Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Управляющая компания Левобережного района": Пыльцыной Н.Д., представителя по доверенности от 01.10.2015;
- от Административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж: Самойловой С.С., представителя по доверенности от 11.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2015 по делу N А14-13746/2015 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания Левобережного района" (ОГРН 1123668009376, ИНН 3663090798) к Административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж (ОГРН 1043600058281, ИНН 3666115240), об отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 566/2015 от 15.09.2015
установил:
Открытое акционерное общество "Управляющая компания Левобережного района" (далее - заявитель, ОАО "УК Левобережного района", управляющая компания, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж (далее - административный орган, административная комиссия) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 566/2015 от 15.09.2015.
Решением суда от 23.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Административная комиссия при управе Левобережного района городского округа город Воронеж обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения. Отсутствие бункера-накопителя для сбора крупногабаритных отходов на спорной контейнерной площадке подтверждается материалами дела. Событие вменяемого правонарушения доказано.
Как видно из материалов дела, по договору N б/н от 30.05.2012 ОАО "УК Левобережного района" осуществляет управление многоквартирным домом N 34 по ул. Баррикадная г. Воронежа (л.д. 78-87).
Должностными лицами отдела по осуществлению контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля администрации городского округа город Воронеж (далее - УАТК) в результате обследования контейнерной площадки, расположенной у дома N 34 по ул. Баррикадная г. Воронежа, и предназначенной для сбора и складирования твердых бытовых отходов, 11.08.2015 был установлен факт отсутствия бункера-накопителя для сбора крупногабаритных отходов, образовавшихся от жителей дома, обслуживаемого ОАО "УК Левобережного района", чем нарушен п. 3.7.1 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 23.10.2006 N 1856 (далее - Порядок).
Данное обстоятельство зафиксировано в акте осмотра (обследования) территории N 172 от 11.08.2015 (л.д. 51-53).
Уведомлением от 11.08.2015 заявитель был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует отметка о получении последним данного уведомления 11.08.2015 со вх. N 1505/08 на самом документе.
Должностным лицом отдела по осуществлению контроля в сфере благоустройства УАТК городского округа г. Воронеж - ведущим специалистом отдела Игнатьевым А.О., был составлен протокол N 018891 от 11.08.2015 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 37.3 Закона N 74- ОЗ (л.д. 46).
Копия протокола N 018891 от 11.08.2015 об административном правонарушении и копия акта осмотра (обследования) N 172 от 11.08.2015 заявителем получены 19.08.2015 (сопроводительное письмо от 19.08.2015 N 5/3-345исх.).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона N 74-ОЗ УАТК администрации городского округа г. Воронеж направила материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО "УК Левобережного района", в порядке предусмотренном ч. 2 ст. 37.3 Закона N 74-ОЗ, в административную комиссию при управе Левобережного района городского округа город Воронеж для рассмотрения и принятия решения (сопроводительное письмо от 20.08.2015 N 5/3-357исх.).
Управляющая компания 24.08.2015 была уведомлена о рассмотрении дела об административном правонарушении 01.09.2015 в 15 час. 00 мин. (л.д. 48).
Определением от 01.09.2015 рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 15.09.2015 на 15 час. 00 мин. для представления управляющей компанией дополнительных доказательств по делу.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя, 15.09.2015 административная комиссия, в присутствии представителя юридического лица по доверенности Попова А.В., вынесла постановление по делу N 566/2015 о назначении административного наказания, согласно которому ООО "УК Левобережного района" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 37.3 Закона N 74-ОЗ в виде взыскания штрафа в размере 50000 руб. Копия оспариваемого постановления о назначении административного наказания получена управляющей компанией 18.09.2015 (л.д. 68-69).
