Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июля 2017 года по делу N А12-14810/2017 (судья Е.В. Пономарева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" (ИНН 3459001501, ОГРН 1133443005200)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
о признании ненормативного правового акта недействительным,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - товарищество собственников недвижимости "Таращанцев 63" (ИНН 3459068400, ОГРН 1163443060186),
при участии в судебном заседании представителей: инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - Корчегина А.О. по доверенности от 15.11.2016 04-01-06-02/2226, выданной сроком на один год.
В судебное заседание не явились представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" (уведомление о вручении почтового отправления N 640908)
товарищества собственников недвижимости "Таращанцев 63" (уведомление о вручении почтового отправления N 640922)
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" (далее - ООО "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция) от 13.04.2017 N 261-1 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июля 2017 года по делу N А12-14810/2017 в удовлетворении требований ОАО "РЖД" отказано.
ООО "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июля 2017 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 20.03.2017 по 14.04.2017 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка доводов обращения от 01.03.2017 N Ж-01234 по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных главой 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Согласно обращению общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" не передает техническую документацию на многоквартирный дом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде товариществу собственников недвижимости "Таращанцев 63".
В ходе проверки установлено, что от инициатора проведения общего собрания собственников многоквартирного дома N 63 по улице Таращанцев в Волгограде Орлова Р.В. в адрес общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" 15.11.2016 направлено уведомление о принятых на общем собрании собственников помещений указанного выше многоквартирного дома решениях о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом и о создании товарищества собственников недвижимости "Таращанцев 63". При этом к указанному выше уведомлению приложена копия протокола общего собрания. Указанные документы получены обществом, о чем свидетельствует отметка о принятии входящего документа от 15.11.2016 вх. N 1924.
Кроме того, 16.12.2016 от инициатора проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном дома N 63 по улице Таращанцев в Волгограде Орлова Р.В. в адрес общества направлено обращение с просьбой передать техническую документацию на многоквартирный дом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде области и иные документы, связанные с управлением этим домом, а также с просьбой указать дату и время передачи документации. Указанное обращение 13.12.2016 получено обществом, о чем свидетельствует отметка о принятии входящего документа от 13.12.2016 вх. N 2447.
В соответствии с пунктами 18, 19, 21, 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, получившая предусмотренное пунктом 18 Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил органу управления товарищества по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов орган управления товарищества.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
В случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирный домом, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил, передать их по отдельному акту приема - передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом.
В соответствии с пунктом 7.3 договора управления многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде, заключенным собственниками вышеуказанного многоквартирного дома и обществом с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района", договор может быть досрочно расторгнуть по инициативе собственников. Основанием для расторжения договора по инициативе собственников является поступление в адрес управляющей организации от председателя совета многоквартирного дома, либо лица из числа собственников, уполномоченного общим собранием, а в случае их отсутствия от любого лица из числа собственников о принятом на общем собрании собственников решении с приложением копии этого решения. В этом случае договор прекращает свое действие по истечении двух месяцев со дня получения управляющей организацией уведомления, предусмотренного настоящим пунктом договора.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" 15.11.2016 получило уведомление от инициатора проведения общего собрания собственников многоквартирного дома N 63 по улице Таращанцев в Волгограде Орлова Р.В., направленное в соответствии с пунктом 18 Правил, однако общество ответ, предусмотренный пунктом 22 Правил, в адрес товарищества собственников недвижимости не направило.
Согласно представленным по запросу инспекции документам, ответ общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" датирован 10.03.2017 (исх. N 2309 от 10.03.2017), то есть по истечении срока передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов. В письме, направленном инициатору проведения общего собрания Орлову Р.В., общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" сообщает, что не усматривает оснований для расторжения договора управления многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде, заключенного собственниками указанного выше многоквартирного дома и обществом с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района", поскольку в представленном собственниками протоколе общего собрания от 10.11.2016 не рассматривался вопрос о расторжении договора управления с обществом с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района".
Обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области выдано предписание от 13.04.2017 N 261-1 об устранении выявленных нарушений, которым предписано в срок до 16.05.2017 принять меры по передаче в адрес товарищества собственников недвижимости "Таращанцев 63" технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде документов в соответствии с разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (с учетом исправления письмом от 02.05.2017 N 261-3 опечатки).
Полагая, что ненормативный акт инспекции является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выданное предписание от 13.04.2017 N 261-1 об устранении выявленных нарушений, которым предписано в срок до 16.05.2017 принять меры по передаче в адрес товарищества собственников недвижимости "Таращанцев 63" технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде документов в соответствии с разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 соответствует требованиям законодательства и не нарушает права заявителя.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Из условий частей 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для собственников помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса многоквартирным домом может управлять только одна управляющая организация.
Частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса установлена возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (часть 1 статьи 47 Жилищного кодекса).
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом установлен Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Таким образом, общество обязано было передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде, товариществу собственников недвижимости до 17.12.2016.
Акт приема - передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев, подписанный обществом и товариществом, не составлен, его копия в адрес инспекции не поступала.
