Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.02.2016 N 20АП-7237/2014 ПО ДЕЛУ N А09-4348/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2016 г. по делу N А09-4348/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., в отсутствие представителей истца - общества с ограниченной ответственностью "Брянскобэлектро" (г. Брянск, ОГРН 1123256017422, ИНН 3250533663), ответчика - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (г. Москва, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" "Брянскэнерго" (г. Брянск) и третьего лица - управления государственного регулирования тарифов Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1063250035530, ИНН 3250068984), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" "Брянскэнерго" на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2014 по делу N А09-4348/2014 (судья Матвеева Н.И.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Брянскоблэлектро" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" "Брянскэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра") о взыскании 50 тыс. рублей в счет частичного погашения задолженности по оплате услуг, оказанных в соответствии с договором от 11.12.2012 N 4632003749 оказания услуг по передаче электрической энергии в период с 01.03.2014 по 31.03.2014.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец увеличил размер исковых требований и просил взыскать 703 223 рубля 73 копейки задолженности по оплате оказанных в период с 01.03.2014 по 31.03.2014 услуг по передаче электрической энергии в соответствии с договором от 11.12.2012 N 4632003749.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление государственного регулирования тарифов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 11.12.2012 ОАО "МРСК Центра" (заказчик) и ООО "Брянскоблэлектро" (исполнитель) заключили договор N 4632003749 оказания услуг по передаче электрической энергии (с приложением к договору и протоколом от 21.01.2013 урегулирования разногласий), по условиям которого исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании (далее - объекты электросетевого хозяйства исполнителя), а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.2.3 договора сторонами установлен порядок определения размера обязательств заказчика по оплате услуг по передаче электрической энергии, включающий:
- - порядок определения объема электрической энергии и мощности, используемого для определения размера обязательств, определен сторонами в приложении N 7;
- - порядок расчета стоимости услуг исполнителя по передаче электрической энергии, определен сторонами в приложении N 1 к настоящему договору.
Пунктом 3.2.2 договора установлена обязанность заказчика оплачивать услуги исполнителя по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные настоящим договором.
Заказчик обязался направлять исполнителю оформленный со стороны заказчика акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за расчетный месяц до 18-го числа месяца, следующего за расчетным. При возникновении претензий к объему и (или) качеству оказанных услуг заказчик обязан с актом оказанных услуг, подписанным в неоспариваемой части, направить претензию по объему и (или) качеству оказанных услуг с приложением обосновывающих ее документов (пункт 3.2.10 договора).
Пунктом 3.4.1 договора установлена обязанность исполнителя обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки потребителей/ССО, в интересах которых заключен настоящий договор, качество и параметры которой должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании с соблюдением величин аварийной и технологической брони (приложение N 6 к настоящему договору), в пределах максимальной мощности (приложение N 4 к настоящему договору).
Кроме того, исполнитель обязан направлять заказчику для оформления акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за расчетный месяц до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, и счет-фактуру, оформленный в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.4.16 договора в редакции протокола урегулирования разногласий).
Ежемесячно в порядке, определенном сторонами в приложении N 7 к настоящему договору, исполнитель определяет объемы переданной по настоящему договору электроэнергии (мощности) и объем потерь в сетях исполнителя (пункт 4.1 договора).
Стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии и порядок расчетов согласованы сторонами в разделе 6 договора.
Согласно пунктам 6.1 - 6.5 договора расчеты за оказанные услуги производятся по индивидуальным тарифам, установленным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Брянской области; вариант применяемого тарифа, сроки и размеры платежей по оплате услуг, а также порядок определения стоимости услуг по настоящему договору определены сторонами в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору; расчетным периодом по настоящему договору является один календарный месяц; оплата оказанных услуг производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя на основании выставленного исполнителем счета на оплату; датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет исполнителя; если срок оплаты приходится на выходной или праздничный день, то платеж производится в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем; счет на оплату за расчетный период формируется исполнителем на основании акта об оказании услуг по передаче электрической энергии за расчетный период с учетом фактически поступивших платежей в счет за услуг за расчетный период.
В соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 договор заключен по 31.12.2013, вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон с 01.01.2013; договор считается ежегодно продленным на один календарный год на тех же условиях за исключением условий об объеме оказываемых услуг, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.
