Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 25 апреля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22.04.2016 в помещении суда апелляционные жалобы Департамента градостроительства городского округа Самара и Администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2016 по делу N А55-16686/2015 (судья Лихачев А.А.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Часовая 6" (ИНН 6316132621, ОГРН 1086316003993), г. Самара, к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Администрации городского округа Самара, г. Самара, об оспаривании бездействия,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
товарищество собственников жилья "Часовая 6" (далее - ТСЖ "Часовая 6", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент), выразившегося в уклонении от формирования по заявлению товарищества от 05.02.2015 N 4 земельного участка, занятого многоквартирным домом и прилегающей территорией, расположенными по адресу: г. Самара, ул. Часовая, д. 6, для предоставления его в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, и об обязании Департамента в месячный срок рассмотреть по существу указанное заявление товарищества и принять соответствующее решение в соответствии с действующим законодательством.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Администрация городского округа Самара (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2016 по делу N А55-16686/2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Департамент и Администрация просили отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе товариществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей жалоб, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании 28.03.2016 представитель Департамента и Администрации поддержала апелляционные жалобы по указанным в них основаниям.
Рассмотрение дела было отложено с 28.03.2016 на 22.04.2016.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения нового судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, 05.02.2015 ТСЖ "Часовая 6" обратилось в Департамент с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Часовая, д. 6.
Письмом от 09.04.2015 N СП-1/437-0-1 Департамент сообщил товариществу, что формирование указанного земельного участка возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
С учетом положений частей 2 и 5 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Департамента, выразившееся в уклонении от формирования земельного участка, занятого указанным многоквартирным домом и прилегающей территорией, обязал его рассмотреть по существу заявление ТСЖ "Часовая 6" и принять соответствующее решение в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ), в пункте 2.1 постановления N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а в Федеральном законе от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
Из частей 2 - 5 статьи 16 Вводного закона с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В Постановлении N 10/22 разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений своих прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 Постановления N 10/22).
Частью 4 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 Постановления N 12-П).
Поскольку право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Вводного закона, ТСЖ "Часовая 6" вправе требовать формирования границ этого участка.
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, Департамент не вправе был отказать в формировании земельного участка по мотиву отсутствия проекта межевания территории, на которой расположен жилой дом.
Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК РФ. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории городского округа Самара, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 01.02.2010 N 80, решение о подготовке документации по планировке территории принимается Департаментом по инициативе органов местного самоуправления либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Учитывая, что подготовка проекта межевания квартала зависит от воли публичного органа и полномочия по его утверждению возложены на орган местного самоуправления, ТСЖ "Часовая 6" не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием проекта межевания территории.
Таким образом, Департамент обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Вышеприведенные выводы соответствуют выводам, содержащимся Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12736/12.
Материалами дела подтверждается, что Департамент уклонился от рассмотрения по существу заявления ТСЖ "Часовая 6" от 05.02.2015 N 4 и фактически не принял по нему решения в соответствии с действующим законодательством, поскольку вышеупомянутое письмо Департамента от 09.04.2015 N СП-1/437-0-1 носит информационный характер.
Ссылку Департамента на непредставление ТСЖ "Часовая 6" схемы расположения земельного участка суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку из материалов дела следует, что эта схема (т. 1, л.д. 48), а также проект установления границ земельного участка жилого дома с прилегающей территорией (т. 1, л.д. 45) и каталог координат точек (углов поворота), дирекционных направлений и длин линий границы земельного участка (и. 1, л.д. 46) были приложены товариществом к заявлению о формировании земельного участка. Кроме того, Департамент не принимал решения об отказе в формировании земельного участка по мотиву непредставления схемы его расположения.
С учетом положений части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" суд первой инстанции правомерно обязал Департамент в месячный срок рассмотреть по существу заявление товарищества.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не основаны на законе, не опровергают вышеприведенные обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Вопрос о том, находится ли часть испрашиваемого товариществом земельного участка на территории общего пользования, не относится к предмету оспаривания по настоящему делу; этот вопрос может быть разрешен при рассмотрении Департаментом по существу заявления товарищества.
В этой связи суд апелляционной инстанции исключает из мотивировочной части решения суда первой инстанции выводы, сделанные им по результатам исследования указанного вопроса.
