Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2016 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Шауро А.В. по доверенности от 03.02.2014 (по 01.12.2016),
от заинтересованных лиц: без участия,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кузнецкая ТЭЦ"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 декабря 2015 года по делу N А27-16297/2015 (судья В.Я. Драпезо)
по заявлению открытого акционерного общества "Кузнецкая ТЭЦ" (ОГРН 112224002295, ИНН 4205243178, 654000, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Новороссийская, 35)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (650992, г. Кемерово, пр-кт. Кузнецкий, 24)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе (654007, г. Новокузнецк, пр. Пионерский, 21)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город" (ИНН 4217168905, 654066, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Грдины, 27,- офис 5)
об оспаривании постановления от 06.08.2015 N 1250 по делу об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Кузнецкая ТЭЦ" (далее - ОАО "Кузнецкая ТЭЦ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, г. Кемерово в лице Территориального отдела в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 06.08.2015 N 1250 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город" (далее - ООО "УК "Любимый город", третье лицо).
Решением от 28.12.2015 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить состоявшийся судебный акт, заявленное требование удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом не установлен состав административного правонарушения, поскольку не доказана вина ОАО "Кузнецкая ТЭЦ". В материалах дела содержатся доказательства того, что со стороны общества были предприняты все возможные разумные меры для устранения выявленных нарушений по температурному режиму горячей воды, подаваемой потребителям жилого дома по ул. Батюшкова, 14 г. Новокузнецка.
Ссылается на то обстоятельство, что общество не является исполнителем коммунальных услуг для многоквартирного дома по адресу Батюшкова 14 г. Новокузнецка, так как с 01.05.2015 собственниками многоквартирного дома был выбран способ управления - управление управляющей компанией.
По мнению подателя апелляционной жалобы, оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения.
Выявленное административным органом нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде содержит признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Статья 6.5 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Подробно доводы общества изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица к началу судебного заседания не поступил.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Административный орган и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции, от административного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 - 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административного органа и третьего лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в Управление коллективного обращения граждан по вопросу нарушения требований санитарного законодательства по температурному режиму горячей воды 08.07.2015 был проведен осмотр теплового узла многоквартирного жилого дома по адресу: г. Новокузнецк, ул. Батюшкова, 14, с измерением температуры горячей воды на вводе в МКД и в квартирах N 11, N 17, N 23.
В ходе проведенной проверки административным органом установлено нарушение заявителем требований СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), выразившееся в предоставлении населению горячей воды ненадлежащего качества по температурному режиму.
Температура горячей воды в тепловом узле (домоводе) МКД по ул. Батюшкова, 14, составляет + 50,9° С, + 52,2° С при нормируемой не ниже + 60° С, в квартире N 11+ 32,7° С, квартире N 17 + 29,9° С, квартире N 23 + 40,7° С при нормируемой температуре не ниже + 60° С, не выше + 75° С.
Указанные обстоятельства подтверждены протоколом осмотра от 28.07.2015 N 710-УП, экспертным санитарно-эпидемиологическим заключением ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе от 29.07.2015 N 1195/007-ОКГ, протоколом лабораторных испытаний (измерений) от 28.07.2015 N 14712.
По факту нарушения ОАО "Кузнецкая ТЭЦ" СанПиН 2.1.4.2496-09 административным органом в отношении заявителя 04.08.2015 составлен протокол об административном правонарушении N 1372 по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
06.08.2015 на основании протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1250, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, отсутствия процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Выводы суда первой инстанции являются ошибочными, не соответствуют фактическим обстоятельствам и сделаны по неполно выясненным обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения являются права потребителя на получение услуги соответствующей требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии) виновного лица по оказанию населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
С субъективной стороны характеризуется прямым умыслом и неосторожностью.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 14.4 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов.
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 1 Федерального закона N 52-ФЗ государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. При этом в целях данного Закона под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека, а к факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Согласно статье 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 52-ФЗ разработка санитарных правил должна предусматривать определение санитарно-эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктами 8 - 10 Правил N 354 определено, что исполнителем коммунальных услуг может быть ресурсоснабжающая организация.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг (подпункт "а" пункт 149 Правил N 354).
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, устанавливаются СанПиН 2.1.4.2496-09.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
В силу пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град.С и не выше 75 град.С.
