Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7966/2016) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2016 по делу N А75-1926/2016 (судья Голубева Е.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сибирский дом"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице Территориального отдела в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Яхе
об оспаривании предписания N 732 от 25.12.2015 в части
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: представитель не явился;
- от заинтересованного лица: представитель не явился;
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сибирский дом" (далее - заявитель, Общество, ООО Управляющая компания "Сибирский дом") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице Территориального отдела в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Яхе (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по ХМАО, Территориальный отдел в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Яхе) об оспаривании предписания N 732 от 25.12.2015.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 30.05.2016 по делу N А75-1926/2016 суд удовлетворил заявленные требования и признал незаконным предписание Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Яхе N 732 от 25.12.2015 в части пунктов 1 и 2 как противоречащее Федеральному закону N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении".
Кроме того, суд взыскал с Управления Роспотребнадзора по ХМАО в пользу ООО Управляющая компания "Сибирский дом" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Судебный акт мотивирован незаконностью принятого предписания, поскольку заявитель является абонентом ресурсоснабжающей организации (ОАО "Юганскводоканал"), а не организацией, эксплуатирующей централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на положения СП 1.1.1058-01 и СанПиН 2.1.4.1074-01, указывая, что ресурсоснабжающая организация (ОАО "Юганскводоканал") несет ответственность за качество ресурса до внешней границы многоквартирного дома, а Общество, являющееся управляющей компанией многоквартирного дома и оказывающее коммунальные услуги владельцам помещений в многоквартирном доме, обязано определить качество питьевой воды во внутридомовых сетях, организовать отбор проб воды в квартирах, после чего осуществить сравнительный анализ качества питьевой воды.
От Общества поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
От заинтересованного лица поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции, установил следующие обстоятельства. На основании распоряжения N 265 от 25.11.2015 в отношении Общества в период с 30.11.2015 по 25.12.2015 была проведена плановая выездная проверка. Результаты проверки отражены в акте 25.12.2015 N 283 (т. 1 л.д. 17-22).
В ходе проверки Территориальный отдела в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Яхе Управления Роспотребнадзора по ХМАО, в частности, пришел к выводу о том, что Обществом, являющимся управляющей организацией многоквартирных домов и осуществляющим деятельность по предоставлению коммунальных услуг в этих многоквартирных домах, не разработана и не утверждена в установленном порядке программа производственного контроля качества питьевой воды и качестве горячей воды.
По мнению проверяющих, это свидетельствует о нарушении Обществом статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 24 и 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 4.1 "в" СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", пунктов 3.2, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
По результатам проверки ООО Управляющей компании "Сибирский дом" выдано предписание от 25.12.2015 N 732 (т. 1 л.д. 15-16), в котором заинтересованное лицо обязало Общество:
1) разработать и согласовать с контролирующим органом в срок до 01.03.2016 программу производственного контроля качества питьевой воды и качества горячей воды, в соответствии с требованиями статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 24 и 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 4.1 "в" СП 1.1.1058-01, пунктов 3.2, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01;
2) обеспечить в срок до 01.03.2016 проведение производственного контроля качества питьевой воды и качества горячей воды в обслуживаемых многоквартирных домах, в соответствии с требованиями статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 24 и 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" пункта 4.1 "в" СП 1.1.1058-01, пунктов 3.2, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01;
3) привести в срок до 25.01.2016 в соответствие с санитарными нормами параметры микроклимата в кабинете бухгалтера по адресу г. Нефтеюганск, мкр. 14 дом 4 в соответствии с СП 60.13330.2012 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".
Не согласившись с пунктами 1 и 2 указанного предписания, ООО Управляющая компания "Сибирский дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
30.05.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа принято решение, которое обжаловано заинтересованным лицом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В пункте 2 данной статьи указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно материалам дела, ООО УК "Сибирский дом" в соответствии с учредительными документами и договорами на управление многоквартирным домом N 09/14-15 от 13.11.2015, N 11/14-35 от 25.09.2015 является управляющей компанией по управлению многоквартирными жилыми домами в г. Нефтеюганске: 5-11, 9-40, 13-35, 14-2, 14-4, 14-11, 14-12, 14-15, 14-18, 14-19, 14-21, 14-22, 14-23, 14-27, 14-29, 14-30, 14-31, 14-32, 14-35, 13-35а, 14-36, 14-37, 14-38, 14-40, 14-42, 14-44, 14-45, 14-48, 14-50, 14-51, 14-53, 14-54, 14-56, 14-57, 14-58, 14-59, 15-12, 15-15, 16а-85, 16а-90, в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1).
