд с указанным иском, поскольку круг лиц, проживающих в спорном доме, определен, ими являются наниматели и собственники, проживающие в этом доме. Расходы на оплату текущего и капитального ремонта Российская Федерация не несет, следовательно, нет нарушений ее интересов от действий (бездействий) ответчиков по проведению капитального и текущего ремонта жилого фонда. Согласно договору управления специализированным жилищным фондом военных городков МО РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Министерством обороны РФ и ООО "Главное управление жилищным фондом", общество осуществляет лишь содержание и текущий ремонт указанного многоквартирного дома, в то время, как перечень указанных в иске работ относится к работам по капитальному ремонту жилого дома, которые проводятся собственником жилищного фонда.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось Министерство обороны РФ, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
В обоснование жалобы указано, что в соответствии с заключаемыми договорами управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ управляющая организация обязана оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков. В случае оказания услуг ненадлежащего качества она обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет. Необходимость проведения текущего и капитального ремонта дома возникла из-за неисполнения управляющей организацией обязанности по надлежащему содержанию и ремонту дома, в рамках договора. Для проведения капитального ремонта объектов недвижимости МО РФ законом установлен соответствующий порядок, который не был учтен судом. Производство по настоящему делу подлежит прекращению, так как дела об оспаривании действий (бездействий) органов военного управления подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, полагает, что решение суда не подлежит отмене.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В данном случае таких нарушений судом не допущено.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" капитальный ремонт многоквартирного дома - это проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 указанного закона относится, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт крыш, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, утепление и ремонт фасадов.
Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, к капитальному ремонту отнесено оборудование дома системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб).
На основании ч. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установив в ходе судебного разбирательства, что здание многоквартирного жилого дома инв. N (ДД.ММ.ГГГГ года постройки), расположенное по <адрес> военный городок "Новосысоевка-9", нуждается в проведении капитального ремонта, и что собственник (Министерство обороны РФ), а также уполномоченная им организация, на балансе которой состоит этот дом (ФГКУ ДВ ТУИО МО РФ), надлежащих мер к проведению такого ремонта не принимают, в связи с чем нарушаются жилищные права неопределенного круга граждан, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования и возложил на указанных ответчиков обязанность по производству соответствующих капитальных ремонтных работ.
Суд правильно исходил из того, что панели и стены, мягкая кровля жилого дома, блоки вентиляционных каналов, защитные зонты, карнизы, парапеты, козырьки над входом в подъезд, подходы к подъездам и электрощитовой нуждаются именно в капитальном ремонте. Данное обстоятельство подтверждается комиссионными актами, составленными в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ...).
Следует учесть, что дом построен в ДД.ММ.ГГГГ году, имеет значительный срок эксплуатации и износа. При этом доказательств проведения капитального ремонта дома, в том числе, вышеназванных систем и конструкций дома, суду не предоставлялось. Представленные прокурором доказательства о ненадлежащем состоянии дома в установленном порядке не опровергнуты.
Довод жалобы о том, что необходимость проведения капитального ремонта возникла из-за ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязанностей по содержанию жилого дома, является не состоятельным, так как не подтвержден надлежащими доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данное исковое заявление подлежит рассмотрению и разрешению в порядке КАС РФ основаны на неверном толковании норм процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Ссылка в жалобе на установленный законом порядок организации и проведения капитального ремонта жилого фонда МО РФ не свидетельствует о незаконности принятого судом решения.
В ходе рассмотрения дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с вышеприведенными требованиями действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Спор разрешен судом верно.
Основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Яковлевского районного суда Приморского края от 14 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны РФ - Т. без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)