Истец в соответствии с условиями вышеуказанного договора и согласно акту об оказании услуги по передаче электрической энергии по сети исполнителя за март 2014 года, подписанному заказчиком с протоколом разногласий, оказал ответчику в период с 01.03.2014 по 31.03.2014 услуги по передаче электрической энергии по своим сетям в объеме 123 270 874 кВт/ч на общую сумму 170 669 240 рублей 02 копейки.
В соответствии с протоколом разногласий к вышеуказанному акту ответчик полагал, что объем оказанных истцом услуг по передаче электрической энергии за спорный период составил 122 473 685 кВт/ч на общую сумму 169 565 527 рублей 23 копейки, в связи с чем величина разногласий составила 797 189 кВт/ч на сумму 1 103 712 рублей 79 копеек.
Согласно представленному истцом уточненному расчету за март 2014 года объем разногласий полезного транспорта электроэнергии составляет 507 924 кВт/ч на общую сумму 703 223 рубля 73 копейки и задолженность возникла по следующим эпизодам (группам потребителей):
I. Расторжение ОАО "МРСК Центра" в одностороннем порядке договоров энергоснабжения с социально значимыми объектами:
- 1. МУП "Дубровский районный водоканал" в объеме 40 431 кВт/ч на общую сумму 55 976 рублей 96 копеек;
- 2. МУП "Рогнедино Инженер-сервис" в объеме 3 631 кВт/ч на общую сумму 5027 рублей 15 копеек;
- 3. ФГУП "111 военный завод Минобороны России" в объеме 82 317 кВт/ч на общую сумму 113 968 рублей 37 копеек;
- 4. ООО "Жилкомсервис Свень" в объеме 6 725 кВт/ч на общую сумму 9310 рублей 81 копейку, из которых 2 322 кВт/ч - объем разногласий по артскважине, расположенной по адресу Брянский район, п. Свень, пер. Свенский, 4 403 кВт/ч - объем разногласий по КНС, расположенной по адресу: Брянский р-н, р. Свень, ул. Молодежная.
Общий объем разногласий полезного транспорта электроэнергии по данной группе потребителей составляет 133 104 кВт/ч на общую сумму 184 283 рубля 26 копеек.
II. Транспорт электрической энергии, поставляемый в многоквартирные жилые дома на общедомовые нужды в отсутствие коллективного (общедомового) прибора учета:
1. ТСЖ "Высотка" - объем разногласий полезного транспорта электрический энергии составляет 8 978 кВт/ч на общую сумму 12 430 рублей 10 копеек.
2. ООО "Комаричское домоуправление" - объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составляет 21 080 кВт/ч на общую сумму 29 185 рублей 39 копеек.
3. ООО "Ивотжилье" п. Ивот - объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составляет 11 161 кВт/ч на общую сумму 15 452 рубля 47 копеек.
4. ООО "Жилкомсервис" г. Клинцы - объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составляет 6 247 кВт/ч на общую сумму 8649 рублей 01 копейку.
5. ООО "УК Управдом" г. Клинцы - объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составляет 12 351 кВт/ч на общую сумму 17 100 рублей 04 копейки.
6. ООО "Гарант" г. Клинцы - объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составляет 1 183 кВт/ч на общую сумму 1637 рублей 87 копеек.
III. ООО "Домовое хозяйство" г. Стародуб - транспорт электрической энергии для данного потребителя осуществлен в объеме 79 880 кВт/ч на общую сумму 110 594 рубля 33 копейки и объем разногласий составил 79 880 кВт/ч на общую сумму 110 594 рубля 33 копейки.
IV. Начисления в отношении бытовых потребителей (физических лиц), имеющих нулевой расход потребления электрической энергии, в объеме 291 160 кВт/ч на общую сумму 403 112 рублей 71 копейку, при этом 289 265 кВт/ч на сумму 400 489 рублей 07 копеек урегулировано по населению. Таким образом, объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составляет 1 895 кВт/ч на общую сумму 2623 рубля 65 копеек.
V. ОАО "Брянские коммунальные системы" (котельные, расположенные по адресам: г. Брянск, ул. Луначарского, д. 42/44, ул. Комсомольская, д. 4б, ул. XXII съезда КПСС): объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составляет 122 578 кВт/ч на общую сумму 169 709 рублей 96 копеек.