Считая вынесенное постановление незаконным, Открытое акционерное общество "Управляющая компания Левобережного района" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что административный орган не доказал наличие события административного правонарушения и вину управляющей компании.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с п. "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, ч. 1 статьи 1.1 КоАП РФ, п. 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ, п. 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ, ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ, подпунктом 1 части 1 ст. 28.1 КоАП РФ, Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 02.11.2010 N 1006 "Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления городского округа город Воронеж, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", ч. 2 ст. 7 Закона от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" оспариваемое постановление было вынесено административной комиссией при управе Левобережного района г. Воронежа в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с ч. 2 ст. 37.3 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" несоблюдение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления городских округов по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила) организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, входящего в состав общего имущества, а также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно пункту 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Данные Правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание жилищного фонда.
Обязанность по оборудованию и надлежащему содержанию контейнерной площадки для сбора отходов от многоквартирных домов возложена на организацию, управляющую соответствующим многоквартирным домом.
Материалы дела свидетельствуют, что ОАО "УК Левобережного района" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. Баррикадная, д. 34.
В ходе проверки административный орган зафиксировал, что на спорной контейнерной площадке, расположенной у дома 34 по ул. Баррикадная, г. Воронежа, отсутствует бункер - накопитель для сбора крупногабаритных отходов.
Крупногабаритные отходы являются самостоятельным видом отходов.
К ним относятся упаковочные материалы, предметы домашнего обихода: бытовая техника, сантехническое оборудование, мебель, металлические и деревянные конструкции, отходы от текущего ремонта жилых помещений и т.д.
Согласно п. 3.7 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа город Воронеж сбор бытовых отходов, в том числе крупногабаритных, осуществляется на контейнерных площадках (наземных или полуподземных), размещение и оборудование которых производится в соответствии с действующими строительными, санитарными и иными нормами и правилами.
Согласно рекомендациям по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР, утвержденных заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 09.03.1982, к твердым бытовым отходам, входящим в норму накопления от населения и удаляемым транспортом спецавтохозяйств, относятся отходы, образующиеся в жилых зданиях, включая отходы от текущего ремонта квартир, отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода (при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов).
Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88).
Постановлением главы городского округа город Воронеж от 23.10.2006 N 1856 утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа город Воронеж.
В соответствии пунктом 3.7.1 Порядка на контейнерных площадках устанавливается оборудование (контейнеры, бункеры-накопители) для сбора твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов, вторичного сырья (последнее - на усмотрение владельца).
Пунктом 3.2. Порядка предусмотрено, что сбор твердых бытовых отходов производится: в мусоросборники (контейнеры), установленные на специальных площадках (контейнерных площадках), предназначенных для сбора отходов жителей многоквартирного дома (группы многоквартирных домов, группы частных домовладений); в контейнеры-накопители мусоропроводов многоквартирных домов; в бункеры-накопители, специальные контейнеры или на площадки для крупногабаритных отходов; в контейнеры-накопители, предназначенные для раздельного сбора отходов, являющихся вторичным сырьем; в урны; - в специализированный автотранспорт.
В соответствии с пунктом 5.7 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж", утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 N 190-II (далее - Правила благоустройства) юридические и физические лица обязаны, в том числе, складировать бытовые отходы (за исключением крупногабаритных) в контейнеры, а крупногабаритные отходы и крупногабаритный мусор (ветки, елки и т.д.) - в бункеры-накопители либо в специально отведенные места.
В соответствии с п. 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее Правила N 170) крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Таким образом, указанные нормы норма являются альтернативными, то есть предполагающими один из вариантов: размещение крупногабаритных отходов в бункеры-накопители либо в специально отведенных местах. А варианты размещения отходов в данном случае указаны через соединительно-разделительный союз "либо".
Следовательно, является верным вывод суда области, что законодательством предусмотрено размещение крупногабаритных отходов:
- в бункерах-накопителях, специальных контейнерах либо
- на площадках для крупногабаритных отходов (на специально отведенных местах).
Согласно п. 12.3 Правил благоустройства, разработанных с учетом норм СанПиН 42-128-4690-88, решение о размещении контейнерных площадок принимается в порядке, установленном санитарными нормами и правилами.
Количество площадок, контейнеров и бункеров-накопителей на контейнерных площадках и выкатных контейнеров в камерах мусоропроводов должно соответствовать санитарным нормам и правилам (п. 12.4 Правил).
