Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2016 N 13АП-27743/2015, 13АП-27745/2015 ПО ДЕЛУ N А56-8852/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2016 г. по делу N А56-8852/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Слобожаниной В.Б., Сотова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Жарковым Р.П.
при участии:
от истца: представители Цикин Е.В. по доверенности N 05/ЗГДС/487 от 29.09.2015 г., Филиппова С.А. по доверенности N 05/ЗГДС/634 от 21.12.2015 г.
от ответчика-1: представитель Борисов К.С. по доверенности N 2-78/16-0-2 от 14.01.2016 г.
от ответчика-2: председатель правления Гончаров В.А. на основании протокола N 1 от 10.10.2014 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-27743/2015, 13АП-27745/2015) ТСЖ "Комендантский", Жилищного комитета Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2015 г. по делу N А56-8852/2015 (судья Судас Н.Е.), принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к 1. Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета Санкт-Петербурга,
2. ТСЖ "Комендантский",
о взыскании 4 806 147,46 руб. долга

установил:

Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (далее - ответчик-1) и товариществу собственников жилья "Комендантский" (далее - ответчик-2) о взыскании, с учетом уточнения требований, задолженности по оплате тепловой энергии, в том числе: с ТСЖ "Комендантский" 1 848 915,87 руб. по тарифам для населения за период с ноября 2012 года по декабрь 2014 года; с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета Санкт-Петербурга 2 957 231,62 руб. межтарифной разницы за период с апреля 2013 года по декабрь 2014 года.
Решением суда от 22.09.2015 г. в пользу ГУП "ТЭК СПб" с ТСЖ Комендантский" взыскано 1 840 524,13 руб. долга, с Санкт-Петербурга в лице Жилищного Комитета за счет казны Санкт-Петербурга взыскано 2 957 231,59 руб. убытков, в удовлетворении иска в остальной части отказано.
Указанное решение обжаловано ТСЖ "Комендантский" и Жилищным комитетом Санкт-Петербурга в апелляционном порядке.
По мнению ТСЖ "Комендантский", в расчетах за горячую воду следует применять плату, установленную Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, для граждан в рублях за 1 куб. м.
По мнению Жилищного комитета Санкт-Петербурга, взыскание разницы в тарифах необоснованно, поскольку истец вправе обратится за предоставлением субсидий во внесудебном порядке.
В судебном заседании ответчики поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционных жалобах, истец против удовлетворения апелляционных жалоб возражал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, установлено судом, 01.10.2008 г. ГУП "ТЭК СПб" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Комендантский" (абонент) заключили договор теплоснабжения N 8690.037.1, по условиям которого истец принял на себя обязательства обеспечивать абоненту подачу через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде, а абонент обязался принятую тепловую энергию своевременно оплачивать.
Наличие задолженности по оплате тепловой энергии за период с ноября 2012 года по декабрь 2014 года послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 2.1 договора тепловая энергия на нужды отопления и горячего водоснабжения подлежит определению в гигакалориях как на отопление, так и на горячее водоснабжение.
Пунктом 4.3 договора предусмотрено, что при наличии у абонента приборов учета, допущенных в эксплуатацию энергоснабжающей организацией, абонент ежемесячно, не позднее первого числа месяца следующего за отчетным, предоставляет в энергоснабжающую организацию отчет о фактическом теплопотреблении.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), с 01.09.2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2011 N 510-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга на 2012 год" в период в период с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. установлен тариф в размере 1339,84 руб. /Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2011 N 497-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2012 год" в период с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. установлен тариф в размере 1175,00 руб. /Гкал (без учета НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам от 20.12.2012 N 576-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга на 2013 год" в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. установлен тариф в размере 1339,84 руб. /Гкал (без учета НДС), в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. установлен тариф в размере 1541,20 руб. /Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2012 N 589-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2013 год" в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. установлен тариф в размере 1175,00 руб. /Гкал (без учета НДС), в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. установлен тариф в размере 1351,25 руб. /Гкал (без учета НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 502-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" в период с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. установлен тариф для прочих потребителей в размере 1481,90 руб. /Гкал (без учета НДС), для исполнителей коммунальных услуг - 1 541,20 руб. /Гкал (без учета НДС), в период с 01.07.2014 г. по 31 12 2014 г. установлен тариф для прочих потребителей в размере 1526,17 руб. /Гкал (без учета НДС), для исполнителей коммунальных услуг - 1 590,25 руб. /Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 527-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" в период с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. установлен тариф в размере 1351,25 руб. /Гкал (с НДС), в период с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. установлен тариф в размере 1408,01 руб. /Гкал (с НДС).