VI. ООО "БТС" г. Карачев - объем разногласий 2 067 кВт/ч на общую сумму 2861 рубль 78 копеек.
VII. Транспорт электрической энергии, поставляемый в адрес потребителей, с которыми заключены договоры энергоснабжения:
- 1. ООО "Жилищно-коммунально-водопроводное хозяйство" п. Ивот - объем разногласий 21 694 кВт/ч на общую сумму 30 035 рублей 47 копеек;
- 2. МКП "ВК и ЖКХ" п. Бытошь - объем разногласий 5 256 кВт/ч на общую сумму 7276 рублей 97 копеек.
Общий объем разногласий полезного транспорта электроэнергии по данной группе потребителей составляет 26 950 кВт/ч на общую сумму 37 312 рублей 44 копейки.
VIII. ИП Жариков С.А. (г. Карачев, ул. Горького) - транспорт электрической энергии для данного потребителя осуществлен в объеме 86 434 кВт/ч на сумму 119 668 рублей 38 копеек, при этом ответчиком принята лишь часть отпущенной электрической энергии в объеме 5 984 кВт/ч на сумму 8284 рубля 89 копеек. Таким образом, объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составляет 80 450 кВт/ч на общую сумму 111 383 рубля 50 копеек.
По мнению истца, электрическая энергия в объеме 507 924 кВтч на общую сумму 703 223 рубля 73 копейки должна быть включена в объемы переданной потребителям электроэнергии, и, соответственно, исключена из протокола разногласий за март 2014 года.
Неоплата долга в указанной сумме послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В связи с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Заключенный между сторонами договор от 11.12.2012 N 4632003749 оказания услуг по передаче электрической энергии является, по своей правовой природе, договором возмездного оказания услуг. Правоотношения сторон по такому договору регулируются нормами главы 39 ГК РФ.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Факт передачи обществом электрической энергии в спорный период подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается. Однако, как видно из материалов дела, сетевая компания не согласна с объемом оказанных услуг.
Акт об оказании услуги по передаче электрической энергии по сети исполнителя за март 2014 года подписан ответчиком с протоколом разногласий.
Согласно представленному истцом уточненному расчету за март 2014 года объем разногласий полезного транспорта электроэнергии составляет 507 924 кВт/ч на общую сумму 703 223 рубля 73 копейки.
1. Расторжение ОАО "МРСК Центра" в одностороннем порядке договоров энергоснабжения с социально значимыми объектами.
По данному эпизоду ответчик оспаривает транспорт электроэнергии в отношении МУП "Дубровский районный водоканал", МУП "Рогнедино Инженер-сервис", ФГУП "111 военный завод Минобороны России", ООО "Жилкомсервис Свень" общим объемом 133 104 кВт/ч на общую сумму 184 283 рубля 29 копеек, ссылаясь при этом на то, что объем электроэнергии, поставленный в марте 2014 года по сетям ООО "Брянскоблэлектро" в адрес указанных потребителей является бездоговорным потреблением и подлежит взысканию сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии. Указывает, что в адрес ООО "Брянскоблэлектро" им были направлены уведомления об отказе в одностороннем порядке от исполнения договоров энергоснабжения с указанными потребителями, в связи с чем с момента получения уведомления о прекращении договорных отношений с указанными абонентами, сетевая организация не должна была осуществлять дальнейшую передачу им электроэнергии.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно части 2 пункта 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Кодекса, за исключением случаев. установленных законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 3 статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании стоимости услуг в указанной части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что объекты энергопотребления МУП "Дубровский районный водоканал", МУП "Рогнедино Инженер-сервис" и ФГУП "111 военный завод Минобороны России" являются социально значимыми объектами. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), в соответствии с пунктом 2 статьи 37 которого поставщик и (или) покупатель электроэнергии не вправе расторгнуть договор купли-продажи, договор поставки электрической энергии, в том числе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, до момента надлежащего уведомления сетевой организации о своем намерении расторгнуть договор в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков.
К иным правовым актам, содержащим нормы гражданского права, пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены постановления Правительства Российской Федерации.
Из пунктов 3, 4 Закона N 35-ФЗ следует, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) и предусматривают правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения.
Правительством Российской Федерации утвержден также Порядок ограничения режима потребления электроэнергии потребителями в случае нарушения ими своих обязательств по оплате электроэнергии (пункты 6, 7 Закона об энергоснабжении).
