Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 октября 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2017 года по делу N А19-5920/2017 (суд первой инстанции - Куклина Л.А.),
Закрытое акционерное общество "ТСЖ "Октябрьское" (ОГРН 1063808135104, ИНН 3808138277, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877, далее - заинтересованное лицо, служба) N 571/17 от 22.03.2017 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2017 года по делу N А19-5920/2017 заявленные требования удовлетворены.
Служба обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.09.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 28.02.2017 года N 571-ср-п должностными лицами надзорного органа проведена внеплановая документарная проверка общества с целью проверки информации, содержащейся в обращении гражданина, проживающего по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, микрорайон Крылатый, ... В сообщении указано на нарушение прав потребителей при начислении платы за коммунальные услуги жителям.
Результаты проверки отражены службой в акте от 22.03.2017 года N 571/17, согласно которому, по мнению административного органа, в нарушение пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354) общество не производит начисление платы за потребление холодного и горячего водоснабжения, водоотведения по нормативу потребления коммунальной услуги на количество человек, постоянно и временно проживающих в жилом помещении N ... в МКД, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, микрорайон Крылатый 21, и на установленный тариф соответствующего коммунального ресурса.
В целях устранениях выявленных нарушений советником отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги службой государственного жилищного надзора Иркутской области выдано предписание N 571/17 от 22.03.2017 года, которым обществу указано на необходимость в срок до 20.04.2017 года произвести перерасчет размера платы в соответствии с действующим законодательством и предоставить в службу подтверждающие документы.
Полагая, что предписание органа государственного жилищного надзора не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно возлагая обязанность по выполнению содержащихся в предписании требований, закрытое акционерное общество "ТСЖ "Октябрьское" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Судом установлено и не оспаривается Службой, многоквартирный дом N 21 в микрорайоне Крылатый в г. Иркутске находится в управлении ЗАО "ТСЖ "Октябрьское".
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двум и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод). Под коммунальными ресурсами понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Службой по результатам проведения внеплановой документарной проверки установлено, что Общество не производит начисление платы за потребление холодного и горячего водоснабжения, водоотведения по нормативу потребления коммунальной услуги на количество человек постоянно и временно проживающих в жилом помещении N ... в МКД, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, микрорайон Крылатый, 21 и на установленный тариф соответствующего коммунального ресурса.
В целях устранениях выявленных нарушений должностным лицом отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги Службы государственного жилищного надзора Иркутской области выдано предписание N 571/17 от 22.03.2017 г., которым Обществу указано на необходимость в срок до 20.04.2017 г. произвести перерасчет размера платы в соответствии с действующим законодательством и представить в Службу подтверждающие документы.
Исполнителем коммунальной услуги - горячее водоснабжение по квартире N ... в МКД "21 является ЗАО "ТСЖ "Октябрьское". Указанная квартира не оборудована индивидуальными приборами учета горячего и холодного водоснабжения.
Как установлено Службой, начисление платы за период с 01.01.2017 г. (январь, февраль) за потребление коммунальных услуг на горячее и холодное водоснабжение по квартире N ... в жилом доме по адресу г. Иркутск, микрорайон Крылатый, д. 21, Обществом производится из расчета на четверых человек - трое зарегистрированных лица и одного собственника, который в указанной квартире не проживает.
Как установлено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (пункт 42).
Пунктом 4 Приложения 2 к Правилам установлено, что размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению:
в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4: Pi = ni x Nj x Ткр, где:
- ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
- Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
- Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, определяющим фактором в данном случае является критерий количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении в периоде начисления указанной коммунальной платы.
С учетом распределения бремени доказывания, установленного статьей 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, административный орган обязан представить доказательства, что Общество, взимая плату за указанные коммунальные услуги с жильцов квартиры N ... указанного жилого дома, не принимало во внимание при расчете размера стоимости услуги, такой критерий, как количество граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении в периоде начисления указанной коммунальной платы, незаконно произвело начисление на собственника квартиры, не проживающего в данной квартире.
