Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7628/2017

Требование: О возмещении ущерба.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы указали на то, что производились работы по ремонту крыши. Во время проведения ремонта квартиру истцов затопило, причинен вред их имуществу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 ноября 2017 г. по делу N 33-7628/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Донцовой Ю.И.,
судей областного суда Малкова А.И., Трифоновой О.М.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" на решение Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 12 июля 2017 года по гражданскому делу по иску Ч.М., Ч.В., Ч.В. к Обществу с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания", Обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург Стройресурс", некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о возмещении ущерба,

установила:

Ч.М., Ч.В., Ч.В. обратились в суд с иском к ООО "Оренбургская управляющая компания", Обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург Стройресурс", некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", указав, что 09 ноября 2016 года в (адрес) производились работы по ремонту крыши. Во время проведения ремонта квартиру N *** затопило, причинен вред их имуществу. Просили суд взыскать в свою пользу с ответчика: 55113 рублей - ущерб от залива квартиры; 5000 рублей - расходы по оплате услуг эксперта.
Определениями суда от 02.05.2017 года, 04.07.2017 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 12 июля 2017 года исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в пользу истцов в счет возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры 55113 рублей, расходы по оплате оценки 5000 рублей пропорционального долям в праве собственности, указал при недостаточности денежных средств у некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" решение исполнить за счет субсидиарного должника Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области. В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург Стройресурс", обществу с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" отказано.
С указанным решением не согласились ответчики Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", каждый в отдельности, которые в своих апелляционных жалобах просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к ним отказать.
В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель истца Ч.М. - М. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. С учетом изложенного и в силу части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Донцовой Ю.И., объяснения представителя истца, возражавшего против доводов апелляционных жалоб, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцы: Ч.М., Ч.В., Ч.В. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: (адрес).
Согласно договору подряда N 110/2016 от 19.08.2016 года НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в качестве заказчика поручил, а ООО "Оренбург Стройресурс" в качестве подрядчика принял на себя обязательство по выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту МКД, в том числе, ремонт крыши в многоквартирном доме по адресу: (адрес).
Актом осмотра квартиры от 09 ноября 2016 комиссией с участием Ч.М. подтверждается, что в ходе проведения работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома произошел залив квартиры истцов. В квартире выявлены протечки воды через потолок и по стенам, квартира получила повреждения.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы N 17-11-161 от 07.12.2016 года, общая стоимость ремонтно-восстановительных работ внутренней отделки помещений квартиры составляет 55113 рублей, расходы по оплате услуг эксперта составили 5000 рублей.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред лицо. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных на счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу пункта 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В силу части 6 названной статьи региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченным региональным оператором.
В соответствии со статьями 22, 23 Закона Оренбургской области 12.09.2013 г. N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Оренбургской области создается один региональный оператор на основании постановления Правительства Оренбургской области.
На территории Оренбургской области, для выполнения указанных целей, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 г. N 562-п создана некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
Разрешая заявленные истцом требования о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что лицом, ответственным за причинение ущерба имуществу истца, является региональный оператор НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", привлекший подрядчика ООО "Оренбург Стройресурс", в результате ненадлежащего выполнения которых причинен вред собственнику жилого помещения в многоквартирном доме. В связи с изложенным, суд отказал в удовлетворении исковых требований к ООО Оренбург Стройресурс" и ООО "Оренбургская управляющая компания". При этом, при определении размера причиненного ущерба суд первой инстанции принял за основу заключение судебной экспертизы N 17-11-161 от 07.12.2016, посчитав его обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
Доводы апелляционных жалоб Фонда и Министерства о том, что не представлено доказательств причинения вреда истцу в результате отсутствия со стороны заказчика контроля за действиями подрядчика на всех этапах исполнения договора, юридически значимыми для разрешения данного спора не являются, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации и в силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации региональный оператор отвечает за вред, причиненный подрядными организациями при проведении работ по капитальному ремонту.
С учетом изложенного, доводы апелляционных жалобы о том, что пунктом 10.4 договора подряда предусмотрена ответственность подрядчика за ущерб, нанесенный общему имуществу многоквартирного дома, собственникам помещений многоквартирного дома и третьим лицам, а также о том, что Фонд не является исполнителем услуг, связанных с проведением работ по капитальному ремонту крыши, а лишь организует проведение данных работ, на правильность выводов суда не влияют.
Доводы апелляционных жалоб НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" и Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области о наличии оснований для ограничения размера ответственности регионального оператора в соответствии с частью 5 статьи 178 ЖК РФ взносами истца на капремонт также являются несостоятельными.
Согласно статьям 15, 393, 400 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки должны возмещаться в полном объеме, если право на полное возмещение убытков не ограничено законом или договором (ограниченная ответственность).
Поскольку частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничение ответственности регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, не установлено, региональный оператор отвечает за действия подрядной организации перед собственниками в соответствии с принципом полного возмещения убытков.
Кроме того, как видно из содержания части 5 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, в ней отсутствует указание на ограничение ответственности регионального оператора внесенными взносами на капитальный ремонт одного собственника, перед которым у регионального оператора возникает обязанность по возмещению убытков.
Согласно части 1 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации имущество регионального оператора формируется за счет: 1) взносов учредителя; 2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 3) других, не запрещенных законом источников.
Частями 2 и 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Поскольку имущество регионального оператора формируется из различных источников, частью 5 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации конкретизируется вид имущества (внесенные взносы на капитальный ремонт, то есть платежи всех собственников помещений в многоквартирных домах в фонд капитального ремонта), за счет и в пределах которого исполняется обязанность регионального оператора по возмещению убытков при неисполнении им своих обязательств перед собственниками.
Такой подход согласуется с принципами, лежащими в основе функционирования централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, призванной обеспечить совместное участие всех собственников помещений этих домов в создании финансовой основы для осуществления капитального ремонта, а не резервирование денежных средств в отношении каждого конкретного собственника в отдельности.
Между тем, возлагая субсидиарную ответственность по возмещению вреда на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, суд руководствовался положениями статьи 33 Закона Оренбургской области Закон Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ (ред. от 29.06.2017) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области".
Данный вывод суда основан на неверном применении закона.
Жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Согласно части 6 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Аналогичные основания субсидиарной ответственной Оренбургской области предусмотрены статьей 33 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области".
Приведенными нормами субсидиарная ответственность субъекта Российской Федерации наступает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором возложенных на него законом обязательств.
Между тем, по настоящему делу выполняющий функции регионального оператора НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" привлечен к ответственности не в связи с ненадлежащим исполнением своих обязательств, а на основании части 6 статьи 182 ЖК РФ в связи с ненадлежащим проведением подрядной организаций работ по капитальному ремонту.
С учетом изложенного, возложение субсидиарной ответственности на субъект Российской Федерации в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области за последствия ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядной организацией, привлеченной региональным оператором, является незаконным.
Таким образом, решение суда в части возложения на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области субсидиарной ответственности, по возмещению причиненного истцу ущерба следует отменить ввиду неправильного применения норм материального права, принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к Министерству отказать.
Иных оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда, исходя из доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 12 июля 2017 года в части возложения на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области субсидиарной ответственности при недостаточности денежных средств у некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" по исполнению данного решения отменить, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ч.М., Ч.В., Ч.В. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)