Гарантирующий поставщик обязан в силу своего статуса и требований законодательства поставлять электроэнергию любому обратившемуся к нему покупателю и вправе получать своевременную и полную оплату поставленного ресурса и оказанных услуг. Покупатель вправе получить от гарантирующего поставщика электроэнергию и обязан ее оплатить. Баланс экономических интересов в отношениях между гарантирующим поставщиком и покупателем достигается понуждением последнего к добросовестному исполнению денежных обязательства. Для воздействия на недобросовестного потребителя гарантирующий поставщик по общему правилу имеет возможность на введение ограничения режима потребления электроэнергии и (или) на расторжение договора.
В соответствии с пунктом 53 Основных положений N 442 если по договору энергоснабжения, заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.
Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения N 442). Ограничения предполагают прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных Правилами ограничения случаях. В частности ограничения вводятся в случае неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электроэнергии (подпункт "б" пункта 2 Правил ограничения N 442).
В пункте 15 Правил ограничения N 442 установлен общий порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии.
При этом из названных Правил ограничения не следует, что введение ограничений режима потребления электроэнергии влечет расторжение договора энергоснабжения (пункт 22 Правил ограничения).
В то же время законодательство учитывает не только баланс экономических интересов сторон договора энергоснабжения, но и экологические и социальные интересы общества в целом. В этих интересах в законодательство об электроснабжении включены нормы о специальном правовом регулировании в отношении некоторых потребителей, имеющих задолженность по оплате электроэнергии.
Так, Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации помимо прочего уполномочены определять группы потребителей электроэнергии, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Перечень таких потребителей определяется исходя из последствий (экономических, экологических, социальных), к которым может привести ограничение им режима потребления электроэнергии.
В соответствии с пунктами 17, 18 Правил ограничения N 442, для таких потребителей введен особый порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии. Последовательно осуществив мероприятия, предусмотренные этими пунктами, гарантирующий поставщик вправе применить пункт 53 Основных положений N 442. Иное толкование указанных норм лишает силы гарантии, направленные на предотвращение тяжелых экологических и социальных последствий.
Согласно пункту 18 Правил ограничения N 442 в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям частичное ограничение режима потребления вводится не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. При этом, в случае отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
В связи с этим суд первой инстанции верно отметил, что в отношении МУП "Дубровский районный водоканал", МУП "Рогнедино Инженер-сервис", ФГУП "111 военный завод Минобороны России", ООО "Жилкомсервис Свень" расторжение договора в силу пункта 53 Основных положений N 442 возможно только с соблюдением мероприятий, предусмотренных Правилами ограничения N 442, которые не были соблюдены истцом как гарантирующим поставщиком, вследствие чего отсутствуют основания для признания расторгнутыми договоров, заключенных с этими потребителями.
Следовательно, в соответствии с приложением к Правилам ограничения N 442 не представляется возможным ввести полное ограничение потребления электрической энергии в отношении МУП "Дубровский районный водоканал", МУП "Рогнедино Инженер-сервис", ФГУП "111 военный завод Минобороны России", ООО "Жилкомсервис Свень", поскольку данные действия приведут к нарушению прав и законных интересов иных лиц (пункт 8 Правил ограничения N 442).
В соответствии с пунктом 3.2 заключенного между сторонами договора ответчик обязуется предоставить в адрес истца акт согласования технологической и (или) аварийной брони в течение 30 дней с даты заключения договора, если на эту дату у потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, отсутствовал акт согласования технологической и (или) аварийной брони.
Пунктом 31 (4) постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" установлено, что потребитель электрической энергии составляет и направляет проект акта технологической /(или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства, которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.
Как установлено судом, акты технологической и аварийной брони ни потребителями, ни ОАО "МРСК Центра" оформлены не были и, как следствие, не согласованы сетевой организацией.
Кроме этого, ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Брянскэнерго", являющееся гарантирующим поставщиком с 01.02.2013, в адрес ООО "Брянскоблэлектро" заявок на введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении вышеуказанных потребителей не направляло.
Объемы переданной истцом МУП "Дубровский районный водоканал", МУП "Рогнедино Инженер-сервис", ФГУП "111 военный завод Минобороны России", ООО "Жилкомсервис Свень" электрической энергии подтверждены актами снятия показаний приборов учета и расчетом стоимости электрической энергии за март 2014 года, подписанными представителями данных потребителей без возражений.
Таким образом, в соответствии с пунктом 18 Правил ограничения N 442 энергоснабжающая организация не вправе была прекращать отпуск электрической энергии на социально значимые объекты.
Аналогичный вывод содержится в пункте 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязательства по оплате транспорт электроэнергии данным потребителям за спорный период в объеме разногласий 133 104 кВтч на сумму 184 283 рубля 29 копеек относятся на ответчика.
