Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2016 N 11АП-12799/2016 ПО ДЕЛУ N А65-8165/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. по делу N А65-8165/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Карпова В.В., Холодковой Ю.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочковой А.В.,
с участием:
от истца - Степанов А.А., доверенность от 02.11.2015,
от ответчика - Красноперов Р.А., доверенность от 01.12.2015,
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 7,
апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2016 года по делу N А65-8165/2016 (судья Коновалов Р.Р.),
по иску ООО "Газпром трансгаз Казань"
к ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района",
с участием третьего лица - Комитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани,
об обязании заключить договоры на поставку газа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Газпром трансгаз Казань" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района", с участием третьего лица - Комитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани, о понуждении заключить договоры по всем домам, перечисленным в исковом заявлении на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, и на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования многоквартирного жилого дома и аварийно-диспетчерского обеспечение.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2016 года исковые требования удовлетворены. ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" обязано заключить с ООО "Газпром трансгаз Казань" договоры на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования многоквартирного жилого дома и аварийно-диспетчерское обеспечение граждан проживающих в домах по адресу: г. Казань, ул. Карбышева, д. 60, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 110 а, г. Казань, ул. Завойского, д. 8, г. Казань, ул. Ботаническая, д. 20, г. Казань, ул. Ботаническая, д. 14, г. Казань, ул. Сафиуллина, д. 8, г. Казань, ул. Братьев Касимовых, д. 22/7, г. Казань, ул. Качалова, д. 84, г. Казань, ул. Пр. Победы, д. 45, г. Казань, ул. Пр. Победы, д. 47, г. Казань, ул. Р.Зорге, д. 32/1, г. Казань, ул. Р. Зорге, 32/2, г. Казань, ул. Роторная, д. 9 в редакции и на условиях ООО "Газпром трансгаз Казань".
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что положениями действующего законодательства не предусмотрена обязанность управляющей компании заключать договор на поставку газа с ресурсоснабжающей организацией, данная обязанность возникает при волеизъявлении собственников и при наличии расторгнутых договоров поставки у собственников с ресурсоснабжающей организацией. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" (заявитель апелляционной жалобы) поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Газпром трансгаз Казань" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть ходатайства в отсутствие участника процесса.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2016 года по делу N А65-8165/2016, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" осуществляет управление жилыми домами расположенными в г. Казани по адресам: ул. Карбышева, д. 60, ул. Павлюхина, д. 110 а, ул. Завойского, д. 8, ул. Ботаническая, д. 20, ул. Ботаническая, д. 14, ул. Сафиуллина, д. 8, ул. Братьев Касимовых, д. 22/7, ул. Качалова, д. 84, ул. Пр. Победы, д. 45, ул. Пр. Победы, д. 47, ул. Р.Зорге, д. 32/1, ул. Р. Зорге, 32/2, ул. Роторная, д. 9.
С собственниками жилых помещений ответчиком были заключены договоры на управление многоквартирными домами.
Истцом 17 декабря 2013 года в адрес ответчика было направлено письмо (исх. N 258-8-2103) с приложениями с просьбой обратиться в ЭПУ "Казаньгоргаз" для заключения договоров на поставку газа и договора на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования многоквартирного жилого дома. (т. 1 л.д. 13-15).
Письмом от 15 января 2014 года исх. 179 ответчик отказался от заключения договора сославшись на отсутствие обязанности заключать указанный договор (том 1 л.д. 16-18).
Истцом 05 июня 2014 года в адрес ответчика было направлено письмо (исх. N 258-32-960) с приложениями с просьбой рассмотреть договор на поставку газа, договор на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования многоквартирного жилого дома и аварийно-диспетчерское обеспечение, и направить представителя для их заключения. Прилагались подписанные со стороны истца договор N 8 на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме на 8 листах с приложением к договору; договор N 7017-0 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования многоквартирного жилого дома и аварийно-диспетчерское обеспечение с приложением (т. 1 л.д. 19).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 421, 426, 432, 445, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу статей 426, 539 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Коммерческая организация обязана заключить такой договор с каждым, кто к ней обратится.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 426 ГК РФ при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные частью 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Судом установлено, что между ответчиком и собственниками жилья заключены договоры управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 1.1 договора, договор заключается для целей обеспечения собственника жилищными и коммунальными услугами.