В силу части 1.2. статьи 161 названного Кодекса, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16).
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, согласно материалам дела и названным нормам права, ООО УК "Сибирский дом" обязано обеспечить: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Следовательно, суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы подателя апелляционной жалобы о том, что управляющая компания обязана соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к качеству питьевой и горячей воды при выполнении ими функций содержания и управления общим имуществом жилого дома.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем услуг является - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В пункте 31 данных Правил прописаны обязанности исполнителя, в частности, исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, потребитель, согласно пункту 33 Правил, имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии со статьей 21 Правил договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида.
Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Согласно пунктам 3.1.3., 9.1 договоров ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг N 7144 от 01.01.2014, N 7144 от 01.01.2015, ресурсоснабжающая организация (ОАО "Юганскводоканал") обязуется обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании или находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности.
Ресурсоснабжающая организация несет ответственность до границы эксплуатационной ответственности, установленной актом разграничения эксплуатационной ответственности сетей (Приложение N 4 к настоящему договору) за нарушение технических параметров отпуска холодной питьевой воды и приема сточных вод при соблюдении исполнителем обязанностей, предусмотренных настоящим договором, за качество подаваемой питьевой воды и соответствия его санитарным нормам и правилам.
В силу пункта 3.1.4. вышеуказанных договоров ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечить нормативное качество поставленных коммунальных ресурсов на границе эксплуатационной ответственности.
Между тем, согласно пункту 4.1.2. договоров, исполнитель (Управляющая компания) обязуется обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов и условий настоящего договора.
Согласно пункту 9.5. договоров, исполнитель несет ответственность за обслуживание внутридомовых инженерных систем от границы эксплуатационной ответственности до точек разбора питьевой воды потребителям: за качество подаваемой холодной питьевой волы и соответствие его санитарным нормам и правилам.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с подателей апелляционной жалобы в части выводов о том, что именно заявитель обязан обеспечить поставку жильцам дома питьевой воды надлежащего качества, обслуживая внутридомовые сети и системы согласно требованиям законодательства, начиная с границ эксплуатационной ответственности до точек разбора питьевой воды потребителям.
Действующее законодательство устанавливает комплекс мероприятий, который может обеспечить соблюдение необходимых требований в качеству подаваемой питьевой и горячей воды.
Так, в частности, статьей 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регламентируются санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В силу пункта 2 данной статьи производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку технические регламенты, устанавливающие порядок осуществления производственного контроля воды на сегодняшний момент не приняты, следовательно, подлежат применению соответствующие санитарные правила.
Согласно подп. "в" п. 4.1 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001, производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний, в том числе, на объектах водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах).
При этом, как указывает пункт 1.4 данных Санитарных правил СП 1.1.1058-011.1. при разработке санитарных правил по отдельным видам деятельности и производственным процессам, внесении дополнений и изменений в действующие санитарные правила необходимо включение в них в качестве самостоятельного раздела требований к организации и осуществлению производственного контроля.
Санитарно-эпидемиологических правила и нормативы (СанПиН) 2.1.4.1074-01.2.1.4. "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24, устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды и безопасности систем горячего водоснабжения.
Ссылаясь на данный нормативный акт, заинтересованное лицо указывает на установленную им, в том числе, для управляющих компаний, обязанность осуществлять производственный контроль за качеством воды.
Действительно, на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении N 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке (пункт 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4.).
В соответствии с пунктом 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Однако, заинтересованным лицом не было учтено, что управляющие компании не являются "лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения".
В соответствии с пунктом 1.1. данного нормативного акта Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения).
Управляющая компания не осуществляет обслуживание централизованных систем питьевого водоснабжения населенных мест.
Указанный вывод следует и из анализа приложения N 1, в соответствии с которым разрабатывается рабочая программа производственного контроля качества воды, в том числе, путем выбора показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с центром госсанэпиднадзора в городе, районе в два этапа.