Исходя из изложенного довод апелляционной жалобы о том, что договоры энергоснабжения между ОАО "МРСК Центра" и вышеуказанными потребителями считаются расторгнутыми с момента получения письменного уведомления об одностороннем отказе от исполнения условий данных договоров, отклоняется апелляционным судом.
2. Транспорт электрической энергии, поставляемый в многоквартирные жилые дома на общедомовые нужды в отсутствие коллективного (общедомового) прибора учета:
- - ТСЖ "Высотка" - объем разногласий полезного транспорта электрический энергии составляет 8 978 кВт/ч на общую сумму 12 430 рублей 10 копеек;
- - ООО "Комаричское домоуправление" - объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составляет 21 080 кВт/ч на общую сумму 29 185 рублей 39 копеек;
- - ООО "Ивотжилье" п. Ивот - объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составляет 11 161 кВт/ч на общую сумму 15 452 рубля 47 копеек;
- - ООО "Жилкомсервис" г. Клинцы - объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составляет 6 247 кВт/ч на общую сумму 8649 рублей 01 копейку;
- - ООО "УК Управдом" г. Клинцы - объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составляет 12 351 кВт/ч на общую сумму 17 100 рублей 04 копейки;
- - ООО "Гарант" г. Клинцы - объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составляет 1 183 кВт/ч на общую сумму 1637 рублей 87 копеек.
По данному эпизоду между сторонами возник спор при расчете объема электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирные дома в спорный период по нормативам потребления в части учета либо не учета площади подвалов жилых домов.
Удовлетворяя исковые требования в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что электроэнергия, отпущенная в многоквартирные жилые дома в объеме 61 000 кВтч на сумму 84 454 рубля 86 копеек с учетом площадей подвалов, должна быть учтена гарантирующим поставщиком при расчете стоимости услуг по передаче электроэнергии сетевой организацией за март 2014 года.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме обязан вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 48 указанных Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
В соответствии с пунктом 17 приложения N 2 Правил приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса, в том числе электрической энергии, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
Vi одн.5 = N одн x S ои x Si/S об, где:
- N одн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306);
- S оп - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;
- Следовательно, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по формуле, которая содержит такой показатель как норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами N 306 и общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 7 Правил N 306 установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: в отношении электроснабжения на общедомовые нужды - кВт-ч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Норматив потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета установлен постановлением Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.06.2013 N 20/3-нэ "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов, применяемые для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области".
В письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 Министерством регионального развития Российской Федерации даны разъяснения по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Согласно данным разъяснениям используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (S°), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 354).
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Следовательно, если при утверждении норматива потребления электроэнергии площади чердаков и подвалов не учитывались в акте об утверждении нормативов коммунальных услуг в составе помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, услуги по передаче электрической энергии подлежат оплате исходя из объема энергии, определенного без учета площади чердаков и подвалов.
Как следует из представленных в материалы дела третьим лицом документов, Управление государственного регулирования тарифов Брянской области при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов и жилых домов, применяемых для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета для потребителей Брянской области, в составе общего имущества не учитывало площади чердаков и подвалов.
Из пояснений ответчика следует, что при применении установленных нормативов на общедомовые нужды к конечным потребителям, он руководствовался указаниями регулирующего уполномоченного органа и не учитывал площадь чердаков и подвалов, согласно правовой позиции, изложенной в письме Минрегионразвития от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования ООО "Брянскоблэлектро" к филиалу ОАО "МРСК Центра" -"Брянскэнерго" оплатить объем услуг, определяемый как произведение норматива на площадь, где площадь учитывает чердаки и подвалы в многоквартирных жилых домах, в то время как при установлении нормативов и при их применении к конечным потребителям площадь учитывается без чердаков и подвалов, удовлетворены судом необоснованно.
3. Транспорт электрической энергии для ООО "Домовое хозяйство" г. Стародуб в объеме 79 880 кВт/ч на общую сумму 110 594 рубля 33 копейки.
Объем разногласий по данному эпизоду составил 79 880 кВт/ч на общую сумму 110 594 рубля 33 копейки.
Как установлено судом, электрическая энергия отпускалась на общежития, оборудованные общедомовыми приборами учета электрической энергии. Население оплачивало за потребленную электрическую энергию непосредственно управляющей компании.
