Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 20 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-6",
апелляционное производство N 05АП-3990/2017
на решение от 18.04.2017
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-32858/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-6" (ИНН 2511057120, ОГРН 1072511006094)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982)
о признании незаконным и отмене предписания от 24.11.2016 года N 51-07-14/91/1,
при участии:
- от ООО "Жилищно-эксплуатационный участок-6": представитель Медведева М.М. (по доверенности от 05.08.2016, сроком действия на 1 год, паспорт);
- от Государственной жилищной инспекции Приморского края: в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-6" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "ЖЭУ-6") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее по тексту - жилищная инспекция, ГЖИ Приморского края, инспекция) от 24.11.2016 года N 51-07-14/91/1.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЖЭУ-6" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с ранее выданным предписанием инспекции от 06.07.2015 N 51-07-14/54, обществом, как управляющей организацией, в январе 2016 года выполнены ремонтные работы системы электроснабжения в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, д. 83. В связи с этим, в июне 2016 года общество инициировало проведение собрания собственников по вопросу утверждения работ по ремонту системы электроснабжения. Ссылаясь на результаты данного собрания, которые оформлены протоколом общего собрания собственников помещений от 29.06.2016 и дополнительным соглашением от 30.06.2016 к договору управления МКД, заявитель считает, что правомерно производит начисление выплаты по статье "Прочие" в размере 43 рубля 05 копеек с кв. м общей площади жилого помещения многоквартирного дома.
Жилищная инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие инспекции по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель ООО "ЖЭУ-6" доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, дала аналогичные пояснения.
ГЖИ Приморского края в представленном письменном отзыве, приобщенном судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
На основании приказа инспекции от 27.10.2016 N 51-09-1555 от 24.02.2016 с целью проверки обращений гражданин, проживающих в многоквартирном доме N 83 по ул. Некрасова в г. Уссурийске, должностным лицом инспекции в период с 27.10.2016 по 24.11.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЖЭУ-6".
В ходе проведенной проверки, результаты которой оформлены актом от 24.11.2016 N 51-07-13/260, из представленных документов было установлено, что управляющей организацией в период с июля 2015 года и по дату составления акта (для тех собственников, которые не произвели оплату по статье "Прочие") в квитанциях отдельной строкой осуществляется начисление платы за услугу "Прочие", что противоречит договору управления N 156 от 01.01.2009 и нарушает положения части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ).
В этой связи инспекцией выдано предписание от 24.11.2016 N 51-07-14/91/1, в котором обществу предписано в срок до 16.01.2017 прекратить начисление платы за услугу "Прочие" собственникам помещений в МКД, которые не произвели оплату по статье "Прочие", а также произвести перерасчет размера платы за услугу "Прочие" всем собственникам помещений в МКД с учетом положений договора управления N 156 от 01.01.2009 и части 7 статьи 156 ЖК РФ, за весь период начисления данной услуги за ремонт системы электроснабжения.
Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, ООО "ЖЭУ-6" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных полномочий и при наличии для этого правовых оснований.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителя общества, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 данной нормы предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Договор управления многоквартирным домом, как следует из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, устанавливает, что одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, 83 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2009 N 156.
Согласно положениям части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила содержания общего имущества, Правила N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, электрические сети и внутридомовое оборудование относятся к общему имуществу МКД и их содержание входит в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Указанное усматривается также из пункта 9 приложения N 1 к договору управления МКД от 01.01.2009 N 156.
Из материалов дела и пояснений общества следует, что начисление управляющей организацией для многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, 83, платы в платежных документах за услуги "Прочие" обусловлено выполнением последним во исполнение предписания инспекции от 06.07.2015 N 51-07-14/54 работ по замене элементов системы электроснабжения.
Общая стоимость названных работ согласно сметному расчету от 01.06.2016 N 1 составила 335.384 рублей; исходя из общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (1.298,6 кв. м) и расчетного периода (6 мес.), размер платы за услугу "Прочие" определен обществом в размере 43 рубля 05 копеек за 1 кв. м.
Между тем, пунктом 4.2 договора на управление многоквартирным домом установлено, что плата за жилое (нежилое) помещение включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Размер платы за содержание и ремонт на момент подписания настоящего договора составляет - 12 рублей 06 копеек за 1 кв. м, включая плату за услуги и работы по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и вывозу ТБО;
2) плата за коммунальные услуги (устанавливается на основании действующих тарифов).
Иного размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД договором управления в 2015 году предусмотрено не было, условия заключенного собственниками помещений в МКД и управляющей компанией договора управления N 156 не предусматривали в 2015 году начисление и оплату дополнительного сбора за услуги, входящие в содержание и ремонт общего имущества в МКД.