Вместе с тем, органом надзора не представлены доказательства, что в период с 01.01.2017 года (январь, февраль), Обществом было неправильно определено количество проживающих на временной или постоянной основе жильцов в указанной квартире, в связи с чем, в ненадлежащем размере начислялась плата за коммунальные услуги.
Так, проверка административным органом проведена на основании обращения проживающей квартире 8 по указанному адресу Караваевой М.Ю. от 16.02.2017, которая указала, что она зарегистрирована и проживает в данной квартире с 2-мя детьми (3 человека). В декабре 2016 ею были представлены справки с паспортного стола о составе семьи и справка с места жительства и прописки (Забайкальский край) собственника жилья, на основании чего был сделан перерасчет. Но с января 2017 вновь произведены начисления на собственника жилья.
Административным органом в момент проверки данные обстоятельства не выяснялись, не исследовались факты отсутствия собственника жилья по данному адресу и проживания ее в Забайкальском крае, выводы о нарушении сделаны на основании информации, изложенной Караваевой М.Ю. в своем обращении.
Доказательств того, что Общество, исчисляя плату по указанной квартире за указанные коммунальные услуги, принимало в расчет ненадлежащее количество граждан, постоянно или временно проживающих в данном жилом помещении в периоде начисления указанной коммунальной платы, орган не представил.
Заявитель жалобы указывает, что судом не выяснялся и не исследовался факт фактического отсутствия собственника жилья по данному адресу и проживания его в Забайкальском крае.
Вместе с тем, указанный довод фактически направлен на возложение бремени доказывания на суд, что не допустимо.
С учетом того обстоятельства, что Службой не исследовались факты отсутствия собственника жилья по данному адресу и проживания ее в Забайкальском крае, выводы о нарушении сделаны на основании информации, изложенной Караваевой М.Ю. в своем обращении, доводы апеллянта о том, что из ЗАО "ТСЖ "Октябрьское" с января 2017 года производит начисление, не на троих, а на четверых человек, не имеют самостоятельного значения и судом не учитываются.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2017 года по делу N А19-5920/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2017 ПО ДЕЛУ N А19-5920/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2017 г. по делу N А19-5920/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 октября 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2017 года по делу N А19-5920/2017 (суд первой инстанции - Куклина Л.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "ТСЖ "Октябрьское" (ОГРН 1063808135104, ИНН 3808138277, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877, далее - заинтересованное лицо, служба) N 571/17 от 22.03.2017 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2017 года по делу N А19-5920/2017 заявленные требования удовлетворены.
Служба обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.09.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 28.02.2017 года N 571-ср-п должностными лицами надзорного органа проведена внеплановая документарная проверка общества с целью проверки информации, содержащейся в обращении гражданина, проживающего по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, микрорайон Крылатый, ... В сообщении указано на нарушение прав потребителей при начислении платы за коммунальные услуги жителям.
Результаты проверки отражены службой в акте от 22.03.2017 года N 571/17, согласно которому, по мнению административного органа, в нарушение пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354) общество не производит начисление платы за потребление холодного и горячего водоснабжения, водоотведения по нормативу потребления коммунальной услуги на количество человек, постоянно и временно проживающих в жилом помещении N ... в МКД, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, микрорайон Крылатый 21, и на установленный тариф соответствующего коммунального ресурса.
В целях устранениях выявленных нарушений советником отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги службой государственного жилищного надзора Иркутской области выдано предписание N 571/17 от 22.03.2017 года, которым обществу указано на необходимость в срок до 20.04.2017 года произвести перерасчет размера платы в соответствии с действующим законодательством и предоставить в службу подтверждающие документы.
Полагая, что предписание органа государственного жилищного надзора не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно возлагая обязанность по выполнению содержащихся в предписании требований, закрытое акционерное общество "ТСЖ "Октябрьское" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Судом установлено и не оспаривается Службой, многоквартирный дом N 21 в микрорайоне Крылатый в г. Иркутске находится в управлении ЗАО "ТСЖ "Октябрьское".
