Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Товарищество собственников недвижимости (ТСН), созданное собственниками многоквартирного дома путем заочного голосования, полагало, что действия жилищной инспекции нарушают права ТСН.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии:
ответчика - Шапкиной Е.В., доверенность от 13.03.2017 N 01-66,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Тельмана 6"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.12.2016 (судья Бобунова Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2017 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)
по делу N А57-14559/2016
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Тельмана 6" о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области по внесению изменений в реестр лицензий Саратовской области в части включения в него многоквартирного дома, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 6, которым управляет общество с ограниченной ответственностью "Дом Сервис", на основании заявления от 22.04.2016, об обязании Государственной жилищной инспекции Саратовской области в трехдневный срок внести изменения в реестр лицензий Саратовской области в части исключения из него вышеуказанного многоквартирного дома,
установил:
товарищество собственников недвижимости "Тельмана 6" (далее - товарищество, ТСН "Тельмана 6", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - госорган, Жилищная инспекция) по внесению изменений в реестр лицензий Саратовской области в части включения в него многоквартирного дома, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 6, которым управляет общество с ограниченной ответственностью "Дом Сервис" (далее - ООО "Дом Сервис"), на основании заявления от 22.04.2016, об обязании госорган в трехдневный срок внести изменения в реестр лицензий Саратовской области в части исключения из него вышеуказанного многоквартирного дома.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Дом Сервис" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителя Жилищной инспекции, судебная коллегия установила следующее.
15.09.2015 собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 6 проведено общее собрание в форме заочного голосования, результаты которого отражены в протоколе общего собрания собственников данного многоквартирного дома N 1. Данным собранием собственников спорного многоквартирного дома принято решение о создании ТСН "Тельмана 6".
08.04.2016 в внеочередном общем собрании собственников спорного многоквартирного дома принято решение об избрании способа управления многоквартирным домом N 6 по ул. Тельмана в г. Энгельсе, управляющей организацией выбрано ООО "Дом Сервис", а также заключен договор управления многоквартирным домом на условиях, определенных решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
22.04.2016 ООО "Дом Сервис" обратилось в Жилищную инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Саратовской области о включении сведения о доме N 6 по ул. Тельмана в г. Энгельсе в раздел, включающий сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО "Дом Сервис", приложив необходимый пакет документов, предусмотренный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
На основании представленных документов Жилищная инспекция внесла сведения о многоквартирном доме N 6 по ул. Тельмана в г. Энгельс в реестр лицензий Саратовской области за управляющей организацией ООО "Дом Сервис".
Полагая, что данные действия госоргана нарушают права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской деятельности, ТСН "Тельмана 6" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исходя из системного толкования частей 1, 8, 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), суды сделали вывод о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме позволено в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат (часть 4 указанной статьи).
При этом нормами ЖК РФ (в редакции, действующей на момент подачи заявления от 22.04.2016) не предусмотрена обязанность лицензиата совместно с предоставлением сведений о заключении (прекращении, расторжении) договора управления многоквартирным домом направления в орган государственного жилищного надзора каких-либо иных документов, для внесения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, в связи с чем, представление такого заявления является достаточным основанием для внесения инспекцией изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в течение трех дней.
Учитывая принятие собственниками помещений решения об избрании способа управления спорным многоквартирным домом управляющей организации ООО "Дом Сервис", оформленным протоколом от 08.04.2016, и факт заключения между собственниками и ООО "Дом Сервис" договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 09.04.2016, а также установив, что ООО "Дом Сервис" выполнены требования, предусмотренные частью 2 статьи 198 ЖК РФ, суды правомерно признали оспариваемые действия Жилищной инспекции соответствующими закону и не нарушающими права и законные интересы ТСН "Тельмана 6".
Кроме того, судами принято во внимание то, что решения общего собрания собственников спорного многоквартирного дома в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, не признаны недействительными.