Таким образом, проанализировав договор управления многоквартирным домом N 136 от 01.01.2009, коллегия заключает, что в нем отсутствуют какие-либо положения, касающиеся оплаты услуг "Прочие".
Кроме того, как следует из протокола общего собрания от 07.07.2015, собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, 83, принято решение о том, чтобы не утверждать дополнительный сбор денежных средств путем выставления в квитанции отдельной строкой услуги "Прочие".
При таких обстоятельствах, поскольку вопрос стоимости ремонтных работ и порядок его оплаты с собственниками жилых помещений урегулирован не был, размер платы за названный ремонт не был утвержден на общем собрании и, фактически, включен ООО "ЖЭУ-6" в платежные документы в одностороннем порядке, апелляционная коллегия, учитывая положения договора управления многоквартирным домом от 01.01.2009 N 156 и решение (протокол) общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 07.07.2015, принимая во внимание указания части 7 статьи 156 ЖК РФ, приходит к выводу о необоснованном включении обществом в квитанции за содержание и ремонт жилого помещения платы за дополнительные услуги "Прочие".
Доводы заявителя жалобы в данной части об обратном со ссылкой на результаты собрания собственников МКД, проведенного в июне 2016 года, отклоняются апелляционным судом в силу следующего:
Частью 1 статьи 46 ЖК РФ предусмотрено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
В силу положений части 5 указанной статьи решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Таким образом, принятые общим собранием собственников решения влекут для них юридические последствия с момента их принятия.
Из представленных в материалы дела документов, а именно протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, д. 83 в очно-заочной форме от 29.06.2016, дополнительного соглашения от 30.06.2016 к договору управления многоквартирным домом от 01.01.2009 N 156, платежных документов для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за июль - декабрь 2015, за январь - октябрь 2016, справок N 58 от 31.10.2016, N 19 от 01.06.2016, N 42 от 09.08.2016, усматривается, что решения о проведении ремонта электрических сетей внутридомового электрооборудования в 2015 году (пункт 2 решения) и утверждении дополнительного сбора денежных средств на ремонт электрических сетей внутридомового оборудования в размере 43 рубля 05 копеек за 1 кв. м с 01.07.2015 по 31.12.2015 путем включения в квитанцию по статье "Прочие" (пункт 3 решения) приняты собственниками помещений в МКД в июне 2016 года при фактическом сборе денежных средств на указанные нужды с собственников помещений в МКД в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 и предъявлении управляющей компанией собственникам, не оплатившим данные средства, задолженности по их оплате в период с января по октябрь 2016.
В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Пунктом 7.2 договора управления многоквартирным домом от 01.01.2009 N 156 сторонами согласовано, что изменение договора осуществляется путем подписания письменного соглашения.
Пунктом 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.
Из текста дополнительного соглашения от 30.06.2016, включившего в договор управления N 156 от 01.01.2009 пункт 4.14, предусматривающий внесение в квитанцию отдельной строкой по статье "прочее" начисление в размере 43 рубля 05 копеек с 1 кв. м с 01.07.2015 по 31.12.2015 для осуществления сбора дополнительных денежных средств на ремонт электрических сетей внутридомового электрооборудования, не следует, что обязательства по договору управления изменены его сторонами с 01.07.2015.
Исходя из чего, судом первой инстанции сделан правильный вывод об изменении обязательств сторон в данной части с момента заключения дополнительного соглашения, то есть с 30.06.2016.
Соответственно, управляющая организация, осуществляя собственникам начисление за услугу "Прочие" в период с июля 2015 года и по дату проведения инспекцией проверочных мероприятий в ноябре 2016 года (для тех собственников, которые не произвели оплату по статье "Прочие"), нарушает условия договора управления от 01.01.2009 N 136, что, в свою очередь, не соответствует положениям части 2 статьи 162 ЖК РФ.
Делая данный вывод, коллегия учитывает, что согласно требованиям пунктов 18, 21 Правил содержания общего имущества текущий и капитальный ремонты общего имущества проводятся по решению общего собрания собственников помещений, доказательства принятия которого, применительно к рассматриваемому спору, представлены только по состоянию на июнь 2016 года.
Поскольку в рассматриваемом случае плата за услугу "Прочие" была необоснованно включена в квитанции за содержание и ремонт жилого помещения, то по результатам проверки жилищная инспекция правомерно выдала обществу оспариваемое предписание.
Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, судебная коллегия считает, что оспариваемое обществом предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на заявителя в силу статьи 110 АПК РФ относятся судебные расходы в сумме 1.500 рублей, а в оставшейся сумме излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.04.2017 по делу N А51-32858/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-6" (ИНН 2511057120, ОГРН 1072511006094) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 334 от 02.05.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2017 N 05АП-3990/2017 ПО ДЕЛУ N А51-32858/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2017 г. по делу N А51-32858/2016
Резолютивная часть постановления оглашена 20 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-6",
апелляционное производство N 05АП-3990/2017
на решение от 18.04.2017
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-32858/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-6" (ИНН 2511057120, ОГРН 1072511006094)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982)
о признании незаконным и отмене предписания от 24.11.2016 года N 51-07-14/91/1,
при участии:
- от ООО "Жилищно-эксплуатационный участок-6": представитель Медведева М.М. (по доверенности от 05.08.2016, сроком действия на 1 год, паспорт);
- от Государственной жилищной инспекции Приморского края: в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-6" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "ЖЭУ-6") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее по тексту - жилищная инспекция, ГЖИ Приморского края, инспекция) от 24.11.2016 года N 51-07-14/91/1.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЖЭУ-6" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с ранее выданным предписанием инспекции от 06.07.2015 N 51-07-14/54, обществом, как управляющей организацией, в январе 2016 года выполнены ремонтные работы системы электроснабжения в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, д. 83. В связи с этим, в июне 2016 года общество инициировало проведение собрания собственников по вопросу утверждения работ по ремонту системы электроснабжения. Ссылаясь на результаты данного собрания, которые оформлены протоколом общего собрания собственников помещений от 29.06.2016 и дополнительным соглашением от 30.06.2016 к договору управления МКД, заявитель считает, что правомерно производит начисление выплаты по статье "Прочие" в размере 43 рубля 05 копеек с кв. м общей площади жилого помещения многоквартирного дома.
Жилищная инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие инспекции по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель ООО "ЖЭУ-6" доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, дала аналогичные пояснения.
ГЖИ Приморского края в представленном письменном отзыве, приобщенном судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
На основании приказа инспекции от 27.10.2016 N 51-09-1555 от 24.02.2016 с целью проверки обращений гражданин, проживающих в многоквартирном доме N 83 по ул. Некрасова в г. Уссурийске, должностным лицом инспекции в период с 27.10.2016 по 24.11.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЖЭУ-6".
В ходе проведенной проверки, результаты которой оформлены актом от 24.11.2016 N 51-07-13/260, из представленных документов было установлено, что управляющей организацией в период с июля 2015 года и по дату составления акта (для тех собственников, которые не произвели оплату по статье "Прочие") в квитанциях отдельной строкой осуществляется начисление платы за услугу "Прочие", что противоречит договору управления N 156 от 01.01.2009 и нарушает положения части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ).
В этой связи инспекцией выдано предписание от 24.11.2016 N 51-07-14/91/1, в котором обществу предписано в срок до 16.01.2017 прекратить начисление платы за услугу "Прочие" собственникам помещений в МКД, которые не произвели оплату по статье "Прочие", а также произвести перерасчет размера платы за услугу "Прочие" всем собственникам помещений в МКД с учетом положений договора управления N 156 от 01.01.2009 и части 7 статьи 156 ЖК РФ, за весь период начисления данной услуги за ремонт системы электроснабжения.
Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, ООО "ЖЭУ-6" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных полномочий и при наличии для этого правовых оснований.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителя общества, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 данной нормы предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Договор управления многоквартирным домом, как следует из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, устанавливает, что одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, 83 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2009 N 156.
Согласно положениям части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила содержания общего имущества, Правила N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, электрические сети и внутридомовое оборудование относятся к общему имуществу МКД и их содержание входит в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Указанное усматривается также из пункта 9 приложения N 1 к договору управления МКД от 01.01.2009 N 156.
Из материалов дела и пояснений общества следует, что начисление управляющей организацией для многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, 83, платы в платежных документах за услуги "Прочие" обусловлено выполнением последним во исполнение предписания инспекции от 06.07.2015 N 51-07-14/54 работ по замене элементов системы электроснабжения.
Общая стоимость названных работ согласно сметному расчету от 01.06.2016 N 1 составила 335.384 рублей; исходя из общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (1.298,6 кв. м) и расчетного периода (6 мес.), размер платы за услугу "Прочие" определен обществом в размере 43 рубля 05 копеек за 1 кв. м.
Между тем, пунктом 4.2 договора на управление многоквартирным домом установлено, что плата за жилое (нежилое) помещение включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Размер платы за содержание и ремонт на момент подписания настоящего договора составляет - 12 рублей 06 копеек за 1 кв. м, включая плату за услуги и работы по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и вывозу ТБО;
2) плата за коммунальные услуги (устанавливается на основании действующих тарифов).
Иного размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД договором управления в 2015 году предусмотрено не было, условия заключенного собственниками помещений в МКД и управляющей компанией договора управления N 156 не предусматривали в 2015 году начисление и оплату дополнительного сбора за услуги, входящие в содержание и ремонт общего имущества в МКД.