На первом этапе организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с центром госсанэпиднадзора анализируются следующие материалы за период не менее трех последних лет:
- - государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории;
- - органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод и питьевой воды в системе водоснабжения по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;
- - центра госсанэпиднадзора по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, а также по результатам исследований качества вод в местах водопользования населения и в системе водоснабжения;
- - органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника). На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих химический состав воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с Приложением 2 настоящих Санитарных правил.
На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, проводят расширенные лабораторные исследования воды по составленному перечню химических веществ, а также по показателям, приведенным в таблице 2 настоящих Санитарных правил.
Расширенные лабораторные исследования воды проводятся в течение одного года в местах водозабора системы водоснабжения, а при наличии обработки воды или смешения воды различных водозаборов - также перед подачей питьевой воды в распределительную сеть.
Подобный порядок составления программы производственного контроля неисполним для управляющей организации, которая только обслуживает внутридомовые системы подачи воды.
Аналогичным образом, по мнению суда апелляционной инстанции, не распространяются на управляющие компании и требования статьи 25 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно данной статье производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, указанная норма права регулирует порядок осуществления производственного контроля "питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения" "организациями, осуществляющими соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение".
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В силу пункта 29 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Следовательно, управляющая компания не обязана в силу данной нормы осуществлять производственный контроль за качеством питьевой или горячей воды, поскольку не осуществляет водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам (а лишь обслуживание внутридомовых систем) и не имеет никакого отношения к работе централизованная система водоснабжения как комплексу технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
При этом, суд первой инстанции верно отменил, что согласно пункту 3.1.4 договора N 7144 от 01.01.2015 ресурсоснабжающая организация (ОАО "Юганскводоканал") обязалась проводить производственный контроль качества холодной питьевой воды, что в полной мере соответствует требованиям законодательства о водоснабжении. При этом в соответствии с пунктом 4.2.2. договора N 7144 управляющая организация (Общество) вправе получать информацию о качественном составе и об условиях отпуска и приема коммунальных ресурсов.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Управление Роспотребнадзора по ХМАО на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2016 по делу N А75-1926/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2016 N 08АП-7966/2016 ПО ДЕЛУ N А75-1926/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2016 г. N 08АП-7966/2016
Дело N А75-1926/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7966/2016) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2016 по делу N А75-1926/2016 (судья Голубева Е.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сибирский дом"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице Территориального отдела в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Яхе
об оспаривании предписания N 732 от 25.12.2015 в части
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: представитель не явился;
- от заинтересованного лица: представитель не явился;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сибирский дом" (далее - заявитель, Общество, ООО Управляющая компания "Сибирский дом") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице Территориального отдела в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Яхе (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по ХМАО, Территориальный отдел в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Яхе) об оспаривании предписания N 732 от 25.12.2015.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 30.05.2016 по делу N А75-1926/2016 суд удовлетворил заявленные требования и признал незаконным предписание Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Яхе N 732 от 25.12.2015 в части пунктов 1 и 2 как противоречащее Федеральному закону N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении".
Кроме того, суд взыскал с Управления Роспотребнадзора по ХМАО в пользу ООО Управляющая компания "Сибирский дом" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Судебный акт мотивирован незаконностью принятого предписания, поскольку заявитель является абонентом ресурсоснабжающей организации (ОАО "Юганскводоканал"), а не организацией, эксплуатирующей централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на положения СП 1.1.1058-01 и СанПиН 2.1.4.1074-01, указывая, что ресурсоснабжающая организация (ОАО "Юганскводоканал") несет ответственность за качество ресурса до внешней границы многоквартирного дома, а Общество, являющееся управляющей компанией многоквартирного дома и оказывающее коммунальные услуги владельцам помещений в многоквартирном доме, обязано определить качество питьевой воды во внутридомовых сетях, организовать отбор проб воды в квартирах, после чего осуществить сравнительный анализ качества питьевой воды.
От Общества поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
От заинтересованного лица поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции, установил следующие обстоятельства. На основании распоряжения N 265 от 25.11.2015 в отношении Общества в период с 30.11.2015 по 25.12.2015 была проведена плановая выездная проверка. Результаты проверки отражены в акте 25.12.2015 N 283 (т. 1 л.д. 17-22).
