Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция указывает на неисполнение ответчиком предписания об устранении выявленных нарушений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: ФИО
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе представителя истца Государственной жилищной инспекции по адрес по доверенности фио
на решение Зюзинского районного суда адрес от дата,
которым постановлено:
- в удовлетворении исковых требований Государственной жилищной инспекции по адрес к наименование организации о понуждении к исполнению предписания - отказать,
Мосжилинспекция обратилась в суд с иском к наименование организации о понуждении к исполнению предписания от дата, которым ответчику предложено привести общее имущество дома 9-го этажа, мансарды-чердака в соответствие с поэтажным планом БТИ. В обоснование иска указали на то, что по результатам проведенной проверки выявлены нарушения, которые ответчику предлагалось устранить, по заявлению ТСЖ срок для устранения недостатков срок исполнения был продлен до дата; проверка, проведенная дата, показала, что нарушения не устранены.
Представитель ГЖ по адрес о рассмотрении дела извещен, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ТСЖ Альфа" *** в судебном заседании иск не признала, утверждала, что у товарищества нет нарушений, предоставила техническое заключение о состоянии технических конструкций.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель Мосжилинспекции по доверенности фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, указывая, что суд неверно применил нормы материального права и неправильно установил юридически значимые обстоятельства по делу.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца по доверенности фио, представителей наименование организации по доверенности фио, фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права на основании неправильно определенных юридически значимых обстоятельств по делу.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О судебном решении" решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения не были учтены и применены.
Как следует из материалов дела, дата в ходе проведения проверки соблюдения обязательных требований законодательства при содержании общего имущества в многоквартирном доме Мосжилинспекция выявила нарушения, допущенные наименование организации. По результатам проверки наименование организации было выдано предписание устранить выявленные нарушения: привести общее имущество дома 9-го этажа, а также мансарды - чердака в соответствии с поэтажным планом БТИ, в срок до дата дата председателем правления наименование организации было представлено заявление о продлении сроков исполнения предписания. дата Мосжилинспекцией было вынесено решение о продлении сроков исполнения предписания до дата. При проверке исполнения предписания дата было выявлено, что нарушения не устранены.
В обоснование возражений ответчиком представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в период с дата по дата N 4-02/16 от дата, согласно которому собственниками принято решение о выдаче заключения на выполнение ремонтно-строительных работ на 9-м этаже-мансарде в помещениях наименование организации для дальнейшего их согласования.
Согласно техническим заключениям о безопасности и соответствии п. 4 ч. 17 ст. 51 и п. 3 п. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ работы по перепланировке объекта расположенного по адресу: адрес, включающее в себя устройство новых перегородок, в т.ч. с дверными проемами, устройство оконного проема, не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истцом не предоставлено относимых и допустимых доказательств нарушений прав собственников помещений выполненными работами по перепланировки помещений, также не представлено доказательств того, что нарушения были допущены при производстве данных работ.
Коллегия с приведенными выводами суда не согласна, поскольку при их вынесении суд неправильно установил юридически значимые обстоятельства по делу и допустил ошибку в применении норм материального права.
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В силу ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
С учетом приведенных норм закона при рассмотрении иска Мосжилинспекции суду надлежало проверить законность выданного предписания и наличие оснований для освобождения ответчика от его исполнения.
Согласно материалам проверки, объяснениям представителя Мосжилинспекции и документам БТИ помещения 9-го этажа из состава общего имущества ТСЖ, помещения мансарды-чердака подверглись перепланировке путем сноса имеющихся либо возведения новых перегородок, ликвидации оконных проемов, вентиляционного короба, установки сантехоборудования. В целях приведения помещений в соответствие с проектной документацией необходимо провести следующие работы:
В Квартире 43
1. Помещение а3 - снести перегородку (дверь) ведущую к квартире 43
2. Помещение 46 - восстановить стену
3. Помещение 4а - восстановить вентиляционный короб и дверной проем
- 4. Помещение 3 - 4 - восстановить проемы между комнатами;
- В квартире 88 1. Помещение 63 - восстановить (снести) перегородку ведущую к кв. 88;
- Зона XVI
1. Помещение 5 - восстановить дверные проемы
2. Помещение 3 - демонтировать перегородку
3. Помещение 3а - восстановить оконный проем
4. Помещение 2 - восстановить оконный проем, демонтировать межкомнатную перегородку
5. Помещение 2а - Демонтировать раковину, плиту
6. Помещение 26 - Демонтировать ванную комнату
7. Помещение 16 - Восстановить планировку помещения в соответствии с проектной документацией
8. Помещение 1в - восстановить оконный проем
9. Помещение 1 - 1а восстановить стену с дверным проемом.
