Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.05.2017 N 17АП-3771/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-43743/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 мая 2017 г. N 17АП-3771/2017-АК

Дело N А60-43743/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 мая 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.
при участии:
- от заявителя закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (ИНН 6673137722, ОГРН 1069673002101): не явились;
- от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): Кузнецов А.В. по доверенности от 09.01.2017;
- от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург" (ОГРН 1096673010334, ИНН 6673205612); акционерного общества "Управляющая компания "Евразийский расчетный центр" (ОГРН 1136670023390, ИНН 6670412106): не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 февраля 2017 года по делу N А60-43743/2016,
принятое судье Водолазской С.Н.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург", акционерное общество "Управляющая компания "Евразийский расчетный центр"
о признании недействительными ненормативных правовых актов,

установил:

Закрытое акционерное общество "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (далее - заявитель, ЗАО "Орджоникидзевская УЖК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) об отказе внесения изменений в реестр лицензий: N 29-01-82/17738 от 10.08.2016, N 29-01-82/17333 от 11.08.2016, N 29-01-82/17311 от 11.08.2016, N 29-01-82/17382 от 12.08.2016, N 29-01-82/16938 от 05.08.2016, N 29-01-82/18080 от 22.08.2016, N 29-01-82/17272 от 10.08.2016, N 29-01-82/17297 от 11.08.2016, N 29-01-82/17334 от 11.08.2016, N 29-01-82/17302 от 11.08.2016, N 29-01-82/17259 от 05.08.2016, N 29-01-82/17969 от 19.08.2016, N 29-01-82/16752 от 04.08.2016, N 29-01-82/17001 от 08.08.2016, N 29-01-82/17335 от 11.08.2016, N 29-01-82/17970 от 19.08.2016, N 29-01-82/19912 от 14.09.2016, N 29-01-82/16559 от 29.07.2016, N 29-01-82/17016 от 08.08.2016, N 29-0182/19705 от 09.09.2016, N 29-01-82/16015 от 26.07.2016, N 29-01-82/17137 от 10.08.2016 (с учетом определения Арбитражного суда Свердловской области от 03.11.2016 о выделении требований в отдельное производство).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что оспариваемые решения об отказе внесения изменений в реестр лицензий приняты лицензирующим органом в связи с тем, что при рассмотрении заявлений управляющей организации о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, установлено, что к данным заявлениям не приложены надлежащие договоры управления многоквартирным домом (при сличении подписей собственников помещений в различных представленных лицензиатом документах (бюллетенях голосования, договорах управления, протоколах общего собрания) выявлены признаки фальсификации документов; не приложена копия договора, подписанного более чем 50% собственников). Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал данные доводы.
ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 01.06.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Победы, д. 7 и договора управления от 26.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 26.07.2016 N 29-01-82/16015, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Победы, д. 7 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
27.06.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер.Медицинский, д. 7 и договора управления от 19.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 04.08.2016 N 29-01-82/16752, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Медицинский, д. 7 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
04.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 41 и договора управления от 21.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 05.08.2016 N 29-01-82/16938, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 41 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
04.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Восстания, д. 7 и договора управления от 23.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 10.08.2016 N 29-01-82/17138, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Восстания, д. 7 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
04.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 17 и договора управления от 23.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17333, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 17 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
04.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Лукиных, д. 8 и договора управления от 03.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17296, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Лукиных, д. 8 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
04.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 41 и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17302, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 41 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
04.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. 40 лет Октября, д. 15 и договора управления от 06.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17335, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. 40 лет Октября, д. 15 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
11.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 49А и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления 10.08.2016 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение N 29-01-82/17272, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 49А в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
11.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников и договоров управления, заключенных с собственниками, от 10.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17311, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 71А в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
11.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 55 и договора управления от 02.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17334, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 55 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
11.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 57А и договора управления от 27.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 12.08.2016 N 29-01-82/17382, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 57А в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
11.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Достоевского, д. 63 и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 08.08.2016 N 29-01-82/17016, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Достоевского, д. 63 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
11.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д. 24 и договора управления от 14.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 10.08.2016 N 29-01-82/17137, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д. 24 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