В ходе проверки Территориальный отдела в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Яхе Управления Роспотребнадзора по ХМАО, в частности, пришел к выводу о том, что Обществом, являющимся управляющей организацией многоквартирных домов и осуществляющим деятельность по предоставлению коммунальных услуг в этих многоквартирных домах, не разработана и не утверждена в установленном порядке программа производственного контроля качества питьевой воды и качестве горячей воды.
По мнению проверяющих, это свидетельствует о нарушении Обществом статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 24 и 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 4.1 "в" СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", пунктов 3.2, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
По результатам проверки ООО Управляющей компании "Сибирский дом" выдано предписание от 25.12.2015 N 732 (т. 1 л.д. 15-16), в котором заинтересованное лицо обязало Общество:
1) разработать и согласовать с контролирующим органом в срок до 01.03.2016 программу производственного контроля качества питьевой воды и качества горячей воды, в соответствии с требованиями статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 24 и 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 4.1 "в" СП 1.1.1058-01, пунктов 3.2, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01;
2) обеспечить в срок до 01.03.2016 проведение производственного контроля качества питьевой воды и качества горячей воды в обслуживаемых многоквартирных домах, в соответствии с требованиями статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 24 и 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" пункта 4.1 "в" СП 1.1.1058-01, пунктов 3.2, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01;
3) привести в срок до 25.01.2016 в соответствие с санитарными нормами параметры микроклимата в кабинете бухгалтера по адресу г. Нефтеюганск, мкр. 14 дом 4 в соответствии с СП 60.13330.2012 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".
Не согласившись с пунктами 1 и 2 указанного предписания, ООО Управляющая компания "Сибирский дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
30.05.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа принято решение, которое обжаловано заинтересованным лицом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В пункте 2 данной статьи указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно материалам дела, ООО УК "Сибирский дом" в соответствии с учредительными документами и договорами на управление многоквартирным домом N 09/14-15 от 13.11.2015, N 11/14-35 от 25.09.2015 является управляющей компанией по управлению многоквартирными жилыми домами в г. Нефтеюганске: 5-11, 9-40, 13-35, 14-2, 14-4, 14-11, 14-12, 14-15, 14-18, 14-19, 14-21, 14-22, 14-23, 14-27, 14-29, 14-30, 14-31, 14-32, 14-35, 13-35а, 14-36, 14-37, 14-38, 14-40, 14-42, 14-44, 14-45, 14-48, 14-50, 14-51, 14-53, 14-54, 14-56, 14-57, 14-58, 14-59, 15-12, 15-15, 16а-85, 16а-90, в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1).
В силу части 1.2. статьи 161 названного Кодекса, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16).
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, согласно материалам дела и названным нормам права, ООО УК "Сибирский дом" обязано обеспечить: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Следовательно, суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы подателя апелляционной жалобы о том, что управляющая компания обязана соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к качеству питьевой и горячей воды при выполнении ими функций содержания и управления общим имуществом жилого дома.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем услуг является - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В пункте 31 данных Правил прописаны обязанности исполнителя, в частности, исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, потребитель, согласно пункту 33 Правил, имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии со статьей 21 Правил договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида.
Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Согласно пунктам 3.1.3., 9.1 договоров ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг N 7144 от 01.01.2014, N 7144 от 01.01.2015, ресурсоснабжающая организация (ОАО "Юганскводоканал") обязуется обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании или находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности.
Ресурсоснабжающая организация несет ответственность до границы эксплуатационной ответственности, установленной актом разграничения эксплуатационной ответственности сетей (Приложение N 4 к настоящему договору) за нарушение технических параметров отпуска холодной питьевой воды и приема сточных вод при соблюдении исполнителем обязанностей, предусмотренных настоящим договором, за качество подаваемой питьевой воды и соответствия его санитарным нормам и правилам.
В силу пункта 3.1.4. вышеуказанных договоров ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечить нормативное качество поставленных коммунальных ресурсов на границе эксплуатационной ответственности.
Между тем, согласно пункту 4.1.2. договоров, исполнитель (Управляющая компания) обязуется обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов и условий настоящего договора.