Кроме того, в адрес инспекции от товарищества собственников недвижимости "Таращанцев 63" поступило письмо (вх. от 13.04.2017 N 04/1828), в котором товарищество подтвердило факт непередачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде, по состоянию на 12.04.2017.
Таким образом, до настоящего времени обществом не исполнено требование пункта 22 Правил в части указания даты, времени и места передачи технической документации на многоквартирный дом, а также не исполнена обязанность, предусмотренная пунктами 19 и 22 Правил.
В ходе проверки установлено нарушение обществом вышеперечисленных требований Правил, выразившееся в уклонении от передачи указанных документов, а также в нарушении порядка и сроков передачи указанных документов.
Инспекция является органом государственного жилищного надзора, уполномоченным в соответствии с частью 7 статьи 15 Федеральный закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что, выдав обществу оспариваемое предписание об устранении нарушений требований от 13.04.2017 N 261-1 о принятии мер по передаче в адрес товарищества технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением многоквартирным домом документов в соответствии с разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, инспекция действовала в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для расторжения договора управления, заключенного между обществом и собственниками многоквартирного дома N 63 по улице Таращанцев в Волгограде не имеется, так как данный вопрос на общем собрании собственников многоквартирного дома не рассматривался, отклоняются, поскольку не являются основанием для отказа в передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, так как выбранный собственниками на общем собрании способ управления многоквартирным домом реализован в связи с регистрацией товарищества собственников недвижимости "Таращанцев 63" в едином государственном реестре юридических лиц с 09.12.2016.
Кроме того, в рассматриваемом случае речь идет об изменении способа управления, указанные положения договора управления полностью согласуются с требованиями части 3 статьи 161 Жилищного кодекса, согласно которым способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В связи с тем, что право на изменение способа управления не содержит каких-либо ограничений, связанных с расторжением договора управления, изменение способа управления влечет прекращения договора управления в силу закона, так как в доме может быть выбран только один способ управления.
Следовательно, в рассматриваемом случае, собственниками реализовано право на изменение способа управления с управления управляющей организацией на управление товариществом собственников жилья, что само по себе влечет прекращения права управления многоквартирным домом у общества, так как в доме выбран иной способ управления.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Арбитражным судом Волгоградской области обоснованно отказано в удовлетворении требований.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июля 2017 года по делу N А12-14810/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" государственную пошлину в размере 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2017 N 12АП-10769/2017 ПО ДЕЛУ N А12-14810/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2017 г. по делу N А12-14810/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июля 2017 года по делу N А12-14810/2017 (судья Е.В. Пономарева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" (ИНН 3459001501, ОГРН 1133443005200)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
о признании ненормативного правового акта недействительным,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - товарищество собственников недвижимости "Таращанцев 63" (ИНН 3459068400, ОГРН 1163443060186),
при участии в судебном заседании представителей: инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - Корчегина А.О. по доверенности от 15.11.2016 04-01-06-02/2226, выданной сроком на один год.
В судебное заседание не явились представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" (уведомление о вручении почтового отправления N 640908)
товарищества собственников недвижимости "Таращанцев 63" (уведомление о вручении почтового отправления N 640922)
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" (далее - ООО "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция) от 13.04.2017 N 261-1 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июля 2017 года по делу N А12-14810/2017 в удовлетворении требований ОАО "РЖД" отказано.
ООО "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июля 2017 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 20.03.2017 по 14.04.2017 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка доводов обращения от 01.03.2017 N Ж-01234 по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных главой 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Согласно обращению общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" не передает техническую документацию на многоквартирный дом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде товариществу собственников недвижимости "Таращанцев 63".
В ходе проверки установлено, что от инициатора проведения общего собрания собственников многоквартирного дома N 63 по улице Таращанцев в Волгограде Орлова Р.В. в адрес общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" 15.11.2016 направлено уведомление о принятых на общем собрании собственников помещений указанного выше многоквартирного дома решениях о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом и о создании товарищества собственников недвижимости "Таращанцев 63". При этом к указанному выше уведомлению приложена копия протокола общего собрания. Указанные документы получены обществом, о чем свидетельствует отметка о принятии входящего документа от 15.11.2016 вх. N 1924.
Кроме того, 16.12.2016 от инициатора проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном дома N 63 по улице Таращанцев в Волгограде Орлова Р.В. в адрес общества направлено обращение с просьбой передать техническую документацию на многоквартирный дом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде области и иные документы, связанные с управлением этим домом, а также с просьбой указать дату и время передачи документации. Указанное обращение 13.12.2016 получено обществом, о чем свидетельствует отметка о принятии входящего документа от 13.12.2016 вх. N 2447.
В соответствии с пунктами 18, 19, 21, 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, получившая предусмотренное пунктом 18 Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил органу управления товарищества по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов орган управления товарищества.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
В случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирный домом, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил, передать их по отдельному акту приема - передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом.