Как следует из материалов дела, ОАО "Кузнецкая ТЭЦ" осуществляет свою деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица ОГРН (свидетельство о регистрации серия 22 N 003517700).
Основной деятельностью общества в соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц является производство электроэнергии тепловыми электросетями. Дополнительным видом деятельности является деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей.
В соответствии с договором от 01.01.2015 N Куз ТЭЦ/МТСК/2015 (далее - договор) оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии теплоносителя (в целях компенсации потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях и энергетическом оборудовании) исполнитель обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническим регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачи энергии с использованием теплоносителя от точки приема энергии, теплоносителя до точки передачи энергии и теплоносителя, а заказчик обязуется оплачивать оказанные исполнителем услуги на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с пунктом 3.1.5 ОАО "Кузнецкая ТЭЦ" обязана поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие заказчику приборы учета, а также устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества теплоснабжения, и соблюдать требования, установленные для технологического присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и устройств.
Осуществлять эксплуатацию принадлежащих заказчику источников энергии и тепловых сетей в соответствии с правилами технической эксплуатации и техники безопасности (пункт 3.1.6).
Поддерживать на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение 4) значения показателей качества теплоснабжения, соответствующие техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе: а) давление теплоносителя в подающей сети, обеспечивающее невскипание теплоносителя при его максимальной температуре; б) расчетный циркуляционный расход теплоносителя (пункт 3.1.7).
Из договора следует, что стороны несут ответственность друг перед другом.
Таким образом, ОАО "Кузнецкая ТЭЦ" имеет право требовать от исполнителя, в данном случае МП "ССК", возмещения убытков за ненадлежащее исполнение услуг. Отношения между заказчиком и исполнителем регулируются гражданским законодательством.
В рассматриваемом случае на общество возложена обязанность по предоставлению жителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
При таких обстоятельствах, общество, которое осуществляло по указанному адресу подачу горячей воды, за это получало оплату, должно обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение жилого дома в пределах температуры, определенной пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, что в данном случае заявителем сделано не было. При этом в случае не соблюдения данного требования общество должно в силу той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась принять необходимые меры для устранения нарушений, выразившихся в подаче горячей воды с нарушением температурного режима.
Факт подачи горячей воды ненадлежащего качества подтверждается материалами дела об административном правонарушении и не оспаривается заявителем.
Таким образом, подавая для нужд жильцов многоквартирного дома тепловую энергию (горячую воду) с температурой в месте водозабора ниже допустимого уровня, обществом не обеспечена подача и потребление тепловой энергии в части подачи воды надлежащего качества в соответствии с требованиями к качеству таких услуг, установленных Правилами N 354.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о нарушении заявителем требований Правил N 354 при осуществлении деятельности по горячему водоснабжению (соответствия нормативной температуры горячей воды) подтверждены материалами дела, обществом соответствующими доказательствами не опровергнуты.
Как следует из оспариваемого постановления от 06.08.2015 N 1250, обществу вменяется нарушение требований пункта 3.1.10 СанПиН 2.1.4.2496-09. Указанные нарушения допущены обществом при фактическом обеспечении коммунальными услугами потребителей, проживающих по адресу: г. Новокузнецк, ул. Батюшкова,14.
Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению установлена статьей 6.5 КоАП РФ.
Названная статья Кодекса применительно к спорным правоотношениям имеет специальный характер и с учетом принципа теории права о преимуществе специальной нормы перед общей при конкуренции норм подлежит применению.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, Управление при вынесении оспариваемого постановления произвело неправильную квалификацию допущенного обществом административного правонарушения по части 1 статьи 14.4. КоАП РФ, в данном случае следовало применить статью 6.5 КоАП РФ, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Кузнецкая ТЭЦ" события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4. КоАП РФ, в связи с чем удовлетворяет заявление общества о признании незаконным и отмене постановления от 06.08.2015 N 1250 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.12.2015 по делу N А27-16297/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление открытого акционерного общества "Кузнецкая ТЭЦ" удовлетворить.
Постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе от 06.08.2015 N 1250 о назначении открытому акционерному обществу "Кузнецкая ТЭЦ" административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.03.2016 N 07АП-988/2016 ПО ДЕЛУ N А27-16297/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2016 г. по делу N А27-16297/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2016 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Шауро А.В. по доверенности от 03.02.2014 (по 01.12.2016),
от заинтересованных лиц: без участия,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кузнецкая ТЭЦ"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 декабря 2015 года по делу N А27-16297/2015 (судья В.Я. Драпезо)
по заявлению открытого акционерного общества "Кузнецкая ТЭЦ" (ОГРН 112224002295, ИНН 4205243178, 654000, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Новороссийская, 35)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (650992, г. Кемерово, пр-кт. Кузнецкий, 24)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе (654007, г. Новокузнецк, пр. Пионерский, 21)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город" (ИНН 4217168905, 654066, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Грдины, 27,- офис 5)
об оспаривании постановления от 06.08.2015 N 1250 по делу об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Кузнецкая ТЭЦ" (далее - ОАО "Кузнецкая ТЭЦ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, г. Кемерово в лице Территориального отдела в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 06.08.2015 N 1250 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город" (далее - ООО "УК "Любимый город", третье лицо).
Решением от 28.12.2015 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить состоявшийся судебный акт, заявленное требование удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом не установлен состав административного правонарушения, поскольку не доказана вина ОАО "Кузнецкая ТЭЦ". В материалах дела содержатся доказательства того, что со стороны общества были предприняты все возможные разумные меры для устранения выявленных нарушений по температурному режиму горячей воды, подаваемой потребителям жилого дома по ул. Батюшкова, 14 г. Новокузнецка.
Ссылается на то обстоятельство, что общество не является исполнителем коммунальных услуг для многоквартирного дома по адресу Батюшкова 14 г. Новокузнецка, так как с 01.05.2015 собственниками многоквартирного дома был выбран способ управления - управление управляющей компанией.
По мнению подателя апелляционной жалобы, оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения.
Выявленное административным органом нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде содержит признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Статья 6.5 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Подробно доводы общества изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица к началу судебного заседания не поступил.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Административный орган и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции, от административного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 - 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административного органа и третьего лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в Управление коллективного обращения граждан по вопросу нарушения требований санитарного законодательства по температурному режиму горячей воды 08.07.2015 был проведен осмотр теплового узла многоквартирного жилого дома по адресу: г. Новокузнецк, ул. Батюшкова, 14, с измерением температуры горячей воды на вводе в МКД и в квартирах N 11, N 17, N 23.
В ходе проведенной проверки административным органом установлено нарушение заявителем требований СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), выразившееся в предоставлении населению горячей воды ненадлежащего качества по температурному режиму.
Температура горячей воды в тепловом узле (домоводе) МКД по ул. Батюшкова, 14, составляет + 50,9° С, + 52,2° С при нормируемой не ниже + 60° С, в квартире N 11+ 32,7° С, квартире N 17 + 29,9° С, квартире N 23 + 40,7° С при нормируемой температуре не ниже + 60° С, не выше + 75° С.
Указанные обстоятельства подтверждены протоколом осмотра от 28.07.2015 N 710-УП, экспертным санитарно-эпидемиологическим заключением ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе от 29.07.2015 N 1195/007-ОКГ, протоколом лабораторных испытаний (измерений) от 28.07.2015 N 14712.
По факту нарушения ОАО "Кузнецкая ТЭЦ" СанПиН 2.1.4.2496-09 административным органом в отношении заявителя 04.08.2015 составлен протокол об административном правонарушении N 1372 по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
06.08.2015 на основании протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1250, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, отсутствия процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Выводы суда первой инстанции являются ошибочными, не соответствуют фактическим обстоятельствам и сделаны по неполно выясненным обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения являются права потребителя на получение услуги соответствующей требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии) виновного лица по оказанию населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
С субъективной стороны характеризуется прямым умыслом и неосторожностью.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 14.4 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов.
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 1 Федерального закона N 52-ФЗ государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. При этом в целях данного Закона под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека, а к факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Согласно статье 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 52-ФЗ разработка санитарных правил должна предусматривать определение санитарно-эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктами 8 - 10 Правил N 354 определено, что исполнителем коммунальных услуг может быть ресурсоснабжающая организация.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг (подпункт "а" пункт 149 Правил N 354).