Согласно пункту 9.5. договоров, исполнитель несет ответственность за обслуживание внутридомовых инженерных систем от границы эксплуатационной ответственности до точек разбора питьевой воды потребителям: за качество подаваемой холодной питьевой волы и соответствие его санитарным нормам и правилам.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с подателей апелляционной жалобы в части выводов о том, что именно заявитель обязан обеспечить поставку жильцам дома питьевой воды надлежащего качества, обслуживая внутридомовые сети и системы согласно требованиям законодательства, начиная с границ эксплуатационной ответственности до точек разбора питьевой воды потребителям.
Действующее законодательство устанавливает комплекс мероприятий, который может обеспечить соблюдение необходимых требований в качеству подаваемой питьевой и горячей воды.
Так, в частности, статьей 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регламентируются санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В силу пункта 2 данной статьи производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку технические регламенты, устанавливающие порядок осуществления производственного контроля воды на сегодняшний момент не приняты, следовательно, подлежат применению соответствующие санитарные правила.
Согласно подп. "в" п. 4.1 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001, производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний, в том числе, на объектах водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах).
При этом, как указывает пункт 1.4 данных Санитарных правил СП 1.1.1058-011.1. при разработке санитарных правил по отдельным видам деятельности и производственным процессам, внесении дополнений и изменений в действующие санитарные правила необходимо включение в них в качестве самостоятельного раздела требований к организации и осуществлению производственного контроля.
Санитарно-эпидемиологических правила и нормативы (СанПиН) 2.1.4.1074-01.2.1.4. "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24, устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды и безопасности систем горячего водоснабжения.
Ссылаясь на данный нормативный акт, заинтересованное лицо указывает на установленную им, в том числе, для управляющих компаний, обязанность осуществлять производственный контроль за качеством воды.
Действительно, на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении N 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке (пункт 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4.).
В соответствии с пунктом 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Однако, заинтересованным лицом не было учтено, что управляющие компании не являются "лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения".
В соответствии с пунктом 1.1. данного нормативного акта Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения).
Управляющая компания не осуществляет обслуживание централизованных систем питьевого водоснабжения населенных мест.
Указанный вывод следует и из анализа приложения N 1, в соответствии с которым разрабатывается рабочая программа производственного контроля качества воды, в том числе, путем выбора показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с центром госсанэпиднадзора в городе, районе в два этапа.
На первом этапе организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с центром госсанэпиднадзора анализируются следующие материалы за период не менее трех последних лет:
- - государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории;
- - органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод и питьевой воды в системе водоснабжения по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;
- - центра госсанэпиднадзора по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, а также по результатам исследований качества вод в местах водопользования населения и в системе водоснабжения;
- - органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника). На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих химический состав воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с Приложением 2 настоящих Санитарных правил.
На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, проводят расширенные лабораторные исследования воды по составленному перечню химических веществ, а также по показателям, приведенным в таблице 2 настоящих Санитарных правил.
Расширенные лабораторные исследования воды проводятся в течение одного года в местах водозабора системы водоснабжения, а при наличии обработки воды или смешения воды различных водозаборов - также перед подачей питьевой воды в распределительную сеть.
Подобный порядок составления программы производственного контроля неисполним для управляющей организации, которая только обслуживает внутридомовые системы подачи воды.
Аналогичным образом, по мнению суда апелляционной инстанции, не распространяются на управляющие компании и требования статьи 25 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно данной статье производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, указанная норма права регулирует порядок осуществления производственного контроля "питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения" "организациями, осуществляющими соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение".
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В силу пункта 29 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Следовательно, управляющая компания не обязана в силу данной нормы осуществлять производственный контроль за качеством питьевой или горячей воды, поскольку не осуществляет водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам (а лишь обслуживание внутридомовых систем) и не имеет никакого отношения к работе централизованная система водоснабжения как комплексу технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
При этом, суд первой инстанции верно отменил, что согласно пункту 3.1.4 договора N 7144 от 01.01.2015 ресурсоснабжающая организация (ОАО "Юганскводоканал") обязалась проводить производственный контроль качества холодной питьевой воды, что в полной мере соответствует требованиям законодательства о водоснабжении. При этом в соответствии с пунктом 4.2.2. договора N 7144 управляющая организация (Общество) вправе получать информацию о качественном составе и об условиях отпуска и приема коммунальных ресурсов.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Управление Роспотребнадзора по ХМАО на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2016 по делу N А75-1926/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)