Частью 4 статьи 210 АПК РФ на административные органы возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
Материалы дела свидетельствуют, что контейнерная площадка, расположенная у дома N 34 по ул. Баррикадная г. Воронежа оборудована согласно санитарным нормам и правилам.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
В силу изложенных норм права административный орган не доказал необходимости в установлении Обществом бункера-накопителя на контейнерной площадке у дома N 34 по ул. Баррикадная г. Воронежа при наличии на ней 5 контейнеров объемом 0,75 кубических метра (л.д. 53) с учетом того факта, что законодательно предусмотрены альтернативные варианты размещения крупногабаритных отходов.
Указанное количество контейнеров соответствует количеству скапливаемого мусора на спорной контейнерной площадке. Доказательств обратного административным органом не представлено.
Из протокола об административном правонарушении не усматривается, что административным органом был проведен анализ того, имеются ли на осматриваемой территории специальные площадки для крупногабаритных отходов (на специально отведенных местах).
Согласно абзацу второму пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд апелляционной инстанции полагает верными выводы суда области, что протокол об административном правонарушении N 018891 от 24.08.2015 не может быть признан арбитражным судом надлежащим доказательством, подтверждающим событие правонарушения и вину управляющей компании (ст. 71 АПК РФ), в связи с тем, что он основан на лишь констатации факта нарушения заявителем пункта 3.7.1 Порядка: в протоколе не приведены конкретные пункты санитарных и иных норм и правил, которые нарушила управляющая компания, а имеется лишь ссылка на общие положения пункта 3.7.1 Порядка.
Применяя п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, суд правильно истолковал неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку были исследованы судом первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о незаконности постановления Административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж от 15.09.2015 Административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж о назначении открытому акционерному обществу "Управляющая компания Левобережного района" административного наказания по делу N 566/2015 по основаниям ч. 2 ст. 37.3 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области".
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, административным органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2015 по делу N А14-13746/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.03.2016 N 19АП-673/2016 ПО ДЕЛУ N А14-13746/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. по делу N А14-13746/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Управляющая компания Левобережного района": Пыльцыной Н.Д., представителя по доверенности от 01.10.2015;
- от Административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж: Самойловой С.С., представителя по доверенности от 11.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2015 по делу N А14-13746/2015 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания Левобережного района" (ОГРН 1123668009376, ИНН 3663090798) к Административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж (ОГРН 1043600058281, ИНН 3666115240), об отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 566/2015 от 15.09.2015
установил:
Открытое акционерное общество "Управляющая компания Левобережного района" (далее - заявитель, ОАО "УК Левобережного района", управляющая компания, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж (далее - административный орган, административная комиссия) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 566/2015 от 15.09.2015.
Решением суда от 23.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Административная комиссия при управе Левобережного района городского округа город Воронеж обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения. Отсутствие бункера-накопителя для сбора крупногабаритных отходов на спорной контейнерной площадке подтверждается материалами дела. Событие вменяемого правонарушения доказано.
Как видно из материалов дела, по договору N б/н от 30.05.2012 ОАО "УК Левобережного района" осуществляет управление многоквартирным домом N 34 по ул. Баррикадная г. Воронежа (л.д. 78-87).
Должностными лицами отдела по осуществлению контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля администрации городского округа город Воронеж (далее - УАТК) в результате обследования контейнерной площадки, расположенной у дома N 34 по ул. Баррикадная г. Воронежа, и предназначенной для сбора и складирования твердых бытовых отходов, 11.08.2015 был установлен факт отсутствия бункера-накопителя для сбора крупногабаритных отходов, образовавшихся от жителей дома, обслуживаемого ОАО "УК Левобережного района", чем нарушен п. 3.7.1 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 23.10.2006 N 1856 (далее - Порядок).
Данное обстоятельство зафиксировано в акте осмотра (обследования) территории N 172 от 11.08.2015 (л.д. 51-53).
Уведомлением от 11.08.2015 заявитель был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует отметка о получении последним данного уведомления 11.08.2015 со вх. N 1505/08 на самом документе.