Управляющая организация представляет законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме в договорных отношениях с эксплуатирующими и ресурсоснабжающими организациями (п. 2.1.).
Собственник передает управляющей организации полномочия по заключению договоров с подрядчиками от имени управляющей организации, в интересах собственника и за его счет (п. 2.3.2).
Управляющая организация обязана обеспечить необходимыми жилищными, коммунальными ресурсами и услугами, обеспечить техническое обслуживание многоквартирного дома, а также обеспечить аварийно-диспетчерское обеспечение (п. п. 3.5., 3.6.2, 3.6.5., 3.6.6.).
Согласно пункту 2 Правил N 124 внутридомовые инженерные системы являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования. Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо.
Согласно пункту 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 (далее по тексту - Правила N 549) правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора.
Согласно пункту 5 Правил N 549 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Перед заключением договора на поставку газа должен быть заключен договор на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования многоквартирного жилого дома и аварийно-диспетчерское обеспечение.
Многоквартирные жилые дома, находящиеся под управлением ответчика и подлежащие снабжению газом и техническому обслуживанию по спорным договорам являются общежитиями.
Договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования между ООО "Газпром трансгаз Казань" и ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" отсутствует, поскольку ответчик отказывается от его заключения, доказательства заключения договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с иной организацией ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" не представило.
Согласно пункту 6 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив.
Согласно пункту 30 Правил N 410 специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заявителю о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами и Гражданским кодексом Российской Федерации и подписанного со стороны специализированной организации.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
В силу пункта 31 Правил N 410 в случае если сторона, направившая заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения этой заявки (оферты) другой стороной не получила от нее ответа о согласии заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на предложенных условиях либо иных условиях, соответствующих гражданскому законодательству Российской Федерации и настоящим Правилам, а также в случае получения отказа от заключения указанного договора по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора.
Статьей 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, и выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал на отсутствие у него обязанности заключить с истцом спорные договоры.
Исходя из требований пункта 4 статьи 445 ГК РФ и в силу прямого указания части 12 статьи 161 ЖК РФ обязанность заключить соглашение по поставке газа возлагается в равной степени на газоснабжающую организацию и организацию потребителя - управляющую организацию, при уклонении одной из них от заключения соглашения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующий договор.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в силу пункта 12 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация не вправе отказываться от заключения договора с ресурсоснабжающей организацией, проект которого был направлен в ее адрес.
Указанный вывод согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, отраженный в определении от 18.12.2014 N 307-ЭС14-6436 и постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.05.2014 по делу N А65-11075/2013.
Согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управляющая организация обязана организовать аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома, в том числе, путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.
Кроме того, согласно подпункту "е" пункта 3.3.4 договоров управления многоквартирным домом с собственником помещения управляющая организация обязана обеспечивать аварийно-диспетчерское обслуживание жилого дома.
В связи с изложенным, обеспечение аварийно-диспетчерского обслуживания многоквартирного дома также является обязанностью управляющей организации.
Таким образом, в данном случае подлежат применению не нормы, регулирующие заключение публичных договоров, а нормы, регулирующие обязанность управляющей компании по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями - нормы жилищного законодательства.
Ответчик, являясь управляющей организацией, в силу закона должен предоставлять жителям многоквартирного жилого дома весь комплекс коммунальных услуг.
Управляющая организация не может в нарушение императивных норм законодательства осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению услуги на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования многоквартирного жилого дома и аварийно-диспетчерское обеспечение граждан.
При таких обстоятельствах заявленные требования судом первой инстанции удовлетворены обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они фактически сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2016 года по делу N А65-8165/2016, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2016 года по делу N А65-8165/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.А.СЕРОВА

Судьи
В.В.КАРПОВ
Ю.Е.ХОЛОДКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)