Утверждения представителя истца подтверждаются документами БТИ, то есть данными обследования, отраженными на экспликации красными линиями.
Возражения представителя ответчика о соответствии произведенных изменений данным инвентаризации коллегия отклоняет как несостоятельные. Предоставленные ответчиком документы содержат сведения из Росреестра (кадастровый паспорт), а не данные технического паспорта, поэтажного плана и экспликации, находящиеся в подразделениях БТИ.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Представитель наименование организации, возражая против доводов иска, ссылался на состоявшееся решение общего собрания собственников, которым выдано разрешение на выполнение ремонтно-строительных работ.
Однако решение собрания собственников жилых помещений не является достаточным для внесения изменений в проектную документацию. Распоряжение общим имуществом должно происходить в соответствии с требованиями закона.
По мнению представителя ТСЖ, произведенные изменения конструкций не нарушают прав собственников, так как согласно техническому заключению специалистов произведенные работы по перепланировке объекта не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Заключение специалистов само по себе не является основанием для признания произведенной перепланировки законной, может быть частью необходимого пакета документов для получения согласования.
Оснований для применения положений п. 4 ст. 29 ЖК РФ коллегия не усматривает, поскольку за разрешением на проведение перепланировки ответчик не обращался, требования о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии не было заявлено, установленная законом возможность без рассмотренного иска не применяется, основанием для освобождения ответчика от исполнения предписания Мосжилинспекции не является.
Таким образом, материалами дела доказано, что в помещениях ТСЖ произведена перепланировка, изменены помещения 9-го этажа и мансарды-чердака, которые не соответствуют проектной документации и зафиксированы в документах БТИ как несогласованные. Поэтому вывод решения об отсутствии нарушений со стороны ТСЖ является неправильным. Предписание Мосжилинспекции об устранении этих нарушений является законным, решения о признании предписания неправомерным не принималось, ответчиком предписание не оспорено.
С учетом положений ст. 20 ЖК РФ предписание органов жилищной инспекции является обязательным к исполнению, доказательств выполнения законных требований контролирующего органа ответчик не представил, при том, что бремя доказывания данного факта лежало на нем.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении требований Мосжилинспекции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Обязанность по исполнению предписания должна быть возложена на наименование организации, которое управляет общим имуществом дома, выполняет функции собственника, что соответствует положениям ч. 3 ст. 29 ЖК РФ. Ссылки представителей ответчика фио и фио на то, что действия по перепланировке помещений были осуществлены собственником смежной квартиры фио, не влияют на вывод о лице, обязанном восстановить помещения в первоначальном виде, поскольку право собственности на измененные объекты фио не имела и не имеет, помещения были переданы ей только в пользование.
При рассмотрении заявленного требования коллегия исходит из той его редакции, которая приведена в иске, поступившем в суд первой инстанции, поскольку правом изменения иска в суде апелляционной инстанции стороны не наделены.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом содержания заявленных требований, значительного периода времени с момента предъявления предписания - более 3 лет - коллегия полагает правильным установить разумный срок для его исполнения, составляющий 2 месяца.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Зюзинского районного суда адрес от дата - отменить.
Постановить по делу новое решение, которым иск Государственной жилищной инспекции по адрес удовлетворить.