Должностным лицом отдела по осуществлению контроля в сфере благоустройства УАТК городского округа г. Воронеж - ведущим специалистом отдела Игнатьевым А.О., был составлен протокол N 018891 от 11.08.2015 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 37.3 Закона N 74- ОЗ (л.д. 46).
Копия протокола N 018891 от 11.08.2015 об административном правонарушении и копия акта осмотра (обследования) N 172 от 11.08.2015 заявителем получены 19.08.2015 (сопроводительное письмо от 19.08.2015 N 5/3-345исх.).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона N 74-ОЗ УАТК администрации городского округа г. Воронеж направила материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО "УК Левобережного района", в порядке предусмотренном ч. 2 ст. 37.3 Закона N 74-ОЗ, в административную комиссию при управе Левобережного района городского округа город Воронеж для рассмотрения и принятия решения (сопроводительное письмо от 20.08.2015 N 5/3-357исх.).
Управляющая компания 24.08.2015 была уведомлена о рассмотрении дела об административном правонарушении 01.09.2015 в 15 час. 00 мин. (л.д. 48).
Определением от 01.09.2015 рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 15.09.2015 на 15 час. 00 мин. для представления управляющей компанией дополнительных доказательств по делу.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя, 15.09.2015 административная комиссия, в присутствии представителя юридического лица по доверенности Попова А.В., вынесла постановление по делу N 566/2015 о назначении административного наказания, согласно которому ООО "УК Левобережного района" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 37.3 Закона N 74-ОЗ в виде взыскания штрафа в размере 50000 руб. Копия оспариваемого постановления о назначении административного наказания получена управляющей компанией 18.09.2015 (л.д. 68-69).
Считая вынесенное постановление незаконным, Открытое акционерное общество "Управляющая компания Левобережного района" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что административный орган не доказал наличие события административного правонарушения и вину управляющей компании.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с п. "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, ч. 1 статьи 1.1 КоАП РФ, п. 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ, п. 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ, ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ, подпунктом 1 части 1 ст. 28.1 КоАП РФ, Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 02.11.2010 N 1006 "Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления городского округа город Воронеж, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", ч. 2 ст. 7 Закона от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" оспариваемое постановление было вынесено административной комиссией при управе Левобережного района г. Воронежа в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с ч. 2 ст. 37.3 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" несоблюдение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления городских округов по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила) организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, входящего в состав общего имущества, а также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно пункту 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Данные Правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание жилищного фонда.
Обязанность по оборудованию и надлежащему содержанию контейнерной площадки для сбора отходов от многоквартирных домов возложена на организацию, управляющую соответствующим многоквартирным домом.
Материалы дела свидетельствуют, что ОАО "УК Левобережного района" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. Баррикадная, д. 34.
В ходе проверки административный орган зафиксировал, что на спорной контейнерной площадке, расположенной у дома 34 по ул. Баррикадная, г. Воронежа, отсутствует бункер - накопитель для сбора крупногабаритных отходов.
Крупногабаритные отходы являются самостоятельным видом отходов.
К ним относятся упаковочные материалы, предметы домашнего обихода: бытовая техника, сантехническое оборудование, мебель, металлические и деревянные конструкции, отходы от текущего ремонта жилых помещений и т.д.
Согласно п. 3.7 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа город Воронеж сбор бытовых отходов, в том числе крупногабаритных, осуществляется на контейнерных площадках (наземных или полуподземных), размещение и оборудование которых производится в соответствии с действующими строительными, санитарными и иными нормами и правилами.
Согласно рекомендациям по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР, утвержденных заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 09.03.1982, к твердым бытовым отходам, входящим в норму накопления от населения и удаляемым транспортом спецавтохозяйств, относятся отходы, образующиеся в жилых зданиях, включая отходы от текущего ремонта квартир, отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода (при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов).
Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88).
Постановлением главы городского округа город Воронеж от 23.10.2006 N 1856 утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа город Воронеж.