В соответствии с пунктом 7.3 договора управления многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде, заключенным собственниками вышеуказанного многоквартирного дома и обществом с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района", договор может быть досрочно расторгнуть по инициативе собственников. Основанием для расторжения договора по инициативе собственников является поступление в адрес управляющей организации от председателя совета многоквартирного дома, либо лица из числа собственников, уполномоченного общим собранием, а в случае их отсутствия от любого лица из числа собственников о принятом на общем собрании собственников решении с приложением копии этого решения. В этом случае договор прекращает свое действие по истечении двух месяцев со дня получения управляющей организацией уведомления, предусмотренного настоящим пунктом договора.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" 15.11.2016 получило уведомление от инициатора проведения общего собрания собственников многоквартирного дома N 63 по улице Таращанцев в Волгограде Орлова Р.В., направленное в соответствии с пунктом 18 Правил, однако общество ответ, предусмотренный пунктом 22 Правил, в адрес товарищества собственников недвижимости не направило.
Согласно представленным по запросу инспекции документам, ответ общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" датирован 10.03.2017 (исх. N 2309 от 10.03.2017), то есть по истечении срока передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов. В письме, направленном инициатору проведения общего собрания Орлову Р.В., общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" сообщает, что не усматривает оснований для расторжения договора управления многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде, заключенного собственниками указанного выше многоквартирного дома и обществом с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района", поскольку в представленном собственниками протоколе общего собрания от 10.11.2016 не рассматривался вопрос о расторжении договора управления с обществом с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района".
Обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области выдано предписание от 13.04.2017 N 261-1 об устранении выявленных нарушений, которым предписано в срок до 16.05.2017 принять меры по передаче в адрес товарищества собственников недвижимости "Таращанцев 63" технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде документов в соответствии с разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (с учетом исправления письмом от 02.05.2017 N 261-3 опечатки).
Полагая, что ненормативный акт инспекции является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выданное предписание от 13.04.2017 N 261-1 об устранении выявленных нарушений, которым предписано в срок до 16.05.2017 принять меры по передаче в адрес товарищества собственников недвижимости "Таращанцев 63" технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде документов в соответствии с разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 соответствует требованиям законодательства и не нарушает права заявителя.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Из условий частей 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для собственников помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса многоквартирным домом может управлять только одна управляющая организация.
Частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса установлена возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (часть 1 статьи 47 Жилищного кодекса).
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом установлен Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Таким образом, общество обязано было передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде, товариществу собственников недвижимости до 17.12.2016.
Акт приема - передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев, подписанный обществом и товариществом, не составлен, его копия в адрес инспекции не поступала.
Кроме того, в адрес инспекции от товарищества собственников недвижимости "Таращанцев 63" поступило письмо (вх. от 13.04.2017 N 04/1828), в котором товарищество подтвердило факт непередачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом N 63 по улице Таращанцев в Волгограде, по состоянию на 12.04.2017.
Таким образом, до настоящего времени обществом не исполнено требование пункта 22 Правил в части указания даты, времени и места передачи технической документации на многоквартирный дом, а также не исполнена обязанность, предусмотренная пунктами 19 и 22 Правил.
В ходе проверки установлено нарушение обществом вышеперечисленных требований Правил, выразившееся в уклонении от передачи указанных документов, а также в нарушении порядка и сроков передачи указанных документов.
Инспекция является органом государственного жилищного надзора, уполномоченным в соответствии с частью 7 статьи 15 Федеральный закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что, выдав обществу оспариваемое предписание об устранении нарушений требований от 13.04.2017 N 261-1 о принятии мер по передаче в адрес товарищества технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением многоквартирным домом документов в соответствии с разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, инспекция действовала в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для расторжения договора управления, заключенного между обществом и собственниками многоквартирного дома N 63 по улице Таращанцев в Волгограде не имеется, так как данный вопрос на общем собрании собственников многоквартирного дома не рассматривался, отклоняются, поскольку не являются основанием для отказа в передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, так как выбранный собственниками на общем собрании способ управления многоквартирным домом реализован в связи с регистрацией товарищества собственников недвижимости "Таращанцев 63" в едином государственном реестре юридических лиц с 09.12.2016.
Кроме того, в рассматриваемом случае речь идет об изменении способа управления, указанные положения договора управления полностью согласуются с требованиями части 3 статьи 161 Жилищного кодекса, согласно которым способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В связи с тем, что право на изменение способа управления не содержит каких-либо ограничений, связанных с расторжением договора управления, изменение способа управления влечет прекращения договора управления в силу закона, так как в доме может быть выбран только один способ управления.
Следовательно, в рассматриваемом случае, собственниками реализовано право на изменение способа управления с управления управляющей организацией на управление товариществом собственников жилья, что само по себе влечет прекращения права управления многоквартирным домом у общества, так как в доме выбран иной способ управления.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Арбитражным судом Волгоградской области обоснованно отказано в удовлетворении требований.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июля 2017 года по делу N А12-14810/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" государственную пошлину в размере 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
А.В.СМИРНИКОВ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)