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двум и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод). Под коммунальными ресурсами понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Службой по результатам проведения внеплановой документарной проверки установлено, что Общество не производит начисление платы за потребление холодного и горячего водоснабжения, водоотведения по нормативу потребления коммунальной услуги на количество человек постоянно и временно проживающих в жилом помещении N ... в МКД, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, микрорайон Крылатый, 21 и на установленный тариф соответствующего коммунального ресурса.
В целях устранениях выявленных нарушений должностным лицом отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги Службы государственного жилищного надзора Иркутской области выдано предписание N 571/17 от 22.03.2017 г., которым Обществу указано на необходимость в срок до 20.04.2017 г. произвести перерасчет размера платы в соответствии с действующим законодательством и представить в Службу подтверждающие документы.
Исполнителем коммунальной услуги - горячее водоснабжение по квартире N ... в МКД "21 является ЗАО "ТСЖ "Октябрьское". Указанная квартира не оборудована индивидуальными приборами учета горячего и холодного водоснабжения.
Как установлено Службой, начисление платы за период с 01.01.2017 г. (январь, февраль) за потребление коммунальных услуг на горячее и холодное водоснабжение по квартире N ... в жилом доме по адресу г. Иркутск, микрорайон Крылатый, д. 21, Обществом производится из расчета на четверых человек - трое зарегистрированных лица и одного собственника, который в указанной квартире не проживает.
Как установлено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (пункт 42).
Пунктом 4 Приложения 2 к Правилам установлено, что размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению:
в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4: Pi = ni x Nj x Ткр, где:
- ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
- Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
- Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, определяющим фактором в данном случае является критерий количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении в периоде начисления указанной коммунальной платы.
С учетом распределения бремени доказывания, установленного статьей 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, административный орган обязан представить доказательства, что Общество, взимая плату за указанные коммунальные услуги с жильцов квартиры N ... указанного жилого дома, не принимало во внимание при расчете размера стоимости услуги, такой критерий, как количество граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении в периоде начисления указанной коммунальной платы, незаконно произвело начисление на собственника квартиры, не проживающего в данной квартире.
Вместе с тем, органом надзора не представлены доказательства, что в период с 01.01.2017 года (январь, февраль), Обществом было неправильно определено количество проживающих на временной или постоянной основе жильцов в указанной квартире, в связи с чем, в ненадлежащем размере начислялась плата за коммунальные услуги.
Так, проверка административным органом проведена на основании обращения проживающей квартире 8 по указанному адресу Караваевой М.Ю. от 16.02.2017, которая указала, что она зарегистрирована и проживает в данной квартире с 2-мя детьми (3 человека). В декабре 2016 ею были представлены справки с паспортного стола о составе семьи и справка с места жительства и прописки (Забайкальский край) собственника жилья, на основании чего был сделан перерасчет. Но с января 2017 вновь произведены начисления на собственника жилья.
Административным органом в момент проверки данные обстоятельства не выяснялись, не исследовались факты отсутствия собственника жилья по данному адресу и проживания ее в Забайкальском крае, выводы о нарушении сделаны на основании информации, изложенной Караваевой М.Ю. в своем обращении.
Доказательств того, что Общество, исчисляя плату по указанной квартире за указанные коммунальные услуги, принимало в расчет ненадлежащее количество граждан, постоянно или временно проживающих в данном жилом помещении в периоде начисления указанной коммунальной платы, орган не представил.
Заявитель жалобы указывает, что судом не выяснялся и не исследовался факт фактического отсутствия собственника жилья по данному адресу и проживания его в Забайкальском крае.
Вместе с тем, указанный довод фактически направлен на возложение бремени доказывания на суд, что не допустимо.
С учетом того обстоятельства, что Службой не исследовались факты отсутствия собственника жилья по данному адресу и проживания ее в Забайкальском крае, выводы о нарушении сделаны на основании информации, изложенной Караваевой М.Ю. в своем обращении, доводы апеллянта о том, что из ЗАО "ТСЖ "Октябрьское" с января 2017 года производит начисление, не на троих, а на четверых человек, не имеют самостоятельного значения и судом не учитываются.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2017 года по делу N А19-5920/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)