Обязать наименование организации исполнить предписание Мосжилинспекции N ЮЗ-7854 от дата, привести общее имущество дома по адресу: адрес, в соответствие с поэтажным планом БТИ в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 02.05.2017 ПО ДЕЛУ N 33-206/2017
Требование: О понуждении к исполнению предписания.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция указывает на неисполнение ответчиком предписания об устранении выявленных нарушений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-206
Судья: ФИО
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе представителя истца Государственной жилищной инспекции по адрес по доверенности фио
на решение Зюзинского районного суда адрес от дата,
которым постановлено:
- в удовлетворении исковых требований Государственной жилищной инспекции по адрес к наименование организации о понуждении к исполнению предписания - отказать,
установила:
Мосжилинспекция обратилась в суд с иском к наименование организации о понуждении к исполнению предписания от дата, которым ответчику предложено привести общее имущество дома 9-го этажа, мансарды-чердака в соответствие с поэтажным планом БТИ. В обоснование иска указали на то, что по результатам проведенной проверки выявлены нарушения, которые ответчику предлагалось устранить, по заявлению ТСЖ срок для устранения недостатков срок исполнения был продлен до дата; проверка, проведенная дата, показала, что нарушения не устранены.
Представитель ГЖ по адрес о рассмотрении дела извещен, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ТСЖ Альфа" *** в судебном заседании иск не признала, утверждала, что у товарищества нет нарушений, предоставила техническое заключение о состоянии технических конструкций.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель Мосжилинспекции по доверенности фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, указывая, что суд неверно применил нормы материального права и неправильно установил юридически значимые обстоятельства по делу.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца по доверенности фио, представителей наименование организации по доверенности фио, фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права на основании неправильно определенных юридически значимых обстоятельств по делу.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О судебном решении" решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения не были учтены и применены.
Как следует из материалов дела, дата в ходе проведения проверки соблюдения обязательных требований законодательства при содержании общего имущества в многоквартирном доме Мосжилинспекция выявила нарушения, допущенные наименование организации. По результатам проверки наименование организации было выдано предписание устранить выявленные нарушения: привести общее имущество дома 9-го этажа, а также мансарды - чердака в соответствии с поэтажным планом БТИ, в срок до дата дата председателем правления наименование организации было представлено заявление о продлении сроков исполнения предписания. дата Мосжилинспекцией было вынесено решение о продлении сроков исполнения предписания до дата. При проверке исполнения предписания дата было выявлено, что нарушения не устранены.
В обоснование возражений ответчиком представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в период с дата по дата N 4-02/16 от дата, согласно которому собственниками принято решение о выдаче заключения на выполнение ремонтно-строительных работ на 9-м этаже-мансарде в помещениях наименование организации для дальнейшего их согласования.
Согласно техническим заключениям о безопасности и соответствии п. 4 ч. 17 ст. 51 и п. 3 п. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ работы по перепланировке объекта расположенного по адресу: адрес, включающее в себя устройство новых перегородок, в т.ч. с дверными проемами, устройство оконного проема, не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истцом не предоставлено относимых и допустимых доказательств нарушений прав собственников помещений выполненными работами по перепланировки помещений, также не представлено доказательств того, что нарушения были допущены при производстве данных работ.
Коллегия с приведенными выводами суда не согласна, поскольку при их вынесении суд неправильно установил юридически значимые обстоятельства по делу и допустил ошибку в применении норм материального права.
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В силу ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
С учетом приведенных норм закона при рассмотрении иска Мосжилинспекции суду надлежало проверить законность выданного предписания и наличие оснований для освобождения ответчика от его исполнения.
Согласно материалам проверки, объяснениям представителя Мосжилинспекции и документам БТИ помещения 9-го этажа из состава общего имущества ТСЖ, помещения мансарды-чердака подверглись перепланировке путем сноса имеющихся либо возведения новых перегородок, ликвидации оконных проемов, вентиляционного короба, установки сантехоборудования. В целях приведения помещений в соответствие с проектной документацией необходимо провести следующие работы:
В Квартире 43
1. Помещение а3 - снести перегородку (дверь) ведущую к квартире 43
2. Помещение 46 - восстановить стену
3. Помещение 4а - восстановить вентиляционный короб и дверной проем
- 4. Помещение 3 - 4 - восстановить проемы между комнатами;
- В квартире 88 1. Помещение 63 - восстановить (снести) перегородку ведущую к кв. 88;
- Зона XVI
1. Помещение 5 - восстановить дверные проемы
2. Помещение 3 - демонтировать перегородку
3. Помещение 3а - восстановить оконный проем
4. Помещение 2 - восстановить оконный проем, демонтировать межкомнатную перегородку
5. Помещение 2а - Демонтировать раковину, плиту
6. Помещение 26 - Демонтировать ванную комнату
7. Помещение 16 - Восстановить планировку помещения в соответствии с проектной документацией
8. Помещение 1в - восстановить оконный проем
9. Помещение 1 - 1а восстановить стену с дверным проемом.