В соответствии пунктом 3.7.1 Порядка на контейнерных площадках устанавливается оборудование (контейнеры, бункеры-накопители) для сбора твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов, вторичного сырья (последнее - на усмотрение владельца).
Пунктом 3.2. Порядка предусмотрено, что сбор твердых бытовых отходов производится: в мусоросборники (контейнеры), установленные на специальных площадках (контейнерных площадках), предназначенных для сбора отходов жителей многоквартирного дома (группы многоквартирных домов, группы частных домовладений); в контейнеры-накопители мусоропроводов многоквартирных домов; в бункеры-накопители, специальные контейнеры или на площадки для крупногабаритных отходов; в контейнеры-накопители, предназначенные для раздельного сбора отходов, являющихся вторичным сырьем; в урны; - в специализированный автотранспорт.
В соответствии с пунктом 5.7 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж", утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 N 190-II (далее - Правила благоустройства) юридические и физические лица обязаны, в том числе, складировать бытовые отходы (за исключением крупногабаритных) в контейнеры, а крупногабаритные отходы и крупногабаритный мусор (ветки, елки и т.д.) - в бункеры-накопители либо в специально отведенные места.
В соответствии с п. 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее Правила N 170) крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Таким образом, указанные нормы норма являются альтернативными, то есть предполагающими один из вариантов: размещение крупногабаритных отходов в бункеры-накопители либо в специально отведенных местах. А варианты размещения отходов в данном случае указаны через соединительно-разделительный союз "либо".
Следовательно, является верным вывод суда области, что законодательством предусмотрено размещение крупногабаритных отходов:
- в бункерах-накопителях, специальных контейнерах либо
- на площадках для крупногабаритных отходов (на специально отведенных местах).
Согласно п. 12.3 Правил благоустройства, разработанных с учетом норм СанПиН 42-128-4690-88, решение о размещении контейнерных площадок принимается в порядке, установленном санитарными нормами и правилами.
Количество площадок, контейнеров и бункеров-накопителей на контейнерных площадках и выкатных контейнеров в камерах мусоропроводов должно соответствовать санитарным нормам и правилам (п. 12.4 Правил).
Частью 4 статьи 210 АПК РФ на административные органы возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
Материалы дела свидетельствуют, что контейнерная площадка, расположенная у дома N 34 по ул. Баррикадная г. Воронежа оборудована согласно санитарным нормам и правилам.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
В силу изложенных норм права административный орган не доказал необходимости в установлении Обществом бункера-накопителя на контейнерной площадке у дома N 34 по ул. Баррикадная г. Воронежа при наличии на ней 5 контейнеров объемом 0,75 кубических метра (л.д. 53) с учетом того факта, что законодательно предусмотрены альтернативные варианты размещения крупногабаритных отходов.
Указанное количество контейнеров соответствует количеству скапливаемого мусора на спорной контейнерной площадке. Доказательств обратного административным органом не представлено.
Из протокола об административном правонарушении не усматривается, что административным органом был проведен анализ того, имеются ли на осматриваемой территории специальные площадки для крупногабаритных отходов (на специально отведенных местах).
Согласно абзацу второму пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд апелляционной инстанции полагает верными выводы суда области, что протокол об административном правонарушении N 018891 от 24.08.2015 не может быть признан арбитражным судом надлежащим доказательством, подтверждающим событие правонарушения и вину управляющей компании (ст. 71 АПК РФ), в связи с тем, что он основан на лишь констатации факта нарушения заявителем пункта 3.7.1 Порядка: в протоколе не приведены конкретные пункты санитарных и иных норм и правил, которые нарушила управляющая компания, а имеется лишь ссылка на общие положения пункта 3.7.1 Порядка.
Применяя п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, суд правильно истолковал неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку были исследованы судом первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о незаконности постановления Административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж от 15.09.2015 Административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж о назначении открытому акционерному обществу "Управляющая компания Левобережного района" административного наказания по делу N 566/2015 по основаниям ч. 2 ст. 37.3 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области".
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, административным органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2015 по делу N А14-13746/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)