Доводы, приведенные подателем жалобы в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании жилищного законодательства и не опровергают обстоятельств, установленных судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.12.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2017 по делу N А57-14559/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.06.2017 N Ф06-21427/2017 ПО ДЕЛУ N А57-14559/2016
Требование: О признании незаконными действий жилищной инспекции по внесению изменений в реестр лицензий субъекта федерации в части включения в него сведений о многоквартирном доме как находящемся в управлении общества, об обязании исключить сведения о многоквартирном доме из реестра лицензий.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Товарищество собственников недвижимости (ТСН), созданное собственниками многоквартирного дома путем заочного голосования, полагало, что действия жилищной инспекции нарушают права ТСН.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2017 г. N Ф06-21427/2017
Дело N А57-14559/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии:
ответчика - Шапкиной Е.В., доверенность от 13.03.2017 N 01-66,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Тельмана 6"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.12.2016 (судья Бобунова Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2017 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)
по делу N А57-14559/2016
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Тельмана 6" о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области по внесению изменений в реестр лицензий Саратовской области в части включения в него многоквартирного дома, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 6, которым управляет общество с ограниченной ответственностью "Дом Сервис", на основании заявления от 22.04.2016, об обязании Государственной жилищной инспекции Саратовской области в трехдневный срок внести изменения в реестр лицензий Саратовской области в части исключения из него вышеуказанного многоквартирного дома,
установил:
товарищество собственников недвижимости "Тельмана 6" (далее - товарищество, ТСН "Тельмана 6", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - госорган, Жилищная инспекция) по внесению изменений в реестр лицензий Саратовской области в части включения в него многоквартирного дома, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 6, которым управляет общество с ограниченной ответственностью "Дом Сервис" (далее - ООО "Дом Сервис"), на основании заявления от 22.04.2016, об обязании госорган в трехдневный срок внести изменения в реестр лицензий Саратовской области в части исключения из него вышеуказанного многоквартирного дома.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Дом Сервис" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителя Жилищной инспекции, судебная коллегия установила следующее.
15.09.2015 собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 6 проведено общее собрание в форме заочного голосования, результаты которого отражены в протоколе общего собрания собственников данного многоквартирного дома N 1. Данным собранием собственников спорного многоквартирного дома принято решение о создании ТСН "Тельмана 6".
08.04.2016 в внеочередном общем собрании собственников спорного многоквартирного дома принято решение об избрании способа управления многоквартирным домом N 6 по ул. Тельмана в г. Энгельсе, управляющей организацией выбрано ООО "Дом Сервис", а также заключен договор управления многоквартирным домом на условиях, определенных решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
22.04.2016 ООО "Дом Сервис" обратилось в Жилищную инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Саратовской области о включении сведения о доме N 6 по ул. Тельмана в г. Энгельсе в раздел, включающий сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО "Дом Сервис", приложив необходимый пакет документов, предусмотренный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
На основании представленных документов Жилищная инспекция внесла сведения о многоквартирном доме N 6 по ул. Тельмана в г. Энгельс в реестр лицензий Саратовской области за управляющей организацией ООО "Дом Сервис".
Полагая, что данные действия госоргана нарушают права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской деятельности, ТСН "Тельмана 6" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исходя из системного толкования частей 1, 8, 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), суды сделали вывод о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме позволено в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат (часть 4 указанной статьи).
При этом нормами ЖК РФ (в редакции, действующей на момент подачи заявления от 22.04.2016) не предусмотрена обязанность лицензиата совместно с предоставлением сведений о заключении (прекращении, расторжении) договора управления многоквартирным домом направления в орган государственного жилищного надзора каких-либо иных документов, для внесения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, в связи с чем, представление такого заявления является достаточным основанием для внесения инспекцией изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в течение трех дней.
Учитывая принятие собственниками помещений решения об избрании способа управления спорным многоквартирным домом управляющей организации ООО "Дом Сервис", оформленным протоколом от 08.04.2016, и факт заключения между собственниками и ООО "Дом Сервис" договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 09.04.2016, а также установив, что ООО "Дом Сервис" выполнены требования, предусмотренные частью 2 статьи 198 ЖК РФ, суды правомерно признали оспариваемые действия Жилищной инспекции соответствующими закону и не нарушающими права и законные интересы ТСН "Тельмана 6".
Кроме того, судами принято во внимание то, что решения общего собрания собственников спорного многоквартирного дома в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, не признаны недействительными.
Доводы, приведенные подателем жалобы в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании жилищного законодательства и не опровергают обстоятельств, установленных судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.12.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2017 по делу N А57-14559/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)