Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нагорный" (ОГРН 1145958080047, ИНН 5919998426): Акиншина Е.С., представитель по доверенности от 12.01.2016, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): Зеленина Л.С., представитель по доверенности от 11.01.2016, предъявлен паспорт;
- от третьих лиц Чуб Лидии Ивановны, Белослудцева Валерия Сергеевича: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нагорный"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 марта 2016 года по делу N А50-26097/2015,
принятое судьей Вшивковой О.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нагорный"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
с участием третьих лиц Чуб Лидии Ивановны, Белослудцева Валерия Сергеевича
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нагорный" (далее - общество, ООО "УК Нагорный") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным предписания N 1640-л, вынесенного Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекция) 29 сентября 2015 года.
Решением арбитражного суда от 18.03.2015 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе обществом приведены доводы об отсутствии у него обязанности заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, поскольку таковые заключены между собственниками и ресурсоснабжающими организациями; из договора управления прямо следует решение собственников о сохранении такого порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги. Полагает, что судом неправомерно отклонены доводы общества со ссылками на положения ч. 17, 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
Инспекция не согласна с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Третьи лица отзывы на жалобу не представили, явку с представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо на основании распоряжения N 1640л от 27 августа 2015 года провело внеплановую документарную проверку, по итогам которой 29 сентября 2015 года составило акт проверки N 1640-л и выдало предписание N 1640-л.
Проверка проведена по обращению граждан, привлеченных к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, проживающих в проверенном доме.
Пунктом 1 указанного предписания заявителю в срок до 13 ноября 2015 год предложено устранить нарушение, выразившееся в отсутствие договора с ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунальных ресурсов для предоставления собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме N 4 по ул. Кузнецова г. Соликамска коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности оснований, необходимых для признания предписания недействительным.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, исследовав представленные в материалы дела доказательства, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Исходя из ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, в том числе о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль (Положение об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п).
Таким образом Инспекцией проверка проведена и выдано предписание об устранении выявленных нарушений в пределах имеющихся полномочий.
Отклоняя доводы общества о незаконности оспариваемого предписания, суд апелляционной инстанции руководствуется следующими положениями законодательства.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
ООО "УК Нагорный" заключен договор управления с собственниками многоквартирного жилого дома, согласно которому управляющая организация приняла на себя обязательство осуществлять управление домом в соответствии с требованиями законодательства о предоставлении коммунальных услуг.
Как следует из п. 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом (п. 14 Правил N 354).
В соответствии с п. 5 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений на общество как управляющую компанию в отношении многоквартирного дома возложена обязанность по заключению договоров ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Собственниками помещений в вышеуказанном многоквартирном жилом доме выбрали ООО "УК Нагорный" в качестве управляющей организации (протокол общего собрания от 31.03.2015) и заключили договор управления с обществом.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Доводы общества о наличии договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией отклонены апелляционным судом по вышеизложенным основаниям.
Принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Как указано выше, в силу положений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Ссылки общества в обоснование своей позиции на положения ч. 17, 18 ст. 12 Федерального закона N 176-ФЗ судом первой инстанции исследованы и обоснованно отклонены. Положения указанных пунктов не подтверждают правильность позиции общества, кроме того, являются действующими с 30.06.2015, тогда как заявитель приступил к управлению домом с 01.04.2015.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что обжалуемое предписание является обоснованным и законным, адресовано лицу, обязанному в силу закона принять соответствующие меры по устранению нарушения, отвечает требованиям исполнимости.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 марта 2016 года по делу N А50-26097/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нагорный" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2016 N 17АП-6584/2016-АК ПО ДЕЛУ N А50-26097/2015
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. N 17АП-6584/2016-АК
Дело N А50-26097/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нагорный" (ОГРН 1145958080047, ИНН 5919998426): Акиншина Е.С., представитель по доверенности от 12.01.2016, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): Зеленина Л.С., представитель по доверенности от 11.01.2016, предъявлен паспорт;
- от третьих лиц Чуб Лидии Ивановны, Белослудцева Валерия Сергеевича: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нагорный"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 марта 2016 года по делу N А50-26097/2015,
принятое судьей Вшивковой О.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нагорный"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
с участием третьих лиц Чуб Лидии Ивановны, Белослудцева Валерия Сергеевича
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нагорный" (далее - общество, ООО "УК Нагорный") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным предписания N 1640-л, вынесенного Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекция) 29 сентября 2015 года.
Решением арбитражного суда от 18.03.2015 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе обществом приведены доводы об отсутствии у него обязанности заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, поскольку таковые заключены между собственниками и ресурсоснабжающими организациями; из договора управления прямо следует решение собственников о сохранении такого порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги. Полагает, что судом неправомерно отклонены доводы общества со ссылками на положения ч. 17, 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
Инспекция не согласна с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Третьи лица отзывы на жалобу не представили, явку с представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо на основании распоряжения N 1640л от 27 августа 2015 года провело внеплановую документарную проверку, по итогам которой 29 сентября 2015 года составило акт проверки N 1640-л и выдало предписание N 1640-л.
Проверка проведена по обращению граждан, привлеченных к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, проживающих в проверенном доме.
Пунктом 1 указанного предписания заявителю в срок до 13 ноября 2015 год предложено устранить нарушение, выразившееся в отсутствие договора с ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунальных ресурсов для предоставления собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме N 4 по ул. Кузнецова г. Соликамска коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности оснований, необходимых для признания предписания недействительным.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, исследовав представленные в материалы дела доказательства, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Исходя из ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, в том числе о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль (Положение об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п).
Таким образом Инспекцией проверка проведена и выдано предписание об устранении выявленных нарушений в пределах имеющихся полномочий.
Отклоняя доводы общества о незаконности оспариваемого предписания, суд апелляционной инстанции руководствуется следующими положениями законодательства.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
ООО "УК Нагорный" заключен договор управления с собственниками многоквартирного жилого дома, согласно которому управляющая организация приняла на себя обязательство осуществлять управление домом в соответствии с требованиями законодательства о предоставлении коммунальных услуг.
Как следует из п. 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом (п. 14 Правил N 354).
В соответствии с п. 5 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений на общество как управляющую компанию в отношении многоквартирного дома возложена обязанность по заключению договоров ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Собственниками помещений в вышеуказанном многоквартирном жилом доме выбрали ООО "УК Нагорный" в качестве управляющей организации (протокол общего собрания от 31.03.2015) и заключили договор управления с обществом.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Доводы общества о наличии договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией отклонены апелляционным судом по вышеизложенным основаниям.
Принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Как указано выше, в силу положений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Ссылки общества в обоснование своей позиции на положения ч. 17, 18 ст. 12 Федерального закона N 176-ФЗ судом первой инстанции исследованы и обоснованно отклонены. Положения указанных пунктов не подтверждают правильность позиции общества, кроме того, являются действующими с 30.06.2015, тогда как заявитель приступил к управлению домом с 01.04.2015.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что обжалуемое предписание является обоснованным и законным, адресовано лицу, обязанному в силу закона принять соответствующие меры по устранению нарушения, отвечает требованиям исполнимости.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 марта 2016 года по делу N А50-26097/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нагорный" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)