С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2016 года по делу N А55-16686/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2016 N 11АП-2577/2016, 11АП-2580/2016 ПО ДЕЛУ N А55-16686/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2016 г. по делу N А55-16686/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 25 апреля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22.04.2016 в помещении суда апелляционные жалобы Департамента градостроительства городского округа Самара и Администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2016 по делу N А55-16686/2015 (судья Лихачев А.А.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Часовая 6" (ИНН 6316132621, ОГРН 1086316003993), г. Самара, к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Администрации городского округа Самара, г. Самара, об оспаривании бездействия,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
товарищество собственников жилья "Часовая 6" (далее - ТСЖ "Часовая 6", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент), выразившегося в уклонении от формирования по заявлению товарищества от 05.02.2015 N 4 земельного участка, занятого многоквартирным домом и прилегающей территорией, расположенными по адресу: г. Самара, ул. Часовая, д. 6, для предоставления его в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, и об обязании Департамента в месячный срок рассмотреть по существу указанное заявление товарищества и принять соответствующее решение в соответствии с действующим законодательством.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Администрация городского округа Самара (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2016 по делу N А55-16686/2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Департамент и Администрация просили отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе товариществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей жалоб, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании 28.03.2016 представитель Департамента и Администрации поддержала апелляционные жалобы по указанным в них основаниям.
Рассмотрение дела было отложено с 28.03.2016 на 22.04.2016.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения нового судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, 05.02.2015 ТСЖ "Часовая 6" обратилось в Департамент с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Часовая, д. 6.
Письмом от 09.04.2015 N СП-1/437-0-1 Департамент сообщил товариществу, что формирование указанного земельного участка возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
С учетом положений частей 2 и 5 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Департамента, выразившееся в уклонении от формирования земельного участка, занятого указанным многоквартирным домом и прилегающей территорией, обязал его рассмотреть по существу заявление ТСЖ "Часовая 6" и принять соответствующее решение в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ), в пункте 2.1 постановления N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а в Федеральном законе от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
Из частей 2 - 5 статьи 16 Вводного закона с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В Постановлении N 10/22 разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений своих прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 Постановления N 10/22).
Частью 4 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 Постановления N 12-П).
Поскольку право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Вводного закона, ТСЖ "Часовая 6" вправе требовать формирования границ этого участка.
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, Департамент не вправе был отказать в формировании земельного участка по мотиву отсутствия проекта межевания территории, на которой расположен жилой дом.
Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК РФ. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории городского округа Самара, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 01.02.2010 N 80, решение о подготовке документации по планировке территории принимается Департаментом по инициативе органов местного самоуправления либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Учитывая, что подготовка проекта межевания квартала зависит от воли публичного органа и полномочия по его утверждению возложены на орган местного самоуправления, ТСЖ "Часовая 6" не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием проекта межевания территории.
Таким образом, Департамент обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Вышеприведенные выводы соответствуют выводам, содержащимся Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12736/12.
Материалами дела подтверждается, что Департамент уклонился от рассмотрения по существу заявления ТСЖ "Часовая 6" от 05.02.2015 N 4 и фактически не принял по нему решения в соответствии с действующим законодательством, поскольку вышеупомянутое письмо Департамента от 09.04.2015 N СП-1/437-0-1 носит информационный характер.
Ссылку Департамента на непредставление ТСЖ "Часовая 6" схемы расположения земельного участка суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку из материалов дела следует, что эта схема (т. 1, л.д. 48), а также проект установления границ земельного участка жилого дома с прилегающей территорией (т. 1, л.д. 45) и каталог координат точек (углов поворота), дирекционных направлений и длин линий границы земельного участка (и. 1, л.д. 46) были приложены товариществом к заявлению о формировании земельного участка. Кроме того, Департамент не принимал решения об отказе в формировании земельного участка по мотиву непредставления схемы его расположения.
С учетом положений части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" суд первой инстанции правомерно обязал Департамент в месячный срок рассмотреть по существу заявление товарищества.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не основаны на законе, не опровергают вышеприведенные обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Вопрос о том, находится ли часть испрашиваемого товариществом земельного участка на территории общего пользования, не относится к предмету оспаривания по настоящему делу; этот вопрос может быть разрешен при рассмотрении Департаментом по существу заявления товарищества.
В этой связи суд апелляционной инстанции исключает из мотивировочной части решения суда первой инстанции выводы, сделанные им по результатам исследования указанного вопроса.
С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2016 года по делу N А55-16686/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)