В соответствии со статьей 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда, изложенной в постановлении Президиума от 27.05.2003 N 7584/00, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует расценивать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), и данные отношения должны рассматриваться как договорные, в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение), оказываемыми обязанной стороной.
Следовательно, управляющая компания является обязанным к оплате лицом в отношениях с энергоснабжающими организациями по поставке энергоресурсов для нужд собственников помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, отсутствие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и управляющими компаниями является случаем безучетного потребления электрической энергии, и на основании пункта 84 Основных положений N 442 стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Как усматривается из материалов дела, необходимые документы, подтверждающие факт полезного транспорта электрической энергии ООО "Брянскоблэлектро" направлялись ответчику, но не были приняты последним для учета объема отпущенной электрической энергии.
На основании суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для исключения из объема переданной электрической энергии за март 2014 года - 79 880 кВтч на общую сумму 110 594 рублей 33 копейки, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования в указанной части.
4. Между сторонами также имеются неурегулированные разногласия по бытовым потребителям с нулевыми показателями потребления электрической энергии в объеме 1 895 кВт/ч на общую сумму 2623 рубля 65 копеек.
В соответствии с пунктом 40 постановления N 354 потребитель коммунальных услуг (в том числе энергоснабжения) в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 162 Основных положений N 442 установлено, что гарантирующий поставщик обязан передавать в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах, с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому. Объемы потребления электрической энергии формируются гарантирующим поставщиком на дату составления реестра в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, или на основании данных, полученных от исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива. Реестр должен содержать информацию об адресе каждого многоквартирного дома, жилого дома и номера помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия в реестре данных об объеме потребления электрической энергии в каком-либо жилом доме или помещении в многоквартирном доме сетевая организация определяет объем потребления электрической энергии в целях объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в отношении таких жилых домов и многоквартирных домов в соответствии с порядком определения объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, для случаев не предоставления потребителями коммунальных услуг показаний приборов учета.
Пунктом 2.15 Регламента взаимодействия исполнителя и заказчика в процессе формирования и согласования объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии (приложение N 7 к договору N 4632003749), определено, что в случае не предоставления потребителями-гражданами, потребителями юридическими лицами, использующими электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды гарантирующему поставщику или сетевой организации показаний приборов учета за расчетный период, начиная с расчетного периода, за которым потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода включительно, за который потребитель представил показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд, объем переданной электричкой энергии определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления потребителем электрической энергии, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 1 года, а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. По истечении 3 расчетных периодов подряд непредставления потребителем гарантирующему поставщику или сетевой организации показаний приборов учета объем переданной электрической энергии рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно подпункту "б" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев в случае непредставления потребителем показаний прибора учета за расчетный период, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
Из представленных гарантирующим поставщиком реестров потребителей, усматривается, что часть бытовых абонентов имеет нулевой расход потребления электрической энергии за март 2014 года.
Таким образом, объем электроэнергии, потребленный каждым потребителем, не предоставившим показания индивидуального прибора учета, за расчетный период был определен ООО "Брянскоблэлектро" индивидуально исходя из объема его среднемесячного потребления.
Контррасчет по оспариваемому размеру задолженности ответчиком не представлен.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что ответчиком необоснованно исключены из объема переданной электрической энергии за март месяц 2014 года - 1895 кВтч на общую сумму 2623 рубля 65 копеек.
Довод апелляционной жалобы о том, что расчет в указанной части был произведен исходя из среднего начисления на одного абонента за март 2014 года - 116 кВтч, отклоняется судом, как противоречащий подпункту "б" пункта 59 Правил N 354.
5. В отношении ОАО "Брянские коммунальные системы" объем разногласий полезного транспорта электрической энергии составил 122 578 кВт/ч на общую сумму 169 709 рублей 96 копеек, что подтверждается актом снятия показаний приборов учета и расчета отпуска электроэнергии потребителю за март 2014 года, подписанным без возражений ОАО "Брянские коммунальные системы".
Необходимые документы, подтверждающие факт полезного транспорта электрической энергии, ООО "Брянскоблэлектро" направлялись ответчику, но последним не были приняты для учета объема отпущенной электрической энергии.