18.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пр. Орджоникидзе, д. 21 и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 29.07.2016 N 29-01-82/16559, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пр. Орджоникидзе, д. 21 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
18.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 52Б и договора управления от 15.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 08.08.2016 N 29-01-82/17001, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 52Б в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
18.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Уральских рабочих, д. 73 и договора управления от 14.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 09.09.2016 N 29-01-82/19705, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Уральских рабочих, д. 73 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
25.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 43 и договора управления от 04.07.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 22.08.2016 N 29-01-82/18080, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 43 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
25.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Симбирский, д. 3 и договора управления от 26.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 05.08.2016 N 29-01-82/17259, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Симбирский, д. 3 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
25.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Симбирский, д. 5 и договора управления от 26.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 19.08.2016 N 29-01-82/17969, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Симбирский, д. 5 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
25.07.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников и договора управления от 18.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 19.08.2016 N 29-01-82/17970, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Калинина, д. 62 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
08.08.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Черниговский, д. 23 и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 14.09.2016 N 29-01-82/19912, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Черниговский, д. 23 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В качестве оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области указано на несоответствие заявления и приложенных к нему документов требованиям, установленным п. 3 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 N 938/пр, а именно: в решениях N 29-01-82/17738 от 10.08.2016, N 29-01-82/17333 от 11.08.2016, N 29-01-82/17311 от 11.08.2016, N 29-01-82/17382 от 12.08.2016, N 29-01-82/16938 от 05.08.2016, N 29-01-82/18080 от 22.08.2016, N 29-01-82/17272 от 10.08.2016, N 29-01-82/17297 от 11.08.2016, N 29-01-82/17334 от 11.08.2016, N 29-01-82/17302 от 11.08.2016, N 29-01-82/17969 от 19.08.2016, N 29-01-82/16752 от 04.08.2016, N 29-01-82/17001 от 08.08.2016, N 29-01-82/17335 от 11.08.2016, N 29-01-82/17970 от 19.08.2016, N 29-01-82/19912 от 14.09.2016, N 29-01-82/17016 от 08.08.2016, N 29-0182/19705 от 09.09.2016, N 29-01-82/16015 от 26.07.2016, N 29-01-82/17137 от 10.08.2016 указано, что к заявлениям не приложен договор управления многоквартирным домом. В решениях N 29-01-82/16559 от 29.07.2016 и N 29-01-82/17259 от 05.08.2016 указано, что к заявлению не приложена копия договора управления, подписанного заявителем с собственниками помещений многоквартирного дома, обладающего более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
Не согласившись с перечисленными решениями Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области, ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что заинтересованным лицом не доказана обоснованность оспариваемых ненормативных актов.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 Жилищного кодекса Российской Федерации каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
В п. 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствие заявления и документов положениям п. 2 и п. 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 настоящего Порядка (п. 6 Порядка).
На основании п. 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В п. 9 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным п. 2 и п. 3, подп. "г" и подп. "д" п. 5 настоящего Порядка;
б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 настоящего Порядка.
В силу п. 2, п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проверять, в том числе, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании договора управления многоквартирным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении (п. 3 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что при подаче ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" заявлений о внесении изменений в перечень многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, к заявлению были приложены договоры управления многоквартирными домами. Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области указанное обстоятельство не оспаривается, вместе с тем, отказывая во внесении соответствующих изменений в реестр, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области пришел к выводу о различии подписей собственников ряда квартир, находящихся в многоквартирных домах по адресам: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 17, ул. Кировградская, д. 71А, ул. Кировградская, д. 57А, ул. Кировградская, д. 43, ул. Кировградская, д. 49А, ул. Лукиных, д. 8, ул. Машиностроителей, д. 55, ул. Машиностроителей, д. 41, пер. Симбирский, д. 5, пер. Медицинский, д. 7, ул. Ильича, д. 52Б, ул. 40 лет Октября, д. 15, ул. Калинина, д. 62, пер. Черниговский, д. 23, ул. Достоевского, д. 63, ул. Уральских рабочих, д. 73, ул. Победы, д. 7, ул. Донбасская, д. 24, содержащихся в бюллетенях голосования, договорах управления многоквартирных домов.
Между тем надлежащих доказательств того, что указанные документы подписаны не собственниками помещений, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области не представлено. Ссылки на предостережение Прокуратуры Свердловской области о недопустимости нарушений жилищного законодательства от 29.07.2016 обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в указанном предостережении указаны многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. 40-летия Октября, д. 24, бульвар Культуры, д. 22, не относящиеся к рассматриваемым многоквартирным домам. Кроме того, доказательства, свидетельствующие о том, что приложенные к заявлениям протоколы собраний собственником и договоры управления были оспорены кем-либо в судебном порядке, а также доказательства признания данных протоколов собраний и договоров управления многоквартирными домами недействительными, в материалах дела отсутствуют.