Утверждения представителя истца подтверждаются документами БТИ, то есть данными обследования, отраженными на экспликации красными линиями.
Возражения представителя ответчика о соответствии произведенных изменений данным инвентаризации коллегия отклоняет как несостоятельные. Предоставленные ответчиком документы содержат сведения из Росреестра (кадастровый паспорт), а не данные технического паспорта, поэтажного плана и экспликации, находящиеся в подразделениях БТИ.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Представитель наименование организации, возражая против доводов иска, ссылался на состоявшееся решение общего собрания собственников, которым выдано разрешение на выполнение ремонтно-строительных работ.
Однако решение собрания собственников жилых помещений не является достаточным для внесения изменений в проектную документацию. Распоряжение общим имуществом должно происходить в соответствии с требованиями закона.
По мнению представителя ТСЖ, произведенные изменения конструкций не нарушают прав собственников, так как согласно техническому заключению специалистов произведенные работы по перепланировке объекта не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Заключение специалистов само по себе не является основанием для признания произведенной перепланировки законной, может быть частью необходимого пакета документов для получения согласования.
Оснований для применения положений п. 4 ст. 29 ЖК РФ коллегия не усматривает, поскольку за разрешением на проведение перепланировки ответчик не обращался, требования о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии не было заявлено, установленная законом возможность без рассмотренного иска не применяется, основанием для освобождения ответчика от исполнения предписания Мосжилинспекции не является.
Таким образом, материалами дела доказано, что в помещениях ТСЖ произведена перепланировка, изменены помещения 9-го этажа и мансарды-чердака, которые не соответствуют проектной документации и зафиксированы в документах БТИ как несогласованные. Поэтому вывод решения об отсутствии нарушений со стороны ТСЖ является неправильным. Предписание Мосжилинспекции об устранении этих нарушений является законным, решения о признании предписания неправомерным не принималось, ответчиком предписание не оспорено.
С учетом положений ст. 20 ЖК РФ предписание органов жилищной инспекции является обязательным к исполнению, доказательств выполнения законных требований контролирующего органа ответчик не представил, при том, что бремя доказывания данного факта лежало на нем.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении требований Мосжилинспекции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Обязанность по исполнению предписания должна быть возложена на наименование организации, которое управляет общим имуществом дома, выполняет функции собственника, что соответствует положениям ч. 3 ст. 29 ЖК РФ. Ссылки представителей ответчика фио и фио на то, что действия по перепланировке помещений были осуществлены собственником смежной квартиры фио, не влияют на вывод о лице, обязанном восстановить помещения в первоначальном виде, поскольку право собственности на измененные объекты фио не имела и не имеет, помещения были переданы ей только в пользование.
При рассмотрении заявленного требования коллегия исходит из той его редакции, которая приведена в иске, поступившем в суд первой инстанции, поскольку правом изменения иска в суде апелляционной инстанции стороны не наделены.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом содержания заявленных требований, значительного периода времени с момента предъявления предписания - более 3 лет - коллегия полагает правильным установить разумный срок для его исполнения, составляющий 2 месяца.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зюзинского районного суда адрес от дата - отменить.
Постановить по делу новое решение, которым иск Государственной жилищной инспекции по адрес удовлетворить.
Обязать наименование организации исполнить предписание Мосжилинспекции N ЮЗ-7854 от дата, привести общее имущество дома по адресу: адрес, в соответствие с поэтажным планом БТИ в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)