Таким образом, проанализировав договор управления многоквартирным домом N 136 от 01.01.2009, коллегия заключает, что в нем отсутствуют какие-либо положения, касающиеся оплаты услуг "Прочие".
Кроме того, как следует из протокола общего собрания от 07.07.2015, собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, 83, принято решение о том, чтобы не утверждать дополнительный сбор денежных средств путем выставления в квитанции отдельной строкой услуги "Прочие".
При таких обстоятельствах, поскольку вопрос стоимости ремонтных работ и порядок его оплаты с собственниками жилых помещений урегулирован не был, размер платы за названный ремонт не был утвержден на общем собрании и, фактически, включен ООО "ЖЭУ-6" в платежные документы в одностороннем порядке, апелляционная коллегия, учитывая положения договора управления многоквартирным домом от 01.01.2009 N 156 и решение (протокол) общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 07.07.2015, принимая во внимание указания части 7 статьи 156 ЖК РФ, приходит к выводу о необоснованном включении обществом в квитанции за содержание и ремонт жилого помещения платы за дополнительные услуги "Прочие".
Доводы заявителя жалобы в данной части об обратном со ссылкой на результаты собрания собственников МКД, проведенного в июне 2016 года, отклоняются апелляционным судом в силу следующего:
Частью 1 статьи 46 ЖК РФ предусмотрено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
В силу положений части 5 указанной статьи решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Таким образом, принятые общим собранием собственников решения влекут для них юридические последствия с момента их принятия.
Из представленных в материалы дела документов, а именно протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, д. 83 в очно-заочной форме от 29.06.2016, дополнительного соглашения от 30.06.2016 к договору управления многоквартирным домом от 01.01.2009 N 156, платежных документов для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за июль - декабрь 2015, за январь - октябрь 2016, справок N 58 от 31.10.2016, N 19 от 01.06.2016, N 42 от 09.08.2016, усматривается, что решения о проведении ремонта электрических сетей внутридомового электрооборудования в 2015 году (пункт 2 решения) и утверждении дополнительного сбора денежных средств на ремонт электрических сетей внутридомового оборудования в размере 43 рубля 05 копеек за 1 кв. м с 01.07.2015 по 31.12.2015 путем включения в квитанцию по статье "Прочие" (пункт 3 решения) приняты собственниками помещений в МКД в июне 2016 года при фактическом сборе денежных средств на указанные нужды с собственников помещений в МКД в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 и предъявлении управляющей компанией собственникам, не оплатившим данные средства, задолженности по их оплате в период с января по октябрь 2016.
В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Пунктом 7.2 договора управления многоквартирным домом от 01.01.2009 N 156 сторонами согласовано, что изменение договора осуществляется путем подписания письменного соглашения.
Пунктом 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.
Из текста дополнительного соглашения от 30.06.2016, включившего в договор управления N 156 от 01.01.2009 пункт 4.14, предусматривающий внесение в квитанцию отдельной строкой по статье "прочее" начисление в размере 43 рубля 05 копеек с 1 кв. м с 01.07.2015 по 31.12.2015 для осуществления сбора дополнительных денежных средств на ремонт электрических сетей внутридомового электрооборудования, не следует, что обязательства по договору управления изменены его сторонами с 01.07.2015.
Исходя из чего, судом первой инстанции сделан правильный вывод об изменении обязательств сторон в данной части с момента заключения дополнительного соглашения, то есть с 30.06.2016.
Соответственно, управляющая организация, осуществляя собственникам начисление за услугу "Прочие" в период с июля 2015 года и по дату проведения инспекцией проверочных мероприятий в ноябре 2016 года (для тех собственников, которые не произвели оплату по статье "Прочие"), нарушает условия договора управления от 01.01.2009 N 136, что, в свою очередь, не соответствует положениям части 2 статьи 162 ЖК РФ.
Делая данный вывод, коллегия учитывает, что согласно требованиям пунктов 18, 21 Правил содержания общего имущества текущий и капитальный ремонты общего имущества проводятся по решению общего собрания собственников помещений, доказательства принятия которого, применительно к рассматриваемому спору, представлены только по состоянию на июнь 2016 года.
Поскольку в рассматриваемом случае плата за услугу "Прочие" была необоснованно включена в квитанции за содержание и ремонт жилого помещения, то по результатам проверки жилищная инспекция правомерно выдала обществу оспариваемое предписание.
Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, судебная коллегия считает, что оспариваемое обществом предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на заявителя в силу статьи 110 АПК РФ относятся судебные расходы в сумме 1.500 рублей, а в оставшейся сумме излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.04.2017 по делу N А51-32858/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-6" (ИНН 2511057120, ОГРН 1072511006094) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 334 от 02.05.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)