Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик обязан возместить расходы, понесенные в результате ремонта лифтового оборудования в многоквартирных домах. Однако ответчик указывает на то, что собственники многоквартирных домов на момент принятия на общем собрании решения о капитальном ремонте оборудования не вносили взносы в фонд капитального ремонта.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 25.09.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Аникиной Е.А., Егоровой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жаркиной М.А.
при участии в заседании:
- от истца Глаголева С.Е. (дов. N 69 от 09.09.2016);
- от ответчика Забелло В.Е. (дов. N 27 от 19.06.2017);
- от третьего лица представитель не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу ОАО "Управляющая компания Советского района" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 по делу N А14-14886/2015,
установил:
открытое акционерное общество "Управляющая компания Советского района" (далее - ОАО "УК Советского района". истец), ОГРН 1113668054675, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов по Воронежской области (далее - Фонд капитального ремонта, ответчик), ОГРН 1133600001864, о взыскании 166 037 руб. 42 коп. расходов на проведение работ по капитальному ремонту лифтового оборудования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2016 (судья Кострюкова И.В.) иск удовлетворен.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 (судьи Письменный С.И., Яковлев А.С., Ушакова И.В.) решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2016 отменено. В иске отказано.
Не согласившись с вынесенным постановлением суда апелляционной инстанции, ОАО "УК Советского района" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2016.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что у ОАО "УК Советского района" имелись правовые основания для возмещения расходов, понесенных управляющей компанией в результате выполнения работ по капитальному ремонту лифтового оборудования в спорных многоквартирных домах.
Ответчик полагает, что постановление суда апелляционной инстанции является законным и обоснованным, поскольку собственники спорных многоквартирных домов взносы в Фонд капитального ремонта на момент принятия собственниками решения о капитальном ремонте лифтового оборудования на общем собрании собственников и вынесения решения по настоящему делу не вносили, а начали вносить лишь с 01.01.2016.
Кроме того, ответчик указывает на то, что управляющая компания не обращалась в Фонд с заявлениями о переносе срока капитального ремонта спорных многоквартирных домов.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в управлении ОАО "УК Советского района" находятся многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Воронеж, ул. Олеко Дундича, д. 3 и ул. Южно-Моравская, д. 8 (протоколы внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 13.01.2012).
Актами технического освидетельствования лифтового оборудования N ОС-14-05-118 от 22.05.2014 и N ОС-14-12-052 от 11.12.2014 установлено наличие ряда дефектов, не позволяющих дальнейшую эксплуатацию лифтов в указанных домах до проведения ремонтных работ.
Согласно локальным сметным расчетам общая стоимость восстановительных работ составляет 166 037 руб. 42 коп., которая в полном объеме оплачена истцом подрядчику, выполнившему ремонтные работы.
Протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: многоквартирный дом N 8 по ул. Южно-Моравской от 07.12.2014 и многоквартирный дом N 3 по ул. Олеко Дундича от 21.03.2015, установлена необходимость проведения капитального ремонта лифтового оборудования, а именно: замена редуктора лифтовой лебедки, с привлечением средств ОАО "УК Советского района".
Письмами от 15.05.2015, 18.06.2015 истец обращался к ответчику с требованием о внесении работ по ремонту лифтового оборудования в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2015 - 2016 гг.
Ссылаясь на отсутствие ответа на указанные письма, ОАО "УК Советского района" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что протоколами общего собрания собственников помещений в спорных многоквартирных домах приняты решения о необходимости проведения работ по капитальному ремонту лифтового оборудования.
Проведение работ по капитальному ремонту лифтового оборудования поручено истцу своими силами или с привлечением специализированных организаций
Указанные протоколы общих собраний в установленном законом порядке не оспорены.
Поскольку истцом были выполнены работы по капитальному ремонту лифтового оборудования в связи с их неотложностью, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика суммы расходов, понесенных истцом при исполнении решения собственников о капитальном ремонте лифтового оборудования.
Суд кассационной инстанции считает, что отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы, согласно которой многоквартирные дома по адресу: ул. Олеко Дундича, д. 3 и ул. Южно-Моравская, д. 8 включены во второй этап реализации программы (2020 - 2025 годы).
Ввиду того, что собственники помещений в указанных многоквартирных домах не реализовали право выбора способа формирования фонда капитального ремонта, постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 14.11.2014 N 1632 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора" многоквартирные дома по адресу: ул. Олеко Дундича, д. 3 и ул. Южно-Моравская, д. 8 включены в перечень многоквартирных домов, в отношении которых формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора.
С 2012 года ОАО "УК Советского района" осуществляет управление, содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах по адресу: ул. Олеко Дундича, д. 3 и ул. Южно-Моравская, д. 8.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1.1 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 названного Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Исходя из положений указанных норм права, апелляционный суд сделал верный вывод о том, что установление региональной программой капитального ремонта сроков проведения капитального ремонта общего имущества в спорных многоквартирных домах в 2020 - 2025 гг., не исключает обязанности управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, в том числе путем проведения текущего и капитального ремонта.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 25.09.2017 N Ф10-3508/2017 ПО ДЕЛУ N А14-14886/2015
Требование: О взыскании расходов на проведение работ по капитальному ремонту лифтового оборудования.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик обязан возместить расходы, понесенные в результате ремонта лифтового оборудования в многоквартирных домах. Однако ответчик указывает на то, что собственники многоквартирных домов на момент принятия на общем собрании решения о капитальном ремонте оборудования не вносили взносы в фонд капитального ремонта.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2017 г. по делу N А14-14886/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 25.09.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Аникиной Е.А., Егоровой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жаркиной М.А.