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, устанавливаются СанПиН 2.1.4.2496-09.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
В силу пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град.С и не выше 75 град.С.
Как следует из материалов дела, ОАО "Кузнецкая ТЭЦ" осуществляет свою деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица ОГРН (свидетельство о регистрации серия 22 N 003517700).
Основной деятельностью общества в соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц является производство электроэнергии тепловыми электросетями. Дополнительным видом деятельности является деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей.
В соответствии с договором от 01.01.2015 N Куз ТЭЦ/МТСК/2015 (далее - договор) оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии теплоносителя (в целях компенсации потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях и энергетическом оборудовании) исполнитель обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническим регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачи энергии с использованием теплоносителя от точки приема энергии, теплоносителя до точки передачи энергии и теплоносителя, а заказчик обязуется оплачивать оказанные исполнителем услуги на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с пунктом 3.1.5 ОАО "Кузнецкая ТЭЦ" обязана поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие заказчику приборы учета, а также устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества теплоснабжения, и соблюдать требования, установленные для технологического присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и устройств.
Осуществлять эксплуатацию принадлежащих заказчику источников энергии и тепловых сетей в соответствии с правилами технической эксплуатации и техники безопасности (пункт 3.1.6).
Поддерживать на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение 4) значения показателей качества теплоснабжения, соответствующие техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе: а) давление теплоносителя в подающей сети, обеспечивающее невскипание теплоносителя при его максимальной температуре; б) расчетный циркуляционный расход теплоносителя (пункт 3.1.7).
Из договора следует, что стороны несут ответственность друг перед другом.
Таким образом, ОАО "Кузнецкая ТЭЦ" имеет право требовать от исполнителя, в данном случае МП "ССК", возмещения убытков за ненадлежащее исполнение услуг. Отношения между заказчиком и исполнителем регулируются гражданским законодательством.
В рассматриваемом случае на общество возложена обязанность по предоставлению жителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
При таких обстоятельствах, общество, которое осуществляло по указанному адресу подачу горячей воды, за это получало оплату, должно обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение жилого дома в пределах температуры, определенной пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, что в данном случае заявителем сделано не было. При этом в случае не соблюдения данного требования общество должно в силу той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась принять необходимые меры для устранения нарушений, выразившихся в подаче горячей воды с нарушением температурного режима.
Факт подачи горячей воды ненадлежащего качества подтверждается материалами дела об административном правонарушении и не оспаривается заявителем.
Таким образом, подавая для нужд жильцов многоквартирного дома тепловую энергию (горячую воду) с температурой в месте водозабора ниже допустимого уровня, обществом не обеспечена подача и потребление тепловой энергии в части подачи воды надлежащего качества в соответствии с требованиями к качеству таких услуг, установленных Правилами N 354.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о нарушении заявителем требований Правил N 354 при осуществлении деятельности по горячему водоснабжению (соответствия нормативной температуры горячей воды) подтверждены материалами дела, обществом соответствующими доказательствами не опровергнуты.
Как следует из оспариваемого постановления от 06.08.2015 N 1250, обществу вменяется нарушение требований пункта 3.1.10 СанПиН 2.1.4.2496-09. Указанные нарушения допущены обществом при фактическом обеспечении коммунальными услугами потребителей, проживающих по адресу: г. Новокузнецк, ул. Батюшкова,14.
Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению установлена статьей 6.5 КоАП РФ.
Названная статья Кодекса применительно к спорным правоотношениям имеет специальный характер и с учетом принципа теории права о преимуществе специальной нормы перед общей при конкуренции норм подлежит применению.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, Управление при вынесении оспариваемого постановления произвело неправильную квалификацию допущенного обществом административного правонарушения по части 1 статьи 14.4. КоАП РФ, в данном случае следовало применить статью 6.5 КоАП РФ, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Кузнецкая ТЭЦ" события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4. КоАП РФ, в связи с чем удовлетворяет заявление общества о признании незаконным и отмене постановления от 06.08.2015 N 1250 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.12.2015 по делу N А27-16297/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление открытого акционерного общества "Кузнецкая ТЭЦ" удовлетворить.
Постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе от 06.08.2015 N 1250 о назначении открытому акционерному обществу "Кузнецкая ТЭЦ" административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)