Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Электроснабжающей организации вменено нарушение, выразившееся в расчете платы за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды, исходя из показаний прибора учета, не являющегося общедомовым.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Ященок Т.П., Поротниковой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Шмелевой Ю.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - инспекция, административный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А50-21314/2016 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пермского края, приняли участие представители:
- инспекции - Абрамова Е.Ю. (доверенность от 09.01.2017), Макарова О.А. (доверенность от 09.01.2017);
- открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала") - Огредик О.А. (доверенность от 30.12.2016);
- публичного акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Пермэнергосбыт", общество) - Языкова В.Е. (доверенность от 30.12.2016).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания инспекции от 06.06.2016 N 1835.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "МРСК Урал".
Решением суда от 14.12.2016 (судья Вавилова Н.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 (судьи Трефилова Е.М., Муравьева Е.Ю., Варакса Н.В.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены, предписание инспекции от 06.06.2016 N 1835 признано недействительным.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые судебные акты как не соответствующие нормам материального права.
По мнению инспекции, прибор учета, находящийся вне границ балансовой и эксплуатационной ответственности электросетей, не может быть принят в качестве расчетного для определения отпущенной электроэнергии. Также указывает, что прибор учета, фиксирующий расход электрической энергии не только многоквартирным домом, но и иными объектами, не может являться общедомовым прибором учета, поскольку не определяет объем коммунального ресурса, поступающего отдельно в данный многоквартирный дом.
В отзыве на кассационную жалобу общество - ОАО "МРСК Урал" просит оставить оспариваемое постановление суда без изменения, жалобу - без удовлетворения; считает постановление суда законным и обоснованным, выводы суда апелляционной инстанции - не противоречащими обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим обращением, на основании распоряжения от 12.05.2016 N 1835 инспекцией в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за период с августа 2015 года по февраль 2016 года в многоквартирном доме N 38 по ул. Архитектора Свиязева г. Перми.
По результатам проверки должностным лицом инспекции составлен акт проверки от 06.06.2016 N 1835, в котором отражено, что обществом при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за период с августа 2015 года по февраль 2016 года, применяется не установленный норматив потребления коммунальной услуги, а показания прибора учета, не являющегося общедомовым прибором учета. В данной части инспекция усмотрела нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В целях устранения выявленного в ходе проверки нарушения обществу выдано предписание от 06.06.2016 N 1835, согласно которому заявителю в срок до 15.06.2016 надлежало произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за период с августа 2015 года по февраль 2016 года в соответствии с пунктом 48 Правил N 354 (формулой 10 приложения 2 к Правилам N 354).
Полагая, что предписание, возлагающее обязанности произвести расчеты за указанный период из установленного норматива потребления услуги на общедомовые нужды, не соответствует закону и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества, пришел к выводу, что установленный в тепловой подстанции - 7148 прибор учета, показания которого учитывались при начислении платы за коммунальный ресурс, расположен за границей балансовой принадлежности многоквартирного дома по вышеназванному адресу и не может являться коллективным (общедомовым) прибором учета.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, и удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Инспекция в соответствии с Положением об инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, является органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.
Пунктом 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а именно: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Пунктом 3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 13.06.2017 N Ф09-2270/17 ПО ДЕЛУ N А50-21314/2016
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Электроснабжающей организации вменено нарушение, выразившееся в расчете платы за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды, исходя из показаний прибора учета, не являющегося общедомовым.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2017 г. N Ф09-2270/17
Дело N А50-21314/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Ященок Т.П., Поротниковой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Шмелевой Ю.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - инспекция, административный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А50-21314/2016 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пермского края, приняли участие представители:
- инспекции - Абрамова Е.Ю. (доверенность от 09.01.2017), Макарова О.А. (доверенность от 09.01.2017);
- открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала") - Огредик О.А. (доверенность от 30.12.2016);
- публичного акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Пермэнергосбыт", общество) - Языкова В.Е. (доверенность от 30.12.2016).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания инспекции от 06.06.2016 N 1835.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "МРСК Урал".
Решением суда от 14.12.2016 (судья Вавилова Н.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 (судьи Трефилова Е.М., Муравьева Е.Ю., Варакса Н.В.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены, предписание инспекции от 06.06.2016 N 1835 признано недействительным.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые судебные акты как не соответствующие нормам материального права.
По мнению инспекции, прибор учета, находящийся вне границ балансовой и эксплуатационной ответственности электросетей, не может быть принят в качестве расчетного для определения отпущенной электроэнергии. Также указывает, что прибор учета, фиксирующий расход электрической энергии не только многоквартирным домом, но и иными объектами, не может являться общедомовым прибором учета, поскольку не определяет объем коммунального ресурса, поступающего отдельно в данный многоквартирный дом.
В отзыве на кассационную жалобу общество - ОАО "МРСК Урал" просит оставить оспариваемое постановление суда без изменения, жалобу - без удовлетворения; считает постановление суда законным и обоснованным, выводы суда апелляционной инстанции - не противоречащими обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим обращением, на основании распоряжения от 12.05.2016 N 1835 инспекцией в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за период с августа 2015 года по февраль 2016 года в многоквартирном доме N 38 по ул. Архитектора Свиязева г. Перми.
По результатам проверки должностным лицом инспекции составлен акт проверки от 06.06.2016 N 1835, в котором отражено, что обществом при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за период с августа 2015 года по февраль 2016 года, применяется не установленный норматив потребления коммунальной услуги, а показания прибора учета, не являющегося общедомовым прибором учета. В данной части инспекция усмотрела нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В целях устранения выявленного в ходе проверки нарушения обществу выдано предписание от 06.06.2016 N 1835, согласно которому заявителю в срок до 15.06.2016 надлежало произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за период с августа 2015 года по февраль 2016 года в соответствии с пунктом 48 Правил N 354 (формулой 10 приложения 2 к Правилам N 354).
Полагая, что предписание, возлагающее обязанности произвести расчеты за указанный период из установленного норматива потребления услуги на общедомовые нужды, не соответствует закону и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества, пришел к выводу, что установленный в тепловой подстанции - 7148 прибор учета, показания которого учитывались при начислении платы за коммунальный ресурс, расположен за границей балансовой принадлежности многоквартирного дома по вышеназванному адресу и не может являться коллективным (общедомовым) прибором учета.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, и удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Инспекция в соответствии с Положением об инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, является органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.
Пунктом 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а именно: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Пунктом 3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)