В соответствии с Регламентом взаимодействия исполнителя и заказчика в процессе формирования и согласования объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии (приложение N 7 к договору) снятие показаний расчетных и контрольных приборов учета электрической энергии, осуществляющих учет в точках поставки в границах балансовой принадлежности потребителей, осуществляется и подписывается представителем потребителя, ответственным за снятие показаний прибора учета, по состоянию на 00 (ноль) часов 00 (ноль) минут с оформлением акта снятия показаний расчетного (контрольного) прибора учета, дня, следующего за датой заключения (расторжения) договора энергоснабжения, и передаются исполнителю с использованием телефонной связи, электронной почты или иным способом, позволяющим подтвердить факт получения, до окончания дня, следующего за датой заключения (расторжения) договора энергоснабжения, а также в письменной форме в виде акта снятия показаний расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней.
Однако ОАО "Брянские коммунальные системы" не представило в адрес ООО "Брянскоблэлектро" оформленный акт снятия показаний расчетного (контрольного) прибора учета в установленный договором срок.
Кроме того, в соответствии с пунктом 126 Правил N 442 гарантирующий поставщик обязан не позднее 3 рабочих дней до даты и времени расторжения договора энергоснабжения уведомить об этом сетевую организацию. Обязанность гарантирующего поставщика уведомить сетевую организацию о расторжении договора энергоснабжения с потребителем предусмотрена и пунктом 3.2.6 договора.
Между тем ООО "Брянскоблэлектро" было поставлено в известность о факте расторжения договора энергоснабжения с ОАО "Брянские коммунальные системы" - об исключении всех объектов из договора энергоснабжения, заключенного между ОАО "Брянские коммунальные системы" и гарантирующим поставщиком, за исключением котельных, расположенных по адресам: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, ул. Луначарского, 42/44, ул. Комсомольская, 4Б, только 11.10.2013 (письмо от 11.10.2013 исх. N МРСК-ВР-ОЭ/СЗ/6112, от 26.09.2013 исх. N МРСК-БР-ОЭ/СЗ/6003).
В связи с этим суд первой инстанции правомерно указал на то, что электрическая энергия в объеме 122 578 кВт/ч на общую сумму 169 709 рублей 96 копеек должна быть включена в объемы переданной потребителям электроэнергии, и соответственно исключена из разногласий за март 2014 года.
6. Транспорт электроэнергии в отношении ООО "БТС" г. Карачев.
Как усматривается из материалов дела, транспорт электрической энергии осуществлен для ООО "БТС" (Брянская область, г. Карачев, ул. 50 лет Октября, д. 65) в объеме 2 067 кВтч на общую сумму 2861 рубль 78 копеек, что подтверждается актом от 28.03.2014 на определение отпуска электроэнергии потребителю за март 2014 года, подписанным представителем ООО "БТС" без возражений.
ООО "Брянскоблэлектро" в адрес гарантирующего поставщика был направлен реестр актов снятия показаний приборов учета и отпуска электроэнергии за март 2014 года, в который, в том числе включен потребитель ООО "БТС".
Однако ОАО "МРСК "Центра" не приняло данный объем потребления электроэнергии без указания правового обоснования.
Факт установки прибора учета электрической энергии в отношении указанного потребителя подтвержден представленными в материалы дела документами, а именно:
- - актом технического обследования электроустановки потребителя от 16.10.2013;
- - актом допуска в эксплуатацию измерительного комплекса электрической энергии от 16.10.2013;
- - актом разграничения балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности сторон от 16.10.2013;
- - схемой электроснабжения объекта с указанием границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Данные документы подписаны сетевой организацией и представителем потребителя - ООО "БТС".
Факт осуществления полезного транспорта электрической энергии подтвержден показаниями прибора учета электрической энергии, на основании которых произведен расчет объема электрической энергии, предоставленной потребителю.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судом установлено, что необходимые документы, подтверждающие факт передачи потребителю электрической энергии, направлялись истцом в адрес ответчика, но не были приняты последним для учета объема полезного отпуска электрической энергии.
Объем отпущенной электрической энергии подтвержден потребителем (акт от 28.03.2014 на определение отпуска электроэнергии потребителю за март 2014 года, подписанный представителем ООО "БТС" без возражений).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком необоснованно исключены из объема переданной в марте 2014 года электрической энергии 2 067 кВт/ч на 2861 рубль 78 копеек.
7. Транспорт электрической энергии, поставляемый в адрес потребителей, с которыми ответчиком были заключены договоры энергоснабжения: ООО "Жилищно-коммунально-водопроводное хозяйство" п. Ивот, в объеме 21 694 кВт/ч на общую сумму 30 035 рублей 47 копеек и МКП "ВК и ЖКХ" п. Бытошь, в объеме 5 256 кВт/ч на общую сумму 7276 рублей 97 копеек.
