Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2016 N 13АП-17264/2016 ПО ДЕЛУ N А26-2074/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. N 13АП-17264/2016

Дело N А26-2074/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
- от заявителя: Столяровой О.И. по доверенности от 01.01.2016;
- от заинтересованных лиц: не явились извещены (уведомление N 60555);
- от третьих лиц: 1) не явились извещены (уведомление N 60553); 2) не явились извещены (уведомление N 60552);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-17264/2016) Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.05.2016 по делу N А26-2074/2016 (судья Цуба И.С.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Дом на Андропова"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
третьи лица: 1) Фонд капитального ремонта Республики Карелия; 2) Администрация Петрозаводского городского округа
о признании недействительным решения
установил:

Товарищество собственников жилья "Дом на Андропова" (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4, ОГРН 1031000024054, далее - ТСЖ "Дом на Андропова", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (186810, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265 далее - ГЖИ Республики Карелия), изложенное в письме от 13.01.2016 N 92/14-03/ГЖИ об отказе во внесении в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, открытых в кредитной организации, решения о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, принятого 29.04.2015 решением общего собрания собственников помещений в доме N 10 по ул. Андропова в г. Петрозаводске.
Определением суда от 22.03.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Петрозаводского городского округа и Фонд капитального ремонта Республики Карелия.
Решением суда первой инстанции заявленные ТСЖ "Дом на Андропова" требования удовлетворены. Признано недействительным как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации изложенное в письме от 13.01.2016 N 92/14-03/ГЖИи решение ГЖИ Республики Карелия об отказе во внесении в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, открытых в кредитной организации, решения о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, принятого 29.04.2015 решением общего собрания собственников помещений в доме N 10 по ул. Андропова в г. Петрозаводске. Суд Обязал ГЖИ Республики Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ТСЖ "Дом на Андропова" в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу внести специальный счет, открытый товариществом в ОАО АКБ "Связь-банк" по решению от 29.04.2015 общего собрания собственников помещений дома N 10 по ул. Андропова в г. Петрозаводске, в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Кроме того, с ГЖИ Республики Карелия в пользу товарищества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ Республики Карелия направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, как принятое при неправильной оценке обстоятельств дела, с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что решение собственников о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете не принято по всем вопросам (в протоколе общего собрания собственников от 29.04.2015 сведения о сроках проведения капитального ремонта и об определении перечня работ по капитальному ремонту отсутствуют), специальный счет в банке открыт товариществом и документы представлены в ГЖИ за сроками, установленными ЖК РФ и Законом N 1758.
В судебное заседание представители ГЖИ Республики Карелия и третьих лиц не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель товарищества с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснив, что собственники помещений дома N 10 по ул. Андропова изъявили свою волю в установленный срок и, таким образом, реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта; действующей в период подачи заявления редакцией Жилищного кодекса РФ была исключена необходимость указывать в случае выбора в качестве способа формирования фонда капитального ремонта формирование его на специальном счете перечень работ и сроки проведения капитального ремонта.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя товарищества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Дом на Андропова" осуществляет деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома N 10, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Андропова.
29.04.2015 собственниками помещений в указанном доме проведено общее собрание собственников помещений на котором, в том числе, был определен способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 10 по ул. Андропова на специальном счете - в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, утвердили ОАО АКБ "Связь-банк".
О принятых собственниками помещений решениях непосредственно после проведения собрания жильцов и оформления протокола товарищество уведомило Администрацию Петрозаводского городского округа.
08.05.2015 в соответствии с заявлением товарищества в Петрозаводском филиале ПАО АКБ "Связь-Банк" был открыт специальный счет, в этот же день товарищество в адрес ГЖИ по Республике Карелия представило протокол и информационное письмо ПАО АКБ "Связь-Банк" об открытии специального счета с указанием его реквизитов.
Административный орган письмом от 13.01.2016 N 92/14-03/ГЖИ уведомил товарищество, что способ формирования фонда капитального ремонта им не реализован и правовые основания для внесения банковского счета в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, отсутствуют.
Полагая, что решение ГЖИ по Республике Карелия, изложенное в письме от 13.01.2016 N 92/14-03/ГЖИи, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, дал полную оценку доводам заявителя, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Статьей 170 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
При этом в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
- - размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- - перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
- - сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
- - владелец специального счета;
- - кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно части 1 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 29.05.2015) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Действовавшая до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ редакция статьи 170 ЖК РФ не определяла условий, при которых решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным, соответственно, достаточным основанием для признания данного факта являлось наличие протокола общего собрания, соответствующего требованиям части 4 статьи 170 ЖК РФ.
В дальнейшем часть 5 статьи 170 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) была дополнена, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии не только открытия специального счета, но и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции правильно отмечено, что данная редакция закона вступила в силу с 30.06.2015 и не может распространять свое действие и устанавливать правила поведения для правоотношений, возникших ранее.
Следовательно, дополнительное требование административного органа о представлении владельцем специального счета сведений о перечне услуг и (или) работ по капитальному ремонту и сроки его выполнения, указанные в части 1 статьи 172 ЖК РФ), являлось на тот период неправомерным.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом N 1758-ЗРК.
Соответствующая Региональная программа опубликована на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 01.12.2014, соответственно с этого дня начинает течь срок, установленный для принятия соответствующего решения собственниками помещений в многоквартирных жилых домах.
На момент опубликования Региональной программы часть 3 статьи 7 названного Закона N 1758-ЗРК устанавливала, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Данный срок был уменьшен до пяти месяцев в соответствии с Законом Республики Карелия от 25.02.2015 N 1871-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Республики Карелия", который вступил в силу с 09.03.2015 (по истечении десяти дней со дня его официального опубликования).
Поскольку на момент опубликования Региональной программы, в которую включен дом N 10 по ул. Андропова, в отношении которого решался вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, органом государственной власти Республики Карелия был установлен шестимесячный срок для принятия соответствующих решений, он и должен быть соблюден соответствующим лицом в силу прямого указания части 2 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК.
В рассматриваемом случае собственники помещений N 10 по ул. Андропова изъявили свою волю в установленный срок и реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, 29.04.2015 собственниками помещений в указанном доме проведено общее собрание собственников помещений, 08.05.2015 в Петрозаводском филиале ПАО АКБ "Связь-Банк" был открыт специальный счет, о чем в этот же день были уведомлены ГЖИ Республики Карелия и Администрация.
При этом необходимо отметить, что в любом случае нарушение срока открытия специального счета кредитной организацией не могло послужить основанием для отрицания подтвержденного документально факта принятия и реализации собственниками помещений решения об аккумулировании взносов на специальном счете, а не на счете регионального оператора.
Суд первой инстанции, установив и оценив указанные обстоятельства, сделал правильный вывод, что товарищество, предоставляя Администрации и ГЖИ по Республике Карелия, информацию об открытии специального счета, действовало в соответствии с положениями статьи 170, 172, 189 ЖК РФ и статьи 7 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК.
Доводы ГЖИ по Республике Карелия, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют ее позицию, указанную в отзыве на заявлении, которая основана на неправильном толковании норм права и которой судом первой инстанции дана полная оценка, оснований для переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно и объективно оценил обстоятельства дела, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18 мая 2016 года по делу N А26-2074/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)