Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7704/2017

Требование: О возложении обязанности прекратить незаконные начисления и произвести перерасчет платы за отопление.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица указала, что в квартире произведено переоборудование, все документы оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке, в результате в квартире отсутствует централизованное отопление, демонтированы отопительные приборы, однако истице начислялась плата за отопление, в соответствии с законодательством оплата должна производиться за фактически потребленное количество энергоресурса.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 октября 2017 г. по делу N 33-7704/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кустовой С.В.
судей: Тарасовой А.А., Королева Ю.А.
при секретаре: Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 октября 2017 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Н.И. к Обществу с ограниченной ответственностью "Советско-Гаванские теплосети" о возложении обязанности прекратить незаконные начисления и произвести перерасчет платы за отопление, по апелляционной жалобе Н.И. на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 28 июля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., судебная коллегия
установила:

Н.И. обратилась в суд с иском к ООО "Советско-Гаванские теплосети" о возложении обязанности прекратить незаконные начисления и произвести перерасчет платы за отопление.
В обоснование заявленных требований указала, что в 2005 году в квартире произведено переоборудование. Все документы оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке. В результате в квартире отсутствует централизованное отопление, демонтированы отопительные приборы, остались только стояки для централизованного отопления. До января 2017 года ей не начислялась плата за отопление. В соответствии с законодательством оплата должна производиться за фактически потребленное количество энергоресурса.
Просит обязать МООО "Советско-Гаванские теплосети" прекратить незаконные начисления и выставления в квитанциях за не предоставляемую коммунальную услугу централизованного отопления; произвести перерасчет начисленных платежей на сумму 16 251 руб. 89 коп. истцу Н.И., проживающей по <адрес>.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 28 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований Н.И. отказано.
В апелляционной жалобе Н.И. просит отменить решение суда, принять новое решение, которым обязать ответчика прекратить незаконные начисления за не предоставляемую услугу централизованного отопления; произвести перерасчет и возвратить излишне уплаченные финансовые средства за непредоставленную услугу централизованное отопление с января 2017 г. по настоящее время. Указывает на то, что с решением суда не согласна, считает его незаконным и необоснованным. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в квартире <адрес> до введения в действие ЖК РФ произведено переустройство - изменение вида отопления. Указывает, что в принадлежащем ей помещении отсутствуют радиаторы отопления, стояки отопления (транзитные трубопроводы) заизолированы, в некоторых помещениях демонтированы и стояки отопления, что свидетельствуют об отсутствии в квартире теплопотребляющих установок, на которые поступает тепловая энергия. Считает, что отсутствие в Правилах N 354 специальной формулы для расчета размера оплаты услуг по отоплению в отношении переведенных на электрообогрев помещений не является обстоятельством, свидетельствующим о фактическом получении коммунального ресурса истцом. Считает, что отсутствие в Правилах предоставления коммунальных услуг механизма расчета платы за услугу по отоплению мест общего пользования в многоквартирном доме, часть помещений которого в установленном порядке отключена от централизованного теплоснабжения и переведена на электрообогрев, не делает легитимным выставление теплоснабжающей организацией счетов за фактически неоказанную услугу по отоплению помещений. Полагает, что наличие пробела в законодательстве, регулирующем рассматриваемые правоотношения, не может быть использовано для ущемления интересов потребителей и обогащения поставщика коммунального ресурса.
В возражениях (отзыве) ООО "Советско-Гаванские теплосети" просит решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 28 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.И. без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. На основании ч. ч. 3, 4 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, являются переустройством жилого помещения, которое должно производиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ст. 210 ГК РФ, ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие относятся к коммунальным услугам.
Пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Подпункт "в" п. 53 ранее действующих Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., также запрещал потребителю вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Как установлено судом первой инстанции, и подтверждается материалами дела:
Квартира N расположена на восьмом этаже многоквартирного дома <адрес>. Собственник квартиры до июня 2005 года самовольно произвел работы по демонтажу радиаторов отопления в квартире, т.е. произвел переустройство жилого помещения. Согласия всех собственников помещений в данном доме на изменение параметров инженерной системы не имеется.
Исполнитель бесперебойно подавал тепло в жилое помещение в течение отопительного периода. Отсутствие отопительных приборов не связано с неправомерными действиями (либо бездействием) исполнителя данной услуги, а связано с неправомерными действиями собственника данного помещения.
Отказывая в удовлетворении заявленных Н.И. требований, суд первой инстанции, исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрено наличие автономного отопления в отдельно взятом помещении многоквартирного дома, а предусмотрено только автономное отопление многоквартирного дома (при отсутствии централизованного отопления). Наличие разрешительных документов на оборудование электроустановки в квартире истца не свидетельствует о законности демонтажа части внутридомовой системы теплоснабжения. Дом, в котором находится в собственности квартира истца, является многоквартирным, договор на снабжение тепловой энергией заключается на дом, а не на отдельно взятые жилые помещения, жилое помещение истца не является зданием, строением или иным объектом капитального строительства, а только составной его частью, оснований не согласится с такими выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на верном толковании норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Установив, что ответчик рассчитал плату за теплоснабжение в соответствии с установленным порядком, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Абзацем 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Отключение отдельного помещения в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства не является основанием для освобождения собственника от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом.
Освобождение истца от оплаты услуги по отоплению перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома на иных собственников жилого дома, чем ущемляет их права и законные интересы.
Учитывая изложенное, законных оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности прекратить начисления и произвести перерасчет платы за отопление у суда не имелось.
Таким образом, независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за услуги по отоплению определяется в едином порядке, что соответствует Правилам подключения к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 307 от 16.04.2012 г. и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 от 06.05.2011 г.
Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого или нежилого помещения, в том числе осуществленного и по согласованию с органом местного самоуправления, не является основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению. Граждане, демонтировавшие радиаторы отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, основаны на неправильном толковании законодательства и не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает, что выводы суда имеющимся в деле доказательствам и требованиям закона не противоречат, а апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене решения суда, предусмотренных частью 1 статьи 330 ГПК РФ.
При таких данных решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 28 июля 2017 года по делу по иску Н.И. к Обществу с ограниченной ответственностью "Советско-Гаванские теплосети" о возложении обязанности прекратить незаконные начисления и произвести перерасчет платы за отопление - оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.КУСТОВА
Судьи
А.А.ТАРАСОВА
Ю.А.КОРОЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)