Принимая решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области N 29-01-82/16559 от 29.07.2016 и N 29-01-82/17259 от 05.08.2016 Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области пришел к выводу о том, что к заявлению не приложена копия договора управления, подписанного заявителем с собственниками помещений многоквартирного дома, обладающего более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
Так, в заключении органа регионального государственного жилищного надзора от 28.07.2016, послужившем основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области относительно многоквартирного дома N 21 по ул. Орджоникидзе, указано, что представленные ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" документы подтверждают заключение договора управления только с 48,85% собственников многоквартирного дома N 21 по ул. Орджоникидзе, при этом при расчете была взята общая площадь здания согласно справке БТИ.
Из содержания представленной в материалы дела справки БТИ от 11.12.2015 следует, что общая площадь здания по ул. Орджоникидзе, 21, составляет 3580,90 кв. м, в том числе: площадь жилых помещений (квартир) 2354,10 кв. м и площадь нежилых помещений 1226,80 кв. м.
Между тем суд первой инстанции обоснованно отметил, что из содержания данной справки БТИ следует, что при подготовке информации использовались только сведения, имеющиеся в ЕМУП "БТИ", информация об объектах, предоставляемая ЕМУП "БТИ", не является исчерпывающей. Суд апелляционной также отмечает, что в данной справке БТИ не указаны характеристики нежилых помещений, позволяющие сделать вывод о том, какие из нежилых помещений учитываются при голосовании на общем собрании.
При этом согласно сведениям технического паспорта многоквартирного дома N 21 по ул. Орджоникидзе общая полезная площадь многоквартирного дома составляет - 3015,8 кв. м.
Согласно акту сверки на 01.03.2009 общая площадь многоквартирного дома N 21 по ул. Орджоникидзе 3181,5 м2, из них: площадь общая помещений 2366,6 м2, площадь нежилых помещений, занятых под промтоварный магазин, магазин промышленных товаров, склад (площадь нежилая) 814,7 м2; площадь подвального помещения (пустующий) 1194,5 м2.
Следовательно, учитывая сведения из протокола общего собрания собственников многоквартирного дома N 21 по ул. Орджоникидзе о голосовании собственников 1746,6 м2, и исходя из общей площади жилых и нежилых помещений согласно сведениям технического паспорта (общая полезная площадь 3015,8 кв. м) и акта сверки (общая площадь многоквартирного дома 3181,5 м2), количество проголосовавших собственников составляет более 50%. Доказательств обратного, в том числе, доказательств того, что при подсчете голосов собственников помещений должна учитываться площадь подвального помещения, заинтересованным лицом Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции не представлено.
В заключении органа регионального государственного жилищного надзора от 05.08.2016, послужившем основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий относительно многоквартирного дома N 3 по пер. Симбирский, указано, что представленные ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" документы подтверждают заключение договора управления только с 44,65% собственников многоквартирного дома N 3 по пер. Симбирский; при расчете была взята общая площадь здания по пер. Симбирский, 3, которая согласно данным с сайта "Реформа ЖКХ" составила 1454 кв. м.
Между тем суд первой инстанции обоснованно указал, что согласно сведениям технического паспорта многоквартирного дома N 3 по пер. Симбирский общая полезная площадь многоквартирного дома составляет - 1308 кв. м.
Согласно акту сверки на 01.03.2009 общая площадь многоквартирного дома N 3 по пер. Симбирский 1306,7 м2, площадь подвального помещения (пустующий) 322,1 м2.
В то время как Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области не доказана обоснованность применения при расчете сведений, взятых с сайта "Реформа ЖКХ", не представлены пояснения относительно непринятия расчета ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" при подаче соответствующих заявлений.
Следовательно, учитывая сведения из протокола общего собрания собственников многоквартирного дома N 3 по пер. Симбирский о голосовании собственников 649,24 м2, и исходя из общей полезной площади многоквартирного дома составляет (1308 кв. м) и акта сверки (общая площадь многоквартирного дома 1306,7 м2, из которых площадь подвального помещения 322,1 м2 (пустующий)), количество проголосовавших собственников составляет более 50%. Доказательств обратного, в том числе, доказательств того, что при подсчете голосов собственников помещений должна учитываться площадь подвального помещения, заинтересованным лицом Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции не представлено.
В силу требований ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о недоказанности Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обоснованности принятых им ненормативных актов. В связи с чем требования заявителя о признании оспариваемых ненормативных актов недействительными обоснованно удовлетворены судом первой инстанции. При этом суд первой инстанции, указывая способ устранения нарушения права и законных интересов заявителя, верно исходил из того, что при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав арбитражный суд не должен подменять орган, вынесший не соответствующий закону акт, в связи с чем судом первой инстанции в качестве способа устранения нарушенного права указано возложение на заинтересованное лицо обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 февраля 2017 года по делу N А60-43743/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА

Судьи
Л.Х.РИБ
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)