при участии в заседании:
- от истца Глаголева С.Е. (дов. N 69 от 09.09.2016);
- от ответчика Забелло В.Е. (дов. N 27 от 19.06.2017);
- от третьего лица представитель не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу ОАО "Управляющая компания Советского района" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 по делу N А14-14886/2015,
установил:
открытое акционерное общество "Управляющая компания Советского района" (далее - ОАО "УК Советского района". истец), ОГРН 1113668054675, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов по Воронежской области (далее - Фонд капитального ремонта, ответчик), ОГРН 1133600001864, о взыскании 166 037 руб. 42 коп. расходов на проведение работ по капитальному ремонту лифтового оборудования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2016 (судья Кострюкова И.В.) иск удовлетворен.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 (судьи Письменный С.И., Яковлев А.С., Ушакова И.В.) решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2016 отменено. В иске отказано.
Не согласившись с вынесенным постановлением суда апелляционной инстанции, ОАО "УК Советского района" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2016.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что у ОАО "УК Советского района" имелись правовые основания для возмещения расходов, понесенных управляющей компанией в результате выполнения работ по капитальному ремонту лифтового оборудования в спорных многоквартирных домах.
Ответчик полагает, что постановление суда апелляционной инстанции является законным и обоснованным, поскольку собственники спорных многоквартирных домов взносы в Фонд капитального ремонта на момент принятия собственниками решения о капитальном ремонте лифтового оборудования на общем собрании собственников и вынесения решения по настоящему делу не вносили, а начали вносить лишь с 01.01.2016.
Кроме того, ответчик указывает на то, что управляющая компания не обращалась в Фонд с заявлениями о переносе срока капитального ремонта спорных многоквартирных домов.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в управлении ОАО "УК Советского района" находятся многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Воронеж, ул. Олеко Дундича, д. 3 и ул. Южно-Моравская, д. 8 (протоколы внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 13.01.2012).
Актами технического освидетельствования лифтового оборудования N ОС-14-05-118 от 22.05.2014 и N ОС-14-12-052 от 11.12.2014 установлено наличие ряда дефектов, не позволяющих дальнейшую эксплуатацию лифтов в указанных домах до проведения ремонтных работ.
Согласно локальным сметным расчетам общая стоимость восстановительных работ составляет 166 037 руб. 42 коп., которая в полном объеме оплачена истцом подрядчику, выполнившему ремонтные работы.
Протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: многоквартирный дом N 8 по ул. Южно-Моравской от 07.12.2014 и многоквартирный дом N 3 по ул. Олеко Дундича от 21.03.2015, установлена необходимость проведения капитального ремонта лифтового оборудования, а именно: замена редуктора лифтовой лебедки, с привлечением средств ОАО "УК Советского района".
Письмами от 15.05.2015, 18.06.2015 истец обращался к ответчику с требованием о внесении работ по ремонту лифтового оборудования в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2015 - 2016 гг.
Ссылаясь на отсутствие ответа на указанные письма, ОАО "УК Советского района" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что протоколами общего собрания собственников помещений в спорных многоквартирных домах приняты решения о необходимости проведения работ по капитальному ремонту лифтового оборудования.
Проведение работ по капитальному ремонту лифтового оборудования поручено истцу своими силами или с привлечением специализированных организаций
Указанные протоколы общих собраний в установленном законом порядке не оспорены.
Поскольку истцом были выполнены работы по капитальному ремонту лифтового оборудования в связи с их неотложностью, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика суммы расходов, понесенных истцом при исполнении решения собственников о капитальном ремонте лифтового оборудования.
Суд кассационной инстанции считает, что отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы, согласно которой многоквартирные дома по адресу: ул. Олеко Дундича, д. 3 и ул. Южно-Моравская, д. 8 включены во второй этап реализации программы (2020 - 2025 годы).
Ввиду того, что собственники помещений в указанных многоквартирных домах не реализовали право выбора способа формирования фонда капитального ремонта, постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 14.11.2014 N 1632 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора" многоквартирные дома по адресу: ул. Олеко Дундича, д. 3 и ул. Южно-Моравская, д. 8 включены в перечень многоквартирных домов, в отношении которых формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора.
С 2012 года ОАО "УК Советского района" осуществляет управление, содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах по адресу: ул. Олеко Дундича, д. 3 и ул. Южно-Моравская, д. 8.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1.1 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 названного Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Исходя из положений указанных норм права, апелляционный суд сделал верный вывод о том, что установление региональной программой капитального ремонта сроков проведения капитального ремонта общего имущества в спорных многоквартирных домах в 2020 - 2025 гг., не исключает обязанности управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, в том числе путем проведения текущего и капитального ремонта.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)