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным законодателем путем установления предельных (максимального и (или) минимального) уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, и закрепление в качестве общего требования соответствия утверждаемого для потребителей тарифа на тепловую энергию его предельному уровню (пункт 4 части 2 статьи 7, пункты 2 и 4 части 1 статьи 8, части 7 и 8 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении").
Применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь ("межтарифная разница").
Поскольку управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельным экономическими интересами, отличными от интересов жильцов, разница между тарифом для ГУП "ТЭК СПб" и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах.
Доводы жалобы о необходимости применения в расчетах за горячую воду платы, установленной Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для граждан в рублях за 1 куб. м подлежат отклонению.
Частью 5 статьи 9 Закона N 190-ФЗ установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).
Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
При этом подпунктом "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 предусмотрено, что названное Постановление применяется к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы.
В отсутствие указанных требований у исполнителей коммунальных услуг не возникает правовых оснований для расчетов как с ресурсоснабжающими организациями, так и с гражданами за предоставленную коммунальную услугу по горячему водоснабжению с использованием двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно Примечанию 1 к Правилам N 354 при расчете размера платы за коммунальные услуги в отношении объемов тепловой энергии в качестве единицы измерения используется Гкал.
Количество тепловой энергии, отпущенной в спорном периоде абоненту, определено в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета тепловой энергии.
При наличии коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме расчет потребленной тепловой энергии производиться на основании отчетов о теплопотреблении по показаниям КУУТЭ.
С 01.01.2014 в отчете предусмотрен вывод информации о количестве тепловой энергии на ГВС, использованной на подогрев холодной воды для приготовления горячей, включая объем тепловой энергии, затраченной на обогрев ванных комнат "полотенцесушителями" в Гкал, об объеме горячей воды (на излив) в м{\super 3.
Таким образом, все фактическое теплопотребление, включая объем тепловой энергии, затрачиваемой на обогрев ванных комнат "полотенцесушителями", должно быть оплачено в общем объеме теплопотребления по тарифам в руб. /Гкал, установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для потребителей ГУП "ТЭК СПб".
Доводы жалоба о необоснованности взыскания разницы в тарифах, также подлежат отклонению.
В Постановлении от 29.03.2011 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е., по общему правилу, субъект Российской Федерации.
При установлении размера платы с населения тарифов, которые ниже экономически обоснованных, возникают убытки для ресурсоснабжающих организации, связанные с отсутствием возмещения расходов и затрат на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, которые подлежат возмещению соответствующим субъектом РФ - в рассматриваемом случае им является Санкт-Петербург в лице Жилищного комитета.
Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2013 N 179 и от 31.03.2014 N 217 "О порядке предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских" утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов в 2013 и 2014 годах соответственно (далее - Порядок предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка предоставления субсидий предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и(или) творческих мастерских (далее - отчеты), формируемых получателями субсидий на основании данных, указанных в актах сверок с исполнителями коммунальных услуг.
При наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, отпущенной для теплоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, указанных получателями субсидий, с данными, указанными ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО, общественными организациями творческих работников (далее - исполнители коммунальных услуг), для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок исполнителями коммунальных услуг.
Между Комитетом и Истцом заключен договор от 12.03.2015 N ВВД-01 "О предоставлении субсидий", согласно которому в соответствии с Порядком предоставления в 2015 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.03.2015 N 2 (далее - Порядок), и распоряжением Жилищного комитета от 05.03.2015 N 160-р "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 02,03.2015 160-р" (далее - Распоряжение) определяет порядок взаимодействия Сторон при предоставлении Получателю субсидий, предусмотренных Комитету статьей сходов "Субсидии ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, связанных с применением тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам и творческим мастерским" (код целевой статьи 0938318) в приложении 3 к закону Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 665-116 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Поскольку выделение субсидий в счет возмещения "межтарифной разницы" поставлено в зависимость от согласования исполнителем коммунальных услуг объема поставленного ресурса, то при наличии спора относительно объема поставленного ресурса либо отказа исполнителя коммунальных услуг от подписания соответствующих актов, ресурсоснабжающая организация лишена возможности реализовать свое право на возмещение своих расходов в виде "межтарифной разницы" во внесудебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2015 года по делу N А56-8852/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
М.А.ШЕСТАКОВА

Судьи
В.Б.СЛОБОЖАНИНА
И.В.СОТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)