Объем разногласий полезного транспорта электроэнергии по данной группе потребителей составляет 26 950 кВт/ч на общую сумму 37 312 рублей 44 копейки.
Объемы переданной данным потребителям электрической энергии подтверждаются актами на определение отпуска электрической энергии за март 2014 года, подписанными данными потребителями без возражений. Данные документы истец направил ответчику, но последним не были приняты для учета объема отпущенной электрической энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, ответчиком неправомерно не принят общий объем полезного транспорта электроэнергии по данной группе потребителей 26 950 кВт/ч на общую сумму 37 312 рублей 44 копейки.
8. Транспорт электроэнергии потребителю ИП Жарикову С.А. в объеме 80 450 кВт/ч на общую сумму 111 383 рубля 50 копеек.
Как следует из материалов дела, ООО "Брянскоблэлектро" в адрес гарантирующего поставщика был направлен реестр актов снятия показаний приборов учета и отпуска электроэнергии за март 2014 года, в который, в том числе включен потребитель ИП Жариков С.А., в отношении которого объем потребления электроэнергии за март 2014 года составил 86 434 кВт/ч.
Представителями гарантирующего поставщика, сетевой организации (ООО "Брянскоблэлектро"), а также потребителем (ИП Жариковым С.А.) 17.03.2014 было произведено снятие показаний расчетных приборов учета, установленных в ТП 4543 (акт от 17.03.2014 N 3, подписанный сторонами без возражений).
Однако ОАО "МРСК "Центра" не приняло данный объем потребления электроэнергии без указания правового обоснования.
Между тем факт установки прибора учета электрической энергии в отношении указанного потребителя подтвержден представленными в суд документами, а именно:
- - актом технического обследования электроустановки потребителя от 12.11.2013;
- - актом допуска в эксплуатацию измерительного комплекса электрической энергии от 12.11.2013;
- - актом разграничения балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности сторон от 12.11.2013;
- - однолинейной схемой границы разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности;
- - расчетом потерь электрической энергии в силовых трансформаторах по акту обследования потребителя от 12.11.2013.
Данные документы подписаны сетевой организацией и потребителем - ИП Жариковым С.А.
Факт осуществления полезного транспорта электрической энергии подтвержден показаниями прибора учета электрической энергии, на основании которых произведен расчет объема электрической энергии, предоставленной потребителю.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Необходимые документы, подтверждающие факт передачи потребителю электрической энергии, направлялись ООО "Брянскоблэлектро" в адрес ОАО "МРСК "Центра", но не были приняты последним для учета объема полезного отпуска электрической энергии.
Объем отпущенной электрической энергии подтвержден потребителем (акт снятия показаний приборов учета и отпуска электроэнергии потребителю за март 2014 года, который подписан ИП Жариковым С.А. без возражений).
Таким образом, ответчиком необоснованно исключена из объема переданной в марте 2014 года электрической энергии электрическая энергия в объеме 80 450 кВт/ч на общую сумму 111 383 рубля 50 копеек.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исковые требования о взыскании задолженности по оплате услуг за поставленную электроэнергию подлежат удовлетворению в сумме 618 768 рублей 87 копеек (703 223,73-84 454,86).
С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению в части взыскания с ответчика оплаты услуг по передаче электрической энергии, приходящейся на площади подвалов и чердаков многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Размер госпошлины по иску составляет 17 064 рубля 42 копейки.
При подаче искового заявления истцом в федеральный бюджет уплачена госпошлина в размере 2000 рублей.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований и произведенного судом взаимозачета в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина по делу с истца - 409 рублей 67 копеек и с ответчика - 17 654 рубля 75 копеек.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2014 по делу N А09-4348/2014 изменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (г. Москва, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" "Брянскэнерго" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Брянскобэлектро" (г. Брянск, ОГРН 1123256017422, ИНН 3250533663) 618 768 рублей 87 копеек долга.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (г. Москва, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" "Брянскэнерго" в доход федерального бюджета 17 654 рубля 75 копеек государственной пошлины по делу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Брянскобэлектро" (г. Брянск, ОГРН 1123256017422, ИНН 3250533663) в доход федерального бюджета 409 рублей 67 копеек государственной пошлины по делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи
Е.В.РЫЖОВА
О.Г.ТУЧКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)